Противоминная защита

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Противоминная защита

 

Этот американский "Хаммер" подорвался на маломощной мине в Косово. Незначительный по мощности взрыв полностью уничтожил машину

Рис. 1.  Этот американский "Хаммер" подорвался на маломощной мине в Косово. Незначительный по мощности взрыв полностью уничтожил машину

 

Мины, являясь преимущественно оборонительным оружием, постоянно используются военными всех родов войск. В последних двух мировых конфликтах 20 века мины также активно применялись. Русские использовали их в знаменитой битве под Курском с целью остановить и направить немецкие танки в "зону уничтожения", где их ожидали русские противотанковые пушки. Германия, Италия и Великобритания установили миллионы противотанковых и противопехотных мин на границах с Тунисом и Египтом. Египет совсем недавно призвал международные силы помочь разминировать участок El-Alamein, где сотнями лежат невзорвавшиеся мины, которые остались еще после последней войны. Доказательство их существования – случай во время ралли "Париж-Дакар 2003", несчастный участник которого наскочил на одну из мин. Основной проблемой остается подвижность мин, которые вместе с песчаной почвой очень быстро и опасно перемещаются в дюны.

 

На этом снимке видна мощность взрыва одной из мин на дороге слева от "Хаммера". Речь идет о подрывах, проходивших в США с целью проведения испытаний

Рис. 2.  На этом снимке видна мощность взрыва одной из мин на дороге слева от "Хаммера". Речь идет о подрывах, проходивших в США с целью проведения испытаний

 

Мины используются во всех конфликтах деколонизации, а также во многих районах, где Востоку и Западу противостояли или противостоят партизанские отряды: Вьетнам, Ангола, Мозамбик, Афганистан, Западная Сахара и т.д. Парадокс ситуации – Европа, ведущая холодную войну, а также армия НАТО, считающие мины реальной для них угрозой, НАТО в качестве оборонительных мероприятий ведут массированную атаку на Восток. Предполагаемое быстрое движение вперед советских дивизий плохо сочетается с использованием мин только для укрепления фланга. Напротив, мины входят в состав противотанкового оружия, которое НАТО активно применяет против армий противника. Есть здравый смысл и в быстром штурме советской армии, поддерживаемой непрерывным ведением огня для прорыва и форсирования фронта.

В Южной Африке прошли первые «учения» по противоминной защите машин. Пространство, поросшее густым кустарником, было в большей или в меньшей степени заминировано. Использовались различные виды мин: кустарного производства, простые деревянные ящики, заполненные взрывчатым веществом, и обычные классические, в основном привезенные из "свободных" стран, эти мины нанесли колоссальный ущерб южно-африканским колониям, в которых использовались легкие машины с колесной формулой 4×4, грузовые автомобили повышенной проходимости и бронированные машины. Мины и сейчас бередят раны таких стран, как Ангола и Мозамбик.

Первые машины, снабженные защитой от мин, южно-африканская армия стала применять в восьмидесятых годах. Речь идет о модернизированной машине высокой проходимости Samil 50, боевой машине типа Buffel и бронированной машине Ratel. Концепция устройства подвески, днища и корпуса этих машин направлена на то, чтобы выдержать взрыв противотанковой мины массой ВВ в несколько килограмм. Проектом, разработанным южно-африканскими инженерами, по каким-то причинам пришлось пожертвовать, несмотря на то, что для уничтожения машин требовалась большая взрывная сила. V-образная форма корпуса позволяет отражать ударную волну.

 

Новое сиденье пехотинца в машине "Мардер" больше не имеет контакта с днищем машины. Оно прикреплено к крыше и оснащено специальной подставкой для ног, изолированной от днища

Рис. 3. Новое сиденье пехотинца в машине "Мардер" больше не имеет контакта с днищем машины. Оно прикреплено к крыше и оснащено специальной подставкой для ног, изолированной от днища

 

Корпус "Мардера" был укреплен, особенно в местах сварки броневых листов, расположенных над шасси, а также в области днища

Рис. 4. Корпус "Мардера" был укреплен, особенно в местах сварки броневых листов, расположенных над шасси, а также в области днища

