ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Основной боевой танк T-64Б

 

Историческая справка

Танк Т-64 по подвижности и броневой защите, точности стрельбы и скорострельности значительно превосходил танк Т‑62, но, имел одинаковые параметры по действию 115-мм бронебойно-подкалиберных и кумулятивных снарядов. Для обеспечения превосходства вооружения танка Т-64 не только перед существующими, но и перед перспективными танками  совместным решением ГКОТ и МО от 11 августа 1962 задано создание 125 мм пушки, стабилизатора прицела и боеприпасов раздельного заряжания для танка «объект 432».

В 1964 году принимается решение ВПК № 217 «О создании комплекса нового вооружения со 125-мм гладкоствольной пушкой Д-81 для танка «432».

В 1965…67 проводились работы по производству и испытаниям нового танка, в получившего индекс «434».

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» на вооружение был принят танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81 с присвоением шифра Т-64А.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года «Об установке на танк Т-64 более мощного комплекса вооружения» на вооружение был принят танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81 с присвоением шифра Т-64А.

15 августа 1967 г. вышло Постановление Правительства (Секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев Председатель СМ СССР А. Косыгин) №802-266 «Об оснащении Советской Армии новыми средними танками Т-64 и развитии мощностей для его производства», которым предусматривался выпуск танков Т-64 на трех заводах: Харьковском имени В.А. Малышева, Ленинградском Кировском и Уральском вагоностроительном (г. Нижний Тагил). Учитывая ограниченные мощности по выпуску двигателей 5ТДФ, установка его в мирное время предусматривалась на всех заводах, а в особый период Уралвагонзавод должен устанавливать двигатель созданный на базе прославленного дизеля В-2.

15 августа 1967 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР об оснащении Советской Армии но­выми средними танками Т-64 и развитии мощностей отрасли с 1968 г. должны перейти на выпуск единого среднего танка - Т-64. Постановлением определялись основные пункты по производству единого среднего танка Т-64 на заводах министерства оборонной промышленности и тракторного и сельскохозяйственного машиностроения:

  • Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева (г. Харьков)
  • Уральский вагоностроительный завод им. Ф.Э. Дэержинского (г. Нижний Тагил)
  • Завод транспортного машиностроения им. Октябрьской революции (г. Омск)
  • Кировский машиностроительный и металлургический завод (г. Ленинград)
  • Челябинский тракторный завод.

Постановление указывало, что проведение работ по обеспечению выпуска танков Т-64 и соз­данию мощностей для их производства, важнейшим государственным заданием.

Казалось бы, как и в былые времена в СССР начнется производство и неизбежное в таких случаях устранения, общими усилиями ряда недостатков принципиально нового единого танка, как было с Т-34 и Т-54. Но развитие танкостроения СССР пошло другим путем.

Вот, например, слова Э. Вавилонского (в те годы начальника отдела силовых установок уральского КБ): «На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка, во первых это нам не позволяло чувство патриотизма такого завода как наш, и такого КБ как наше...»

Такие мнения были не только среди конструкторов КБ УВЗ, которые не хотели, из-за своих возросших амбиций быть смежниками и осваивать и усовершенствовать изделия, разработанные в Харьковском КБ, как это было ранее. Интриганы были и среди влиятельных чиновников в столице.

У конструкторского бюро УВЗ был другой взгляд на развитие танкостроения – вместо принятия на вооружение и производство нового танка, что изначально в первый период производства требовала серьезной работы по устранению неизбежных недостатков, они предлагали путь модернизации танка Т-62, созданного на основе решений танка Т-54, разработанного А. А. Морозовым.

В середине 60-х на заседании секции № 7 НТС ГКОТ под председательством Куче­ренко рассматриваются материалы модерни­зации танка «Объект 166» Уральского вагоно­строительного завода (так называемый Т-64Б).

В решении отмечено:

«Уралвагонзавод им. Ф.Э. Дзержинского в инициативном порядке, без ТТТ разработал и представил на рассмо­трение материалы по модернизации серий­ного танка Т-62 в направлении увеличения мощности вооружения с внедрением механи­зации заряжания, повышения защиты, повышения удельной мощности, увеличения максимальной и средней скоростей движения.

Указанные изменения танка Т-62 приводят к созданию нового среднего танка параллельно с «Объектом 432» (с пушкой Д-81), но уступаю­щего последнему по ряду основных техниче­ских данных.

В решении секции было записано, «пред­лагаемый Уралвагонзаводом танк, по суще­ству, является новым танком того же класса, что и танк «Объект 432» с пушкой Д-81, но усту­пает ему по габаритам, противоснарядной и противорадиационной защите, эффективно­сти стрельбы и уровню технического выполне­ния. При весе на 4 тонны больше танка «Объект 432 с пушкой Д-81».

