ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 





 



 

Танк Т-55

Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /

Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.

 

Танк Т-55 являлся модернизированным вариантом танка Т-54Б. Он был разработан в инициативном порядке коллекти­вом завода № 183 в СКБ-183 (главный конструктор завода Л.Н. Карцев). При проектировании и изготовлении опытных образцов имел обозначение «Объект 137Г2М». Государствен­ные испытания двух танков были проведены в IV квартале 1957 г . и I квартале 1958 г . Танку был присвоен индекс «Объект 155» и после устранения недостатков и усовершенствования конструкции под маркой Т-55 он был принят на вооружение Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 мая 1958 г .

Танк серийно производился на заводе № 183 в Нижнем Та­гиле (1958-1962 гг.), на заводе № 174 в Омске (1959-1974 гг.) и на заводе № 75 в Харькове (1959-1963 гг.). Всего до 1966 г . было выпущено 8623 танка Т-55.

Танк Т-55 обладал высокой надежностью и относительной простотой в обслуживании и при ремонте. Без увеличения бое­вой массы в таком же, как у танка Т-54Б, забронированном объ­еме конструкторам удалось дополнительно разместить девять артиллерийских выстрелов и на 150 литров увеличить емкость забронированных топливных баков, а также установить более мощный дизель. Это стало возможным благодаря применению баков-стеллажей, совмещавших топливный бак со снарядной боеукладкой. Кроме того, на танке был исключен крупнокали­берный зенитный пулемет и несколько облегчены второстепен­ные броневые детали.

Танк Т-55 был первым в мире серийным танком с автомати­ческой системой противоатомной защиты (ГІАЗ). Эта система защищала экипаж от поражения ударной волной с избыточным давлением 294 кПа (3 кгс/см2) и от заражения радиоактивной пылью. На коробке передач был установлен двухцилиндровый воздушный авиационный компрессор, постоянно подзаряжав­ший при работающем дизеле два пятилитровых воздушных бал­лона. Потенциальная энергия сжатого воздуха использовалась для пуска дизеля, для облегчения выключения главного фрик­циона, для обдува наружных стекол смотровых приборов и др.

Компоновка танка была аналогична компоновке танка Т-54Б. Танк имел три отделения: управления, боевое и моторно-транс­миссионное. Рабочее место механика-водителя размещалось в от­делении управления у левого борта корпуса. Люк механика-води­теля находился в передней части подбашенного листа. В днище корпуса имелся люк запасного выхода. Перед полумягким си­деньем механика-водителя на днище корпуса были установлены рычаги и педали управления агрегатами силовой установки и трансмиссии. На рабочем месте механика-водителя были уста­новлены два перископических прибора наблюдения. На танках выпуска после 1963 г . была введена гидропневмоочистка наруж­ных стекол приборов наблюдения. Для вождения танка ночью вместо левого смотрового прибора устанавливался прибор ночно­го видения ТВН-2. С 1960 г . для улучшения условий работы меха­ника-водителя было введено регулируемое по высоте сиденье.

В носовой части корпуса танка справа располагался перед­ний топливный бак. Сзади переднего топливного бака были ус­тановлены два бака-стеллажа. Между сиденьем механика-води­теля и левым баком-стеллажом располагался стеллаж с четырь­мя аккумуляторными батареями.

В боевом отделении располагался комплекс вооружения танка, а также находились рабочие места командира танка, на­водчика (слева от пушки) и заряжающего (справа от пушки). Над сиденьем командира танка на крыше башни располагалась командирская башенка с входным люком. В командирской ба­шенке имелся дневной прибор наблюдения командира ТПКУБ (с 1959 г . - ТПКУ-2Б) и четыре призменных прибора наблюде­ния. При ведении боевых действий ночью вместо прибора ТПКУБ устанавливался прибор ночного видения командира ТКН-1. Входной люк заряжающего находился в крыше башни над его сиденьем. Перед люком заряжающего в крыше башни был установлен смотровой прибор МК-4.

 

Танк Т-55.  Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм, 2 пулемета - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч

Танк Т-55.

Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм , 2 пулемета - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч

 

Танк Т-55.

Танк Т-55.

 

Моторно-трансмиссионное отделение размещалось в кормо­вой части корпуса танка и было отделено от боевого отделения перегородкой. В нем располагались узлы и агрегаты силовой ус­тановки и трансмиссии танка.

Основу комплекса вооружения танка составляла 100-мм ста­билизированная в двух плоскостях танковая пушка Д10-Т2С. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемет СГМТ.

Второй 7,62-мм пулемет - курсовой, был установлен в отделении управления справа от сиденья механика-водителя. С 1962 г . вместо пулеме­тов СГМТ устанавливались 7,62-мм пулеметы ПКТ. Внутри танка была предусмотрена укладка для автомата Калашникова АК-47, сигнального пистолета и десяти ручных гранат.

Наводка пушки и спаренного пулемета на цель осуществля­лась с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ2Б-22 (ТШ2Б-32П) или ночного прицела ТПН1-22-11 с ос­ветителем Л-2 (с 1963 г . устанавливался осветитель Л-2Г. Г - герметичный). При стрельбе с закрытых огневых позиций ис­пользовались боковой уровень и азимутальный указатель. Дальность прямого выстрела по цели высотой 2 м составляла бронебойным снарядом - 1080 м , осколочно-фугасным - 1100 м .

Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помо­щью телескопического прицела равнялась 6900 м , с помощью бокового уровня - до 14 600 м . Наводка пушки в цель осущест­влялась с помощью пульта управления стабилизатора СТП-2 или рукояток маховиков подъемного механизма пушки и меха­низма поворота башни. Углы наводки спаренной установки по вертикали при выключенном стабилизаторе составляли от -4-5 до +17-19°, при включенном стабилизаторе эти углы соответст­венно уменьшались на 45’ и 3°45’.

 

Танк Т-55. Вид на левый борт.

Танк Т-55. Вид на левый борт.

 

Непоражаемое пространство перед танком при стрельбе из пушки составляло 20 м . Скорость горизонтальной наводки пушки при работающем стабилизато­ре составляла от 0,07 до 15 град./с, при целеуказании от коман­дира танка - 15 град./с. Штыревой стопор обеспечивал фикса­цию башни относительно корпуса танка только в двух положе­ниях - пушкой вперед и пушкой назад.

Боекомплект к пушке состоял из 43 унитарных выстрелов с бронебойно-трассирующими, осколочно-фугасными и куму­лятивными снарядами. Бронепробиваемость бронебойного сна­ряда по нормали на дальности 1000 м составляла 185 мм . В 1961 г . в боекомплект к пушке был введен кумулятивный сна­ряд БК5, а в 1966 г . - бронебойно-подкалиберный снаряд БМ8.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда по вертикально расположенной броневой плите равнялась 390 мм , а бронебойно-подкалиберного снаряда на дальности 2000 м - 275 мм .

Боекомплект к пулеметам составлял 3500 патронов, к авто­мату - 120 патронов.

С 1970 г . на танке в соответствии с приказом министра обо­роны СССР была введена зенитная установка с пулеметом ДШКМ и боекомплектом 300 патронов к нему.

Броневая защита танка - противоснарядная. Корпус танка был сварен из броневых катаных листов толщиной 15, 20, 30, 45, 80 и 100 мм . Башня танка - литая с переменной толщиной бро­ни от 48 до 200 мм . Защита экипажа и внутреннего оборудова­ния танка от ударной волны ядерного взрыва обеспечивалась броневой конструкцией корпуса и башни и оборудованием сис­темы ПАЗ, разработанной КБ завода № 75 (главный конструктор А.А. Морозов). В качестве активных средств маскировки на танке применялась система ТДА, разработанная КБ завода № 75.

Первоначально в системе ППО двукратного действия ис­пользовались баллоны с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом из двух баллонов ППО составляла 1,45- 1,60 кг . С 1 апреля 1959 г . танки стали оснащаться унифи­цированной аппаратурой противопожарного оборудования (УА ППО) «Роса», содержавшего в трех баллонах пожаротуша­щий состав «3,5». При пожаре пары состава «3,5» заполняли все свободное пространство того отделения, где возник пожар. Они вытесняли находящийся в отделении воздух, вступали в хими­ческую реакцию с продуктами горения.

 

ТанкТ-55. Вид спереди

ТанкТ-55. Вид спереди

 

Танк Т-55. Вид сзади

Танк Т-55. Вид сзади

 

Танк Т-55. Вид на правый борт.

Танк Т-55. Вид на правый борт.

 

Первоночально в системе ППО двухкратного действия ис­пользовались баллоны с углекислотой. Масса пожаротушащего состава в каждом из двух баллонов ППО составляла 1,45- 1,60 кг . С 1 апреля 1959 г . танки стали оснащаться унифи­цированной аппаратурой противопожарного оборудования (УА ППО) «Роса», содержавшего в трех баллонах пожаротуша­щий состав «3,5». При пожаре пары состава «3,5» заполняли все свободное пространство того отделения, где возник пожар. Они вытесняли находящийся в отделении воздух, вступали в хими­ческую реакцию с продуктами горения.

Система ППО могла работать в автоматическом и полуавто­матическом режимах. В автоматическом режиме система осу­ществляла сигнализацию о пожаре, производила остановку двигателя танка, электродвигателей вентилятора и нагнетателя на время тушения пожара с последующим автоматическим пус­ком их после его прекращения для удаления продуктов горения и паров состава «3,5», вводила в действие баллон, задерживала на 4-6 с подачу пожаротушащего состава в моторно-трансмис­сионное отделение (на время, необходимое для остановки дви­гателя и вентилятора системы охлаждения).

При работе в полуавтоматическом режиме система ППО обеспечивала сигнализацию о пожаре в обитаемых отделениях или в моторно-трансмиссионном отделении. Дальнейшая рабо­та системы происходила после нажатия механиком-водителем соответствующей кнопки на панели автомата системы или пос­ле нажатия наводчиком или командиром кнопки, располагав­шейся в боевом отделении на левом борту корпуса, при пожаре в обитаемых отделениях. Тушение незначительных очагов по­жаров в танке осуществлялось с помощью ручного огнетушите­ля ОУ-2.

В силовой установке танка применялся дизель В-55 мощно­стью 426 кВт ( 580 л .с.) с обогреваемым картером, гидромуфтой в приводе генератора и двухпозиционной муфтой привода топ­ливного насоса высокого давления.

В топливной системе двигателя была предусмотрена после­довательная выработка топлива из всех топливных баков без переключения топливораспределительного крана. Емкость вну­тренних топливных баков составляла 680 л , наружных - 280 л . Запас хода танка при движении по шоссе составлял 485- 500 км . При установке на танк двух 200-литровых бочек запас хода по шоссе достигал 650- 715 км .