 

Вид в разрезе новой планировки модернизированной машины "Мардер". Показана возможная деформация днища при взрыве мины

Рис. 5. Вид в разрезе новой планировки модернизированной машины "Мардер". Показана возможная деформация днища при взрыве мины

 

В 90-х годах западные армии вновь столкнулись с угрозой быть подорванными на минах во время операций на Балканах, в Сомали и Камбодже. Мины стали основной опасностью и первопричиной потерь людей и боевой техники в миротворческих операциях. Югославы обладают достаточными знаниями и умениями в сфере применения мин. Знаменитая смертоносная мина TMRP6, сочетающая эффект ударной волны и бронепробивной способности, стала легендой смерти, технические возможности подняли ее на достаточно высокий уровень у западных армий, которые определяют новый уровень защиты машин будущего.

В настоящее время ни одна современная бронированная машина не может быть представлена на рынок без солидных аргументов в пользу противоминной защиты, неважно гусеничная она или колесная. В особенности это относится к машинам для транспортировки личного состава, экипаж которых необходимо защитить от шока и непосредственно от самого взрыва.

Корпус машины "Мардер 1А5". Этот рисунок показывает основные усовершенствования корпуса немецкой машины "Мардер", который обычно после воздействия 7-килограммовых мин разрушается. Толщина двойного днища возросла с 15 до 100 мм, к тому же места сварки укреплены ребрами жесткости

Рис. 6. Корпус машины "Мардер 1А5". Этот рисунок показывает основные усовершенствования корпуса немецкой машины "Мардер", который обычно после воздействия 7-килограммовых мин разрушается. Толщина двойного днища возросла с 15 до 100 мм, к тому же места сварки укреплены ребрами жесткости

Рис. 7. Боевая машина испанского контингента, подорвавшаяся на мине в Боснии. Машина получила достаточно большой урон, как видно на снимке. Крыша двигателя открыта, корпус поврежден

 

Критерии противоминной защиты высокого уровня

На рисунке 8 показана схема конструктивных мероприятий по повышению уровня защиты от воздействия мин, а именно:

1 – Боковые стороны корпуса машины в районе ходовой части слегка наклонены для изменения направления ударной волны взрыва.

2 –  Днище усилено с учетом возможных деформаций и как результата - разрушения.

3 –  Двойная конструкция днища позволит избежать отслоения материалов.

4 –  Сиденья прикреплены к крыше машины, таким образом машина выступает в роли амортизатора и нанесение возможного вреда сведено к минимуму.

5 –  Места сварки ходовой части укреплены ребрами, по образу люков в крыше.

6 –  Дефлекторы днища увеличивают сопротивление и уменьшают воздействие ударной волны.

7 –  Все объекты, которые могут пострадать от взрыва, полностью отделены от днища.

8 –  Солдаты располагаются в машине, не касаясь ногами пола.

9 –  Чем выше от грунта, тем слабее будет воздействие взрыва на днище.

Высокие машины менее уязвимы.

На рисунке 8 показана схема конструктивных мероприятий по повышению уровня защиты от воздействия мин, а именно:
1 – Боковые стороны корпуса машины в районе ходовой части слегка наклонены для изменения направления ударной волны взрыва.
2 –  Днище усилено с учетом возможных деформаций и как результата - разрушения.
3 –  Двойная конструкция днища позволит избежать отслоения материалов.
4 –  Сиденья прикреплены к крыше машины, таким образом машина выступает в роли амортизатора и нанесение возможного вреда сведено к минимуму.
5 –  Места сварки ходовой части укреплены ребрами, по образу люков в крыше.
6 –  Дефлекторы днища увеличивают сопротивление и уменьшают воздействие ударной волны.
7 –  Все объекты, которые могут пострадать от взрыва, полностью отделены от днища.
8 –  Солдаты располагаются в машине, не касаясь ногами пола.
9 –  Чем выше от грунта, тем слабее будет воздействие взрыва на днище.
Высокие машины менее уязвимы.

