БМП «Ратель». ЮАР

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




БМП «Ратель». ЮАР

 

БМП «Ратель» 20

БМП «Ратель» 20

 

В 1968 году Южно-Африканская компания «Sandock-Austral» («Роймех Сандок»),) разработала бронированную колесную (6х6) машину «Ратель» («ratel» – барсук), прототип которой был построен в 1974 году. Машина предназначалась для замены устаревших колёсных БТР «Сарацин». Характеристики БМП семейства «Ратель» позволяют выполнять широкий круг боевых задач в условиях пустынь, полупустынь и саванн юга Африки на значительном удалении от ремонтно-технических баз. Се­рийное производство продолжалось с 1978 по 1987 г ., всего для армии ЮАР и по зарубежным заказам пост­роено около 1200 машин нескольких модификаций. По ходу производства в конструкцию был внесен ряд усовершенствований на основе опыта их боевого ис­пользования во время военных конфликтов в Нами­бии и Анголе.

«Ратель» представляет собой пример довольно удачной колесной БМП, разработанной с учетом экономических и геогра­фических  условий.

Из всего семейства этих боевых колесных машин к БМП можно отнести три модификации - боевую ма­шину поддержки «Ратель» 90, БМП «Ратель» 60 и «Ратель» 20. Все они рассчитаны на транспортировку пехотинцев в полном боевом снаряжении и имеют со­ответствующее вооружение. Шасси, общая компоновка, размеры, базовые узлы и агрегаты, бронезащита этих машин очень близки, машины различаются только воо­ружением и связанными с этим деталями. Механик-водитель располагается в передней час­ти корпуса на продольной оси машины в слегка высту­пающей рубке, впереди и по бокам от него имеются закрытые пулестойкими стеклами окна, дающие ему неплохой обзор. В боевой обстановке они закрыва­ются броневыми крышками. В этом случае наблюде­ние ведется через призменные приборы. Над местом водителя имеется люк с крышкой, однако он может занимать свое место и пользуясь одной из броневых дверей в бортах корпуса. Непосредственно за местом водителя в крыше корпуса устанавливается сварная стальная двухместная башня с вооружением. В каждом борту за передним колесом выполнены открывающи­еся вперед люки-двери с силовым приводом, силовой блок размещен в корме слева, справа от него имеется проход, оканчивающийся дверью в кормовом листе корпуса. В каждой двери установлены пулестойкий стеклоблок и амбразура для стрельбы.

Корпуса машин сварены из стальных броневых ли­стов толщиной от 6 до 20 мм . Лобовые детали уста­новлены с рациональным наклоном и защищают от бронебойных пуль калибра 12,7 мм , круговая защита обеспечена от 7,б2-мм пуль и осколков снарядов. Кон­струкция днища и колесного движителя обеспечивает повышенную противоминную стойкость, которой в ЮАР придается особое значение с учетом преимуще­ственно партизанского характера военных конфлик­тов и необходимости действий вдоль дорог.

 

В машине огневой поддержки FSV 90 (Fire Support Vehicle, 90 mm ) используется модифицированный ва­риант башни БКМ «Эланд» с 90-мм пушкой низкого давления. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет, имеется также установка 7,62-мм пулемета на крыше башни и дополнительная установка для 7,62-мм пулемета в кор­ме справа — последние два служат для борьбы с воз­душными целями, а также повышения плотности огня по живой силе противника. Обилие пулеметного во­оружения с возможностью зенитной и наземной стрельбы — также характерная черта южноафрикан­ских бронемашин.

Командир располагается слева от орудия, наводчик — справа. Смотровые блоки коман­дирской башенки обеспечивают круговой обзор. 4 призматических блока установлены над местом навод­чика. Для стрельбы он пользуется оптическим прице­лом М494. Приводы наведения вооружения — ручные, углы наведения в вертикальной плоскости — от +15 до -8 град, (такой угол склонения обеспечивается толь­ко в переднем секторе и в сторону бортов, в сторону кормы угла склонения нет). Основными выстрелами пушки являются кумулятивный (эффективная даль­ность стрельбы 1200 м ), осколочно-фугасный ( 2200 м ) и практический. Из 71 выстрела боекомплекта 29 раз­мещаются в башне и 42 в корпусе. На пушку сверху иногда открыто устанавливается 12,7-мм пулемет, ис­пользуемый, в частности, в учебных целях. Боеком­плект спаренного пулемета, расположенного слева от пушки, — 6000 патронов, из них 2000 размещено в баш­не. Пушка и пулемет имеют электроспуск. Над пулеме­том размещен вытяжной вентилятор. На крыше башни у люка наводчика установлен 7,62-мм пулемет для стрель­бы по воздушным целям, а на бортах башни в задней ее части — два блока по два 81 -мм дымовых гранатомета с электрическими цепями стрельбы. В левом борту баш­ни имеется люк для загрузки боеприпасов.