В системе воздухоочистки был применен двухступенчатый воздухоочиститель ВТИ-4 с эжекционным удалением пыли из пылесборника.

С апреля 1959 г . в системе смазки двигателя стал устанавли­ваться центробежный маслоочиститель роторного типа МЦ-1.

В системе охлаждения и подогрева летом применялась вода с трехкомпонентной присадкой, зимой - низкозамерзающая охлаждающая жидкость марки 40 или 65. Для обеспечения пуска двигателя при низких температурах использовался танковый форсуночный подогреватель.

 

Продольный разрез танка Т-55

Продольный разрез танка Т-55

 

Пуск двигателя осуществлялся сжатым воздухом (основной способ) или электростартером СТ-16М (дублирующий способ). Зарядка двух воздушных 5-литровых баллонов производилась при работающем двигателе от поршневого компрессора АК-150В (АК-150С). Рабочее давление, создаваемое компрес­сором, составляло 14,7 МПа (150 кгс/см2), производительность - 2,4 м3/ч.

В состав механической трансмиссии танка входили: входной редуктор трансмиссии, многодисковый сухого трения (сталь по стали) главный фрикцион, пятиступенчатая двухвальная ко­робка передач, с двумя синхронизаторами, два двухступенчатых

планетарных механизма поворота, а также комбинированные двухрядные бортовые редукторы с одним планетарным рядом.

 

Размещение узлов стабилизатора.

Размещение узлов стабилизатора.

 

С января 1961 г . стал устанавливаться комбинированный привод управления главным фрикционом. Он состоял из меха­нического привода непосредственного действия с сервопружи­ной и пневмогидравлического сервопривода. Установка пнев­могидропривода позволила в 2-2,5 раза снизить усилие на педа­ли при выключении главного фрикциона по сравнению с меха­ническим приводом. Кроме того, было обеспечено более бы­строе выключение и плавное включение главного фрикциона независимо от квалификации механика-водителя. С сентября 1963 г . число стальных ведущих и ведомых дисков трения глав­ного фрикциона было увеличено с 17 до 19.

В коробке передач с постоянным зацеплением зубьев шесте­рен были применены конусные инерционные синхронизаторы на всех передачах, кроме первой передачи и передачи заднего хода. С 1 февраля 1965 г . на танке стали устанавливаться уси­ленная коробка передач и ПМП с 17 стальными дисками трения вместо 13.

Ходовая часть танка состояла из гусеничного движителя и системы подрессоривания. В состав гусеничного движителя входили две гусеницы с ОМШ, два ведущих колеса со съемны­ми зубчатыми венцами, десять двухдисковых опорных катков с наружной амортизацией, два направляющих колеса с червяч­ными механизмами натяжения гусениц.

С ноября 1961 г . танки стали выпускаться с ведущими коле­сами, центрировавшимися на валах бортовых редукторов с по­мощью разрезных конусов.

С 31 декабря 1965 г . в механизме натяжения гусеницы стала применяться червячная передача с глобоидальным зацеплени­ем. Благодаря этому было сокращено время натяжения гусени­цы.

Приказом министра обороны СССР в 1965 г . были введены гусеницы с РМШ, состоявшие из 91 трака каждая. В связи с этим была изменена конструкция съемных зубчатых венцов ведущих колес. Было увеличено с 13 до 14 число зубьев.

Схема броневой защиты танка Т-55.

Схема броневой защиты танка Т-55.

 

В системе подрессоривания применялись индивидуальная торсионная подвеска и рычажно-лопастные гидроамортизато ры двухстороннего действия на ее крайних узлах. Для обеспече­ния более высокой скорости движения танка по пересеченной местности с сентября 1960 г . был увеличен с 142 до 162 ммди­намический ход передних опорных катков. Достигнуто это бы­ло за счет увеличения максимального угла закручивания торси­онных валов с 48 до 53°. Повышение касательных напряжений в торсионных валах с 873 до 981 МПа (с 8900 до 10 000 кгс/см2) было получено за счет изменения технологии их изготовления. Было введено заневоливание торсионов.

Для преодоления по дну водных преград шириной до 700 м и глубиной до 5 м танк оснащался комплектом оборудования для подводного вождения ОПВТ-54Б, разработанного КБ заво­да № 75 (главный конструктор А.А. Морозов).

Электрооборудование машины было выполнено по однопро­водной схеме. Постоянное напряжение бортовой сети составля­ло 24 В. Источниками электрической энергии являлись четыре аккумуляторных батареи и генератор Г-5 мощностью 5 кВт.

С 1964 г . на танке стали устанавливаться фары ФГ-125 (с ин­фракрасным фильтром) и ФГ-127 (со светомаскировочным уст­ройством) вместо фар ФГ-102 и ФГ-100. При работе с прибо­ром ТВН-2 вместо оптического элемента фары ФГ-127 со све­томаскировочным устройством устанавливался оптический элемент фары ФГ-125 с инфракрасным фильтром.

Внешняя радиосвязь обеспечивалась ультракоротковолно­вой радиостанцией Р-113, а внутренняя связь - ТПУ Р-120. С января 1966 г . танк стал оснащаться ультракоротковолновой радиостанцией Р-123 и ТПУ Р-124.

