ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

НАШИ ТАНКИ ПО-ПРЕЖНЕМУ БЫСТРЫ

 

«БГ»

Наталья Гриб.


   «Минотор-сервис» - первая частная компания в СССР, получившая в 1991г. лицензию на производство вооружений. Сегодня Минобороны России размещает до 70% заказов на ремонт техники в Беларуси на «Минотор-сервисе». Директор компании Валерий ГРЕБЕНЩИКОВ любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «БГ» Наталии Гриб.
   - Беларусь за последние 4-5 лет вошла в шестерку крупнейших продавцов оружия в мире. Как вы считаете, куда идет продукция, которая позволила Беларуси сделать такой скачок?
   - Полагаю, это обеспечили крупные поставки в Перу и Алжир. Все остальные, я думаю, были значительно меньшими по объему. Но я могу авторитетно говорить только о поставках «Минотор-сервиса», которые ориентированы на экспорт в Россию и страны дальнего зарубежья, не ограниченные санкциями ООН.
    - Вы с Суданом торгуете?
   - Никогда. Квалифицированные специалисты, которые занимаются торговлей спецтехникой, стараются дистанцироваться от проблем, связанных со странами, у которых есть ограничения или они могут быть введены в ближайшее время.
    - На прошлой неделе Госдеп США заявил, что Беларусь торгует оружием со странами-изгоями, и предупредил о возможном введении санкций.
   - Я не знаю истинных генераторов причин возбуждения дебатов по данной теме. Уверен в другом: факт наличия оружия определенной марки, например, автомата Калашникова в руках талибов или самолетов «Боинг» в руках фанатиков-террористов, вовсе не является свидетельством причастности Ижевского завода или фирмы «Боинг» к терроризму. Почему, например, мы не должны продавать оружие, скажем, в Египет? Эта страна не имеет никаких ограничений со стороны ООН. Может быть, туда хочет поставить спецтехнику какая-то другая страна? Могу предположить, что какие-то рынки, где работает Беларусь, стали нужны кому-нибудь еще. А скомпрометировав предложение Беларуси, конкуренты смогут предложить свое вооружение.
    - Кто сегодня является фаворитом и аутсайдером на рынке танковой техники?
   - Первыми идут США с большим отрывом от всех остальных. Причем Штаты не только продают спецтехнику за деньги, но и производят т.н. политические поставки, которые покупатели, как правило, не оплачивают. Нам известно много случаев, когда демпинговые поставки продукции США перебивали контракты России, Украины, Беларуси и других стран. Например, когда Россия несколько лет назад решила продать комплекс «С-300» в Египет, США поставили туда систему «Пэтриот» практически бесплатно. Только для того, чтобы там не было России. Таких примеров за прошедшие 10 лет было много.
    - Можете ли вы подтвердить или опровергнуть сообщения о том, что Беларусь торгует российским вооружением? И то, что во всех перуанских сделках продавцом являлась Россия, а посредником - Беларусь?
   - Я не знаю тонкостей перуанской сделки, поскольку наша компания не участвовала в данном заказе. Но все сложные системы вооружения могут быть изготовлены исключительно в условиях плотнейшей кооперации предприятий бывшего Советского Союза. Таких предприятий на территории Беларуси было много. Поэтому финальные образцы - танки, самолеты и ракетное вооружение, а также другое, в т.ч. космические системы, которые создавались в кооперации с большим количеством белорусских предприятий, можно по существу также считать белорусскими, поскольку доля участия отечественных предприятий в этих образцах очень большая. Россия, продавая за границу танки, оснащенные белорусскими прицелами, не согласовывает эти поставки с производителями в Минске. В Перу, насколько мне известно, шли самолеты из арсенала Вооруженных сил Беларуси, из того, что принадлежало ей на праве собственности.
   Мне известны некоторые факты, в частности, катастрофы МиГ-29 на показе перед парламентариями Перу. Причиной катастрофы явилось нарушение правил эксплуатации самолета перуанским летчиком. Таково мнение специалистов, которые участвовали в расследовании аварии. Не могу детализировать, поскольку лично там не был. Но люди, которым я доверяю, установили точную причину аварии и пришли к выводу, что самолет потерпел катастрофу не из-за технических неисправностей, а из-за грубейших ошибок летчиков. Мне говорили, что не все системы, которые были необходимы для пилотирования этого самолета, были включены. Таким образом, доказывать прессе, что это была не рухлядь, должны специалисты. К сожалению, у авиаторов нет своих газет. И они отвечают только на те вопросы, которые им задают.
    - Вы работаете в кооперации с российскими предприятиями?
   - Мы работаем с более чем 20 заводами России по системам ПВО, бронетанковой техники, специальными машинами. Нас знают, мы знаем.
    - Какова судьба новинки - бронетанковой машины 2Т «Сталкер», которая год назад блеснула на международном военном салоне в Минске, а потом о ней практически ничего не было слышно?
   - Мы сделали многое для того, чтобы об этой машине узнали и начали говорить специалисты. Соединенные Штаты и Великобритания прислали больше всего обращений. Я думаю, их интересуют технические решения в данном проекте. С коммерческой точки зрения проведены переговоры со странами Персидского залива, Россией. Эту машину может позволить себе только очень оснащенная армия с большим бюджетом.
   СПРАВКА. Боевая машина 2Т «Сталкер» - образец танковой техники, гусеничная бронированная машина, имеющая артиллерийское вооружение, предназначенная для работы в тылу противника до 250 км за линией фронта, на удалении от своей базы. Запас хода - 1 тыс. км. Автономность работы рассчитана на неделю: продукты питания, вода, средства связи. Это первая машина такого рода, с уменьшенными характеристиками заметности в радиолокационном и тепловом диапазонах, по акустическому шуму и т.д./
    - Россия не блещет своими финансовыми возможностями. Не будет ли она настаивать на бартерных сделках?
   - Это технические детали, которые не столь важны. Взять новый образец техники на вооружение - это не то же самое, что поставить машину в музей. Нужно обучить военных эксплуатации, снабдить каждую машину запчастями. Речь может идти о 30 машинах и больше - для небольшой страны. Для России, конечно, этого будет мало. Но переговоры сводятся не столько к количеству и цене, сколько к техническим характеристикам, возможностям их изменения по заявке заказчика. Реальная же цена машины - не два и не три миллиона долларов, а значительно выше.
    - Шесть?
   - (Смеется.) Это будет зависеть от «навороченности» в каждом конкретном случае. А то, что в прессе перестали о ней часто писать, - это говорит о том, что жизнь машины перешла в практическое русло. «Сталкер» предназначен для спецподразделений, поэтому переговоры по закупке все стараются скрыть. Это нормально для любого государства.
    - Заключен ли хоть один контракт за этот год? Планируете ли заключить их в ближайшее время?
   - Мы живем за счет денег от исполняемых нами контрактов. Я не комментирую факт продажи 2Т. Однако, поверьте, год прошел не зря. Хотя основным источником дохода остаются все те же «Шилки М5». Две с половиной тысячи этих машин находятся на вооружении в зарубежных странах. И нам есть еще что модернизировать.
   Есть и другие новинки. Где-то в мае мы планируем показать транспортные машины для перевозки опасных грузов в условиях огневого воздействия, плотного огня. Они вездеходны, у них хорошая броня. Раньше таких машин не было в принципе.