Основные механизмы трансмиссии танка (главный фрикцион, КПП, ПМП, бортовая пере­дача) не отвечают современному техническому уровню и являются неперспективными. В связи с этим, а также учитывая, что созда­ние и постановка на производство предлагае­мого Уралвагонзаводом танка задержит вне­дрение на заводе более совершенного танка «Объект 432» (с пушкой Д-81), проведение этих работ считать нецелесообразным.

В целях повышения огневой мощи танка Т-62 секция НТС ГКОТ СССР рекомендует про­ведение работы по модернизации этого тан­ка в направлении установки в него комплекса вооружения с пушкой Д-81, полностью заим­ствованного с «Объект 432» (с пушкой Д-81) и двигателя мощностью 580 л.с. с наддувом, без существенного увеличения веса танка. Имея в виду при этом повышение его боевых качеств и долговечности работы двигателя, при одно­временном  улучшении остальных узлов  без потери взаимозаменяемости, а также возможность проведения такой модернизации танков Т-62 на ремонтных заводах Министерства обо­роны.

Целесообразно для модернизированного танка Т-62 проработать и применить узлы хо­довой части танка «432».

Ситуация была сложной - шла непримиримая борьба, самая настоящая конкуренция танков Т-64 и  сторонниками варианта предлагаемого УВЗ. Подробнее события рассмотрены в статье История отечественного танкостроения в послевоенный период >>>

12 мая 1970 г. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по созданию мощностей для выпуска танков Т-64А».

В тексте постановления речь, на первый взгляд, идёт лишь об отработке танка Т-64А с двигателем на основе В-2 вместо двигателя 5ТДФ. На самом же деле под указанным в постановлении в скобках в завуалированной форме предполагается создание видоизменённой конструкции танка Т-64А с двигателем В-45 и новым бескабинным автоматом заряжания. Этот неожиданный документ нарушал логику технического развития процесса танкового производства и логику работы многих заводов с их КБ и цехами, а также логику нескольких серьезнейших министерств.

Постановление это было принято во время, когда, ушли в отпуск Устинов (Секретарь ЦК КПСС), Зверев (Министр оборонной промышленности). Дмитриев (Зам. заведующего отделом оборонной промышленности ЦК КПСС), Кузьмин (начальник отдела вооружения сухопутных войск ВПК) и Ильинский (старший референтуры УД СМ). Отсутствие первых лиц имело в ситуации с проектом постановления особое значение.

Таким образом, было проведено постановление, которое противоречило генеральной линии в танкостроении, определённой постановлением ЦК и СМ и жёстко проводимой линии единого танка Т-64.

Из-за амбиций и интриг ряда представителей конструкторских бюро, кремлёвских чиновников, курировавших танковую промышленность, ряда военных деятелей.

Секретарь ЦК КПСС по оборонной промышленности Д.Ф. Устинов своих решений никогда не отменял, поэтому Т-64А старались всеми способами очернить, каждый дефект возводился в ранг трагедии.

До сих пор недостоверные и искажающие реальность данные приводятся в публикациях причастных к расколу отечественного танкостроения деятелей. В период 1968…1946 года шла непримиримая борьба, самая настоящая конкуренция танков Т-64 и Т-72. После того, как на вооружение был принят первый танк «аналог» типа Т-72 была открыта дорога и третьему «аналогу» - Т-80. Танк Т-72 обладая аналогичными с Т-64А характеристиками и большей стоимостью был не унифицирован с Т-64А.

Естественно, чтобы оправдать свои антигосударственные действия и нарушения постановлений правительства  представители УВЗ были вынуждены в прошлом и до сих пор осуществляют всевозможное очернение танка Т-64.

Такая же ситуация была и с Т-80, при этом танк был унифицирована с Т-64А по боевому отделению. Сложившаяся ситуация привела к параллельному развитию трех различных по конструкции, но аналогичным по характеристикам танков. Это и привело к сегодняшнему положению, когда отечественное танкостроение вынуждено уже не опережать, а догонять своих зарубежных конкурентов.

Т-64А

По расположению механизмов и оборудования внутри танк разделен на три отделения: отделение управления, боевое отделение и силовое отделение. Компоновка танка Т-64А в целом аналогична Т-64.

Компоновка танка Т-64

Компоновка танка Т-64А

Вооружение

Танк Т-64 был вооружён 115-мм гладкоствольной танковой пушкой Д-68. На Т-64А впервые стала применяться 125-мм гладкоствольная танковая пушка Д-81Т 2А26, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ (2А46-1).  Д-81ТМ показала себя как мощная и надежная пушка  и ее модификации устанавливаются на всех отечественных танках и сейчас.

Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами. Боекомплект состоит из 37 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

Из 37 выстрелов, составляющих боекомплект пушки, 28 выстре­лов размещены в конвейере МЗ, 7 — в отделении управления и 2 — в боевом отделении. В конвейере МЗ размещаются пушечные вы­стрелы всех типов в любом соотношении. Вне конвейера находятся выстрелы только с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.

  В отделении управления 5 снарядов и 7 зарядов размещены в баке-стеллаже (рис. 13), а 2 снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа.
В боевом отделении один снаряд 1 вертикально раз¬мещен на полу кормовой части кабины справа от загрузочного окна и один заряд 2, в специальном защитном чехле, закреплен вертикально на полу в правой передней части кабины.

В отделении управления 5 снарядов и 7 зарядов размещены в баке-стеллаже, а 2 снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа.

В боевом отделении один снаряд  вертикально раз­мещен на полу кормовой части кабины справа от загрузочного окна и один заряд так же расположен и второй снаряд, только слева от загрузочного окна, один заряд размещен на размещен горизонтально на левой стенке башни, другой в специальном защитном чехле, закреплен вертикально на полу в правой передней части кабины.

Вместимость конвейера 28 выстрелов. Продолжительность заряжания одного артиллерийского выстрела от 7,1 до 19,5 секунд при полном обороте конвейера МЗ. Боевая скорострельность – 8 выстр./мин. Полуавтоматическая загрузка конвейера артиллерийскими выстрелами осуществляется за 13-15 минут силами экипажа танка.

Стабилизатор 2Э‑28М2 - электрогидравлическая система, обеспечивающая ведение эффективного огня с ходу из пушки и спаренного с ней пулемета. В комплекте с прицелом-дальномером ТПД‑2‑49 стабилизатор вооружения 2Э‑28М2 обеспечивает автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном стабилизированном положении в двух плоскостях при движении танка, наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавной регулировкой скорости наведения, целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости и аварийный поворот башни механиком-водителем танка.

В башне танка у наводчика установлен стереоскопический прицел-дальномер ТПД‑2‑49, имеющий стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, и ночной прицел ТПН‑1‑49‑23.

У командира устанавливался прибор наблюдения ТКН‑3 и два прибора ТНП‑160. Для увеличения обзора в крышке люка командира с 1975 года установлены два  дополнительных призменных  прибора наблюдения ТНПА‑65.

Зенитный пулемет размещен на командирском люке, имеет дистанционное управление и предназначен для стрельбы по воздушным и наземным целям с закрытыми люками танка с места командира (ЗУ-64А).

ЗУ-54А – развитие зенитного вооружения танка Т-64А и танков «аналогов».

Из книги С. Суворова:

В мае 1982 года, а я в то время командовал 2-й танковой ротой З4З-го гвардейского танкового пол­ка 32-й гвардейской танковой дивизии дислоцирую­щейся в г. Ютербоге в ГДР, мне была поставлена задача полигон и обеспечить оцепление на время проведения тренировочных и показательных стрельб из танков штатным снарядом. Стрельбы готовили к приезду министра обороны Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова.

От танкистов готовилась к показу 4-я танковая рота одного из полков 9-й тд, которая к тому времени уже перевооружилась на танки Т-80Б. По случаю такого мероприятия на тан­ковой директрисе присутствовали и представители КБ Ленинградского Кировского завода (ЛКЗ). В силу своего профессионального любопытства я не мог удержаться от того, чтобы досконально не осмотреть новинку и не попробовать ее на ходу. В перерыве между тренировками я осмотрел танк Т-80Б, восхищаясь новой техникой.

Но что я ви­жу: ЗПУ на командирской башенке сделана по ста­ринке, без всяких электроприводов. Более того, ну­жен или не нужен зенитный пулемет, для вращения командирской башенки командир танка должен вра­щать всю конструкцию вместе с ЗПУ, а это примерно 300 кг массы, да еще пулемет НСВ-12,7 «Утес» высту­пает от оси вращения на полтора метра, тот еще ры­чаг. Танкисты знают, что это такое, особенно если ба­шенку надо крутить на ходу и на пересеченной мест­ности, да еще при динамике танка Т-80.

Естественно, я с вопросом к представителю КБ ЛКЗ, тому, который занимался вооружением:

«Почему же на этом танке не поставили ЗПУ с дистанционным управлением, как на Т-64А, она уже 10 лет в эксплуатации, и я не помню особых нареканий на ее работу?»