На базе танка Т-55 были созданы и серийно выпускались ко­мандирский танк Т-55К, огнеметный танк ТО-55. С использо­ванием узлов и агрегатов танка Т-55 были созданы танки Т-62 и Т-62 А, мостоукладчик МТУ-20. Часть танков была приспо­соблена для установки каткового минного трала ПТ-55, колей­но-ножевых тралов КМТ-4 или КМТ-5, а также бульдозерного оборудования БТУ-55, плавсредств ПСТ-63.

Танк экспортировался в 39 стран мира.

 

Компрессор АК-150, установленный на коробке передач танка Т-55.

Компрессор АК-150, установленный на коробке передач танка Т-55.

Комбинированный двухрядный бортовой редуктор с одним планетарным рядом.

Комбинированный двухрядный бортовой редуктор с одним планетарным рядом.

 

Командирский танк Т-55К был создан на базе танка Т-55 и предназначался для обеспечения управления танковыми под­разделениями, частями и соединениями с помощью надежной и оперативной радиосвязи. От линейного танка Т-55 отличался установкой дополнительных средств радиосвязи. Работа по ус­тановке в танк Т-55 дополнительных средств радиосвязи прово­дилась конструкторским бюро завода № 183 в Нижнем Тагиле (главный конструктор Л.Н. Карцев) согласно плану ОКР, ут­вержденному министром обороны СССР в январе 1958 г . В рам­ках данной ОКР заводом № 183 летом 1958 г . был разработан технический проект. Во II полугодии 1958 г . и I полугодии 1959 г . были выпущены рабочие чертежи и изготовлены два опытных образца танка, получивших обозначение «Объект 155К» (К - командирский).

Весной-летом 1959 г . были прове­дены испытания опытных образцов пробегом на 300 км . По ре­зультатам совместных испытаний заводом была выпущена и ут­верждена техническая документация. Приказом министра обо­роны СССР от 3 сентября 1959 г . командирский танк был при­нят на вооружение Советской Армии. К концу 1959 г . заводом № 183 было изготовлено 200 танков Т-55К.

Танк серийно выпускался с 1959 по 1979 г . Всего для Воору­женных Сил СССР было изготовлено 507 командирских танков Т-55К.

В кормовой части башни устанавливалась дополнительная радиостанция Р-112. Эта радиостанция обеспечивала команди­ру батальона (полка, дивизии) работу в радиосетях командова­ния танковых войск. Управление подчиненными частями и под­разделениями осуществлялось с помощью ультракоротковол­новой радиостанции Р-113.

Коротковолновая, приемопередающая, телефонно-теле­графная, симплексная радиостанция Р-112 имела 220 фиксиро­ванных рабочих частот, равномерно распределенных в диапазо­не от 2800 до 4990 кГц (107,15- 60,18 м ) с интервалом через 10 кГц. Радиостанция обеспечивала двухстороннюю связь с од­нотипной радиостанцией при работе на 4-метровую штыревую антенну радиотелефоном на ходу днем на расстоянии до 20 км , ночью - до 12 км .

Командирский танк Т-55К.

Боевая масса - 36 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм ,

1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .

 

Продольный и поперечный разрезы танка Т-55К.  Командирский танк Т-55К. Вид в плане.

Продольный и поперечный разрезы танка Т-55К.

Командирский танк Т-55К. Вид в плане.

 

При работе радиотелеграфом на стоянке на 10-метровую полутелескопическую антенну дальность связи ыла не менее 100 км , а на выбранных свободных от помех вол­нах дальность связи могла увеличиваться вдвое.

Радиостанция была адаптирована с работой ларинго-теле- фонной гарнитурой танкового шлемофона, которая могла включаться в радиостанцию непосредственно или через ТПУ.

Электроэнергию для работы радиостанция получала от бор­товой сети танка. При работе на передачу сила потребляемого тока достигала 20 А. При неработающем двигателе танка во вре­мя стоянок работа потребителей электрической энергии обеспечивалась энергоагрегатом АБ-1-П/30 с бензиновым двигателем ЛЗ/2. Энергоагрегат был установлен за сиденьем механика-во­дителя. Установка энергоагрегата потребовала изъятия из отде­ления управления танка курсового пулемета СГМТ.

Установка комплекта радиостанции Р-112 потребовала изъ­ятия боеукладки на 5 выстрелов из ниши башни и одного выст­рела с левого борта корпуса.

Остальные ТТХ танка Т-55К по сравнению с базовой маши­ной остались без изменений.

 

Установка энергоагрегата АБ-1-П/30 в танке Т-55К.

Установка энергоагрегата АБ-1-П/30 в танке Т-55К.

 

Танк Т-55А представлял собой танк Т-55 с усиленной проти­воатомной защитой. Он был создан конструкторским бюро ОКБ-174 (руководитель А.А. Моров) завода № 174 в Омске в 1961 г . На стадии проведения ОКР имел обозначение «Объект 607». Опытный образец танка был изготовлен заводом во вто­рой половине 1961 г . По результатам полигонных испытаний Постановлением СМ СССР от 20 февраля 1962 г . танк под мар­кой Т-55А («Объект 155А») был введен на серийное производ­ство. Приказом министра обороны СССР от 16 июля 1962 г . танк был принят на вооружение Советской Армии. Производст­во танка было организовано на заводах № 75 в Харькове и № 174 в Омске. Всего для Советской Армии за период с 1962 по 1978 гг. было изготовлено 4435 танков данной модификации.

