Основной боевой танк Т-80УД «Объект 478Б»

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Основной боевой танк Т-80УД «Объект 478Б, Д»

Основной боевой танк Т-80УД «Объект 478Б»  

Т-80УД «Объект 478Б»  

Т-80УД «Объект 478Д» 

Т-80УД «Объект 478Д»

Т-80УД «Объект 478БЭ»

Т-80УД «Объект 478БЭ»  

История создания

В 70-е годы ХКБМ была проведена большая работа по совершенствованию серийного танка Т-64Б включавшая установку нового дизеля 6ТД мощностью 1000…1200 л.с. и повышению характеристик системы управления вооружением.

Было разработано новое боевое отделение, которое затем без изменений было принято и для установки на танке Т-80У. Танк Т-80У конструктивно отличался от серийного танка Т-64Б в основном двумя особенностями:

  • применением опорных катков с внешней ошиновкой (вместо катков с внутренней амортизацией);
  • установкой газотурбинного двигателя (ГТД) вместо дизельного двигателя.

Компоновка танка Т-80У аналогична принятой на Т-64 и основана на наработках по его модернизации.

ГТД имел ряд не устраненных недостатков, которые мешали ему стать массовым двигателем – большой расход топлива и высокая стоимость.

В связи с тем, что стоимость ГТД в 8 -10 раз превышала стоимость дизеля, а также то, что ГТД имеет в 1,2-1,4 раза больший расход топлива, было признано целесообразным поручить ХКБМ им. А.А.Морозова разработать вариант танка Т-80У с дизельным двигателем. Разработка двигателя была предусмотрена постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июня 1981 года №701-200, обязывающем выполнить разработку, изготовление и испытания двух танков Т-80У с двигателями 6ТД мощностью 1000 л .с.

Изготовление и сборка танков выполнялась совместно предприятиями «Завод имени В.А. Малышева», ХКБМ имени Морозова и ХКБД. Испытания проводились в 1983 г . на полигоне 38 НИИ БТВТ в п. Кубинка в объеме 6000 км . Программа испытаний была выполнена полностью.


В результате проведенных работ установлено:

  • по показателям подвижности танка с двигателями ГТД и 6ТД мощностью 1000 л .с. равнозначны;
  • максимальные скорости танков одинаковы;
  • разгонные характеристики не отличаются;
  • топливная экономичность танков с поршневым двигателем лучше в 1,6-1,7 раза. В связи с этим одинаковые запасы хода обеспечиваются при меньших объемах топливных баков;
  • тормозные характеристики поршневого двигателя лучше в 1,4 раза.

Средние скорости и разгонные характеристики сравниваемых танков были одинаковы, расходы топлива в литрах на 100 км составляли:

  • с ГТД - 690, с 6ТД-1 - 420 л/100 км, что в 1,65 раза меньше по сравнению с ГТД;
  • потери мощности с повышением температуры на 10 °С: с ГТД - 10%, с 6ТД-1 - 2%.

На основании проведенных испытаний был сделан вывод, что применение двигателя 6ТД в танках оправданно.

На основании проведенных работ документация танка Т-80У с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л .с. в декабре 1983 года была утверждена МВК. Указанный танк Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 02.09.85 г. № 837-249 принят на серийное производство с формулировкой «Танк Т-80У с двигателем 6ТД» и в соответствии с Приказом МОП №510 от 19.09.85г. параллельно с Т-64Б серийно выпускался заводом им. Малышева.

В  Постановление Правительства №837-249 «О мерах по организации серийного производства танковых многотопливных дизельных двигателей 6ТД и танков типа Т-80У с этим двигателем» говорилось:

  • принять предложение Министерства обороны по органи­зации в производственном объединении «Завод имени В.А. Малышева» серийного производства танка с двигателем 6ТД вместо ГТД;
  • освободить Министерство оборонной промышленности от организации серийного производства ГТД. Имеющуюся оснастку передать Министерству авиационной промышленности и Министерству обороны;
  • обязать Министерство оборонной промышленности пред­ставить в IV кв. 1985 г . на утверждение конструкторскую документацию на танк Т-80УД с двигателем 6ТД-1;
  • завершить в 1986 г . работы по созданию двигателя 6ТД-2 мощностью 1200 л .с. и установку его в танк; представить предложения о начале серийного производства танков в 1987 г .

