|
Размышления на тему «Оплот» и
Т-90
Современные
российский Т-90 и украинский Т-80УД танки имеют общие конструкторские и
технологические корни. Их базовые образцы были разработаны в Советском Союзе и отличались
силовой установкой и ходовой частью. На базовом российском образце Т-90, принятом на вооружение РА в 1992 году,
был установлен двигатель В-84 мощностью
840 .с.
На
украинском Т-80УД, - двухтактный дизель 6ТД-2 с горизонтальным расположением цилиндров мощностью
1000 л.с. Оба танка являются
концептуальным развитием танка Т-64, созданном в 60-х годах 20 века. Вместе с
тем, наряду с рядом схожих решений танки обладают и рядом ключевых отличий
значительно влияющих на их боевые качества.
После
распада СССР развитие танков Т-80УД и Т-72Б(У), позднее известного как Т-90 шло
индивидуальным путем. Направления этих работ были близки и заключались в
повышении защищенности, подвижности и огневой мощи. Украинский танк Т-80УД современной модификации получил индекс
Т-84 (в последствии его усовершенствованная версия Оплот), российский танк Т-72БУ в современном исполнении имеет индекс
Т-90А.
Чем же сегодня отличается российский
танк от украинского?
Система
управления огнем танка Т-84 и Т-90 предусматривает оснащение тепловизионными прицелами (ТВП) отечественного или
совместного производства с применением импортных ФПУ (Франция). В отличии от
Т-90 на «Оплоте» применяется панорамный прицел командира с тепловизионным
каналом, что значительно повышает возможности командира по обзорности и при
работе в ночных условиях и в условиях пониженной видимости.
Танк Т-84 имеет дополнительный энергоагрегат
обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. Танк Т-90
такого не имеет.
Отличаются
также конструкции бортовых коробок передач, на Оплоте семь передач вперед и
четыре назад, на Т-90 семь передач вперед и одна назад. Скорость движения
задним ходом у Оплота –
30
км/ч, у Т-90 –
5 км/ч. Рычаги управления механика водителя на
«Оплоте» заменены на штурвал.
Кроме того,
на танке Оплот установлена более мощная
силовая установка с двигателем 6ТД-2Е (
1200 л.с. против
1000 л.с. на Т-90А). Особенностью СУ Оплота являются низкие
потери мощности при эксплуатации в условиях повышенных температур окружающей
среды. На Т-90А оснащенным двигателем В-92 при повышенной температуре
окружающей среды наблюдаются значительные потери мощности, так при температуре
+550С мощность двигателя составляет мене
600 л.с. Кондиционером как
вариантом комплектации танка могут быть оснащены оба танка, это улучшает
условия обитаемости экипажа.
Из всего
перечня отличий, каждое из которых добавляет степень превосходства украинскому
танку над российским, особое место, безусловно, принадлежит силовой установке.
Следует отметить, что силовая установка с дизелем В-92 применяемая на Т-90А
является развитием дизеля В-2, который был разработан в Харькове в 30-х годах
прошлого века для танка Т-34.
ОСНОВНЫЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ТАНКОВ Т-90С(А) И Т-84
Танк Т-90А (Россия) |
Танк «Оплот» (Украина) |
Огневая мощь |
Установлен тепловизионный прицел
белорусско-французского производства.
Наводчик – 1А43М и тепловизионный
ЕССА
Командир танка – ПНК-4
- Командир не оснащен панорамным
прицелом с тепловизионным каналом.
В 2009 году был представлен проект
модернизации Т-90 с панорамным прицелом командира.
- Дальность видения в ночной канал прицела командира в пассивном режиме зависит
от естественного ночного освещения и может варьироваться от 800 до
2000 м. |
Панорамный прицел командира с
тепловизионным каналом значительно расширяет возможности СУО.
Наводчик – 1А43У и тепловизионный ПТТ-2(4)
Командир
танка – ПНК-6
+ Командир и наводчик оснащены современными прицелами с тепловизионным каналом.
+ Система учета изгиба ствола. Повышение точности
стрельбы за счет автоматической коррекции углов прицеливания и бокового
упреждения, вырабатываемых баллистичеким вычислителем, с учетом теплового
изгиба ствола от солнечной радиации и собственного разогрева при интенсивной
стрельбе.
Точность
измерения изгиба канала ствола ±0,1 мрад
+ Большая
вместимость МЗ (28 выстрелов) по сравнению с АЗ (22), большая
скорострельность за счет тандемного досылания
(снаряд-заряд) за один цикл |
Танк «Оплот» и Т-90А
оснащены схожим вооружением, состоящим из 125-мм гладкоствольной пушкой (КБА3 и 2А46М-1(4)) и
7,62 мм пулеметом. В
целом оба орудия находятся на одинаковом техническом уровне, и выделить
преимущество у одного из танков нельзя.
