ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

 

2.2.3. Гидроамортизатор

На  танке Т-64 применяется телескопический гидроамортизатор, одноступенчатый двустороннего дейст­вия рис. 21. В качестве  рабочей жидкости используется 7-50-СЗ. Ее применение повысило надежность гидроамортизаторов. Величина усилия отсечки на прямом ходе равна 9000 кг. Гидроамортизатор работает очень эффективно. Расплатой за эффективность стал перегрев рабочей жидкости. Выходом из сложившейся ситуации явилось установка термоклапана. При интенсивной работе амортизатора и нагреве масла биметаллическая пластинка, под воздействием тепла, вследствии разных коэффициентов расширения составляющих пластин, будет деформироваться и больше откроет отверстие, через которое легче и больше пойдет поток масла. Жидкость охладиться, пластинка возвратится в исходное положение, и амортизатор снова будет работать в своем режиме. Это простое решение было предложено главным конструктором  А. А. Морозовым [ 5 ].

На первых порах, из-за износа, часто разрушались шток и уплотнения гидроамортизатора. В последствии установили резиновый кожух и проблема исчезла.

Гидроамортизатор танка Т-64                 Лопастной гидроамортизатор танка Т-72

 

Рис. 21. Гидроамортизатор танка Т-64              Рис. 22. Лопастной гидроамортизатор танка Т-72

 

На каждом борту танка Т-72, на первых, вторых и шестых подвесках,  установлено  три рычажно-лопастных амортизатора рис. 22. Угол поворота рычага составляет  87 0. Диаметр камеры 250 мм, объем рабочей жидкоси 2550 см 3. Площадь охлаждения 3800 см 3.

 К достоинствам лопастного гидроамортизатора следует отнести отсутствие свободных ходов, что имеет место у амортизатора Т-64. Среди недостатков следует отметить: ослабление защиты корпуса, дополнительное техническое обслуживание,  более высокую материалоемкость конструкции.

 

2.2.4. Торсион

«Изюминкой» системы подрессоревания танка Т-64 явились укороченные в два раза торсионы; именно это конструкторское решение обеспечиваех их соосность. Для сохранения требуемого динамического хода, который определяется углом закручивания, пришлось в два раза повысить допускаемые касательные напряжения кручения.

 Технология изготовления торсионов танка Т-64 позволяет достичь допус­каемые касательные напряжения 1500 Мпа (на «Леопард-1» - только 1050 Мпа, на Т-72 – 1300 Мпа). Данная технология была разработана к.т.н. Екатериной Дмитриевной Цыпиной (ВНИИСталей), которая в последствии получила название: упрочнение рабочей поверхности  деформационным старением мартенсита путем продольной раскатки стержня торсиона.

На первых порах эксплуатации танков Т-64 имели место случаи поломок торсионов, но это вызывалось отступлени­ем от технологии изготовления и микроповреждениями поверхностного слоя. Его защита, путем обматывания изоляционной лентой, оказалось предельно простой и достаточно эффективной. В последствии, конструкция была доведена до требуе­мого уровня, замечаний по их работе не возникало. Укороченный в два раза торсион сохранил требуемый угол закручивания 62 0.

 

2.3. Направляющее колесо

Оригинальность конструкторского мышления морозовской школы проектирования проявилась при создании и этого узла ходовой части танка Т-64. Обычный опорный каток с внутренней амортизацией, с незначительными, невидимыми внешне изменениями был превращен в важный узел ходовой части – направляющее колесо рис.  23. Это была не просто прихоть конструктора: уменьшить объем возложенной на него работы, решалась принципиально новая  задача – обеспечение подвижности танка  при выходе из строя направляющего колеса за счет опорного катка первой подвески, повернутой на требуемый угол. Передняя подвеска танка Т-64 недогружена (масса танка в основном распределена между оставшимися опорными катками), что позволяет перераспределить действующую на нее нагрузку на оставшиеся опорные катки, не превышая допустимые нагрузки.