Разработанное еще в 1979 г . моторно-трансмиссионное отделение «Объекта-476» полностью принято для всех танков, в которых устанавливалась силовая установка с двигателем 6ТД («Объект-476», Т- 64БМ, Т-64Б1М, Т-64АМ), в том числе и для варианта танка «Т-80У с двигателем 6ТД» (заводской индекс объекта - 478Б).

Танк 478Б представляет собой «Объект-476», в котором вместо опорных катков с внутренней амортизацией установлены опорные катки с внешней ошиновкой.

Как отмечал в своей книге «Моторы и судьбы» главный конструктор ХКБД Н.К. Рязанцев, разворачивание производства в Харькове ГТД провалилось из-за необдуманности действий ряда лиц, занимавших первые посты в государстве. Деньги, затраченные на строительство завода, закупку станков, в том числе в западных странах были частично потеряны. Главное – было потеряно и время.

Так закончилась газотурбинная эпопея, которая забрала 8 лет. После смерти Д.Ф. Устинова изменилась и убежденность многих людей, бывших ранее сторонниками ГТД хотя к этому времени они занимали высокие посты.

Успешное освоение производства и результаты контрольной опытно-войсковой эксплуатации батальона танков Т-80УД с двигателем 6ТД-1 в Кантамировской дивизии послужили основанием для прекращения производства танков Т-64 на заводе.


27 декабря 1987 года из сборочного цеха ушел последний танк Т-64.

Перед переходом объединения «Завод имени В.А. Малышева» на выпуск нового танка и с целью ознакомления с ходом серий­ного производства и перспективными работами 27 января 1988 года объединение, ХКБД и ХКБМ посетил и Министр обороны Д.Т. Язов.

Министр обороны во вступительном слове отметил, что он хотел бы знать, когда и сколько танков будет получать Советская Армия?

Завод полностью перешел на выпуск танков Т-80УД. Увели­чивался выпуск двигателей 6ТД-1. В 1986 году изготовили 62 двигателя, в 1987 году - 99, в 1988 году - 183. Всего за период 1986-1990 гг. выпустили 776 двигателей. Новыми танками оснащались лучшие подразделения Советской Армии, в частности, Кантемировская дивизия. Всего же было выпущено около 700 танков Т-80УД.

По мнению руководства ГБТУ и министерства оборонной промышленности Т-80УД должен был стать единым основным советским танком.

 «…Нами был разработан единый танк Т-80УД с дизельным двигателем в 1250 л .с. (в заделе был на 1500 л .с.) и с более мощным вооружением. Я трижды докладывал на специальном совещании в ЦК КПСС в присутствии министра обороны Маршала Советского Союза С.Ф. Соколова и заместителя министра обороны по вооружению генерала армии В.М. Шабанова порядок переоснащения заводов на танк Т-80УД. Предусматривалась поочерёдная остановка заводов на два-три гола для подготовки их к серийному производству единого танка Т-80УД, создателем которого был генеральный конструктор генерал-майор Н.А. Шомин на заводе имени Малышева. ЦК КПСС поддержал мою инициативу, а Госплан, совместно с Министерством оборонной промышленности и ГБТУ подготовил план реконструкции заводов в 2000 году...»

Начальник ГБТУ (1980-1987) генерал-полковник Ю. ПОТАПОВ.

Но в 1991 году СССР развалился, Украина стала самостоятельным государством, и осталась один на один с производством танков Т-80УД, как и танка нового поколения с принципиально новыми компоновочными и конструктивными решениями создаваемого в ХКБМ.

