Основной боевой танк T-72Б

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Основной боевой танк T-72Б

Историческая справка

Компоновка

Огневая мощь

- 1А40-1

- 1К13-49

- 9К120

Защита

Бронирование башни

Бронирование корпуса

Уязвимые зоны

Динамическая защита

НКДЗ «Контакт-1»

ВДЗ «Контакт-5»

Подвижность

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Модернизация

Фотообзоры

Историческая справка

Общий вид танка Т-72Б с НКДЗ «Контакт-1».

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля­емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель. 

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от  зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя – 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия  современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было  значительно проще.


Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.

Общий вид танка Т-72Б с НКДЗ «Контакт-1».

Общий вид танка Т-72Б с НКДЗ «Контакт-1».

Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.

Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.

Башня Т-72Б

Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 – кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.


Общий вид танка Т-72Б с универсальной ДЗ «Контакт-5»

Общий вид танка Т-72Б с универсальной ДЗ «Контакт-5».

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.

Танковая пушка 2А46М

Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз;  Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем 

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления

Расположение узлов A3

Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 – люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 -       стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.

Циклограмма работы A3

Циклограмма работы A3

Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави­симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю­щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов  в  корпусе,  из  них:   3 - осколочно-фугасных  или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе­регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере­городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья  наводчика,   1 - бронебойный  подкалиберный  сзади стел­лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади  сиденья  командира,   1 – перед сиденьем  наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом  борту, 3 — в переднем  баке-стеллаже,  12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат­ронов.

Схема размещения боекомплекта

Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.

Зенитно-пулеметная установка

Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 – рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком­плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль­ной плоскости.

Состав прицельного комплекса 1А40-1

Состав прицельного комплекса 1А40-1: 1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 – блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 – пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото­рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру­гие условия стрельбы, что повышает ве­роятность попадания первым выстрелом. Однако бал­листический поправочник не учитывает все изменяю­щиеся условия стрельбы, как это происходит при на­личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче­ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на­чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за­крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова­нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором – до 1200 м.

Прожектор Л-4А

Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Прицел 1К13Прицел 1К13

Прицел 1К13. Вид на панель управления: 1 - рукоятка СТАБ. 3; 2 - рукоятка диафрагмы; 3 - ме­ханизм выверки по высоте; 4 — рычаг параллелограмма; 5 - рукоятка шторки; 6 - фиксатор; 7 - окуляр; 8 - индикатор готов; 9 - индикатор ПЕРЕГРЕВ; 10 - кнопка ВОЗ­ВРАТ; 11 -  индикатор У; 12 — выключатель У- 13 — индикатор СТАБ, 14  -индикатор НОЧЬ; 15 - индикатор ОБОГР; 16 - выключатель ОБОГР БЗ; 17 - рычаг пе­реключения режимов работы; 18 - рукоятка установки уг­лов прицеливания; 19 - рукоятка переключения шкал кол­лиматора; 20 - рукоятка регулировки яркости подсветки шкал; 21 - разъем; 22 — механизм выверки; 23 - рукоятка призмы выверки; 24 - блок зеркала

Наведение ракеты осуществляется через прицел-при­бор наведения (ППН) 1К13, установленный вместо ночного прицела наводчика ТПНЗ-49. При стрельбе ночью ППН работает так же, как и обычный ночной прицел. Выстрел с управляемой раке той 9М119 загружается в кассеты автомата заряжания, как и любой другой тип боеприпаса к танковой пушке.

Установка прицела-прибора наведения 1К13

Установка прицела-прибора наведения 1К13: 1 - привод электромеханический; 2 - корпус защиты; 3 -прицел 1К13; 4 — основание; 5, 6, 17 — винты; 7 — обойма (манжета); 8 - резиновое уплотнение; 9 – привод параллелограммный; 10, 11, 14 —болты; 12 —упор; 13 - контргайка; 15 - крышка; 16 - пружина; 18 - кольцо; 19 - прокладка паранитовая; 20 - прокладка резиновая; 21- защитная крышка

При стрельбе управляемыми ракетами 9М119 и ночью штатными снарядами защитная крышка  должна быть открыта. Привод защитной крышки обеспечивает автоматическое открывание ее при нажатии на кнопку A3 ВКЛ на пульте управления автомата заряжания при стрельбе ракетами 9М119 и после установки рычага переключения режимов работы на БОМ ППН 1К13 в положение А или П при стрельбе штатными снарядами. Ручное открывание защитной крышки производится путем перевода переключателя на коробке КА-1С в положение РУЧ.