Направляющее колесо танка Т-64

Рис. 23. Направляющее колесо танка Т-64

Направляющее колесо танка Т-72

Рис. 24. Направляющее колесо танка Т-72

Направляющее колесо танка Т-80

Рис. 25. Направляющее колесо танка Т-80

 

При анализе конструкции направляющих колес танков Т-72 (рис. 24)  и Т-80 (рис. 25), авторы статьи обратили внимание на их внешнюю  схожесть с аналогичными узлами танков Т-34 и Т-55. Может быть, стремление не обременять свои головы поиском новых конструкторских решений и является причиной длительного застоя в отечественном танкостроении…

 

2.4. Ведущее колесо

Отличительной особенностью ведущего колеса танка Т-64 является наличие грязеочистителя, находящегося между венцами рис. 26, а на ведущем колесе Т-80 установлен ограничительный диск, препятствующий сбросу гусеницы рис. 27.

Рис. 26.  Ведущее колесо танка Т-64

Рис. 27. Ведущее колесо Т-80

 

Венец каждого из них имеет 12 зубьев, а радиус равен 0.315 м, что определяется шагом гусеницы  164 мм, но геометрические размеры ведущих колес отличаются друг от друга, поскольку ширина гусениц танков Т-64 и Т-80 различные: соответственно 540 мм и 580  мм .

 

2.5. Поддерживающие катки

Поддерживающий каток танка Т-64

Рис. 28.  Поддерживающий каток танка Т-64

 

Поддерживающий каток  танка Т-80

Рис.29. Поддерживающий каток  танка Т-80

 

Поддерживающие катки танков Т-64 и Т-80 полностью отражают идеологию опорных катков: металлический обод и внутренняя амортизация в первом случае и наружный резиновый бандаж во втором. В принципе каждый из них свою функцию выполнил.

 

2.6. Выводы по разделу 2

  1. Появление Т-64,  первого танка второго послевоенного поколения, стерло грань между средними и тяжелыми машинами, открыло новую страницу в мировом танкостроении, введя понятие – основной боевой танк.
  2. Морозовский принцип: «Нельзя создать новый танк из старых узлов» нашел достойное подтверждение в XXI веке. Только новые элементная база и технологии способны обеспечить развитие техники, ее качественный скачек. Именно эти качества позволили странам Юго-Восточной Азии, во второй половине ХХ века, сделать прорыв  в радиоэлектроние, системах связи и передачи информации, занять лидирующие позиции на мировом рынке.
  3. Провалив собственные разработки по перспективному танку 60-х годов, «Уралвагонзавод» (изд. 140) и ЛКЗ (изд. 287), используя «детские болезни» Т-64, предприняли попытку «удержаться на плаву», предложив «улучшение» и «доработку» харьковской конструкции, используя свои старые наработки, при этом полностью игнорируя идеологию развития танка, заложенную А.А. Морозовым – все системы должны дополнять друг друга и иметь перспективу развития.
  4. Высшее руководство СССР, включая оборонный отдел ЦК КПСС, ВПК, МО и МОП, стремясь подстраховать себя, открыло «зеленую улицу» для «доводки» Т-64, не понимая, что уровень конструкторских работ в Ленинграде и Нижнем Тагиле уступает харьковской школе танкостроения.  Итог плачевный – в СССР появилось три танка, с близкими ТТХ, но совершенно различными конструкциями, что внесло серьезные проблемы в обучении личного состава и материально-техническом обеспечении бронетанковых войск Советской Армии.
  5. Каждая совершенная ошибка порождает следующую. Принятие на вооружение Т-72 и Т-80 потребовало «научного» обоснования целесообразности данного шага, которое проявилось в последующих пятнадцатилетних совместных испытаниях трех машин в различных регионах страны, в поиске ответа на вопрос: «Какой же танк лучше?»

 

© BTVT.narod.ru