ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

4.4. Противоминная стойкость танка Т-64

 

Таблица 7. Результаты испытаний противоминной стойкости танков Т-64 и Т-72.

Наименование узла

 

Критическая масса (кг) взрывчатого вещества (ВВ) необходимого для разрушения узла.

Т-64

Т-72

Гусеница под опорным катком

0,8

1,4

Гусеница между опорным и катками

0,8

1,2

Гидроамортизатор

1,0

4,0

Подшипниковый узел опорного катка

3,0

4,0

Диск опорного катка

1,9

2,0

Крепление подвески

5

5,5

               

          Казалось бы налицо по указанному параметру безоговорочное превосходство ХЧ танка  Т-72. Но так – ли это на самом деле? Гений А.А. Морозов сознательно применил легкую, ажурную конструкцию ХЧ, превзошедшую все известные как по эксплуатационным, техническим так и по боевым характеристикам!

Поймав ящерицу и удерживая ее за хвост, рискуем с хвостом и остаться.

Максимально облегченная  ходовая часть Т-64 обеспечивает  наименьший динамический импульс на корпус танка от детонирующего фугаса путем разрушения «слабого звена», тем самым возрастает вероятность сохранения боеспособного состояния членов экипажа, т.е., жертвуя «хвостом» - сохраняем жизнь! С другой стороны, к приведенным в таблице 7 результатам следует существенное дополнение – с минного поля, потеряв два опорных катка, 9 звеньев гусеничной ленты через 40 минут после подрыва,  самостоятельно, восстановленный членами экипажа  вышел  только один танк – Т-64.

Противоминная стойкость танка оказывает существенное влияние работу механизма (автомата) заряжания (рис. 39).

Сравнение МЗ и АЗ танков Т-64 и Т-72

Рис.39. Сравнение МЗ и АЗ танков Т-64 и Т-72

 

4.5. Изделие 439 - мобилизационный вариант Т-64

Выполняя постановление Правительства и СМ №802-266 от 15.08.1967, ХКБМ разработало конструкторскую документацию на установку в танк Т-64 двигателя В-45, оснащение которыми предполагалось в особый период. В 1969 году она была передана на УВЗ, на котором полным ходом шла разработка Т-72.

По-видимому, руководство МОП  решило подстраховать себя и поручило ХКБМ самому спроектировать и изготовить мобилизационный вариант Т-64 до принятия Т-72 на вооружение, которое произошло 7августа 1973 года (вышло постановление СМ «О принятии на вооружение нового среднего танка Т-72.») так возникло изделие 439.

«5.09.72 г. Посещение завода Шкурко, Дмитриевыми Маресевым. Рассматривался вопрос об изд. 439 для Нижнего Тагила… Министр приказал к маю 1973 г. сделать два образца 439. Я поручил заняться этим вопросом Баисову М.Я.» [5].стр.176

На рис. 40 приведены ТТХ изд. 439. Обратите внимание на высокий уровень его унификации с базовым образцом Т-64  - до 80%

Основные ТТХ изд 439Б

Рис.40. Основные ТТХ изд 439Б

 

«11.01.73. Совещание в ХКБМ. Проводил О.В. Соич. Выступали: Исаев по системе «Кобра» для установочной партии, Баисов по изд. 439. Царев по результатам марша черкасского  полка, Дорошенко по опорным каткам… Ковалюх по результатам установки «Стрелы–3», сравнения «Утеса» ЛКЗ и нашего.» [ 5 ]. Стр.184.

В начале 70-х годов А.А. Морозов уделял большое внимание противодействию боевым вертолетам, носителям ракетного противотанкового оружия.

Через 25 лет в Ираке американские вертолеты АН-64 «Апач» будут безнаказанно уничтожать советские Т-72, оснащенных бесполезным «Утесом»…

Установка комплексов «Стрела-3» на танк Т-64.

Рис. 40. Установка комплексов «Стрела-3» на танк Т-64.

 

5. Общие выводы

1.      Принятие на вооружение «сырого», «с полным букетом детских болезней» танка Т-64 было политическим шагом Советского руководства,  ответом Западу на появление танков М-60 (США), Леопард (ФРГ), Челленджер (Англия) и АМХ-30 (Франция). Это сиграло важную роль как сдерживающий фактор от возможной агрессии в 60-е.. 70-е годы прошлого века ( Чехословацкий кризис, противостояние во Въетнаме и на  Ближнем Востоке).