Экспорт

Первый показ двух украинских танков Т-80УД в Пакистане состоялся в период со 2 августа по 15 сентября 1993 года в жарких условиях пустыни Тар. Для участия в испытаниях были командированы 12 работников ХКБМ и 1 работник ХКБД во главе с Генеральным конструктором М.Д. Борисюком. Программа испытаний была рассчитана на три месяца, а завершилась за полтора. Танки пробежали по две тысячи километров каждый. Результаты испытаний удивили пакистанскую сторону надеж­ностью техники и оперативностью проведения испытаний.

Несмотря на положительные результаты испытаний техники в условиях заказчика, пакистанская сторона не торопилась принимать окончательное решение из-за отсутствия единства в среде высокопоставленных военных руководителей в вопросе выбора типа танка. Предстояла долгая и кропотливая работа по доказательству преимуществ украинского танка.

В результате договоренности летом 1995 года состоялся повторный выезд украинской делегации в Пакистан. Объединенную делегацию возглавляли Генеральный конструктор М.Д. Борисюк и генерал B.C. Медвидь.

Видео

Испытания Т-80УД в Пакистане

Т-80УД Пакистанский контракт

Испытания двух танков были проведены в период с 14 июля по 15 сентября 1995 года в объеме трех тысяч километров. Этот пробег, который показал, что украинские танки способны работать в условиях пустыни в самых жарких условиях. Были реально подтверждены заявленные технические параметры боевой машины. Следует отметить некоторый скептицизм пакистанских танкистов. Они не верили, что украинские танки с нашей же силовой установкой смогут работать в жесточайших условиях пустыни. Для этого у них были основания: пакистанские танки китайской разработки с английскими и китайскими двигателями подобных испытаний не выдерживали.


Повторные успешные испытания явились основой для продол­жения переговоров с пакистанской стороной о заключении контракта.

С целью ознакомления с производством танков на заводе в декабре 1995 года в Харьков прибыла представительная пакистанская делегация.

Обсуждались вопросы обучения пакистанцев эксплуатации и ремонту. Именно эти вопросы и явились предметом последующего обсуждения в 1996 году в Пакистане. Неизменным участником этих переговоров был М.Д. Борисюк. Переговоры были очень сложными. Последний этап их продолжался с 15 мая до 30 июня. Наконец, историческое подписание контракта сос­тоялось 30 июня 1996 г .

Первая партия машин ушла в Пакистан в феврале 1997 года; последняя - в ноябре 1999 года. По состоянию на 01.01.2005 г. танки уже эксплуатируются от 5 до 8 лет. Естественно, они имеют разный уровень наработок: от 150 до 450 часов. Все танки и двигатели находятся в работоспособном состоянии.

Огневая мощь

Т-80УД вооружен гладкоствольной 125 мм пушкой 2А46М-1. Скорострельность до 8 выстрелов в минуту в движении. В конвейере механизма заряжания находится 28 выстрелов, общий боекомплект 45 выстрелов. Основным противотанковым вооружением Т-80У являются бронебойные подкалиберные снаряды 3БM-42 с сердечником изготовленным из вольфрамового сплава и выстрелы ЗБМ32 с сердечником из обедненного урана. Особое место занимает комплекс управляемого вооружения «Рефлекс» с управлением по лазерному лучу с ракетами 9М119 и 9М119М, которые обеспечивают поражение танков и других целей на дистанции до 5000 м .

Комплекс «Рефлекс»  может применяться по низколетящим целям - вертолетам. Ракета 9MI19, управляемая по лучу лазера, обеспечивает дальность поражения цели типа «танк» при стрельбе на дальностях 5000 м с вероятностью 0.8 и на дальность 4000 с вероятностью 0.9

Танк оснащен комплексом управления огнем 1А45 в состав которого входят:

система управления огнем дневного прицела включающая:

