ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Материал подготовлен автором сайта  © Аndrei

При подготовке использовались открытые данные.

Всем желающим сообщить дополнительные сведения или внести уточнения просьба писать по адресу: btvt@ukr.net

Использованные материалы:  РОСОБОРОНЭКСПОРТ

"УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000": РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ

http://rbase.new-factoria.ru/search/index7.htm

А.В.Карпенко, С.М. Ганин "Отечественные авиационные тактические ракеты", "Бастион" N1, 2000г.

В.Ильин. "Вестник Авиации и Космонавтики", 8-9, 1997.

Выражаю благодарность участнику форума http://www.gspo.ru/ Дмитрию за помощь в составлении статьи.

Комплекс управляемого оружия армейской авиации

«Вихрь-М»

 

Комплекс управляемого оружия армейской авиации 
«Вихрь-М»

УР "Вихрь-1" КУВ "Вихрь-М"

 

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и самолета Су-25Т - модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

При разработке ракет комплекса «Вихрь» определяющим было ограничение по диаметру, так как для наружной подвески вертолета предполагалось разместить до 12 ПТУР в ТПК, а на штурмовике до 16 ПТУР в ТПК. Поэтому для ракеты было принято рекордно высокое удлинение корпуса. Это способствовало снижению аэродинамического сопротивления и, соответственно, обеспечению требуемых характеристик по скорости и дальности.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка» со складным дугообразным крылом и складным ПГО. В полете, ракета вращается вокруг своей продольной оси.

В передней части корпуса расположен отсек с лидирующим зарядом тандемной БЧ, воздушно-динамическим рулевым приводом закрытого типа с лобовым воздухозаборником и четырьмя аэродинамическими рулями, выдвигаемыми из ниш назад по ходу ракеты. Там же в головной части ракеты расположен неконтактный взрыватель необходимый для повышения эффективности применения по воздушным целям. Далее следует основная кумулятивно-осколочно-фугасная БЧ.

За БЧ расположены топливо маршевого двигателя и сам твердотопливный двигатель ракеты, имеющий два косонаправленных сопла. В конце хвостового отсека ракеты расположена аппаратура управления с приемником лазерного излучения.

При нахождении в ТПК к корпусу ракеты прилегают Х-образно расположенные 4 раскрываемые специальным механизмом консоли крыла, имеющие в плане пятиугольную форму, а при виде от носка ракеты загнутые по часовой стрелке.

Хранение, транспортировка и применение ракеты осуществляются с использованием транспортно-пускового контейнера, с гарантийным сроком складского хранения 10 лет.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся с сентября 1986 г. по октябрь 1986 г. на Гороховецком полигоне, а позднее в ходе войсковых учений в Закарпатье, где штурмовик Су-25Т успешно действовал против условного противника, оснащенного самыми новейшими в то время, образцами зенитных ракетных комплексов ПВО Сухопутных войск СССР.

Су-25Т

 

Су-25Т

 

Ка-50

 

Ка-50

 

Дальнейшим развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10000 м включительно. Он включает в себя: сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием; многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания; различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок. Все это позволяет обеспечить полную автономность средств поражения после пуска.

Оснащение армейской авиации комплексами управляемого вооружения «Вихрь-М» обеспечивает эффективное использование вертолетов и штурмовиков  в условиях современного боя, позволяет в короткие сроки решать самый широкий круг задач и продуктивно взаимодействовать с сухопутными подразделениями.

Отличительными особенностями КУВ «Вихрь-М» являются:

 

* Большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.

* Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.

* Высокая вероятность попадания в малоразмерную цель за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой;

* Полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех;

* Поражение широкой номенклатуры наземных, надводных и воздушных целей.

 

Всесуточный оптико-электронный прицельный комплекс «Шквал-М» входящий в КУВ «Вихрь-М», осуществляет автоматический поиск и опознавание цели с последующим захватом, сопровождением и выполнением атаки. Автоматическая аппара­тура прицельного комплекса «Шквал-М» разработанного Красногорским механическим заводом «Зенит» включает в себя телевизионный и тепловизионный каналы обнаружения и слеже­ния за целью, лазерный дальномер и канал наве­дения ПТУР, а также систему двухплоскостной стабилизации.

При приближении к району вероятного нахождения цели, на расстоянии 12 - 15 км пилот включает режим сканирования местности прицельным комплексом «Шквал-М». Если координаты района вероятного нахождения цели заранее заведены в БЦВМ авиационного носителя, то сканирование местности комплекс «Шквал-М» начинает автоматически.