Повышение уровня противоатомной защиты по отношению к танку Т-55 было достигнуто за счет установки противорадиа­ционных материалов внутри (подбой) и снаружи (надбой) оби­таемых отделений танка*. Производство подбоя ПОВ-50 было организовано на Сафоновском заводе по переработке пластмасс (Смоленская обл.).

Подбой (надбой) представлял собой противорадиационное покрытие, состоявшее из отдельных элементов, плотно приле­гавших к броневым деталям корпуса и башни. Элементы подбоя крепились к корпусу и башне танка специальными винтами, вворачивавшимися в бонки, приваренные к броневым листам корпуса и башни.

В корпусе танка подбой был установлен на верхнем лобовом броневом листе по ширине отделения управления, на левом борту - по всей длине обитаемых отделений, на правом борту - от бака-стеллажа до перегородки МТО и на крыше над отделе­нием управления.

В башне танка подбой был установлен по всей внутренней поверхности. На крыше башни между люками командира и за­ряжающего был установлен надбой, закрытый стальным защит­ным кожухом.

 

* В состав подбоя (надбоя) входили свинец, изобутилен, полиэтилен, бор и бериллий.

 

Танк Т-55А.  Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм, 1 пулемет - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч.

Танк Т-55А.

Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм , 1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .

 

Танк Т-55А.

Танк Т-55А.

Танк Т-55А. Вид на правый борт.

Танк Т-55А. Вид на правый борт.

 

Крепление подбоя в районе радиометрического блока защиты РБЗ-1М системы ПАЗ танка Т-55А.

Крепление подбоя в районе радиометрического блока защиты РБЗ-1М системы ПАЗ танка Т-55А.

 

 

 

 

Установка противорадиационных материалов на крышках люков членов экипажа танка Т-55А: А - крышка люка механика-водителя; Б - крышка люка командира танка; В - крышка люка заряжающего. 1 - крышка люка; 2 - надбой; 3 - подбой.

Установка противорадиационных материалов на крышках люков членов экипажа танка Т-55А: А - крышка люка механика-водителя; Б - крышка люка командира танка; В - крышка люка заряжающего. 1 - крышка люка; 2 - надбой; 3 - подбой.

 

 

Танк Т-55А завершает преодоление водной преграды по дну.

Танк Т-55А завершает преодоление водной преграды по дну.

 

Надбой с защитным кожухом был установлен на основании командирской башенки, крышках люков командира танка, ме­ханика-водителя и заряжающего.

В связи с установкой подбоя в конструкцию танка Т-55 бы­ли внесены изменении. Наиболее существенными из них явля­лись: отмена курсового пулемета и исключение из боеукладки трех магазинов с 750 патронами к нему; установка сиденья ме­ханика-водителя в специально сделанном в днище корпуса тан­ка прямоугольном углублении, для сохранения удобства распо­ложения механика-водителя в положении по-боевому.

Проведенные мероприятия по усилению противоатомной защиты привели к увеличению боевой массы танка до 37,5 т и среднего давление на грунт - до 84 кПа (0,85 кгс/см2). Осталь­ные ТТХ танка Т-55А по сравнению с танком Т-55 остались без изменений.

На базе танка Т-55 А был создан командирский танк Т-55АК, 162 танка были оборудованы под установку плавсредств ПСТ-63. Танк поставлялся на экспорт.

Командирский танк Т-55АК предназначался для обеспече­ния управления танковыми подразделениями, частями и соеди­нениями с помощью надежной и оперативной радиосвязи. Он был создан на базе танка Т-55А и отличался от него установкой дополнительных средств радиосвязи. Работа по установке в танк Т-55А дополнительных средств радиосвязи проводилась конструкторским бюро ОКБ-174 (руководитель А.А. Моров) завода № 174 в Омске согласно плану ОКР, утвержденному ми­нистром обороны СССР в январе 1963 г . Четыре опытных об­разца были изготовлены во второй половине 1963 г . В период проведения ОКР танк имел обозначение «Объект 615». Танк под маркой Т-55АК («Объект 155АК») был принят на вооруже­ние Советской Армии приказом министра обороны СССР от 24 июня 1964 г . Серийное производство танка Т-55АК было орга­низовано на заводе № 174 небольшими партиями в 1964-1977 гг. Всего было выпущено свыше 150 танков.

 

Танк Т-55АК.  Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм,  1 пулемет - 7,62 мм; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт (580 л.с.); максимальная скорость - 50 км/ч.

Танк Т-55АК.

Боевая масса - 37,5 т; экипаж - 4 чел.; оружие: пушка - 100 мм ,

1 пулемет - 7,62 мм ; броня - противоснарядная; мощность дизеля - 426 кВт ( 580 л .с.); максимальная скорость - 50 км/ч .

 

 

Источникии: ПОДВИЖНЫЙ, НЕСТАРЕЮЩИЙ, ЗАЩИЩЕННЫЙ Т-55  Сергей Суворов (Танкомастер №6 за 2001 год)

Сайт ХКБМ им. Малышева.