На что он мне отве­тил:

«Я с вами, товарищ старший лейтенант, полностью солидарен. Но у нас есть такой товарищ, который называется главный конструктор вооружения, когда мы ему представили проекты различных ЗПУ сказали на каких машинах какие используются, пред ставили и вариант той, которую вы только что видели и сказали, что такой ни у кого нет и вряд ли когда-нибудь будет, т.к. она несовершенна. Он выбрал почему-то именно ее. Лет через 10 мы вернемся к тому, что есть на танке Т-64А, но это уже будет модерниза­ция, и за это люди будут получать Ленинские премии».

Как говорится, комментарии излишни, за исключени­ем того, что «вернулись» в УКБТМ и то не через 10 лет, а почти через 20.

Как известно, на Т-90 все же была установлена зенитно-пулеметная установка закрытого типа с дистанционным электромеханическим управлением, размещенная на командирской башенке, то, что было уже многие десятилетия на Т-64А и Т-80УД.

На Т-80У установка с стабилизацией и дистанционным управлением пока еще не появилась, но на танках Т-80УЕ-1, в разработке которых кроме «Спецмаш» участвует и ОКБТМ предполагается ее установка.

Защита

В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем разработанная ВНИИТМ. Технология отливки башен с керамическим наполнителем была отрабо­тана в результате совместной работы ВНИИ-100, харьковского завода №75, Южно-Уральского за­вода радиокерамики.

В последствии броневая защита Харьковских танков совершенствовалась, в том числе и по направлению применения более совершенных материалов преград, так с конца 70-х на Т-64Б применялись стали типа БТК-1Ш изготовленные путем электрошлакового переплава. В среднем стойкость равнотолщинного листа полученная ЭШП на 10…15% больше броневых сталей повышенной твердости. В ходе серийного производства до 1987-го года совершенствовалась и башня.

Башня с корундовыми шарами. Габарит лобовой защиты 400…475 мм. Корма башни –70 мм.

Башня с корундовыми шарами. Габарит лобовой защиты 400…475 мм. Корма башни –70 мм.

 

Корпус танка Т-64А сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68 градусов. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом.

В 1968 году в ХКБМ велись разработки новых типов бронирования с использованием динамической защиты применительно к танку Т-64А и перспективному танку.

Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат 3Д6 и пульт управления системой пуска дымовых гранат, система устанавливается на танках с 1979 года. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Пульт управления расположен внутри на левой стенке башни у наводчика. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты, которую начали устанавливать на Т-64Б в 1984 году.

С июня 1982 г. по январь 1983 г. в ходе выполнения ОКР «Контакт-1» под руководством Д.А. Рототаева (НИИ Стали) проводилась работа по установке динамической защиты (ДЗ) на отечественные танки. Стоит напомнить, что ДЗ была разработана в СССР в начале 50-х годов, но по ряду причин на танки не устанавливалась. Подобнее эти вопросы рассмотрены в статье про динамическую защиту.

Комплекс устанавливался на модернизированные танки Т-64А с 1984 года.

Характеристики сравнения

Тип

Страна-произво­дитель

Б.вес, т.

Бронепробиваемость (мм./600)

Защита экв. (мм.)

БПС

КС

от БПС

от КС

Т-64А

СССР

38,5

170

250

360/450

550

Т-64АВ

СССР

40

-

-

420/450

900

Характеристики подвижности

Дизель В-2 составил целую эпоху в отечественном и мировом двигателестроении. Однако резервы этого двигателя не безграничны, и не могут соответствовать требованиям, выдвигаемым при создании перспективного танка.

Поэтому, сразу после Великой Отечественной войны отечественные конструкторы начали поиск новых направлений развития танковых дизелей. Запись главного конструктора А. А. Морозов от 15.10.47 гласит, о начале работы по танку «Т-64», который должен иметь оппозитный двигатель. Только такая схема могла дать скачек в развитии танков. Начинаются поиски схем и исполнителей.

На базе этих разработок А. Д. Чаромским в 1947 г. в СССР был создан двухтактный авиадизель М-305 с взлетной мощностью 7360 кВт (10 000 л.с.) и одноцилиндровый отсек этого двигателя У-305.

В 1954 г. А.Д. Чаромский выходит с предложением о создании дизеля для среднего танка на основе У-305. Это предложение совпало с требованием главного конструктора нового танка А.А. Морозова, и А.Д. Чаромский был назначен главным конструктором завода им. В. Малышева в Харькове.

Так как танковое моторное КБ этого завода осталось в основном своем составе в Челябинске, то А.Д. Чаромскому пришлось формировать новое КБ, создавать опытную базу, налаживать опытное и серийное производство, заниматься отработкой технологии, которой не располагал завод. Так появляется двигатель 4ТПД. Это был рабочий двигатель, но с одним недостатком – мощность была чуть более 400 л.с., что для танка было мало.