Рис. 8

 

Рис. 9. Этот рисунок показывает различия в воздействии от взрыва мины, расположенной под машиной на дороге. Тротил весом 9,5 кг

Рис. 9. Этот рисунок показывает различия в воздействии от взрыва мины, расположенной под машиной на дороге. Тротил весом 9,5 кг

 

Этот рисунок показывает мощность воздействия на днище машины. Понятно, что чем выше машина, тем меньше нагрузка. Но это наводит на мысль о разработке машины меньшей по габаритам, но более высокой. Еще одно противоречие, которое должны решить инженеры

Рис. 10. Этот рисунок показывает мощность воздействия на днище машины. Понятно, что чем выше машина, тем меньше нагрузка. Но это наводит на мысль о разработке машины меньшей по габаритам, но более высокой. Еще одно противоречие, которое должны решить инженеры

 

Рис. 11. Бывшая Югославия преподнесла неприятный сюрприз успешным европейцам и американцам, которые вновь узнали, что такое мины. Боевая машина испанского контингента потерпела неудачу. Защита от мин станет в дальнейшем частью специфики новых машин

Рис. 11. Бывшая Югославия преподнесла неприятный сюрприз успешным европейцам и американцам, которые вновь узнали, что такое мины. Боевая машина испанского контингента потерпела неудачу. Защита от мин станет в дальнейшем частью специфики новых машин

 

Различные типы мин

Мы не будем говорить о противопехотных минах, им будут посвящены последующие статьи, мы сконцентрируемся на минах, условно называемых противотанковые или направленные против боевых машин. Наиболее классический пример – взрывчатка. Она состоит из взрывчатого вещества, чаще всего цилиндрической и плоской формы, массой от 5 до 10 кг. Двадцать лет назад эти мины были выбраны для того, чтобы разрывать гусеницы танков. Французская мина ACID 15 массой 7 кг – типичный вариант таких мин. Приведение в действие происходит при давлении на запал или посредством соприкосновения с проводом (по нити). В первом варианте взрыв происходит, когда колесо или гусеница проезжают по мине. Во втором случае взрыв происходит, когда машина касается провода. Мина, таким образом, может быть взорвана под днищем машины. Этот тип запала можно использовать только на территориях с густой растительностью, когда провода можно спрятать в траве. Сегодня эти мины снабжены магнитными взрывателями, которые приводятся в действие при соприкосновении с металлическими предметами.

Мины с формируемым поражающим элементом составляют большое семейство легких по весу мин. Недостаток их концепции состоит в том, что только одна мина наделяется разрушительной силой  и очень маленькой массой, а основная цель сейчас – создание больших минных полей с использованием средств авиации и артиллерии. Ракета MLRS Phase 2, используемая бундесвером, боевая система MW1 Tornado, система Minotaur компании Giat Industries – это лишь несколько боевых систем, созданных для образования противотанковых минных полей посредством мин маленького размера. Недостатком этих мин является то, что они не зарываются, за исключением песка, снега и рыхлых почв. Хотя и обнаружить их непросто, из-за их окраски и небольшого размера они трудно различимы с первого взгляда.

В конструкции мины есть магнитный запал, распознающий все изменения магнитного поля земли при появлении железных объектов большой массы, включая бронированные. Заряд взрывчатого вещества предназначен для образования готового поражающего элемента. Этот элемент обладает мощностью, способной пробить бронированное днище. В качестве примера, мина Minotaur пробивает 80 мм стали с расстояния 50 см, что соответствует дорожному просвету стандартной машины.

Комбинированные мины содержат в себе большое количество взрывчатого вещества, а, следовательно, большую разрушительную силу. Нагрузка, возникающая в результате пробоины, достаточно усложняет поиски инженерных решений защиты. ЮгославскаяTMRP6 и французская HPD16F2 – типичные примеры мин этого вида.