  • дневной прицел наводчика 1Г46 с независимой в двух плоскостях стабилизацией поля зрения и лазерным дальномером;
  • стабилизатор вооружения, состоящий из электрогидравлического привода ВН (вертикальное наведение), электромеханического привода ГН (горизонтальное наведение), блока управления стабилизатора и датчиков;
  • баллистический вычислитель 1В528-1 для расчета баллистических поправок автоматически учитывает сигналы, поступающие со следующих датчиков: скорости танка, угловой скорости цели, угла крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно для расчета вручную вводятся следующие параметры: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и др. Вычислитель также рассчитывает момент времени подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
  • комплект датчиков условий стрельбы, состоящий из датчиков: поперечного ветра, крена, скорости танка, курсового угла (косинусный потенциометр);
  • ночной прицел наводчика ТПН-4Э с зависимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях (прибор связан с пушкой параллелограммом, стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией пушки и башни, наведение поля зрения осуществляется при наведении пушки и башни). Прицел оснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели» и ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения. Стрельба производится только при выключенном баллистическом вычислителе;
  • дневно-ночной прицел командира ТКН-4С с независимой стабилизацией поля зрения по ВН и зависимой стабилизацией поля зрения по ГН (стабилизация поля зрения обеспечивается стабилизацией башни). ТКН-4С  оснащен механизмом для ручного измерения дальности с «базой на цели», ручным вводом дальности по баллистическим шкалам в поле зрения, стрельба через который производится с автоматическим отключением баллистического вычислителя (режим ДУБЛЬ);

зенитный прицел ПЗУ-7.


Дневной и ночной прицелы расположены на месте наводчика, а дневно-ночной - на месте командира.

комплекс управления огнем 1А45 в состав которого входят:

Дневной оптический прицел 1Г46 «Иртыш» с встроенным лазерным дальномером позволяет наводчику обнаруживать малоразмерные цели. Независимо от орудия прицел стабилизирован в двух плоскостях. Его панкреатическая система изменяет  кратность увеличения оптического канала в пределах х3.6…12.0.

Ночью наводчик осуществляет поиск и прицеливание с помощью активно-пассивного прицела ТПН-4Э,   также имеющего стабилизированное поле  зрения. Дальность распознавания целей ночью – 1200 м .

Командир ганка ведет наблюдение и дает целеуказания наводчику посредствам прицельно-наблюдательного дневного ночного комплекса ПНК-4С, стабилизированного в вертикальной плоскости.

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира. Угол наведения по вертикали составляет от -5° до +70°, по горизонту - в диапазоне +/-75° по курсу, или 360° вместе с башней танка. По вертикали в диапазоне углов от -3° до +20° пулемет стабилизирован.

Вместо прицела «Буран» с ЭОП возможна установка комплекса «Буран-Катрин» обеспечена работа с использованием баллистического вычислителя и лазерного дальномера, прицел наводчика 1Г46М модернизирован, предусмотрен встроенный контроль основных параметров. Обеспечена автоматическая компенсация увода линии визирования.

Защита

Броневая защита Т-80УД, включающая современную многослойную броню и установленный на башне и корпусе комплект встроенной динамической защиты, обеспечивает танку высокий уровень живучести на поле боя.  Танк Т-80УД может скрывать свое местонахождение на поле боя посредством постановки дымовой или аэрозольной завесы. На бортах башни установлено по четыре пусковых установок дымовых гранат, которые приводятся в действие электрическим способом. 

Т-80УД также может устанавливать дымовую завесу посредством впрыска дизельного топлива в систему выхлопа двигателя (т.е. используя так называемую термодымовую аппаратуру).

С целью снижения тепловой заметности танка на поле боя, крыша моторно-трансмиссионного отделения Т-80УД оснащена специальной тепловой защитой.

Первые серии танка оснащались навесным комплектом динамической защиты «Контакт-1». Позднее на танк был установлен комплекс универсальной динамической защиты «Контакт-5». Этот тип ДЗ работает как против кумулятивных средств (КС), так и против бронебойных подкалиберных снарядов (БПС).