«Чаромский ставит еще один цилиндр и получает 5ТД», гласит запись в дневнике А.А, Морозова от 11.02.57. В январе 1957 г. первый опытный образец танкового дизеля 5ТД мощностью 580 л.с. был подготовлен к стендовым испытаниям. По окончании стендовых испытаний 5ТД в том же году был передан на объектовые (ходовые) испытания в опытном танке «объект 430», а к маю 1958 г. прошел межведомственные Государственные испытания с хорошей оценкой.

И все же дизель 5ТД в серийное производство решили не передавать. Причиной вновь стало изменение требований военных к новым танкам, вызвавшее необходимость роста мощности, что потребовало создания на базе 5ТД форсированного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с.

Начиналась битва за жизнь нового двигателя.

В этом двигателе все делалось впервые:

  • величина литровой мощности составляла 51,5 л.с./л. Этот показатель превышал достигнутый уровень на других танковых двигателях в 1,5-2 раза. Прошло почти 50 лет после начала разработки двигателя 5ТДФ, но этот показатель не превзойден ни одной из фирм в мире до настоящего времени;
  • использован двухтактный цикл вместо традиционного четырехтактного. Именно это обстоятельство позволяет реализовать высокий уровень литровой мощности и, как следствие, получить минимальные габариты и массу. И сегодня продолжается яростный спор: какой двигатель лучше - двухтактный или четырехтактный? Качества двигателя должны оцениваться теми преимуществами, которые получает танк в результате его использования. Низкая высота двигателя позволила уменьшить силуэт танка, создать эжекционную систему охлаждения и получить МТО минимального объема. По показателю удельной мощности МТО (отношение мощности двигателя к объему МТО составляет 265 л.с./м3) танк Т-64 на много лет опередил своих конкурентов. Иногда А.А. Морозова упрекали в чрезвычайно плотной компоновке МТО. На это он неизменно отвечал: «Запомните, возить бронированный воздух очень накладно»;
  • высокотемпературная система охлаждения. Увеличение температуры охлаждающей жидкости до 115 °С позволяет снизить теплоотдачу и уменьшить объем системы охлаждения. В этом случае повышается температура деталей цилиндропоршневой группы, но танк получает дополнительные преимущества, что позволяет эксплуатировать его при температуре окружающей среды до +55 °С;
  • высокий уровень форсирования двигателя возможен при соответствующем давлении наддува. Наддув осуществляется компрессором, имеющим комбинированный привод – от коленчатого вала и турбины. Компрессор и турбина расположены с разных сторон двигателя и соединены между собой податливой рессорой;
  • высокая частота вращения коленчатого вала - 3000 мин", при этом частота вращения центрального вала компрессора и турбины достигают 35000 и 22000 мин"1 соответственно. Повышенная частота вращения предопределяла высокие требования к точности обработки деталей и освоения новых технологий их изготовления;
  • высокий уровень динамических нагрузок в приводах из-за наличия двух коленчатых валов. Кроме того, жесткая связь крыльчатки компрессора с коленчатым валом приводит к тому, что все колебания частоты вращения коленчатого вала при движении танка по пересеченной местности передаются на крыльчатку.

Абсолютно новая идеология двигателя требовала соответствующих конструктивных решений. В конструкции двигателя применена составная конструкция поршня со стальной накладкой и неразрезным жаровым кольцом, полуоткрытая топливная аппаратура, компрессор с закрытым рабочим колесом и много других решений.

Трудности создания нового двигателя состояли в том, что отсутствовал опыт его доводки. А опыт появляется после испытаний двигателей. И чем больше испытанных двигателей, тем вероятнее, что количество отработанных моточасов определяет качество доводки двигателя. Работы по созданию форсированного варианта двигателя велись под руководством Леонида Леонидовича Голинца.

Новая компоновка позволила вдвое уменьшить объем МТО по сравнению с танком Т-54, причем из него были исключены такие традиционные узлы, как центральная КПП, редуктор, главный фрикцион, бортовые планетарные механизмы поворота, бортовые передачи и тормоза. Как отмечалось позднее в отчете ГБТУ, трансмиссия нового типа позволила сэкономить 750 кг массы и состояла из 150 механообработанных деталей, вместо прежних 500. 

Все системы обслуживания двигателя были сблокированы сверху над дизелем, образуя "второй этаж" МТО, схема которого получила наименование "двухъярусной". 