 

Средний танк Т-55АД с комплексом активной защиты "Дрозд"

Фото и чертежи среднего танка Т-55АМВ

Средний танк Т-55

Средний танк Т-55

Т-55 создан на базе танка Т-54Б и отличается от него увеличенным боекомплектом пушки, повышенной мощностью двигателя, увеличенной емкостью топливной системы, введением системы ПАЗ, установкой усовершенствованных ночных приборов, введением термической дымовой аппаратуры и др.

Продольный разрез Т-55

Продольный разрез Т-55

Отечественные танки Т-55 и Т-62 состоят в вооруженных силах России, государств СНГ и армиях еще многих стран мира. В 1983 году на базе указанных машин созданы Т-55М, Т-55АМ и Т-62М - результат глубокой модернизации соответствующих марок средних танков первого послевоенного поколения. Ценой умеренных затрат удалось повысить их боевую эффективность до уровня танков Т-64А и Т-72 первых выпусков. При этом основное внимание уделялось усилению огневой мощи и защищенности при сохранении прежнего уровня подвижности. На базе танка Т-55М был создан и серийно производился первый (и на сегодняшний день единственный) в мире танк с активной защитой, получивший обозначение Т-55АД. Комплекс активной защиты 1030М "Дрозд" включает два блока вооружения с двумя 107-мм защитными снарядами в каждом, две радиолокационные станции милиметрового диапазона и аппаратуру управления.


На танках Т-55М устанавливается комплекс управляемого вооружения 9К116 "Бастион", на танках Т-62М - комплекс 9К116-1 "Шексна". Бортовая аппаратура и управляемые выстрелы этих комплексов отличаются только элементами конструкции, обеспечивающими возможность ведения стрельбы унифицированной ракетой из 100-мм нарезной и 115-мм гладкоствольной пушек соответственно. Комплекс 9К116 включает выстрел 3УБК10-1 с управляемой ракетой 9M117 и аппаратуру управления, состоящую из прицела-прибора наведения 1К13, преобразователя 9С831, блока управления и электронного блока. По основным внешним конструктивным признакам и размерам выстрел 3УБК10-1 не отличается от обычного и может размещаться в любой боеукладке. Метательное устройство сообщает ракете начальную скорость 400-500 м/с, которая поддерживается в полете за счет работы маршевой двигательной установки. Для управления ракетой применена полуавтоматическая система наведения по лучу лазера, имеющая высокую помехозащищенность. Кроме того, достоинством системы является малый объем, занимаемый аппаратурой управления в боевом отделении. В СУО "Волна", устанавливаемую на танке Т-55М, входят лазерный дальномер КТД-2, баллистический вычислитель БВ-55, прицел ТШСМ-32ПВ и стабилизатор "Циклон"М1. Для танков Т-62М применены прицел ТШСМ-41У, стабилизатор "Метеор"М1 и баллистический вычислитель БВ-62. Диапазон измерения дальностей лазерным дальномером составляет 500- 4000 метров , точность измерения - 10 метров . В качестве источника излучения используется оптический квантовый генератор на стекле, активированном неодимом. Баллистический вычислитель БВ-55 (БВ-62) обеспечивает автоматическую выработку углов прицеливания и бокового упреждения при стрельбе всеми типами снарядов (кроме управляемых ракет). Прицел ТШСМ-32ПВ, установленный на танке Т-55М, отличается от штатного прицела ТШ2Б-32П танка Т-55 главным образом независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости, работающей и при блокировке пушки. Стабилизатор вооружения "Циклон"М1 отличается от стабилизатора "Циклон" улучшенными эксплуатационными характеристиками благодаря использованию современной элементной базы. Зенитный пулемет устанавливается на вращающемся верхнем погоне основания люка заряжающего. Боекомплект из 300 патронов в лентах находится в шести коробках, расположенных снаружи на правом борту башни. Теплозащитный кожух пушки уменьшает влияние неравномерного нагрева на изгиб трубы ствола. При стрельбе из пушки с теплозащитным кожухом углы вылета снаряда изменяются от действия указанных факторов в 5-10 раз меньше, чем без него.  


Дополнительное бронирование корпуса представляет собой сварную коробчатую конструкцию из броневых листов толщиной 30 мм , внутри которой с зазором 30 мм размещены 5-мм стальные пластины. Полость между ними заполняется пенополиуретаном.

Дополнительное бронирование корпуса Т-55   Дополнительное бронирование корпуса Т-55

Дополнительное бронирование корпуса Т-55

Конструкция приваривается снаружи к верхнему лобовому листу корпуса. Дополнительная защита лобовой части башни изготовлена из двух блоков, расположенных справа и слева от амбразуры пушки. Они имеют одинаковый уровень защиты и однотипную схему бронирования с верхней лобовой частью корпуса танка. Конструктивно выполнены из литой броневой детали, с внутренней стороны которой приварена коробка с 5-мм стальными листами и тем же наполнителем между пластинами. Противокумулятивные секционные резинотканевые бортовые экраны имеют толщину 10 мм . Ширина танка по экранам равна 3520 мм , поэтому при железнодорожных перевозках бортовые экраны демонтируются. Члены экипажа танка снабжены индивидуальными противорадиационными жилетами, а их рабочие места имеют локальную защиту от проникающей радиации. Противоминная защита механика-водителя повышена за счет дополнительного бронирования днища путем приварки к нему снаружи каркаса и броневых листов толщиной 20 мм (в районе расположения механика-водителя), от нижнего носового наклонного листа до второй пары торсионов. Усилена защита аварийного люка броневой крышкой, перекрывающей его контуры. Она крепится изнутри с помощью гайки через отверстие в крышке основного люка. Установлен пиллерс между днищем и крышей корпуса справа за механиком-водителем, проведен ряд других усовершенствований. Система 902Б запуска дымовых гранат обеспечивает постановку дымовой завесы на дальностях 200- 350 м . В ее состав входят восемь пусковых установок, неподвижно закрепленных на правом борту башни, дымовые гранаты 3Д6 калибра 81 мм и пульт управления у наводчика. Ширина фронта дымовой завесы при залповом пуске четырех гранат составляет 100- 120 метров , а средняя высота - 8 метров . Время эффективного дымообразования одной гранаты - 60-130 секунд. Проведен ряд мероприятий по защите танка от напалма.