Встроенная динамическая защита прикрывает более 60% поверхности в курсовых углах обстрела ±20° (по корпусу) и ±35° (по башне).  Сочетание усовершенствованной многослойной комбинированной брони и ВДЗ уменьшает угрозу поражения танка наиболее массовыми кумулятивными и кинетическими средствам поражения.

Башня Т-80УД - 478Б  ВЛД Т-80УД      

Башня танка 478Б с литой основой и схема установки встроенной ДЗ на верхней детали лобового узла корпуса.

Комбинированная многослойная броня верхней лобовой детали корпуса и комбинированный наполнителя в башне: 1. Ячеистая отливка. 2. Металлокерамический пакет.

После развала СССР на Украине освоили производство новой конструкции башни с основой из проката.  Башня изготовлена из броневой стали повышенной твердости полученной электрошлаковым переплавом (ЭШП). Сталь с ЭШП обеспечивает  прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15% по сравнению с катаной сталью средней твердости. Таким образом башня с основой из проката (ЭШП) имеет значительные приемущества по броневой стойкости в сравнении с башней с литой основой.


Заслуга в освоении производства башни новой конструкции во многом принадлежит одним из старейших производителей броневой стали, бронекорпусов и башен танков - ПО «Азовмаш». Крупнотоннажные горизонтальные слитки для получения гетерогенной брони, заготовки крупных гетерогенных штампов, литые ЭШЛ сложнопрофильные заготовки для танковых бортов, заготовки танковых башен были получены по технологическим схемам, не имевшим аналогов в практике мирового машиностроения. Работы в области создания новых броневых материалов на электрошлаковой основе позволили отработать конструктивные и технологические решения, явившиеся основой производства танков Т-80УД со сварнокатанной башней.

ЭШП броня Т-80УД. Башня изготовлена из броневой стали повышенной твердости полученной электрошлаковым переплавом (ЭШП). Сталь с ЭШП обеспечивает  прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15 процентов по сравнению с катаной сталью средней твердости.

Башня изготовлена из броневой стали повышенной твердости полученной электрошлаковым переплавом (ЭШП). Сталь с ЭШП обеспечивает  прирост стойкости в равных конструкциях на 10-15 процентов по сравнению с катаной сталью средней твердости.

Последующее повышение защищенности танков, по мнению специалистов, связанно с применением модульной конструкции броневой защиты корпуса и башни танка. Модульная конструкция бронирования позволяет без изменения толщины и массы брони повысить противоснарядную стойкость, обеспечивает возможность совершенствования брони на протяжении жизненного цикла танка и возможность замены старых модулей новыми, изготовленными из брони, созданной с учетом последних технологических достижений. Защитные модули могут быстро заменяться в случае их повреждения. Причем эти работы могут выполняться в полевых условиях. Кроме того, возможно изготовление защитных модулей в условиях массового производства, которое значительно снижает их стоимость.

Башня состоит из двух съемных защитных модулей устанавливаемых на сварную основу. Каждый защитный модуль надежно прикреплен к основной броне башни.

Башня Т-80УД - 478БЭ

На наружной поверхности лба башни в пределах курсового угла +35 установлены блоки динамической защиты. Крыша башни выполнена  цельноштампованной, что повысило ее жесткость,  обеспечена технологичность и стабильное качество в условиях серийного производства.

Важным достоинством Т-80УД стала его совершенная система защиты от ОМП, превосходящая подобную защиту лучших зарубежных танков НАТО. На танке применены подбой и надбой водородосодержащих полимеров с добавками свинца, лития и бора, экраны локальной защиты из тяжелых металлов и система автоматической  герметизации обитаемых отделений и очистки воздуха.

Повышению выживаемости способствует применение на танке системы самоокапывания с бульдозерным отвалом шириной 2140 мм и системы постановки дымовых завес при помощи системы «Туча», включающей восемь мортирок-гранатометов 902Б. На танке может устанавливаться, также, навесной колейный трал КМТ-6, исключающий подрыв мин пол днищем и гусеницами.