Экипаж FSV 90 — 4 человека (командир машины, механик-водитель, наводчик, стрелок-зенитчик), де­сант — 6 человек (командир отделения и 5 пехотин­цев). Командир отделения располагается у левой две­ри, а пехотинцы в средней части машины сразу за башней — два слева и три справа. В обоих бортах корпуса смонтировано по три пулестойких смотро­вых стеклоблока и амбразуры для стрельбы. В кры­ше десантного отделения имеется 4 люка, крышки которых открываются наружу и могут фиксировать­ся в вертикальном положении. Над проходом в сто­рону кормы выполнены два люка, крышки которых открываются наружу, и шаровая опора для установ­ки 7,62-мм пулемета.

В МТО в левой задней части корпуса установлен 6-цилиндровый дизель с турбонаддувом D 3256 BTXF, развивающий мощность 282 л .с. (207 кВт) при 2200 об./мин, смонтированный в едином блоке с автомати­ческой гидромеханической трансмиссией. Коробка передач обеспечивает 6 передач переднего и 2 задне­го хода. Предусмотрено также ручное управление трансмиссией, а в последней — чисто механическая передача для работы в аварийном режиме. Силовой блок может быть снят двумя операторами (при нали­чии крана) менее чем за 30 мин. Машина — полно­приводная, в приводе используются межколесные и межосевые   самоблокирующиеся дифференциалы.

Управляемыми являются только передние колеса. Подвеска машины индивидуальная со спиральными пружинами и мощными гидравлическими амортиза­торами. Используются гидропневматические приво­ды тормозов.

Машина оборудуется средствами радиосвязи, бук¬сирным приспособлением, двумя бензиновыми печа¬ми, системой ППО, двумя наружными багажниками («корзинами»). В возимый комплект входят шанцевый инструмент, ЗИП, телефон и переносная катушка с 1000 м провода к нему, два 50-литровых бака с питье¬вой водой. По требованию заказчика штатный дизель D3256 BTXF мощностью 282 л .с. может быть заменен на более мощный ( 315 л .с.) дизель ADE 407 Т1.

 

БМП «Ратель» 60 IFV отличается от FSV 90 вместимостью 11 человек (в десанте — 6 пехотинцев) и ocновным вооружением. В качестве последнего используется установленный в двухместной башне казнозарядный 60-мм миномет с боекомплектом от 38 до 45 фугасных, 3 дымовых и 3 осветительных мины. Предельная дальность стрельбы из миномета 1500 м . Слева от него смонтирован 7,62-мм пулемет. На люке наводчика и на опоре в правой задней части корпуса установлены 7,62-мм зенитные пулеметы.

 

БМП «Ратель» 20 имеет туже, что и «Ратель» 60 вместимость, но в башне установлены 20-мм автоматическая пушка и 7,62-мм спаренный пулемет. Вращение башни и наводка оружия осуществляются вручную с помощью механического привода. Углы наведения в вертикальной плоскости — от - 8 до +38 град. Из пушки может вестись огонь бронебойными (эффективная дальность до 1000 м ), осколочными (до 2000 м ) и практическими снарядами производства южноафриканской компании «Армскор». Два 7,62-мм пулемета могут устанавливаться на опоре в правой задней части корпуса и на люке наводчика.

В семейство машин «Ратель» входят также созданные на той же базе командно-штабная машина с 12,7-мм пулеметом, самоходный ПТРК, самоходный 81-мм миномет, машина артиллерийских наблюдателей, БРЭМ и машина тылового обеспечения. Последняя имеет восьмиколесный движитель (8x8).

«Ратель» FSV-90 кроме ЮАР состоит на вооружении также в Марокко.