Но введение дополнительного цилиндра в 5ТДФ, по сравнению с 4ТПД серьезно изменило динамику двигателя. Возникла неуравновешенность, которая вызывала в системе интенсивные крутильные колебания. К ее решению подключаются ведущие научные силы Ленинграда (ВНИИ-100), Москвы (НИИД) и Харькова (ХПИ). 5ТДФ был доведен до кондиции экспериментально, методом проб и ошибок.

По началу, надежность двигателя была недостаточная, менее 150 часов (в 1967 г), не была решена проблема с воздухоочистителем, основным исполнителем по которому был В. Старовойтов, директор ВНИИ «Трансмаш». На совещании в КБ-60 «О работе воздухоочистителя на танке Т-64» (13.10 67) был принят ряд решений, по повышению качества очистки воздуха и проведены испытания танков, с различными вариантами улучшения системы воздухоочистителя. Надежность двигателей из года в год росла.

Изменения в конструкции двигателя внедрялись комплексно, и двигателю присваивался очередной номер серии. При этом увеличивался гарантийный срок работы двигателя. В период с 1965 по 1969 годы он составлял 200 ч, с 1970 по 1971 годы - 250 ч, с 1971 по 1973 годы - 300 ч.

Титанический труд создателей танка Т-64 в апреле 1967 г. был отмечен Ленинской премией.

В числе награжденных был Главный конструктор двигателя 5ТДФ Голинец Леонид Леонидович.

Испытания

Испытания 1971 возглавлял войсковой генерал Ю. М. Потапов. От Министерства оборонной промышленности в испытаниях принимали участие: директор завода им. В.А. Малышева О.В. Соич, заместитель главного конструктора ХКБМ Н.А. Шомин, главный конструктор ХКБД Л.Л. Голинец, главный инженер ХКБМ В.В. Царев, начальник отдела эксплуатации завода И.И. Петриченко, директор ВНИИТМ В.Б. Проскуряков.

Испытания проводились в период с 22 июля по 12 ноября 1971 года на территориях Украины, Белоруссии, Средней Азии. Для испытаний были характерны высокие температуры и запыленность воздуха, работа в песках и в горных условиях. Из 15 танков отработали без замечаний восемь, имея пробег 11000 км и наработку двигателя 500 ч. На трех двигателях после отработки 470-496 ч были разрушения деталей, четыре двигателя, имея наработку 234-400 ч, вышли из строя по эксплуатационным причинам.  Результаты испытаний были признаны удовлетворительными, танки выполнили свою боевую задачу. По результатам испытаний гарантийный срок работы двигателя был установлен 300 ч.

В КБ было создано около 50 методик ускоренных испытаний отдельных узлов и двигателя в целом, что позволило установить гарантийный срок работы двигателя с 01.01.74 г. - 400 ч, а с 01.01.76 г.-500 ч.

Гарантийный срок работы 5ТДФ

1971

4-й и 5-й серии

300 ч.

1974

6-й серии

400 ч.

1976

7-ой

500 ч.

Рождение и совершенствования двигателей серии 5ТДФ шло трудным путем, неизбежным при создании принципиально новой техники, но затраченные усилия дали свои плоды и, самое главное, 5ТДФ плавно перешел в новое качество в дизелях серии 6ТД (6ТД-1…6ТД-5) с диапазоном мощностей 1000-1800 л.с. и превосходящих основным параметрам ведущие зарубежные аналоги. Завершение разработки двигателя 6ТД (6ДН12/2х12), наряду с постоянным совершенствованием  5ТДФ, осуществлялась под руководством генерального конструктора ХКБД Николая Рязанцева.

Моторно-трансмиссионное отделение (МТО) с двигателем 5ТДФ занимает объем 2,6 м3 в кормовой части корпуса. Малая высота двигателя позволила разместить над ним кожух эжектора с водяным и масляным радиаторами и бункером с инерционной решеткой первичной очистки воздуха для питания двигателя. В МТО размещены также масляные системы двигателя и трансмиссии.

Двигатель 5ТД

Двигатель 5ТДФ

Кинематическая схема планетарной четырехрядной бортовой коробки передач Т-64 с бортовой передачей

Кинематическая схема планетарной четырехрядной бортовой коробки передач Т-64 с бортовой передачей

 

В турбопоршневом двигателе в отличие от поршневых двигателей имеются два, жестко соединенных между собой лопаточных агрегата - нагнетатель и турбина. Нагнетатель служит для предварительного сжатия воздуха, подаваемого в цилиндр. Газовая турбина преобразует часть тепловой энергии отработавших в цилиндре газов в механическую, которая используется для привода нагнетателя. Оси коленчатых валов располагаются поперек машины. Мощность двигателя 515 кВт (700 л.с.). Он крепится в трех точках (два бугеля и шаровая опора).