Мины-ловушки – кошмар боевых соединений. Учитывая, что экипажи машин все лучше и лучше защищены от классических мин, некоторые воюющие стороны предпринимают самые радикальные решения (см. уничтожение "Меркавы"). В Палестине, в Шри-Ланка и бывшей Югославии были устроены ловушки, содержащие десятки кг взрывчатого вещества. Основной заряд включал в себя либо несколько объединенных классических мин, либо артиллерийский снаряд калибра 152/155 мм, брошенный в какую-то яму, либо из нескольких классических кассетных мин (С4, TNT, CTP или Formex). Чаще всего, классическая мина работает как приманка, при этом взрывается весь пакет других взрывчатых средств. Некоторые более сложные мины оснащены управлением, в этом случае производится уничтожение определенной цели. Для взрыва используют переносной телефонный аппарат или магнитный запал. На сегодняшний день не существует брони, способной выдержать такие нагрузки. Единственные действенные меры – разведывательные данные, поскольку ловушки не могут быть созданы мгновенно, следовательно, можно разрушить планы противника; или техника безопасности, то есть вовлечение противника в другую ловушку; а также электронная защита, то, что делает обычно АОИ, экипируя свои патрули переносным блокирующим оборудованием.

 

Рис. 12.  Мина TMA-4

Рис. 12.  Мина TMA-4

Наконец, на ужасных бомбах и боковых (направленного действия) минах мы заканчиваем обзор. Первые изготавливают кустарным способом, используя те же самые взрывные механизмы, как и у мин-ловушек (смотри выше). Обычно они сделаны из взрывчатого вещества, в котором находятся металлические предметы: гвозди, болты и любые маленькие части подходящего металла, при взрыве направляющиеся с большой скоростью к цели, очень часто это бывают патрульные машины. Бомбы с большим спектром поражения довольно часто использовались в Хезболахе на Юге Ливана.

Мины направленного действия располагают также по краям дорог. Их концепция совпадает с принципом действия французской мины MIA CAH17 и  европейской мины MAC PED18. Их способы подрыва очень разнообразны: задевание провода, увеличение нагрузки, инфракрасный детектор с электронным счетчиком (мина пропускает первую машину и вступает в действие только при появлении второй, например). Парадокс данной ситуации в том, что мин кустарного производства опасаются западные государства, так как их стоимость доступна для потенциальных врагов (за исключением, если они обладают более высокими технологиями). Более серьезная угроза исходит от партизанских отрядов, оснащенных оружием кустарного производства.

 

Ужас, раскрывшийся перед бундесвером

Немецкая армия вот уже 48 лет не выходит за пределы своей территории после поражения 1945 года. Сомали и Балканы используют эту возможность для проведения боевых операций против врагов, которые не являлись никогда для них предметом серьезной опасности; когда-то защита родного отечества от красных орд монополизировала германские умы и привела к холодной войне. Театр проведения операций таков, что бундесверу придется вновь столкнуться с понятием минная угроза. Всевозможные службы и бундесвер бросили свои силы против этой кампании, наблюдая с беспокойством за прочностью и выносливостью различных бронированных моделей к минам. Боевая машина пехоты "Мардер" в срочном порядке была выбрана для проведения испытаний на живучесть. "Мардер" пользуется хорошей репутацией благодаря прочным материалам и заслуженному доверию. Для того, чтобы испытания наибольшим образом приблизить к реальности, бундесвер решил не экономить средств. Испытания проходили при полных баках горючего. Машины были снабжены приборами для измерения шума и ускорения, внутри для наблюдения за "экипажем" были вмонтированы камеры. Манекены, одетые в форму, сидели, как и положено, на своих местах.

Взрывы мин производились в разных точках: в центре под днищем машины, в передней части под местом водителя, а также под ходовой частью. Использовались классические противотанковые мины массой от 7 кг. Выбор мин этой массы, как следует из испытаний, показал, что 80% классических противотанковых мин производят меньший эффект, чем ожидается от 7-килограммовой мины.

Взрыв мины под ходовой частью спровоцировал следующие последствия: гусеница разорвана, рулевое управление вышло из строя, на уровне гусениц корпус разрушен и повсюду следы деформации, представляющей огромную опасность для отделения экипажа.