Привод электромеханический защитной крышки

Привод электромеханический защитной крышки: 1 — крышка защитная; 2 - корпус защиты; 3 - крышка; 4 - петля; 5 - червяк; 6 - вал; 7 - картер верхний; 8 - колесо червячное; 9 - фрикцион предохранительный; 10 - втулка нажимная; 11 - пружина; 12 - картер нижний; 13 - переключатели концевые МП-3-1; 14 - копир; 15 - винт; 16 - электродвигатель МУ-431; 17-шестерня; 18-буфер; 19- редуктор; 20 - пружина

Комплекс управляемого вооружения 9К120

Комплекс 9К120 предназначен для ведения эффективной стрель­бы с места и с коротких остановок по неподвижным и движущим­ся со скоростью до 70 км/ч бронированным и другим малораз­мерным целям.

Комплекс 9К120 состоит из следующих частей:

аппаратуры управления, состоящей из прицела-прибора наве­дения 1К13 и преобразователя напряжения 9С831; 125-мм выстрела ЗУБК14  с управляемой ракетой 9М119.

Заряжание выстрела ЗУБК14, пуск его и наведение на цель производятся с использованием автомата заряжания, пушки и пульта управления прицела-дальномера.

Для открывания защитной крышки входного окна прицела 1К13 служит электропривод, устанавливаемый на бронезащите блока зеркала. Комплекс 9К120 имеет полуавтоматическую систему управле­ния с телеориентированием ракеты 9М119 в луче лазера, которая состоит из двух систем: системы наведения на цель и системы управления ракетой.

Система наведения на цель находится в прицеле 1К13 и имеет два канала: визирный и информационный. С помощью визирного канала наводчик осуществляет слежение за целью. Информаци­онный канал служит для создания поля управления ракетой. Ин­формационный и визирный каналы имеют общий объектив и го­ловное зеркало и съюстированы между собой, что обеспечивает наведение оси информационного луча прицела на центр цели при слежении за ней наводчиком.

Наведение линии визирования (прицеливания) визирного кана­ла и слежение за целью наводчик осуществляет с помощью пуль­та управления прицела-дальномера.


Система управления ракетой 9М119 предназначена для вывода ракеты на ось информационного луча и удержания ее на этой оси до момента встречи с целью. Луч ОКГ (информационный луч) соз­дает в пространстве поле управления, каждая точка которого ха­рактеризуется определенным набором световых импульсов.

Световые импульсы информационного луча преобразуются фо­тодиодом в приемнике ракеты в электрические. Электрические сигналы, пропорциональные координатам ракеты относительно оси информационного луча, преобразуются из измерительной (лучевой) системы координат в исполнительную, связанную с вращающейся ракетой 9М119. Суммарный модулированный по амплитуде и фазе сигнал, сформированный усилителем, поступает в рулевой привод и преобразуется в угловое отклонение рулей, которые смещают ракету к оси информационного луча.

Структурная схема системы управления комплекса 9К120

Структурная схема системы управления комплекса 9К120

Стабилизатор вооружения 2Э42-2

На Т-72Б установлен новый стабилизатором во­оружения 2Э42-2 с гидроэлектроприводом в верти­кальной плоскости и электромашинным приводом в горизонтальной. Новый стабилизатор обладает зна­чительно лучшими точностными характеристиками и надежностью, чем стабилизатор 2Э28М.


Защита

Броневая защита лобовой части корпуса и башни представляет собой многослойные комбинированные броневые преграды. В конце 70-х, начале 80-х годов широкое распространение получили бронебойные оперенные подкалиберные снаряды. В 1982 году СССР получили доступ к  наиболее совершенному на тот момент 105-мм БПС М111, которые были испытаны по лобовой броне танков, в том числе и Т-72.

Испытания показали, что танки Т-72А (как и Т-64А, Т-64Б, Т-80Б) имеют недостаточную стойкость защиты лобовой детали от данного снаряда. Были приняты решения по усилению брони уже производившихся танков Т-72А. Дополнительный 16 мм броневой лист на верхнюю деталь носового узла корпуса устанавливался с1984 года. При этом эквивалентная толщина брони танка составила 405 мм для БПС М111, скорость предела кондиционного поражения 1428 м/с.