На танке установлен двигатель В-55У мощностью 456 кВт ( 620 л .с.) с инерционным наддувом и штатными обслуживающими системами. Он отличается от В-55В впускными коллекторами. В коллекторе установлена перегородка, разделяющая поток всасываемого воздуха на две части. Одна часть поступает в первые три цилиндра двигателя, другая - в остальные три цилиндра. Такое конструктивное решение позволило повысить мощность двигателя на 40 л .с. Для улучшения плавности хода динамический ход опорных катков увеличен со 135- 149 мм до 162- 182 мм за счет применения торсионных валов, изготовленных из стали электрошлакового переплава и прошедших двойной цикл заневоливания. К ступице ведущего колеса приварен ограничительный диск для предохранения от сбрасывания гусеницы с РМШ. Гусеница имеет повышенный коэффициент сцепления с грунтом из-за увеличения высоты грунтозацепов на 5 мм и изменения рисунка опорной поверхности трака. Кроме того, ресурс ее работы повышен за счет усиления резинометаллических шарниров. На танке Т-62М дополнительно установлены два гидроамортизатора на узлах подвесок вторых опорных катков. Радиостанция Р-173 и радиоприемник Р-173П установлены вместо радиостанции Р-123М. Средние танки Т-55, модернизированные в других странах Производство танков Т-55 по лицензии осуществлялось в ЧССР и ПНР. Модернизация этих машин проводилась в объеме тех мероприятий, которые были перечислены выше для советских образцов. Для танков чехословацкого производства была разработана система управления огнем "Кладиво", а для польских - СУО "Мерида".

Танки Т-55 состоят на вооружении армий свыше сорока стран. В таких государствах, как Ирак, Израиль, Египет, Румыния и Финляндия, проводилась их глубокая модернизация. В 1989 году на выставке в Багдаде был продемонстрирован модернизированный иракский танк Т-55, вооруженный 125-мм гладкоствольной пушкой 2А46, которая ранее устанавливалась на советских машинах Т-72А. В связи с применением автомата заряжания экипаж машины состоял из трех человек. В кормовой части высота башни была увеличена для размещения механизма подъема кассет автомата заряжания. Танк имел усиленную броневую защиту башни и передней части корпуса. Борта корпуса защищены противокумулятивными экранами. С каждой стороны башни смонтированы по четыре дымовых гранатомета. Масса модернизированного танка возросла до 40 тонн. Начиная с 1977 года в Румынии на Т-55 устанавливали лазерный дальномер и баллистический вычислитель китайского производства, дизельный двигатель мощностью 600 л .с., бортовые экраны и 12,7-м м зенитный пулемет. В ходовой части применялась шестиопорная схема с двумя поддерживающими катками со стороны каждого борта. На стволе пушки монтировался теплозащитный кожух. В Финляндии на Т-55 устанавливают лазерный дальномер, пассивные приборы ночного видения, теплозащитный кожух ствола пушки, бортовые экраны, дымовые гранатометы западногерманского типа и 12,7-мм зенитный пулемет. В Израиле на трофейных танках Т-55 вместо 100-мм используется 105-мм нарезная пушка, новые система управления огнем, стабилизатор и приборы ночного видения. В Египте на Т-55 мощность двигателя В-55 увеличена до 700 л .с. и установлена трансмиссия германской фирмы "Ренк".

 

ФОТО МОДИФИКАЦИИ Т-55

Модернизированный иракский Т-55 «Энигма».

Модернизированный иракский Т-55 «Энигма».

Структура дополнительного бронирования Т-55 «Энигма», использовано спеццбронирование с «отражающими листами».

Структура дополнительного бронирования Т-55 «Энигма», использовано спеццбронирование с «отражающими листами».

Модернизированный КБТМ Т-55

Модернизированный КБТМ Т-55

Модернизированный КБТМ Т-55, усилена защита, подвижность и СУО танка. Боевой потенциал возрос в 1.5-2 раза.

Модернизированный КБТМ Т-55, усилена защита, подвижность и СУО танка. Боевой потенциал возрос в 1.5-2 раза.

 

Модернизированный КБТМ Т-55

Модернизированный КБТМ Т-55

Глубокая модернизации Т-55, предложенная КБТМ, на танк устанавливается новый механизм заряжения в загашенной нише и пушка калибра 125мм, бронирование корпуса радикально усилено, добавлена пара опорных катков.

Глубокая модернизации Т-55, предложенная КБТМ, на танк устанавливается новый механизм заряжения в загашенной нише и пушка калибра 125мм, бронирование корпуса радикально усилено, добавлена пара опорных катков.