Но худшее впереди. Мина, взорвавшаяся в центре под днищем, разрушила прочную и твердую немецкую броню. В днище было пробито отверстие размером 70 см в диаметре, которое стало источником поражения для находившихся там манекенов. Баки с горючим воспламенились. Аккумуляторные батареи взорвались, и кислота распространилась по машине. В результате воздействия на днище все плохо прикрепленные элементы конструкции приобрели скорость, достигающую 700 км/ч. Крыша корпуса, больше всего над местом отверстия, деформировалась в центре на 20 см!

Официальным лицам Германии не оставалось ничего как заявить о том, что будут приняты все меры по усилению защиты машины "Мардер".

Анализ и изучение фильма, снятого на ультраскоростные камеры, позволят быстро найти возможное решение. Очевидно, большое количество сварных швов спровоцировало ослабление днища толщиной всего лишь 10 мм. Следовательно, надо было увеличить сопротивление, приумножая при этом инертность от деформации. Во-вторых, полное переоборудование боевого отделения должно быть произведено с учетом эффекта, возникающего от подрыва по отношению к объектам. И наконец, необходимо усилить места сварки корпуса, а баки с горючим расположить в местах менее подверженных разрушению. Если все эти условия довольно легко могут быть применимы к новой машине, то не подойдут к прежним бронированным машинам, учитывая их концепции, опирающиеся на совершенно другие критерии. В особенности, укрепление днища приведет к значительному увеличению толщины (более 120 мм), что уменьшит высоту отделения для перевозки личного состава и ухудшит эргономику. Следовательно, переоборудование машины не должно ухудшить ее возможности: боеприпасы, горючее, а также эффективность выполнения операции не должна понижаться.

 

Травмы, полученные в результате подрыва на мине

Схематически человеческое тело можно представить как структуру, состоящую из скелета и внутренних органов. Нагрузка, полученная от воздействия взрывной волны, распространяется на тело различным образом. Если человек сидит, а сиденье прикреплено к полу, то воздействию нагрузок подвергаются ноги, в большей степени – ступни, а через ягодицы и весь корпус. Согласно силовому полю, место, на котором находится человек, может привести в результате к поломке костей ног и позвоночника, а также отрыву некоторых органов. То, что часто и приводит к фатальному исходу. Это причина, по которой сиденья экипажа пришлось отсоединить от пола и прикрепить к крыше. Другой источник травматизма – шум от взрыва, который может оказать тяжелое воздействие на слух. Для этого рекомендуется носить  специальный защитный шлем.

 

Рис. 13.  На этой фотографии в Боснии два французских сапера разминируют мину, найденную недалеко от машины, перевернутой при взрыве одной из таких мин. Машина подорвалась, поскольку масса ее была достаточно велика и ее хватило, чтобы привести взрывное устройство в действие. Жители Южной Африки, обладающие огромным опытом в этой области, часто прибегают к следующим действиям: чтобы перевернуть машину, ее масса в тоннах должна примерно равняться массе мины в кг

Рис. 13.  На этой фотографии в Боснии два французских сапера разминируют мину, найденную недалеко от машины, перевернутой при взрыве одной из таких мин. Машина подорвалась, поскольку масса ее была достаточно велика и ее хватило, чтобы привести взрывное устройство в действие. Жители Южной Африки, обладающие огромным опытом в этой области, часто прибегают к следующим действиям: чтобы перевернуть машину, ее масса в тоннах должна примерно равняться массе мины в кг

 

Пример: при весе мины 7 кг масса машины должна быть не меньше 7 тонн. Разумеется, это приблизительно, факты можно наблюдать на примере английской машины Scimitar.

Рис. 14. Зрелищный взрыв мины массой 7 кг под V-образным днищем машины Timoney. С одной и с другой стороны от корпуса ясно различим газ от взрыва

Рис. 14. Зрелищный взрыв мины массой 7 кг под V-образным днищем машины Timoney. С одной и с другой стороны от корпуса ясно различим газ от взрыва

Рис. 15. Французская компания Timoney разработала специальное сиденье, оснащенное противоминной подушкой безопасности, сокращающей воздействие от взрыва на спину человека

Рис. 15. Французская компания Timoney разработала специальное сиденье, оснащенное противоминной подушкой безопасности, сокращающей воздействие от взрыва на спину человека

