|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Основной боевой танк Т-80 и Т-80Б Историческая справка После прекращения работ по тяжелым танкам КБ Ленинградского кировского завода занимались созданием ракетного танка на базе харьковского «объект 432». В 1967 году работы над танком были прекращены, это стало серьёзным ударом для коллектива и главного конструктора Ж. Я. Котина. К этому времени шла подготовка к серийному производству танка Т-64 на танковых заводах, Кировский завод получил задание готовить серийное производство этого танка. Возникла идея установки ГТД на танк Т-64, попытки устанавливать ГТД на танк предпринимались и ранее, но это были модификации существовавших разработанных для вертолетов двигателей. В те годы ГТД считался достаточно перспективным двигателем, разработку специализированного танкового ГТД начали в Ленинградском НПО имени В. Я. Климова под руководством С. П. Изотова. В 1968 году Ж.Я. Котин приступил к исполнению обязанностей зам. Министра МОП, его место занял Н. С. Попов. Решение о создании газотурбинного
танка было принято ЦК КПСС и Совмином СССР 16 апреля
Машина принята на вооружение в 1976 году и стала первым в мире серийным танком с основной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя. На вооружении стали находиться три основных танка - Т-64, Т-72 и Т-80. По боевым характеристикам они незначительно отличались друг от друга. В конструкции Т-80 использованы отработанные элементы танка Т-64А: пушка, боеприпасы, механизм заряжания. Первые Т-80 оснащались башнями аналогичными устанавливаемым на Т-64А. На Т-80Б без изменений принята система управления 1А33 «Объ», разработанная на Т-64Б. Таким образом, по отдельным элементам конструкции Т-80 был унифицирован с ранее выпущенными танками Т-64А и Т-64Б. Компоновка танка Т-80 аналогична принятой на Т-64А. Улучшение обзорности с его места достигнуто установкой трех смотровых приборов вместо одного. Ходовая часть Т-80 разработана специально для этого танка, и в отличии от Т-64 содержит опорные катки с наружной обрезинкой. Гусеничная лента, выполнена из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой. Использование таких гусениц уменьшило вибрации, передаваемые от ходовой части на корпус танка, и значительно снизило уровень шума, создаваемого при движении. В период середины 70-х годов еще не были созданы дизельные двигатели
мощность
Танк Т-80 с ГТД возник как альтернатива танку Т-64 с двигателем 5ТДФ. Поэтому его конструктор Н.С. Попов всячески пытался препятствовать организацию производства двигателя 6ТД-1 который был разработан в конце 70-х и его установку в танк Т-80. В высших кругах страны постоянно шла дискуссия – какой из двигателей лучше. Было очевидно, что ГТД значительно уступает поршневому двигателю по стоимости, имеет большие путевые расходы топлива, что требует дополнительных затрат на его транспортировку и больших объемов в танке для его размещения. Но мало кто мог противится Д. Ф. Устинову – одному из первых лиц государства. Для Д. Ф. Устинова был важен факт, что американскому танку «Абраме» был подготовлен ответ в виде советского танка Т-80. И мало кто задавался экономическим аспектом этого вопроса. Стоимость одного опытного ГТД-1000Т на период 1970 года составляла 167 тыс. руб. стоимость целого танка Т-64 на тот период составляла 174 тыс. руб. то есть в Т-80 только двигатель стоил как целый танк Т-64, при этом по основным характеристикам, кроме максимальной скорости танки были аналогичны. На период принятия на вооружение в 1976 году стоимость Т-80 превышала стоимость Т-64А в три раза – 480 и 140 тыс. рублей соответственно. К началу 80-х стоимость серийного производства ГТД из за массовости снизилось до 100 тыс. руб. Но стоимость Т-80Б в сравнении Т-64Б, оснащенных одинаковым СУО и производившихся в один период времени была выше в 2 раза. Но, экономические характеристики не изменяли решимости Д. Ф. Устинова в ориентации на Т-80 как единый танк для армии. Мнение Д.Ф. Устинова не поддерживали многие, в том числе и начальник ГБТУ А. Х. Бабаджанян, сменивший его в 1980 Ю.М. Потапов, но открыто свое мнение не высказывали. К концу 80-х годов в Советской армии (к востоку от Урала) насчитывалось около 100 танков Т-80, 3700 танков Т-80Б и 600 Т-80БВ. В ГСВГ на 1987 год находилось 2260 танков Т-80Б и Т-80БВ и около 4000 тысяч Т-64А, Т-64Б и Т-64БВ. Танки Т-64 и Т-80 составляли основу советских танковых войск. Подробнее «История отечественного танкостроения в послевоенный период». На данный момент танки Т-80БВ
составляют значительную часть танковых войск России и нуждаются в модернизации.