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво­дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./600)

Защита

экв. + 35° (мм)

БПС

ТУР

от БПС

от КС

Т-80УД

СССР

46

250…300

350

620

900

Т-80УД (1989)

СССР

46

250…300

350

700

1000

Видео

Видео с испытаниями обстрелом танка Т-80УД из танка Т-80У

Характеристики подвижности

Двигатель 6ТД - это самый лучший вариант для танка Т-80У.

Этот двигатель – колоссальное национальное достижение.

Пройдет время, и мы будем гордиться им

Директор ВНИИТМ П.П. Исаков

Идеология двигателя 6ТД-1 впервые была изложена в техническом проекте, разработанным в ноябре 1974 года и согласованным с директором завода О. В. Соичем и заместителем главного конструктора ХКБМ Н. А. Шоминым. В соответствии с приказом Министра оборонной промышленности №533 от 18 декабря 1974 г ., в ХКБМ велись работы по установке двигателя 6ТД-1 в танк Т-64. С этой целью первые два двигателя мощностью 1000 л .с. №24 и №26 были переданы в ХКБМ в декабре 1975 г .

Сборка первых двух модернизированных танков намечалась на февраль 1976 г . - к открытию XXV съезда КПСС. Всего было изготовлено около 50 изделий мощностью 1000 л .с, из них 30 - использовались для стендовой отработки, 20 - для отработки в танке.

Суммарная наработка этих двигателей составила на стендах около 16 тыс. ч., пробег в танках - 162 тыс. км. Это огромный объем работ, который выполнял коллектив в составе 1200 чел.

С целью проверки надежности двигателя испытания танка проводились в различных климатических зонах страны:

  • в условиях повышенной запыленности и высоких температур окружающей среды (ТуркВО в 1978,1979,1982 гг.);
  • в условиях низких температур окружающей среды (ЗабВО в 1977 г .);
  • в горных условиях (ЗакВО, СКВО в 1978, 1982 гг.);
  • в условиях средней полосы (1978, 1979, 1982, 1984 гг.).

В 1982 г ., но утвержденной документации были изготовлены три модернизированных танка Т-64А с двигателем 6ТД-1. В связи с увеличением мощности двигателя внедрены существенные изменения в конструкцию танка:

  • усилены бортовые коробки передач;
  • увеличена эффективность системы воздухоочистителя;
  • увеличен динамический ход катка на 30 мм .

Испытания указанных танков впервые проводились совместно с серийными танками Т-64А, Т-72, Т-80Б. Они прошли в период май - октябрь 1982 г . в трех районах Средней Азии. Пробег модернизированных танков Т-64А составил:

  • в пустыне при температуре воздуха до 37 °С и высокой запыленности воздуха - 3000 км ;
  • в условиях высокогорья на высоте 1800- 2200 м над уровнем моря (п. Рыбачье, Киргизия) -1000 км ;
  • в пустыне Кара-Кум, температура воздуха до 44 °С, очень высокая запыленность воздуха (Килята, Туркмения) - 5500 км .

В указанных трех районах наработка двигателей составила 400-420 ч. В связи с этим было принято решение продолжить испытания танков до наработки двигателей 500 ч. Испытания продолжились с 10 по 29 ноября 1982 г . на полигоне ХКБМ. И задача была решена: двигатели отработали по 500 ч каждый, пробег танков составил 12000 км .

Установка нового двигателя 6ТД-1 мощностью 1000 л .с. в модернизированный танк Т-64А с внедрением мероприятий по бортовым коробкам передач, системам и увеличенному динамическому ходу позволили:

  • увеличить среднюю скорость танка на 19-35%;
  • сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза;
  • увеличить величину преодолеваемого угла на 3-5 град.;
  • увеличить запас хода на 6-32%.

При этом важно отметить, что двигатели 6ТД-1 отработали в модернизированных танках по 500 ч в различных климатических зонах без замечаний, подтвердив высокий уровень надежности.

На основании положительных испытаний двигателя 6ТД-1 на стендах и в танках приказом Министра обороны СССР от 21.12.83 №0262 модернизированный танк Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1 принят на вооружение Советской Армии.