Рис. 16. Воронка: диаметр – 150 см, глубина – 90 см

Рис. 16. Воронка: диаметр – 150 см, глубина – 90 см

Рис. 17. 13 апреля 2001 года английская бронированная разведывательная машина Scimitar подорвалась на мине югославского производства ТМА-3 недалеко от местечка Krivenik (Косово). Машина перевернулась, гусеницы разорваны, а под местом водителя образовалась огромная дыра. Итог: один человек мертв и двое тяжело ранены. Из-за взрыва мины в земле образовалась воронка около 90 см глубиной и 1,5 м в диаметре. На поле было обнаружено около 60 мин, оставленных югославской армией. Русские при разминировании этой зоны нашли только три мины, остальные были обнаружены спустя время при других обстоятельствах боевыми частями UСК

Рис. 17. 13 апреля 2001 года английская бронированная разведывательная машина Scimitar подорвалась на мине югославского производства ТМА-3 недалеко от местечка Krivenik (Косово). Машина перевернулась, гусеницы разорваны, а под местом водителя образовалась огромная дыра. Итог: один человек мертв и двое тяжело ранены. Из-за взрыва мины в земле образовалась воронка около 90 см глубиной и 1,5 м в диаметре. На поле было обнаружено около 60 мин, оставленных югославской армией. Русские при разминировании этой зоны нашли только три мины, остальные были обнаружены спустя время при других обстоятельствах боевыми частями UСК

Рис. 18.  ЮАР является пионером в области концепции защиты машин от мин. На фото представлен "Буффало", подвергшийся испытанию противотанковой мины

Рис. 18.  ЮАР является пионером в области концепции защиты машин от мин. На фото представлен "Буффало", подвергшийся испытанию противотанковой мины

Уничтожение танка "Меркава" в Секторе Газа

 

14 февраля 2002 года стало известно, что у палестинцев появился способ уничтожения танка "Меркава" с использованием мины-ловушки. Новость оказалась сенсационной, поскольку она разбивала миф о неуязвимости "Меркавы" в палестинском сознании. Во-вторых, она бросала тень на общий недостаток большинства танков: их днище. Множество танков "Меркава" подорвалось на минах на юге Ливана, увлекая за собой жизни членов экипажа. Взрыв классической мины разрушал элементы подвески, гусеницы, но при всем этом размеры и масса танка защищали танкистов от динамического воздействия. Палестинцы это знали. Следовательно, они должны были найти другое средство.

Рис. 19

Рис. 19

 

Это средство объединило тактику и технику. Тактика заключалась в том, чтобы вовлечь один из танков в ловушку. В окрестностях Netzarim палестинцы взорвали первую мину-ловушку перед израильским конвоем и обстреляли его. "Меркава" 188 бригады поспешил им на выручку, чем неосторожно вовлек себя в их сети. Ловушка захлопнулась. "Меркава" прошел выше тщательно зарытой мины, управляемой на расстоянии. 50 кг взрывчатого вещества СТР19 разрушили танк. Взрыв произошел под моторным отделением танка "Меркава", которое находится в передней части шасси, 5-тонный двигатель буквально воспарил вверх, а затем упал, вырвав тяжелый люк из своего отделения. Он ударил так же по орудию, в результате чего башню оторвало и она упала назад, подчиняясь эффекту динамики! Трое из четырех членов экипажа погибли от взрыва или отрыва башни. Экипажи Tsahal, поспешившие к месту трагедии, с ужасом обнаружили, что от взрыва образовалась воронка диаметром 1 метр и 50-см дыра в днище танка! Некоторое время спустя Tsahal заявил, что никакая броня не способна выдержать такую нагрузку, а только тактические меры могут помочь избежать данной ситуации. К сожалению, израильские танкисты получили жестокий для них опыт.

Тем не менее, 14 марта 2002 год, спустя один месяц после горестных событий, второй танк "Меркава 3" подвергся тому же самому на том же месте, три танкиста погибли. И, наконец, 15 февраля 2003 года таким же образом подорвался М60 Magach 7С в секторе Газа, погибли четверо членов экипажа.


 

 

Статья из журнала La protection contre les mines // RAIDS.- 2004. - №13

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