В условиях отсутствия на данный момент в РФ массового серийно производящегося
двигателя мощностью
Огневая мощь На всех модификациях основного
боевого танка Т-80 в качестве артиллерийского вооружения установлена
Боевое отделение по компоновке подобно боевому отделению танка Т-64. Кроме 28 выстрелов в механизированной боеукладке, в пределах боевого отделения находятся три выстрела (7 снарядов и заряды к ним размещены в отделении управления). Боекомплект к пушке состоит из 38 выстрелов. 28 выстрелов размещены в конвейере и по типам укладываются в любом соотношении. 10 выстрелов размещены в немеханизированной укладке и комплектуются только осколочно-фугасными и кумулятивными выстрелами. В боевом отделении размещены: 1 снаряд — вертикально на полу кабины, за спинкой сиденья командира; 1 гильза — на полу передней правой части кабины; 2 снаряда и 2 гильзы — у перегородки между средними топливными баками. В отделении управления размещены: 5 снарядов и 7 гильз — в баке-стеллаже; 2 снаряда — на днище у бака-стеллажа. На гильзы, установленные в боевом отделении, должны быть надеты чехлы. Боекомплект спаренного пулемета ПКТ включает 1250 патронов, снаряженных в пяти лентах (по 250 патронов в каждой) и уложенных в свои магазины. Пять магазинов, входящих в боекомплект, размещены в боевом отделении танка: один магазин — на пулемете; три магазина — в нише башни справа; один магазин — на передней правой части кабины. Боекомплект к зенитной установке состоит из 300 патронов, снаряженных в три ленты (по 100 патронов в каждой) и уложенных в штатные магазины, которые размещены: один магазин — на зенитной установке; два магазина — на правой стороне кормы башни. Боекомплект для автомата АКМС включает 300 патронов, снаряженных в 10 магазинов (по 30 шт. в каждом). Магазины уложены в две сумки и размещены; одна сумка — в стеллаже в башне, за спинкой сиденья командира; другая — в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пять сумок и размещены в стеллаже в башне, впереди командира, над радиостанцией. На полке кабины, за спинкой сиденья командира размещен вышибной заряд для аварийного выброса изделия 9М112М. Боекомплект к ракетнице (12 сигнальных ракет) уложен в два патронташа, которые размещены в стеллаже на стенке кабины командира. Танк Т-80 и его модификации оснащен МЗ аналогичными применяемым на танках Т-64. Первые танки Т-80 были оснащены прицелом наводчика ТПД-2-49 с оптическим базовым дальномером, с независимой стабилизацией поля зрения только в вертикальной плоскости. В дальнейшем началась разработка танкового прицела с лазерным дальномером. Задача состояла в разработке конструкций лазерного дальномера и его установки в танковый прицел-дальномер ТПД2-49, разработкой занимались ЦКБ Красногорского механического завода им. Зверева. Удалось разместить в корпусе
серийного прицела модуль лазерного дальномера и элементы его сопряжения с
оптикой этого прицела. Прицел первого этапа получил название ТПД-К1.