После обнаружения цели, пилот в режиме максимального увеличения осуществляет ее опознание, совмещает метку на экране телевизионного индикатора с целью таким образом, что она занимала 3/4 ее площади, а затем нажатием кнопки автоматического слежения переводит аппаратуру в режим автосопровождения. Прицельный комплекс переходит на автоматическое сопровождение цели, а по достижении разрешенной дальности производит пуск ракеты. При пилотировании вертолета цель должна была оставаться в переделах углов слежения аппаратуры «Шквал-М»: до ±35° по азимуту и от +5° до -80° по углу места. Прицельный комплекс способен обеспечить автоматическое сопро­вождение цели даже после кратковременного исчезновения ее изображения - например, в тех случаях, когда между вертолетом и танком оказывается другой объект. В том случае, если все-таки имел место сбой автоматического слежения, летчик осуществлял повторный захват цели.

Пуск ракеты производится после захвата цели на автосопровождение. Комплекс обеспечивает возможность одновременного обстрела одной цели двумя ПТУР и обстрел до четырех целей в течение 30 секунд. Вероятность уничтожения малоразмерной подвижной цели класса «танк» ракетой «Вихрь-1» не менее 0,8.

Для расширения номенклатуры поражаемых целей комплексом «Вихрь-М» разработаны и приняты на вооружение управляемые ракеты с фугасной (термобарической) и осколочной БЧ.

Основные достоинства ракеты «Вихрь-1» и автоматической прицельной аппаратуры наиболее полно реализуются в составе обеспечивающего достаточный обзор вертолетного комплекса или вооружения штурмовика. Тем не менее, стремясь расширить область применения комплекса, КБП провело инициативную проработку самоходного комплекса с размещением на легкобронированных шасси типа БМП-3 и даже на джипах. С учетом возможности многоцелевого применения - по наземным и воздушным целям, летящим на скоростях до 800 км/час включительно, а также упрощающей эксплуатацию унификации с вертолетным комплексом можно достаточно оптимистично оценить перспективы наземных вариантов комплекса, особенно для поставок в страны с ландшафтом и климатическими условиями, способствующими достаточно частой реализации уникальных возможностей комплекса по максимальной дальности стрельбы.

 

ВИХРЬ-М

 

Дальнейшее развитие комплекса «Вихрь» связано в первую очередь с установкой на авиационные носители (Ка-52, Ми-28Н) оборудования обеспечивающее применение ПТУР во всех метеоусловиях днем и ночью, а также с разработанными в 90-х годах новыми ПТУР 9М227, 9М227О-1 с лазерно-лучевой ГСН, реализующих принцип «вижу-стреляю», 9М227М1, 9М227Ф, 9М227О-2 с ИК (тепловизионной) ГСН, реализующих принцип «выстрелил-забыл» и 9М227М2 с пассивной радиолокационной ГСН. Новые ракеты имеют увеличенную дальность пуска до 12 - 14 км и несколько большую скорость полета.

 

ОСНОВНЫЕ ТТХ ПТРК «ВИХРЬ-М» С УР «ВИХРЬ-1»

 

Год принятия на вооружение

1990

Длина ТПК, мм

2870

Диаметр ТПК, мм

152

Масса ракеты в ТПК, кг

59

Длина ракеты, мм

2750

Диаметр корпуса ракеты, мм

130

Размах крыла ракеты, мм

240

Размах стабилизаторов ракеты, мм

380

Масса ракеты, кг

45

Масса БЧ, кг

12

Масса ВВ, кг

около 6,0

Число ступеней

2

Двигатель

РДТТ

Максимальная скорость, м/с

610

Время полета на максимальную дальность, с

28

Диапазон дальностей пуска, м

400 - 10000

Диапазон высот пуска, м

5 - 4000

Тип БЧ

тандемная

кумулятивная - осколочно-фугасная

Взрыватель

комбинированный - контактный мгновенного действия и неконтактный (радиус срабатывания до 5 метров)

Гарантированная бронепробиваемость гомогенной стальной брони при угле встречи 900 за НДЗ, мм

1000 мм

Система управления

лазерно-лучевая

Система сопровождения цели

автоматическая

Носители

Ка-50, Ка-52 Ми-28Н, Ми-8, Ми-17, Су-25, Су-25Т, Су-25ТМ, Су-25СМ.