  1. Появление  Т-64 позволило СССР осуществить прорыв в танкостроении: появилось понятие основной боевой танк, что стирало различия между средними и тяжелыми танками.  Одновременно с этим, возник прорыв в смежных с танкостроением областях: материаловедение, комбинированная защита,  двигателестроение, пушечное и ракетное вооружение. СССР закрепил свое лидирующее место в мировом танкостроении.
  2.  Разработка танка Т-64 усилило противостояние между ведущими КБ Харькова, Ленинграда и Нижнего Тагила внутри страны. Провалив собственные разработки нового среднего танка 60-х годов, ЛКЗ (объект 287) и «Уралвагонзавод» (объект 140), при поддержке  ЦК КПСС (И. Ф. Дмитриев, И.Д. Сербин ), ВПК при СМ СССР ( О.К. Кузьмин, Ю.П. Костенко), ГБТУ МО СССР (А.Х. Бабаджанян, Ю.А. Рябов), предприняли попытку клонирования танка Т-64, применительно к своим производственным возможностям, сохраняя морозовскую идеологию и  «обливая грязью» харьковскую разработку.
  3. Совместные испытания танков Т-64А  (двигатели V серии), Т-72 и Т-80, проведенные в начале 70-х годов подтвердили, заложенные на стадии проектирования показатели надежности и высокие ТТХ харьковской машины и открывали пути для  дальнейшей модернизации, обеспечивающих лидерство в мировом танкостроении.
  4. Принятие на вооружение танков Т-72 (1973г) и Т-80 (1976 г) явилось государственным преступлением, повлекшим многомиллионные финансовые потери, снижение боеспособности армии, утрате СССР лидирующих позиций в мировом танкостроении и длительному, сорокалетнему застою.
  5. История отечественного танкостроения наглядно показывает: непрофессиональное и некомпетентное управление страной, ее экономикой,  людскими и материальными ресурсами привело к «раскачивании лодки» под названием Советский Союз и его последующему развалу.

7.      Разработка и принятие на вооружение нового китайского танка VT-1А,  оборудованного украинским МТО с двигателем 6ТД-2  подняли интерес потенциальных покупателей стран Африки, Южной Америки и Юго-Восточной Азии к материалам совместных испытаний танков Т-64, Т-72 и Т-80, проведенных в СССР.

 

6. Список использованных источников

1. Ашик М.В., Ефремов А.С., Попов Н.С. Танк, бросивший вызов времени. – СПб, 2001.

2. Steven J Zaloga. T-80 STANDARD TANK. The Soviet Army’s Last Champinion. Osprey publishing, 2009

3.  Вавилонский Э.Б., Куракса О.А., Неволин В.М.  Ответ оппонентам. Отклики на выступления и публикации в СМИ сторонников газотурбинного танка Т-80.// Техника и вооружение № 2-6/2008 г.

4. Вавилонский Э.Б., Куракса О.А., Неволин В.М. Основной боевой танк России. Откровенный разговор о проблемах танкостроения. Нижний Тагил: «Медиа-Принт» 2008, 189 с.

5. Чернышев В.Л. ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора А.А. Морозова. Харьковский гвардейский ордена Красной Звезды институт танковых войск имени Верховного Совета Украины Национального технического университета «Харьковский политехнический институт», Харьков, 2007, 275 с.

6. Акт о результатах войсковых испытаний изд. 219, 447А, 172 выпуска 1979г. Тема 8733.

    Акт о результатах войсковых испытаний изд. 219, 447А, 172 Тема 9562.

    Технический отчет по результатам сравнительных испытаний проходимости изд. 219, 434, 172 Тема 6951.

    Исследование характеристик изд.219, 434, 172, 162. Тема 7056/7057.  1976г.

    Акты и отчеты о результатах войсковых  испытаний изд. 219, 447А, 172 и их модификаций за 1976-93 гг.

7. Документальный фильм «Харьков: танковый прорыв». Харьковский телеканал ОТБ, сентябрь 2009.

8. Информационная технология «Gill» и ее применение в создании подвижных комплексов вооружения. www.btvt.narod.ru/1/gill/gill.htm

9. Рагулин С.В., Чернышев В.Л. Комплексное моделирование функциональных возможностей зенитной самоходной установки ЗСУ-23-4 «Шилка». Материалы 1 международной конференции «Артиллерийские ствольные системы, боеприпасы, средства артиллерийской разведки и управления огнем», Киев, ГНТЦ АСВ, сентябрь 1997г.

10. Медведь С. Золотые идеи в оборонке. // Военный парад. №1, 2008.

11. Урбанович М. Судьба Т-64. http://armor.kiev.ua/Tanks/Modern/T64/life_t64.php

12. Славиковский А.Г. Воспомининия о выдающемся конструкторе танков А.А. Морозове. //Механика и машиностроение, № 1, 2003.

13. Кириченко П.И., Пастернак Г.Б. Парадоксы отечественного танкостроения. // Техника и вооружение № 2,  2005.

14. Карцев Л.Н. Уралвагонзавод-флагман мирового танкостроения. // Техника и вооружение № 7,  2002.

15. Карцев Л.Н. Воспоминания главного конструктора танков. // Техника и вооружение   № 1-6,  2008 .

16. Костенко Ю.П.  Танки. Воспомининия и размышления. Нижний Тагил, ЗАО «Репринт», 2008

17. Рязанцев Н.К. Моторы и судьбы о времени и о себе. Харьков: ХНАДУ, 2009.,272 с.

 

 

© BTVT.narod.ru