Специалисты кировского завода принимали активное участие как в «привязке»
модернизированного прицела к танку, так и в создании самого прицела. С этим
прицелом танк и был принят на вооружение, но наиболее распространенной
модификацией Т-80 стал Т-80Б с СУО 1А33 «Объ» и комплексом управляемого
вооружения 9К112, полностью позаимствованной с Т-64Б. Подробнее про СУО 1А33. У наводчика так же
установлен ночной прицел ТПН3-49 с ЭОП I-поколения и дальностью опознания
цели в пассивном режиме
Прицел ТПД-К1 в дальнейшем использовался в танках Т-72А и Т-64А. Задача наводчика Т-80Б сводится к наведению марки прицела на цель, измерению дальности, выбору боеприпаса и производству выстрела.. С пушкой спарен пулемет ПКТ калибра
ЗПУ на командирской башенке сделана
по старинке, без всяких электроприводов. Более того, нужен или не нужен
зенитный пулемет, для вращения командирской башенки командир танка должен вращать
всю конструкцию вместе с ЗПУ, а это примерно
Защита Усиление защиты Т-80Б осуществлялось за счет применения катаной брони повышенной твердости типа БТК-1 для лобовых и бортовых деталей корпуса. Лобовая деталь корпуса имела оптимальное соотношение толщин трехпреградной брони аналогичное предложенному для Т-72А. При разработке танка были попытки создать литую башню из стали повышенной твердости, которые не увенчались успехом. В результате была выбрана конструкция башни из литой брони средней твердости с заливаемым стержнем по типу башни танка Т-72А причем толщины брони башни Т-80Б были увеличены, такие башни были приняты для серийного производства с 1977-го года. Дальнейшее
усиление бронирования танка Т-80Б достигнуто в Т-80БВ, принятом на вооружение в
Для обеспечения защиты от высокоточных средств, поражающих танк, как правило, из верхней полусферы в зону моторно-трансмиссионного отделения (все они в основном с тепловыми головками самонаведения), направляющую решетку выпускного коллектора выполнили коробчатой формы. Это позволило несколько удалить место выхода горячих газов от кормового броневого листа и фактически "обмануть" самонаводящиеся средства. Кроме того, имеющийся на машине комплект оборудования подводного вождения танка (ОПВТ) разместили на корме башни, прикрыв, таким образом, значительную часть крыши МТО. Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя из полимерного материала. Он выполняет двойную защитную функцию. При попадании в танк кинетических и бронебойно-фугасных противотанковых боеприпасов он препятствует разлету внутри корпуса мелких броневых осколков, образующихся на внутренней поверхности брони. Кроме того, благодаря специально подобранному химическому составу, этот подбой существенно ослабляет воздействие на экипаж гамма-излучения. Для этих же целей служат специальная плита и вставка в сиденье механика-водителя (защита его от излучения при преодолении зараженных участков местности). Предусмотрена и защита от нейтронных средств поражения. Как известно, наиболее эффективно эти частицы с нулевым зарядом задерживаются водородсодержащими материалами. Поэтому подбой, о котором говорилось выше, выполнен именно из такого материала. Топливные баки системы питания двигателя расположены снаружи и внутри машины таким образом, чтобы окружить экипаж практически сплошным антинейтронным поясом. Также для защиты от оружия массового поражения (ядерного, химического и бактериологического) и для тушения возникающих в машине пожаров предназначена установленная в танке специальная полуавтоматическая система коллективной защиты (СКЗ). Она включает: прибор радиационной и химической разведки (ПРХР), аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2, фильтровентиляционную установку (ФВУ), подпоромер, механизм остановки двигателя (МОД), закрывающиеся уплотнения с исполнительными механизмами и постоянные уплотнения корпуса и башни. Работает система в двух режимах: автоматическом и ручном - по командам с пульта управления (в исключительных случаях для тушения пожаров по команде с пульта П11-5). В автоматическом режиме (основном) при обнаружении за бортом танка радиоактивного или химического заражения воздуха (с помощью прибора ПРХР в режиме постоянного контроля воздуха) с датчиков системы поступает команда на исполнительные механизмы закрывающихся уплотнений и включается фильтровентиляционноя установка, создающая в обитаемых отделениях избыточное давление очищенного воздуха. В это же время срабатывает звуковая и световая сигнализация, оповещая экипаж о характере заражения местности. Эффективность и надежность функционирования системы доказана в ходе специальных испытаний с моделированием ситуаций по зараженности воздуха, близких к реально возможным. Противопожарное оборудование связано с СКЗ через аппаратуру коммутации ЗЭЦ-11-2 и может работать автоматически или от кнопок на пультах у механика-водителя и командира. В автоматическом режиме оборудование срабатывает по сигналу, поступающему с термодатчиков аппаратуры ЗЭЦ-11 -2. При этом выключается нагнетатель и закрываются клапаны ФВУ и срабатывает МОД. В результате прекращается доступ воздуха в МТО. Затем подрывается пиропатрон одного из трех баллонов с огнегасящим составом и через распылитель осуществляется заполнение им соответствующего (месту возникновения пожара) отделения танка. После тушения пожара нагнетатель ФВУ автоматически включается с открыванием клапанов, что способствует быстрому удалению продуктов сгорания и огнегасящего состава из обитаемых отделений танка. При этом снимается электрический сигнал с МОД, что дает возможность осуществить запуск двигателя. Перечисленные конструктивные решения служат для защиты экипажа и внутреннего оборудования танка в случае попадания в него различных противотанковых средств. Для того чтобы снизить вероятность их попадания, на Т-80 установили термодымовую аппаратуру, для постановки дымовых завес ТДА и дымовые гранатометы системы 902Б «Туча». Танк оснащен оборудованием для самоокапывания и для навешивания минного трала.