Установка не требует центровки. Пуск двигателя осуществляется стартер-генератором СГ-10, воздушным пусковым устройством или комбинированным способом. Предусмотрены также пуск двигателя от внешнего источника тока и, как исключение, с буксира. При низких температурах воздуха используется подогреватель, включенный в систему охлаждения, автономный факельный подогрев всасываемого воздуха и дозированный впрыск масла в цилиндры. Система питания воздухом двухступенчатая с эжекционным удалением пыли.

Воздухоочиститель бескассетный циклонного типа. Для работы двигателя применяется дизельное топливо марок Л, З и А, топливо для реактивных двигателей ТС-1, автомобильный бензин А-72, А-76 и смеси применяемых топлив в любых пропорциях.

Трансмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит четыре планетарных ряда и шесть фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике».

Для управления трансмиссией используется система гидросервоуправления. Гидравлическая часть ее интегрирована с масляной системой трансмиссии. Остановочный тормоз имеет механический привод управления. Подвеска индивидуальная, торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Танк оснащен оборудованием для преодоления водных преград вброд (глубина до 1,8 м) и под водой по дну водоема глубиной до пяти метров, практически неограниченной ширины. ОПВТ обеспечивает возможность ведения боевых действий немедленно без остановки машины и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из машины. Комплект ОПВТ состоит из съемных и постоянно установленных узлов. Постоянные узлы ОПВТ предназначены для преодоления машиной брода и размещены в корпусе и башне танка. Съемные узлы ОПВТ предназначены для преодоления танком водных преград по дну водоема. Для транспортирования съемных узлов ОПВТ на башне танка предусмотрен ящик для ЗИП с лентами крепления воздухопитающей и выпускной трубы. Кроме того, в комплект ОПВТ входят изолирующие аппараты АТ-1 на каждого члена экипажа, которые укладываются в отдельные ящики, закрепленные на башне танка.

Ходовая часть

Подробнее про ходовую часть Т-64А и Т-64Б - Ходовая часть танка Т-64 и Т-72: СРАВНЕНИЕ >>>

Надежность и резервы роста по массе ходовой части танка Т-64 полностью опровергли домыслы скептиков, это доказывает как современный танк «Булат» - последняя модернизация Т-64Б, так и производившиеся в начале 80-х танки Т-64Б с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с.

Т-64А

В КВО для проверки качества танков Т-64 проведены дивизионные тактические учения с совершением 900 км марша. Вспоминает начальник ГБТУ МО Потапов:

«По приказу генерала Куликова (командующего КВО) были проведены дивизионные тактические учения, где полностью отмобилизовали подразделения, развёртываемые на военное время.
К этому учению привлекались 42 тд 6 гв. ТА. так как она имела 100 процентов танков Т-64, а цель была - окончательно снять с производства эти танки. За трое суток дивизия, выведенная в запасные районы, была укомплектована на 100 процента личным составом, вооружением и техникой.
Была поставлена боевая задача: совершить 900-километровый марш из района Новомосковска (под Днепропетровском) в район Черниговского полигона, он находился за р. Десной, западнее г. Чернигов.
Дивизия совершила марш за трое суток, танки с ходу под водой форсировали р. Десну и вступили в боевые действия с боевой стрельбой. Стрельба велась штатным снарядом танков, артиллерии и поддерживалась огнём вертолётов и авиации. В боевом порядке дивизия атаковала на протяжении 35 км, после чего был дан отбой.

Что касается состояния техники Т-64, она показала высокие результаты: ни один танк не вышел из строя, из 330 танков отстало на марше всего 22, но к моменту форсирования реки они стали в строй своих подразделений. В результате танки Т-64 продолжали выпускаться Харьковским заводом и, по сути, округ и часть дивизий ГСВГ были укомплектованы этими машинами».

С 1976 года танки Т-64А и Т-64Б начали поступать в ГСВГ, на период 1986-1987 год в составе  танковых армий ГСВГ находилось около 4 000  танков Т-64А и Т-64Б и около 2250 танков Т-80Б.

Для представления Т-64А сторонниками разунификации были выдвинуты следующие утверждения:

Ходовая часть тана т-64 не выдерживает роста мощности двигателя до 780 л.с.

Вся абсурдность таких утверждений доказана испытаниями танков Т-64 с двигателями 6ТД мощностью 1000 л.с. принятыми на вооружение СССР приказом Министра обороны СССР от 21.12.83 №0262.

Данные, искажающие реальные факты публикуются, в том числе и участниками тех событий (Э. Б. Вавилнский и др.) для оправдания решений принятых в отношении создания в СССР «танка-аналога» Т-72. Сотни миллионов рублей были выброшены в угоду амбиций  и «патриотизма» отдельно взятого завода и КБ.

