ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

3. Сравнение ходовых систем танков Т-64 и Т-72 по

массо-габаритным и стоимостным показателям

 

«… Одним из главных недостатков ходовой части танка Т-64 была его запредельная стоимость.» [8], часть VII.

Сериал «И танки наши быстры…», подготовленный «Уралвагонзаводом», ВНИИТрансмашем и ГБТУ МО РФ, по мнению авторов статьи, пытаются представлять желаемое за действительное…

Предлагаем Вам ознакомиться с фактическими материалами по ходовым системам танков Т-64, Т-72 и Т-80, которые могут быть получены в местах их эксплуатации от Южной Кореи до Ближнего Востока обычными замерами, взвешиванием и знаниями элементарных  законов ценообразования при социалистическом способе производства…

 

3.1. Массо-габаритные показатели ходовых систем танков Т-64, Т-72 и Т-80

Основные массо-габариные характеристики деталей и узлов ходовых частей танков Т-64, Т-72 и Т-80 приведены в таблице 3. Они могут незначительно изменяться, в зависимости от года выпуска изделия.

Таблица 3.

Узел

Параметр

Размерн.

Т-64

Т-72

Т-80

 

Трак

Масса

кг

12.55

16.65

16.00

Шаг

мм

164

137

164

Ширина

мм

540

580

580

 

Опорный каток

Масса

кг

110

194

120

Диаметр

мм

555

750

670

Ширина обода

мм

54.5

190

170

Допустимая статическая нагрузка

 

кН

 

41.16

 

47.67

 

42.20

Балансир

Масса

кг

63.3

87.87

68.9

Радиус

мм

380

250

350

 

 

Торсион

Масса

кг

20.0

31.7

39.0

Рабочая длина

мм

1210

2310

2013

Диаметр

мм

48

47

53

Допускаемые напряжения

Мпа

1500

1300

1300

Гидроамортизатор

Масса

кг

26.1

58.0

27.0

Усилие отсечки

кн

90

15 ..21

120

Ведущее колесо

Масса

кг

165

198

185

Диаметр

мм

630

615

630

Направляющее

колесо

Масса

кг

166

212

217

Диаметр

мм

550

520

514

Поддерживающий каток

Масса

кг

12.3

34.6

12.0

Диаметр/ширина

мм

225 / 62

204 / 80

225 / 125

Масса всей ходовой части

кг

6200.0

8340.0

8399.5

 

3.2. Оценка стоимостных показателей ходовых частей Т-64  и Т-72

 По оценке экономистов 65 – 70 % от себестоимости составляет стоимость металла. При изготовлении деталей и узлов ходовой части применяется легированная сталь, стальное литье и цветные металлы. Снижение металлоемкости конструкции и замена дорогостоящих цветных металлов, без ухудшения рабочих характеристик, является одним из путей снижения себестоимости продукции. Содержание цветных металлов в ходовой части танков представлено в таблице 4.

 

Таблица 4.

Танк

Т-64

Т-80

Т-72

Содержание цветных  металлов в узлах и деталях ходовых систем, кг.

152

780

1110

 

В таблице 5 приведена поузловая стоимость ходовых систем серийно выпускаемых танков Т-64, Т-72 и Т-80 в ценах  1985 года (руб.).

Таблица 5.

Наименование узла

Т-64

Т-72

Т-80

Опорный каток

247

660

485

Балансир средний

63

300

302

Блок подвески средний

365

1100

981

Вал торсионный

38

94

145

Гидроамортизатор

124

400

544

Каток поддерживающий

37

148

241

Ведущее колесо

350

539

1183

Колесо направляющее с м-м натяжения

434

596

921

Гусеница

1900

1500

5800

Цена комплекта ходовой части на изделие

11218

25265

34994

Низкая себестоимость узлов ходовой части Т-64 обусловлена  ее технологичностью и совершенствованием конструкции (число деталей, обеспечивающих работоспособность). В таблице 6 приведены данные по количеству деталей в ходовой части и на танке (по состоянию на 1988 год). Минимизация количества деталей, при сохранении ТТХ и показателей надежности – это морозовская школа проектирования.  Превзойти ее оказалась не под силам ни ЛКЗ,  ни «Уралвагонзаводу»…

 

Таблица 6.

 

Количество деталей ХЧ

(ед.)

Количество деталей

на танке

 (ед.)

Масса комплекта ХЧ

(кг)

Стоимость комплекта*

 (долл.)

Т-64

167

2978

6155

51998

Т-72

229

3302

8370

79112

Т-80

247

4467

8206

124790

 

* Стоимость комплекта определена по состоянию на 1.1.2010 г. путем перерасчета относительно базовой цены – цены 1988г.

 

3.3. Эксплуатационные расходы

    Практика войсковой эксплуатации танков показывает - затраты на поддержание в боеспособном состоянии ходовой части танка в два раза превосходят стоимость их первичного изготовления. Следовательно,  затраты на обслуживание ходовой части и поддержание боеготовности танка Т-64 составляет всего 44% от аналогичных затрат на Т-72 и 32% (!)  на  Т-80.

 

3.4. Выводы по разделу 3.

  1. Конструкция ходовой части танка Т-64 по состоянию на 1988 год является более совершенной. Если число деталей  его ходовой части (таблица 6)  принять за 1, то  Т-72 и      Т-80 уступают соответственно в 1.37 и 1.49 раза.
  2. Себестоимость деталей и узлов ходовой части Т-64 и ее себестоимость ее армейской эксплуатации  была значительно меньше, чем у  Т-72 и Т-80.  По–видимому, это обстоятельство препятствовало продаже лицензий на его производство, включая технологии изготовления двигателя 5ТДФ, третьим странам. Танк Т-64 находился ТОЛЬКО на вооружении Советской Армии, был ее ударной силой в ГСВГ. В то же время  Т-72 свободно экспортировался на мировом рынке вооружения, а его производство осваивали страны Варшавского договора и Индия.
  3. Правильность данного шага подтверждено временем. Пакистанский опыт эксплуатации танков Т-84, в условиях Юго-Восточной Азии, показал высокие рабочие качества двигателя 6ТД-2, преемника 5ТДФ,  производство которого осталось на Украине.

 

© BTVT.narod.ru