Как известно, состав боекомплекта танков в значительной мере
влияет на его огневые возможности. С момента распада Советского Союза в
России разработаны и приняты на вооружение танковые боеприпасы (БПС, ТУР)
повышенного могущества. Их производство организовано и на Украине . |
Защищенность |
- Изготовлен из броневых сталей
средней твердости, относительно невысокая стойкость броневой основы башни.
- применена
устаревшая ДЗ «Контакт-5» не отвечающая современным требованиям.
- Не обеспечена защита от тандемных
кумулятивных боеприпасов и боеприпасов с на основе «ударного ядра».
- Дальнейшая модернизация
затруднена по причине значительного момента
неуравновешенности башни.
- Имеет
конструктивно более низкую защиту башни с большим количеством ослабленных
участков, неудачная установка прожекторов КОЭП вместо блоков динамической
защиты.
- Не
применены мероприятия по повышения защищенности корпуса в т.ч. против ПТС
атакующих при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены из
цельных стальных плит с малым
перекрытием бортов корпуса, что не соответствует современным условиям
применения ББМ.
- Крыша
башни выполнена сварной из отдельных деталей, что снижает жесткость
конструкции при фугасном воздействии
-На башне танка Т-90 (на Т-90А аналогично) установлено 7
контейнеров и один блок динамической защиты, которые перекрывают менее
половины лобовой проекции башни при курсовых углах обстрела 0°.
В
связи с неудачной схемой установки прожекторов-постановщиков помех из состава
КОЭП «Штора-1» большой участок проекции башни в наиболее угрожающих секторах
обстрела не защищен динамической защитой. Участки по бокам от амбразуры также
защищены весьма слабо, одним контейнером и одной секцией уменьшенного
размера. |
+Изготовлен
из высокопрочных броневых сталей с электрошлаковым переплавом.
+Сталь с
ЭШП обеспечивает прирост стойкости в
равных конструкциях на 10…15 процентов,
+Конструкция
броневой защиты имеет модульную
конструкцию обеспечивающую простоту модернизации при помощи замены модулей,
дальнейшая модернизация упрощена.
+ применяется динамическая защита нового поколения на основе устройств ХСЧКВ-19
и ХСЧКВ-34.
+ Дальнейшая модернизация
возможна по причине
уравновешенности с выносом части
немеханизированного боекомплекта в изолированные
отсеки, в т.ч. «вышибные» пластины.
+ Уровень стойкости башни и корпуса
выше, чем у Т-90А (а также зарубежных
танков М1А2, Леклерк и т.п.).
+ Оснащен
средствами защиты в т.ч. от тандемных кумулятивных средств атакующих танк с
бортов (Дуплет) при углах близких к нормали. Силовые экраны корпуса выполнены
с противотандемной защитой.
+ Крыша
башни выполнена цельноштампованной,
что повысило ее жесткость, обеспечена
технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства. |
Сравнение габаритов башни Т-90А и «Оплот».
Комплекс «НОЖ» доказал свою эффективность в ходе многочисленных
испытаний обстрелом с применением всей номенклатуры ОБПС калибра
125 мм а также современных
120 мм боеприпасов производства западных
стран, полностью подтвердив заявленные разработчиком характеристики.
|
Средства
снижения заметности – деформирующее окрашивание, теплоизолирующий кожух на
выпускном тракте.
- Имеет в 1,5 раза большую ЭПР,
примерно в 1,2 раза больший тепловой контраст в ИК-диапазоне (выхлоп двигателя - на левый борт), что облегчает
наведение средств поражения с головками самонаведения, обнаруживается
средствами разведки с большей дальности.
При
внешней схожести с Т-84 выглядит более архаичным. |
Средства снижения заметности –
деформирующее окрашивание, улучшенная архитектура образца, снижающая эффективную
поверхность рассеяния (ЭПР), уголковые радиолокационные отражатели
+ Менее заметен в радиолокационном и
ИК-диапазонах (выхлоп двигателя – назад) длин волн. |
Подвижность |
Четырехтактный
дизельный двигатель В-92С2 |
Двухтактный
дизельный двигатель 6ТД-2Е |
- Мощность
1000 л.с.
- Значительное снижение мощности
двигателя при температуре до +40…50 0С.
- Большие
потери мощности в объектовых условиях (до 15% крутящего момента отбирается на
привод вентилятора охлаждения).
- Монтаж
двигателя требует трудоемких операций по центровке. |
+Мощность
1200 л.с.
