ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ
НАШИ ТАНКИ
ПО-ПРЕЖНЕМУ БЫСТРЫ
«БГ»
Наталья
Гриб.
«Минотор-сервис» - первая частная компания в СССР,
получившая в 1991г. лицензию на производство вооружений. Сегодня Минобороны
России размещает до 70% заказов на ремонт техники в Беларуси на «Минотор-сервисе». Директор компании Валерий ГРЕБЕНЩИКОВ
любезно согласился ответить на вопросы корреспондента «БГ» Наталии Гриб.
- Беларусь за последние 4-5 лет вошла в шестерку
крупнейших продавцов оружия в мире. Как вы считаете, куда идет продукция,
которая позволила Беларуси сделать такой скачок?
- Полагаю, это обеспечили крупные поставки в Перу и Алжир.
Все остальные, я думаю, были значительно меньшими по объему. Но я могу
авторитетно говорить только о поставках «Минотор-сервиса»,
которые ориентированы на экспорт в Россию и страны дальнего зарубежья, не
ограниченные санкциями ООН.
- Вы с Суданом торгуете?
- Никогда. Квалифицированные специалисты, которые
занимаются торговлей спецтехникой, стараются дистанцироваться от проблем,
связанных со странами, у которых есть ограничения или они могут быть введены
в ближайшее время.
- На прошлой неделе Госдеп США заявил, что Беларусь
торгует оружием со странами-изгоями, и предупредил о возможном введении
санкций.
- Я не знаю истинных генераторов причин возбуждения дебатов
по данной теме. Уверен в другом: факт наличия оружия определенной марки,
например, автомата Калашникова в руках талибов или
самолетов «Боинг» в руках фанатиков-террористов, вовсе не является
свидетельством причастности Ижевского завода или фирмы «Боинг» к терроризму.
Почему, например, мы не должны продавать оружие, скажем, в Египет? Эта страна
не имеет никаких ограничений со стороны ООН. Может быть, туда хочет поставить
спецтехнику какая-то другая страна? Могу предположить, что какие-то рынки,
где работает Беларусь, стали нужны кому-нибудь еще. А
скомпрометировав предложение Беларуси, конкуренты смогут предложить свое
вооружение.
- Кто сегодня является фаворитом и аутсайдером на рынке
танковой техники?
- Первыми идут США с большим отрывом от всех остальных.
Причем Штаты не только продают спецтехнику за деньги, но и производят т.н.
политические поставки, которые покупатели, как правило, не оплачивают. Нам
известно много случаев, когда демпинговые поставки продукции США перебивали
контракты России, Украины, Беларуси и других стран. Например, когда Россия
несколько лет назад решила продать комплекс «С-300» в Египет, США поставили
туда систему «Пэтриот» практически бесплатно.
Только для того, чтобы там не было России. Таких примеров за прошедшие 10 лет было много.
- Можете ли вы подтвердить или опровергнуть сообщения о
том, что Беларусь торгует российским вооружением? И то, что во всех
перуанских сделках продавцом являлась Россия, а посредником - Беларусь?
- Я не знаю тонкостей перуанской сделки, поскольку наша
компания не участвовала в данном заказе. Но все сложные системы вооружения
могут быть изготовлены исключительно в условиях плотнейшей
кооперации предприятий бывшего Советского Союза. Таких предприятий на
территории Беларуси было много. Поэтому финальные образцы - танки, самолеты и
ракетное вооружение, а также другое, в т.ч. космические системы, которые
создавались в кооперации с большим количеством белорусских предприятий, можно
по существу также считать белорусскими, поскольку доля участия отечественных
предприятий в этих образцах очень большая. Россия, продавая за границу танки,
оснащенные белорусскими прицелами, не согласовывает эти поставки с
производителями в Минске. В Перу, насколько мне известно, шли самолеты из
арсенала Вооруженных сил Беларуси, из того, что принадлежало ей на праве
собственности.
Мне известны некоторые факты, в частности, катастрофы
МиГ-29 на показе перед парламентариями Перу. Причиной катастрофы явилось
нарушение правил эксплуатации самолета перуанским летчиком. Таково мнение
специалистов, которые участвовали в расследовании аварии. Не могу
детализировать, поскольку лично там не был. Но люди, которым я доверяю,
установили точную причину аварии и пришли к выводу, что самолет потерпел
катастрофу не из-за технических неисправностей, а из-за грубейших ошибок
летчиков. Мне говорили, что не все системы, которые были необходимы для
пилотирования этого самолета, были включены. Таким образом, доказывать
прессе, что это была не рухлядь, должны специалисты. К сожалению, у авиаторов
нет своих газет. И они отвечают только на те вопросы, которые им задают.
- Вы работаете в кооперации с российскими
предприятиями?
- Мы работаем с более чем 20 заводами России по системам
ПВО, бронетанковой техники, специальными машинами. Нас знают, мы знаем.
- Какова судьба новинки - бронетанковой машины 2Т «Сталкер», которая год назад блеснула на международном
военном салоне в Минске, а потом о ней практически ничего не было слышно?
- Мы сделали многое для того, чтобы об этой машине узнали и
начали говорить специалисты. Соединенные Штаты и Великобритания прислали
больше всего обращений. Я думаю, их интересуют технические решения в данном
проекте. С коммерческой точки зрения проведены переговоры со странами
Персидского залива, Россией. Эту машину может позволить себе только очень
оснащенная армия с большим бюджетом.
СПРАВКА. Боевая машина 2Т «Сталкер»
- образец танковой техники, гусеничная бронированная машина, имеющая артиллерийское
вооружение, предназначенная для работы в тылу противника до 250 км за линией фронта,
на удалении от своей базы. Запас хода - 1 тыс. км. Автономность работы
рассчитана на неделю: продукты питания, вода, средства связи. Это первая
машина такого рода, с уменьшенными характеристиками заметности в
радиолокационном и тепловом диапазонах, по акустическому шуму и т.д./
- Россия не блещет своими финансовыми возможностями. Не
будет ли она настаивать на бартерных сделках?
- Это технические детали, которые не столь важны. Взять
новый образец техники на вооружение - это не то же самое, что поставить
машину в музей. Нужно обучить военных эксплуатации, снабдить каждую машину
запчастями. Речь может идти о 30 машинах и больше - для небольшой страны. Для
России, конечно, этого будет мало. Но переговоры сводятся не столько к
количеству и цене, сколько к техническим характеристикам, возможностям их
изменения по заявке заказчика. Реальная же цена машины - не два и не три миллиона долларов, а значительно выше.
- Шесть?
- (Смеется.) Это будет зависеть от «навороченности» в каждом конкретном случае. А то, что в
прессе перестали о ней часто писать, - это говорит о том, что жизнь машины
перешла в практическое русло. «Сталкер» предназначен для спецподразделений, поэтому переговоры по
закупке все стараются скрыть. Это нормально для любого государства.
- Заключен ли хоть один контракт за этот год?
Планируете ли заключить их в ближайшее время?
- Мы живем за счет денег от исполняемых нами контрактов. Я не
комментирую факт продажи 2Т. Однако, поверьте, год прошел не зря. Хотя
основным источником дохода остаются все те же «Шилки М5». Две с половиной
тысячи этих машин находятся на вооружении в зарубежных странах. И нам есть
еще что модернизировать.
Есть и другие новинки. Где-то в мае мы планируем показать
транспортные машины для перевозки опасных грузов в условиях огневого
воздействия, плотного огня. Они вездеходны, у них
хорошая броня. Раньше таких машин не было в принципе.
|