Дизель типа 6ТД

Дизель типа 6ТД

Впервые в мировой практике освоены двигатели с уровнем литровой мощности 61,3 и 73,6 л.с./л. Это главное и принципиальное направление работ украинского танкового двигателестроения.

По удельным показателям и компоновочным характеристикам МТО, названных выше танков, не имеет аналогов в мировом танкостроении (удельная мощность МТО составляет 387 л .с./м3 против 333 и 258 л .с./м3 соответственно у танков Леопард-2 и «Абрамс»).

Некоторые воспоминания участника об опытно-войсковой эксплуатации танков 478Б

Общие положения

Наименование опытно-войсковой эксплуатации танков (ОВЭ): «Опытно-войсковая эксплуатация батальона танков Т-80УД в Московском ВО» Сроки проведения ОВЭ:

- начало: май 1987 г ;

- окончание: ноябрь 1988 г .

Место проведения ОВЭ:

- г. Наро-Фоминск;

- Учебный центр МВО (Гороховецкий УЦ).

Привлекаемые силы и средства:

- танковый батальон мотострелкового полка Кантемировской дивизии (45 танков Т-80УД);

- автомобильная и специальная техника, входящая в штат батальона.

Цели проведения ОВЭ

Цели проведения ОВЭ:

- выявление конструктивных и производственных недостатков образца;

- определение показателей освоения образца личным составом и разработка методик для экипажей;

- определение сроков и путей доработки образца.

Объем ОВЭ

Расход моторесурсов.

Расход моторесурсов на изделие составил в пределах 5100…5500 километров. Для справки: машины учебно-боевой группы за год могли накатать не более 550 км ., боевая группа – не более 250 км .

Настрел вооружения.

За первый период (май-ноябрь 1987г.) было проведено 12 стрельб штатным снарядом днем и 10 стрельб ночью. Стреляли как наводчики, так и командиры (в режиме Дубль). За второй период (декабрь 1987-май 1988 г .) проведено 10 стрельб днем и 8 ночью.

Таким образом, каждый стреляющий член экипажа за год произвел 120 выстрелов штатным снарядом. Для справки: в линейных частях при условии 100% выполнения Программы боевой подготовки (от огневой до проведения боевых стрельб взвода, роты, тактических учений с боевой стрельбой батальона и полка (дивизионные – раз в два года)), на одного солдата отпускался 21 артвыстрел. На каждый танк было осуществлен по 5-6 пусков управляемых ракет.

Некоторые личные впечатления

В части недостатков образца.

Вооружение.

Так как боевое отделение танка Т-80УД практически не отличалось от БО танка Т-64Б, то существенных отказов по вооружению не было. Случаи выхода из строя КУВ, МЗ и режима Дубль имели место быть, но, как говорится – в пределах нормы. К тому же, на первых порах все срывы стрельбы были по вине экипажей.


Силовая установка.

За год проведена замена 8 двигателей. Четыре – по вине эксплуатации (один перегрев, три –эксплуатация, скажем так, «без масла»). Остальные четыре – один и тот же дефект: нарушение герметичности трубопроводов высокого давления на 4-м цилиндре. Во всех случаях выходила из строя одна и та же трубка (а  всего их по четыре на каждый цилиндр).

Наработка двигателей 650…700 часов.

Трасмиссия

Заменили штуки 4 БКП. Причины, если честно, не помню

Ходовая часть

Как обычно. Имели место случаи частичного отслоения бандажей ОК (не более допустимого), потеря гребней ГЛ, течь ГА. Короче -  как в обычной учебной части.

В части эксплуатации вооружения образца.