 

В боевых условиях бронеавтомобили «Ратель» зарекомендовали себя как надежные средства перевозки пехоты и оказания огневой поддержки. Машины, вооруженные 90-мм пушками часто использовались в роли самоходно-артиллерийских установок и истребителей танков. Так в ходе напряженных боев на юго-востоке Анголы осенью 1987 г . бронеавтомобили «Ратель» FSV-90 уничтожили несколько танков Т-54. В то же время, и ЮАРовские части несли чувствительные потери от подразделений Народной армии Анголы, в которой было немало советских и кубинских военнослужащих. В боях за переправы на реке Ломба 13-14 сентября 1987 г . было уничтожено четыре БМП «Ратель».

 

машина огневой поддержки «Ратель» 90     БМП «Ратель» 20   БМП «Ратель» в бою

Подорвавшаяся на мине машина огневой поддержки «Ратель» 90 (фото Salut)

БМП «Ратель» 20 со старым флагом ЮАР в ходе одной из боевых операций

БМП «Ратель» 20 в ходе в ходе одной из боевых операций

 

Фото интерьера БМП «Ратель»

 

БМП «Ратель»
Башня    БМП «Ратель»
Отделение управления     Отделение десанта    Башня

 

 

БМП «Ратель» - отделение десанта     Бойницы     БМП «Ратель»    Отделение десанта БМП «Ратель»    Бортовая дверь

 

 

БМП «Ратель» 23х2 вооружен боевым модулем БАУ-23х2, который имеет массу не более 1 тонны, что позволяет устанавливать его на легкую бронетехнику массой от 6 тонн. КП ХКБМ им. А.А. Морозова испытала его на шасси украинского бронетранспортера БТР-70 и на южно-африканском бронетранспортере RATEL.

К основным достоинствам модуля относятся низкая масса, доступная стоимость, высокая защищенность стрелка. При этом обеспечивается высокая огневая мощь.

 

 

«Ратель» с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

БМП «Ратель» с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

 

  БАУ-23х2    Фото интерьера БМП «Ратель»     Фото интерьера БМП «Ратель»      БАУ-23х2     Фото интерьера БМП «Ратель»

 

Фото интерьера БМП «Ратель» с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ

См. Подробнее Характеристики боевого модуля ГРОМ

 

 

Модификации:
«Ратель-60» (установлена башня с 60-мм миномётом)
«Ратель» FSV-90 (установлена башня с 90-мм орудием)
«Ратель»-командно-штабная машина
Зарубежные модификации:

«Ратель» с боевым модулем производства БАУ-23х2 пр-ва ХКБМ
Машины созданные на базе «Ратель»:
«Ратель»-БРЭМ
«Ратель-81/120» (81-мм или 120-мм самоходный миномёт)
«Ратель» ZT-2/3 (самоходный ПТРК «Свифт»)
«Ратель-MCL» (самоходный ПТРК)
«Ратель»-машина разведки и целеуказания
«Ратель»-вспомогательная машина (8х8)
155-мм САУ G-6 «Рино»

 

Ратель с ПТРК ZT-3

«Ратель» с ПТРК ZT-3 (фото Armscor)

 

Использована информация с сайтов:

http://www.users.zetnet.co.uk/lsm/dhmg/ratel.html

http://www.kitparade.com/features00/ratelwm_1.htm

http://morozov.com.ua/

«Современная колёсная бронетехника», М.Никольский, В.Ильин, 1999 г .


 

 

Тактико-технические характеристики

Боевая масса, т —

Экипаж, чел. --

Десант, чел. —

Длина по корпусу, м

Ширина, м

Полная высота, м

Клиренс, м

пушка —

пулеметы —

Боекомплект

 

Двигатель

 

Трансмиссия

Колесная формула

Подвеска

Емкость топливных баков

Максимальная скорость хода по шоссе

Запас хода по топливу

Колесная база

Преодолеваемый подъем, град.

Ширина рва

Высота стенки

Глубина брода

 

19

4

6

7,212

2,516

2,915

0,34

90-мм

Зх7,62-мм

71 выстрел, 6000 патронов

D 3256 BTXF тип

6-цилиндровый, дизельный мощность,

282 л .с.

автоматическая

6x6

спиральные пружины с гидроаморти­заторами

430 л

105 км/ч

1000 км

2,809 м xl,4 м

37

1,15 м

0,35 м

1,2 м

 

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