Модернизированный Т-55 с установленной 125 мм пушкой КБМ1 (ХКБМ Украина)

Модернизированный Т-55 с установленной 125 мм пушкой КБМ1 (ХКБМ Украина)

 

Танк Т-55АГМ – глубокая модернизации Т-55

Танк Т-55АГМ – глубокая модернизации Т-55

 

ЧЕРТЕЖИ Т-55 И ЕГО МОДИФИКАЦИИ


Чертеж Т-55 во всех проекциях

Чертеж Т-55 во всех проекциях

Маркировка выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом для Т-55

Маркировка выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом для Т-55

 

Схема модернизации Т-55 (ХКБМ), включающая установку 120 мм пушки стандарта НАТО и автомата заряжения в забашенной нише.

Схема модернизации Т-55 (ХКБМ), включающая установку 120 мм пушки стандарта НАТО и автомата заряжения в забашенной нише.


 

 

 

ТТХ

Боевая масса, т

36 - 36,5

Экипаж, чел

4

Размеры, мм

длина с пушкой вперед 9000
длина корпуса 6200
ширина 3270
высота по крышу башни 2218
клиренс 425-500

Пушка марка/тип

Д-10Т2С/НП

калибр, мм

100

Пулеметы

спаренный и курсовой, марка/калибр, мм 2 х СГМТ/7,62

Боекомплект

выстрелов 43
патронов 7,62 мм 3500

Двигатель марка/тип

В-54/дизель

мощность, л.с.

580

Максимальная скорость, км/ч

50

Запас хода, км

480-500

Удельное давление, кг/см2

0,81

Препятствия, м

вертикальная стенка 0,8
ров 2,7
брод без подготовки/с ОПВТ 1,4/5
крен/подъем, град 30/32

 

 

Модификации

Марка

Индекс

Принципиальные отличия

Т-55

об.155

Разработан на базе Т-54Б

Т-55К

об.155К

Командирский Т-55. Дополнительно Р-112, зарядн. агрегат АБ-1-П/30, уменьшен БК, снят курсовой пулемет

ТО-55

об.482

Т-55 с огнеметом АТО-200

Т-55А

об.155А

Усиление противоатомной защиты (подбой)

Т-55М

об.155М

Модернизация Т-55 и Т-55А соотв. Многослойные экраны комбин. брони на башне, борт. резин. экраны, доп. бронировние днища, КУВ 9К116 "Бастион", лазерн. дальномер КТД-2, баллистич. вычислитель БВ-55

Т-55АМ

об.155АМ

Т-55АМК

об.155АМК

Командирский Т-55АМ. Дополнительно Р-134, зарядн. агрегат АБ-1-П/30

Т-55М-1

об.155М-1

Установка двигателя В-46-5М на Т-55М и Т-55АМ, соответственно

Т-55АМ-1

об.155АМ-1

Т-55АД

об.155АД

Установка КАЗ "Дрозд" на Т-55А, Т-55М и Т-55АМ, соответственно.

Т-55МД

об.155МД

Т-55АМД

об.155АМД

Т-55МВ

об.155МВ

Установка ДЗ на Т-55М и Т-55АМ

Т-55АМВ

об.155АМВ

 

 

Сравнительные тактико-технические характеристики танка Т-55 с основными танками НАТО

Характеристика

T-55

M60

"Центурион" Mk.10

Страна изготовитель

СССР

США

Великобритания

Год выпуска

1958

1960

1958

Боевая масса, т

38.5

41,71

51,82

Экипаж, чел.

4

4

4

Размеры,м

 

 

 

- длина по корпусу

6,2

6,946

7,823

- ширина

3,27

3,63

3,39

- высота по крыше башни

2,21

3,21

3,009

- клиренс

0,5

0,46

0,51

Вооружение:

 

 

 

Тип и калибр пушки, мм

Нарезная 100

Нарезная 105

Нарезная 105

Количество и калибр пулеметов, мм

2х7.62

1х7,62,1х12,7

1х7,62,1х12,7

Боекомплект, шт.

 

 

 

- выстрелов к пушке

43

57

64

- патронов к пулемету

3500

6000 и 900

4750 и 600

Стабилизатор вооружения

В двух плоскостях

Нет

Нет

Толщина брони, мм

 

 

 

- лоб корпуса

100

120

118

- лоб башни

200

175

152

Двигатель:

 

 

 

- марка/тип

B-55
Дизель

AVDS-1790-2A
Дизель

Rolls-RoyceMk.lV
Бензиновый

- мощность, л с.

580

750

650

Удельная мощность двигателя, л.с./т

15,89

14,24

12,54

Максимальная скорость, км/ч

50

48

34,6

Запас хода, км

500

800

190

Удельное давление на грунт, кГ/см2

0,81

0,8

0,95

Преодолеваемые препятствия:

 

 

 

- высота вертикальной стенки, м

0.8

0,914

0,914

- ширина рва, м

2.8

2.В9

3,38

- брод без подготовки/ с ОПВТ, м

1,4/5

1,22/2,44

1,45/2,74

- угол подъема/крена, град.

32/30

30/15

30/15

 

ФОТО


СРЕДНИЙ ТАНК Т-54Б
Фото и чертежи среднего танка Т-55АМВ
Румынский танк TR-85M1 "Бизон" (глубокая модернизация Т-55)

 

 










 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