+Надежная работа без снижения
мощности при температуре до +55 0С.
+ Не требует центровки.
+Танк «Оплот» имеет дополнительный энергоагрегат
мощностью 10 кВт обеспечивающий работу всех его систем при заглушенном двигателе. На танкТ-90 такого агрегата нет. |
Многолетняя войсковая
эксплуатация двигателей 6ТД-2, 6ТД-2И подтверждает их высокую надёжность и
долговечность при работе в районах с жарким климатом (tВС³550С).
Благодаря низкой
суммарной теплоотдаче и повышенному расходу газа (на двухтактных дизелях по
сравнению с четырёхтактными 25...35% воздуха расходуется на продувку
цилиндров) удалось создать компактную эжекторную систему охлаждения за счёт использования
энергии отработавших газов (при этом за турбиной создаётся избыточное
давление газа в пределах 0,025...0,035 МПа).
Такая система автоматически приспосабливается к температуре
окружающего воздуха, обладает простотой конструкции и
отсутствием подвижных деталей. Использование эжекторной системы охлаждения
также приводит к разбавлению выпускных газов воздухом, в результате чего
улучшаются экологические показатели и практически не остаётся теплового следа
танка.
МТО с двигателем
6ТД-2 |
-
Семискоростная бортовая коробка передач (БКП), была разработана в начале 60-х
годов для танка Т-64 под двигатель
5ТДФ, мощностью
700 л.с.
В 70-е годы БКП была усилена под двигатели В-46, а затем и В-84 и В-92.
-
Скорость заднего хода
4,8
км/ч.
-
Время замены двигателя 24 часа. |
+Реверсивная
трансмиссия предназначена для увеличения скоростного режима танка при
движении передним и задним ходом (ЗХ). Повышенные (ускоренные) передачи
заднего хода обеспечивают, при необходимости, быструю смену позиций в боевых условиях
без разворота танка. Трансмиссия адаптирована к системе автоматизированного
управления и оснащена датчиком частоты вращения.
Реверсивная
трансмиссия состоит из коробки передач (КП) и соединена соосно с реверсивной
бортовой передачей. По расположению в танке трансмиссии классифицируют как
правую и левую. Они располагаются в правом и левом бортах корпуса соосно с
выходным валом двигателя.
+
Скорость заднего хода
31
км/ч.
+
Комплексная система управления движением танка (КСУД) предназначена для повышения
показателей подвижности и управляемости танка в различных дорожных условиях и
снижения утомляемости механика-водителя.
+ Автоматическое переключение
передач вместо механического, новые органы управления движением танка
(механик-водитель управляет движением танка при помощи штурвала), Установлена система автоматизированного
пуска двигателя и контроля параметров силовой установки, что позволяет
значительно улучшить технические характеристики МТО.
|
Эргономика |
Размещение боекомплекта в боевом отделении
ухудшает условия работы экипажа и повышает опасность при поражении танка. |
Боекомплект частично вынесен из
боевого отделения. Часть блоков электронного оборудования вынесено из
забронированного объема.
На танках Т-90А(С) и «Оплот» предусмотрена
установка кондиционера как вариант комплектации. |
Управление и связь |
Командирский вариант танка Т-90,
оснащен дополнительной КВ-радиостанцией Р-163-50К, танковой навигационной
аппаратурой ТНА-4-3 и автономным агрегатом питания АБ-1-П28. |
Система
навигационного обеспечения (СНО) обеспечивает решение следующих задач:
- определения
собственных координат X, Y и дирекционного угла в прямоугольной системе
координат с использованием радионавигационной аппаратуры СН-3700
-03(РНА)
- формирования,
передачи и приема команд с координатами пункта назначения
- сбора
информации о местоположении подчиненных танков
- формирования
маршрутов (до 10 маршрутов) и прохождения по заданному маршруту,
количество контрольных точек для каждого маршрута - до 50
- формирования,
передачи и приема телекодовых (текстовых) сообщений по радиоканалу
- индикации
на месте механика-водителя информации о направлении и величине угла
поворота на пункт назначения
Пульт информационный командира 1КПИ-М предназначен для ввода
в систему с помощью клавиатуры начальных установок, кодов, команд, запросов,
координат пунктов назначения и маршрутных точек, а также телекодовых
сообщений, формируемых из символов русского языка или латинского алфавита и
цифровых символов, а также отображения на индикаторе (экране)
алфавитно-цифровой и графической информации, вводимой или полученной извне
через радиостанцию или от РНА.
Также
с пульта задается статус танка – командир соответствующего уровня (до
командира батальона) или подчиненный (линейный) соответствующего
подразделения.