Причиной создания танка-аналога Т-72 является в первую очередь не технические проблемы Т-64А, а как сказал Э. Вавилонский: «На заводе (Уралвагонзавод) принимались все энергичные меры, чтобы уйти от этого танка, во первых это нам не позволяло чувство патриотизма такого завода как наш, и такого КБ как наше...» То есть причины были в амбициях и «чувстве патриотизма КБ и завода».

Ходовая часть танка Т-64 не имеет резерва роста массы танка при модернизации

На период 2003 года масса модернизированного танка Т-64 «Булат» составляла 45 тонн.

Любому интересующемуся историей танкостроения и современным положением в отрасли известны модернизированные танки «Булат» с мощностью двигателя 850 л.с. изготовлены  танки Т-64Б с двигателем 6ТД-1 мощностью 1000 л.с. успешно прошедшие испытания на 12 000 км и принятые на вооружение СССР. 

Открывающиеся факты полностью опровергают  данные книг из серии «Боевые машины УВЗ. Т-72» и данные приведенные в книгах Ю.П. Костенко.

Двухтактные двигатели не имеют резервов по росту мощности

Начиная с 1976 года были разработаны двигатели серии 6ТД мощностью 1000, 1200, 1500 л.с.

Опыт эксплуатации показал, что двигатель 6ТД-1 надежен, ремонтопригоден; целесообразно устанавливать двигатель 6ТД-1 в танк Т-80У. На этом основании выпущено постановление об организации производства двигателя 6ТД-1 и оснащении им танков Т-80У. На данном этапе двигатели 5ТДФ имеют мощность 850…1050 л.с.  Двигатель 6ТД-2 имел высокий уровень унификации с двигателем 6ТД-1 - более 90%, который, в свою очередь, имел унификацию около 70% с базовым серийным двигателем 5ТДФ.

Двигатель 6ТД - это самый лучший вариант для танка Т-80У.

Этот двигатель – колоссальное национальное достижение.

Пройдет время, и мы будем гордиться им

Директор ВНИИТМ П.П. Исаков.

МЗ танка Т-64, якобы менее надежен, чем АЗ Т-72

Наиболее веским доказательством преимуществ МЗ перед автоматом заряжания является его принятие на вооружение не только танка Т-64 и его модификаций, но и танка Т-80 и Т80У.

Наиболее губительной для развития танков  на последующие годы, стало отвлечение  технических сил заводов и КБ на проработку, унификацию, подготовку производства и выпуск танков различных типов, аналогичных по своим характеристикам и замедление работ по перспективным направлениям поиска новых компоновочных решений  перспективных танков.

Сейчас представители «Уралвагонзавода» не только не признают своих ошибок, но и активно публикуют в журналах и ряде агитационной литературы (серия «Боевые машины Уралвагонзавода») и телевидении ряд своих лживых утверждений по поводу танков Т-64 и Т-80. По этому вопросу достаточно ясно высказался начальник ГБТУ СССР Ю.М. Потапов:

За 16 лет ра­боты с т. Венедиктовым я убедился, что он по­стоянно занимался приукрашиванием, вводом в заблуждение руководства ГБТУ о состоянии дел по проводимым им работам. К этому он приучил и своих подчинённых в КБ.

Таких яв­лений у главных конструкторов Т-80 т. Попова Николая Сергеевича и у т. Морозова, главного конструктора Т-64, не наблюдалось. Эти кон­структоры были всегда правдивы, не занима­лись приукрашиванием состояния работы по созданию и модернизации танков.

 

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-64А

Полная масса

т.

38,5

Экипаж

чел.

3

Удельная мощность

л.с./т

18

Двигатель 5ТДФ

л.с.

700

Удельное давление на грунт

кгс/см2

0,86

Температурный режим работы

°С

-40…+55

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9225

корпуса

мм

6540

Ширина танка

по гусенице

мм

3270

по съемным защитным экранам

мм

3415

высота по крыше башни

мм

2170

длина опорной поверхности

мм

4242

дорожный просвет

мм

500

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

50…60,5

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4,8

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

л

1270 +  370

Боекомплект

 

 

Выстрелов к пушке

шт

37

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

28

Патронов:

 

 

к пулемету (7,62 мм)

шт

2000

к пулемету  (12,7 мм)

шт

300

Аэрозольных гранат

шт

8

 

Использованы материалы:

«Моторы и судьбы. О времени и о себе». Н.К. Рязанцев. 2009.

Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР. Л. Васильева, И. Желтов. . -М.: ОАО Московские учебники, 2009.

Броне-сайт Чобитка Василия

SpyLOG