Характеристики подвижности Силовая установка Силовая установка состоит из газотурбинного двигателя и систем, обеспечивающих его работу: топливной, управления, масляной, воздухоочистки, воздушной и специального оборудования. К специальному оборудованию силовой установки относятся системы сдува пыли и вибрационной очистки, устройство рас-пыливания топлива и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура. Танк Т-80 с ГТД с
Двигатель
имел условное обозначение ГТД 1000Т. Мощность его составляла
Двигатель ГТД 1000Т - трехвальный, с двухкаскадным центробежно-центробежным компрессором, двумя одноступенчатыми турбинами компрессора, кольцевой противоточной камерой сгорания, свободной одноступенчатой силовой турбиной с регулируемым сопловым аппаратом. Рабочий цикл ГТД состоит из тех же процессов, что и цикл поршневого двигателя — впуска, сжатия, сгорания, расширения и выпуска. Однако в отличие от поршневых двигателей, в которых эти процессы протекают последовательно в одном и том же месте (в цилиндре), в ГТД они осуществляются одновременно и непрерывно в разных местах: процессы впуска и сжатия в компрессорах; сгорания — в камере сгорания; расширения — в турбинах; выпуска — в выпускном патрубке. Отбор мощности на ведущие колеса машины производится со свободной турбины через редуктор двигателя и трансмиссию. Частота вращения ротора свободной турбины в зависимости от положения педали подачи топлива и сопротивления грунта может изменяться в пределах от нуля до 26650 об/мин. Двигатель в силовом отделении машины устанавливается в моноблоке с агрегатами и узлами систем, что ускоряет и упрощает монтажно-демонтажные работы. Моноблок устанавливается вдоль продольной оси танка на трех опорах: двух задних бугелях и передней подвесной опоре. На танке Т-80 время на замену двигателя составляет - 5 часов, каждой коробки передач - 4,5 часов. (Итоговое донесение по войсковой эксплуатации 3 роты в ПриВО). На танке Т-72 время замены двигателя - 24 часа. (Отчет 38 НИИИ БТТ, «Контроль за ходом войсковой эксплуатации танков Т-72 в БВО). Время замены каждой коробки передач 10,5 часов, гитары 17,7 часа (Руководство по войсковому ремонту танков Т-72). Топливная система В топливную систему входят восемь внутренних, и пять наружных топливных баков, насосы, фильтры, клапаны, краны, трубопрводы и приводы управления. Для заправки топливной системы
применяется топливо марок Т-1, ТС-1, РТ, а также дизельное топливо Л, 3, А.
Основным топливом является Т-1 и ТС-1. Допускается смешивание дизельного
топлива с топливом Т-1, ТС-1 и РТ в любой пропорции. Общий запас топлива в забронированном объеме
составляет
Система воздухоочистки Система воздухоочистки предназначена для очистки воздуха, поступающего в двигатель, сопловый аппарат турбины высокого давления, на обдув агрегатов силового отделения. Система воздухоочистки включает воздухозаборные жалюзи крыши силового отделения с защитной сеткой, блок воздухоочистителя и радиаторов, вентилятор обдува агрегатов, два вентилятора отсоса пыли и охлаждения масла, воздуховод обдува агрегатов, два воздуховода выброса охлаждающего воздуха и пыли, люк перегородки силового отделения, воздушные фильтры соплового аппарата турбины высокого давления и наддува полостей опор. Трансмиссия Трансмиссия машины механическая, с гидравлической сервосистемой управления, на основе применяемой на Т-64, адаптированная для ГТД. Ходовая часть Конструкция ходовой Т-80 содержит опорные катки с наружной обрезинкой, гусеничную ленту, выполненную из штампованных элементов, соединенных между собой параллельным, т.е. сдвоенным резинометаллическим шарниром, при этом штампованные элементы гусениц в местах контакта с опорными катками (т.е. по беговой дорожке) выполнены с обрезинкой. Подвеска танка индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами. Она состоит из 12 узлов подвески и 6 амортизаторов. Размещение торсионов параллельное, на всю ширину корпуса машины, со смещением вперед торсионов правого борта, при этом торсионы левого и правого борта не взаимозаменяемы. Амортизаторы — гидравлические, поршневые, телескопического типа, двухстороннего действия. На танке установлено шесть амортизаторов (по три на каждом борту): на первых, вторых и шестых узлах подвески.
Использованны материалы: «Танк, бросающий вызов времени. К 25-летию танка Т-80». Коллектив авторов: М. В. Ашик, А. С. Ефремов, Н. С. Попов. С- Петербург. 2001 «Моторы и
судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. Харьков.
см. Также: ОБТ Т-80У |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|