Пульт
информационный командира 1КПИ-М обеспечивает:
- чтение
вводимых данных и команд с клавиатуры пульта и их обработку
- обмен
информацией и командами с РНА и радиостанцией
- обработку
информации, полученной из РНА и радиостанции
- решение
задач:
- вычисления
текущих координат и дирекционного угла
- приема
и передачи команд с координатами пункта назначения
- сбора
информации о местоположении подчиненных
- ввода,
хранения и работы с маршрутными точками
- приема
и передачи телекодовых сообщений
- индикации
угла поворота механику-водителю
- индикации
информационных и командных сообщений
|
Как
свидетельствуют приведенные данные танк «Оплот» по основным показателям превосходит
Т-90А, однако если Т-90А производится серийно для Российской армии то массовое
производство еще только предстоит. По основным показателям Т-90А сравним с
ранее выпускавшимся танком Т-80УД поставлявшимся в Пакистан. Ряд решений
примененных на «Оплоте» уже реализованы на других танках. МТО танка Т-84
установлено на пакистанском танке
«Аль-Халид», кроме того МТО с 6ТД-2 поставляются в Китай.
В ХКБМ была
разработана система автоматического управления трансмиссией составной частью,
которой являются элемент электронно-гидромеханического регулятора. Данная
система позволяет осуществлять поворот танка при помощи штурвала вместо
рычагов, что существенно упрощает процесс управления машиной, повышает
маневренные качества и позволяет осуществить дублирование процесса управления.
СУАТ успешно
прошла испытания на танке «Аль-Халид» в Пакистане в 2003 году. Что дало
возможность осуществить контракт на поставку МТО с двигателем 6ТД-2 для танков
«Аль-Халид» и модернизацию танков находящихся в эксплуатации.
Кроме того был
создан двигатель 6ТД-2 с дифференциальным приводом компрессора, в котором часть
мощности на привод рабочего колеса компрессора поступает от коленчатого вала, а
часть от вала турбины. Двигатель с дифференциальным приводом это по существу
новый двигатель в части воздухоснабжения. Проведение сравнительных испытаний
двигателей 6ТД-2 со штатным и дифференциальным приводами показали, что на
последнем рост скорости движения по пересеченной местности на 10%, снижение
путевого расхода топлива на 6%, максимальной скорости на 12%.
Таким образом,
доказано, что конструкция привода компрессора влияет на подвижность танка и
двигатель с дифференциальным приводом мощностью
1200 л.с. равнозначен
двигателю мощностью 1400…1500 л.с. с жестким приводом компрессора.
Тактико-технические
характеристики |
Параметр |
Единица
измерений |
Оплот |
Т-90А |
Полная
масса |
т |
51 |
46,5 |
Экипаж |
чел. |
3 |
3 |
Удельная
мощность |
л.с./т |
24,7 |
21,5 |
Удельное
давление на грунт |
кгс/см2 |
0,97 |
0,94 |
Температурный
режим работы |
°С |
-40...+55 |
-40…+50
(со снижением мощности) |
Основные размеры |
длина |
с пушкой
вперед |
мм |
9720 |
9530 |
корпуса |
мм |
7075 |
6917 |
Ширина танка |
по
гусенице |
мм |
3400 |
3370 |
по съемным
защитным экранам |
мм |
4176 |
3780 |
Высота по
крыше башни |
мм |
2215 |
2228 |
Длина
опорной поверхности |
мм |
4290 |
4270 |
Дорожный
просвет |
мм |
470...500 |
426…470 |
Ширина
колеи |
мм |
2780 |
2790 |
Скорость движения |
Средняя по
сухой грунтовой дороге |
км/ч |
40...45 |
35…40 |
Максимальная
по дороге с твердым покрытием |
км/ч |
70 |
60 |
На
передаче заднего хода: |
|
|
|
минимальная |
км/ч |
4,8 |
4,18 |
максимальная |
км/ч |
31,3 |
Расход топлива на
100 км |
По сухой
грунтовой дороге |
л, до |
325...370 |
260…450 |
По дороге
с твердым покрытием |
л, до |
300 |
240 |
на
основных топливных баках |
км |
400 |
460 |
с
дополнительными бочками |
км |
500 |
650 |
Боекомплект |
|
|
|
Выстрелов
к пушке |
шт |
46 |
42 |
(из них в
конвейере механизма заряжания) |
шт |
28 |
22 |
Патронов: |
|
|
|
к
пулемету КТ-7,62 |
шт |
1250 |
2000
(2500) |
к
пулемету КТ-12,7 |
шт |
450 |
300 |
Аэрозольных
гранат |
шт |
12 |
12 |
|
|