На Т-72Б конструкция верхней детали корпуса была полностью приделана, отказались от стеклотекстолита в качестве наполнителя (СТБ), его заменила новая сталь-резиновая конструкция с воздушными зазорами обладавшая лучшей стойкостью от БПС (480…490 мм). Рост могущества кумулятивных боеприпасов (РПГ, ПТУР) планировалось парировать применением навесного комплекса динамической защиты.


Комбинированная броня лобовых и бортовых частей башни Т-72Б образовывается за счет открытой сверху полости, в которую монтируется пакет наполнителя из плоскопараллельных пластин и вставок из стали повышенной твердости, закрываемый сверху приварными крышками.

Бронирование башни

Относится к «полуактивному» типу. В передней части башни расположены две полости, расположенные под углом 54-55 градусов к продольной оси орудия. В каждой полости пакет из 20 30-мм блоков, каждый из которых состоит из 3 слоев, склеенных вместе. Слои блока: 21-мм броневая плита, 6-мм слой резины, 3-мм металлическая плита. К броневой плите каждого блока приварены 3 тонкие металлические пластинки, обеспечивающие расстояние между блоками 22 мм. Обе полости имеют 45-мм броневую плиту, расположенную между пакетом и внутренней стенкой полости. Общий вес содержимого двух полостей 780 кг.

Внешний вид пакета бронирования танка Т-72Б

Пакет наполнителя танка Т-72Б с «отражающими» листами и ниша под пакет наполнителя.

Фото пакета J. Warford. Journal of military ordnance. May 2002,

подробнее - Анализ брони Т-72Б в США

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.

Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.

На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны.  Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны.  Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.


Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.

Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б

Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

НКДЗ «Контакт-1»

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.

НКДЗ «Контакт-1»

НКДЗ «Контакт-1»

Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.

Установка динамической защиты на башне

Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки;  3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт  М8; 6 - болт  М16; 7 - бонка; 8 - болт М12;  9 - прокладка;  10 - элемент динамической защиты;   11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты;  9, 10 - крышки; 11 - элемент;  

12 - поддон;   13 - гайка,   14 - винт;15 – резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про­кладка

Установка динамической защиты на борту

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны;  2 - щитки  бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт;   9 - торсион;   10  - ось стопора;  11 - кронштейн;   12 - пружинный  шплинт;   13 - планка;   14 – ось.


Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.

Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Параметр

Единица измерений

 

Полная масса

т.

44,5+2%

Экипаж

чел.

3

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

840

Удельное давление на грунт

кгс/см2

0,898

Температурный режим работы

°С

-40…+40

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

 

по съемным защитным экранам

мм

 

высота по крыше башни

мм

 

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

60

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

л

1270 +  370

Боекомплект

   

Выстрелов к пушке

шт

45

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

22

Патронов:

   

к пулемету ( 7,62 мм)

шт

 

к пулемету  ( 12,7 мм)

шт

 

Аэрозольных гранат

шт

 

Характеристики сравнения

Тип

Страна

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм/60°)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС (ТУР)

от БПС

от КС

Т-72Б

СССР

44,5

170…200

350

490…540

«М111»

900

Т-72Б

СССР

170…200

350

670…700

«Анкер»

900…1000

Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где  разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение  модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением,  моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела

Т-72Б модернизированный в рамках ОКР «Рогатка», танк оснащен ДЗ «Реликт», прицельным комплексом «Сосна-У», КОЭП, СЭМЗ, ходовая часть по типу Т-90А

Т-72Б модернизированный в рамках ОКР «Рогатка», танк оснащен ДЗ «Реликт», прицельным комплексом «Сосна-У», КОЭП, СЭМЗ, ходовая часть по типу Т-90А.


Подробнее про модернизированный в рамках ОКР «Рогатка-1» танк Т-72Б можно узнать по ссылке.

 


Фотообзоры

Ссылки:

Т-72Б Российской армии с элементами модернизации
Т-72Б1 фото детализация
Т-72Б с ВДЗ "Контакт-V"
Модернизированный танк Т-72Б "Рогатка"

Техническое описание и инструкция по эксплуатации – Москва 1984 г.

С.А.ГУСЕВ ВОЗМОЖНАЯ КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА ТАНКА  Вестник бронетанковой техники №12/1991г. С.8-13





 




 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