Подготовка вооружение к стрельбе проводилась согласно требований ТО и Э. НИ РАЗУ НЕ ПРОВОДИЛАСЬ проверка выверки вооружения стрельбой. Знакома такая «метода»? параллельно с нами в Гороховце были и другие подразделения дивизии на Т-64Б. Вот они то каждый раз, выполнив выверку, проверяли стрельбой и потом… «корректировали выверку прицельной маркой». С точки зрения целесообразности – это введение образно называемой «поправки дня» (а то и нескольких часов). «Топо – метео» изменится -  и прощай, оружие! Причем на ночные стрельбы они шли с «дневной» пристрелкой. И, как результат: наш батальон месяца через два давал вероятность попадания в цель на уровне 0,7…0,8, а они – 0,6…0,7. Поняв значение правильной настройки СУО, комбат категорически отказывался от всяких пристрелок. А сначала, как все «войсковые», ну ОЧЕНЬ СИЛЬНО не доверял.

Немного пришлось «повыёживаться» сначала с выверкой прибора командира. И то лишь потому, что все приходилось делать мне самому с напарником по приборам. В дальнейшем, по мере «взросления» навыков экипажей, отпал и этот вопрос.

Запомнился случай на ночной стрельбе. Кстати, накрывалось мишенное поле по трем вариантам и экипажи не знали, какой из них выпадет на их душу. Так вот, отработав пулеметом, наводчик ищет пушечную цель.

- Вышка! Я броня-2! Не вижу цели!!! (цели выставлялись на предельных дальностях возможности ночного прицела. В активном режиме наводчик должен был видеть до 1800 м .)

- Мудила!!! Вон там, левее бугра!!! Правее башню!!! Видишь? (это влез в связь его командир танка, наблюдавший цель через прибор командира с возможностью Д  <= 1200 м .)

И навел таки на цель! От вам и «плохие поисковые характеристики» у «Агата»! Но, конечно, это тоже был разовый эффект, проявившийся при достаточно лунной ночи, контрастности «цель- поле» и пр. Но приятно!

Краткие итоги, сделанные «для себя»:

  • Машины пришли на ОВЭ достаточно подготовленные. Имею в виду, что не очень «сырые». Причем без отбора, а «с конвейера».
  • С экипажами со стороны ХКБМ и ПО им. Малышева была проведена первоначальная подготовка по особенностям устройства и эксплуатации танка Т-80УД (напомню – экипажи готовились по Т-64Б)
  • По результатам ОВЭ в КБ и на производстве были проведены доработки как КД, так и технологии производства. Ряд недостатков устранили прямо в ходе ОВЭ.
  • Личный состав к началу 2 периода ПРЕКРАСНО (не побоюсь этого слова) освоил технику, правила ее эксплуатации и текущего ремонта.
  • Особое мнение о командире батальона и его офицерах. Так, как батальон был «выброшен» в Гороховец с придачей ему всей необходимой структуры для самостоятельного существования, очень большая нагрузка была на них. По крайней мере, пока не втянулись в ритм. Пищу готовили сами (ПАК-200), к нарядам вне батальона не привлекались. Занимались ТОЛЬКО выполнением программы ОВЭ. За что им отдельное мое БОЛЬШОЕ СПАСИБО!

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-80УД

Полная масса

т

46

Экипаж

чел.

3

Удельная мощность

л.с./т

21,7

Двигатель 6ТД-1 (6ТД-1И)

л.с.

1000

     

Удельное давление на грунт

кгс/см2

0,91

Температурный режим работы

°С

-40…+55

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9720

корпуса

мм

7045

Ширина танка

по гусенице

мм

3384

по съемным защитным экранам

мм

3595

высота по крыше башни

мм

2160

длина опорной поверхности

мм

4290

дорожный просвет

мм

515

ширина колеи

мм

2800

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

65

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,8

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

325…370

По дороге с твердым покрытием

л, до

300

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

350 (400)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

450 (580)

Емкость баков

л

1270 +  400

Боекомплект

   

Выстрелов к пушке

шт

45

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

28

Патронов:

   

к пулемету ( 7,62 мм )

шт

1250

к пулемету  ( 12,7 мм )

шт

450

Аэрозольных гранат

шт

12

Материал составлен на основе книги  «Моторы и судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. 1991 г .





 




 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