ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

 

ГАЗОТУРБИННЫЙ ТАНКОВЫЙ ДВИГАТЕЛЬ США LV-100

 

Ричард Огоркевич

New US Tank Engine Is Making

Thirsty Work

Jane's Defence Weekly

BTVT.narod.ru

 

 

Выбор сухопутными войсками США газотурбинного двигателя LV-100 фирм General Electrik/Honeywell для танка "Абрамс" и САУ "Крусейдер" (проект отменен) представляет важный шаг в программе по разработке бронированных. Однако никто  не ожидал, что новый двигатель будет иметь неблагоприятную топливную экономичность и оперативную мобильность. Однако это подтвердила практика.

Вопрос о расходе топлива возникает, потому что сухопутные войска США выбрали двигатель, не обращая внимания на его топливную экономичность. Хотя в конце 1970-х годов уже была совершена такая ошибка при выборе газотурбинного двигателя AGT-1500 для основных боевых танков М1. Несмотря на утверждения, что расход топлива танка М1 с двигателем AGT-1500 будет таким же, как у танков с дизельными двигателями, существовали предположения, что расход топлива будет фактически на 60-70% больше. Действительность оказалась даже хуже этих предположений. Широкие конкурсные испытания показали, что танк М1 потребляет на 100% больше топлива, чем сравнимый танк с дизельным двигателем.

Вскоре это стало очевидным, когда танк   М1 поступил на вооружение в 1980-е годы. Впервые, для передвижения боевых машин бронетанковой дивизии США 1987 года, оснащенной танками М1, на 100 миль (160 км) потребовалось 217000 галлонов (США) (примерно 821000 л) топлива. Около 133000 галлонов (США) потребовалось дивизии в 1978 году, оснащенной более легкими танками   М-60 с дизельными двигателями.

Научный комитет сухопутных войск США в 1987 г. отметил резкое увеличение расхода топлива, придавая большое значение трудностям обеспечения войск топливом. Он рекомендовал, чтобы сухопутные войска добивались сокращения расхода топлива на 50%. Но в течение следующего десятилетия не было значительных улучшений, несмотря на неблагоприятное воздействие большого потребления топлива на операции бронетанковых войск во время войны в районе Персидского залива в 1990-1991 гг. Например, темп решающего маневра VII корпуса США, выполняемого по Кувейту, задавался не скоростью его танков М1, а скоростью обременяющего его транспорта снабжения, от которого корпус зависел в отношении топлива.

Исследование 1997 г. показало, что потребности бронетанковой дивизии США в топливе были все так же высоки, как и раньше. За сутки боя использовалось не менее 565000 галлонов (США); танки М1  потребляли 40% этого количества.

Предполагалось, что, если танки М1 будут оснащены двигателем LV-100, расход топлива уменьшится, так как двигатель LV-100 является более новой разработкой, чем двигатель AGT-1500.

Рассматривалась возможность использования двигателя LV-100 на одном из двух семейств тяжелых бронированных машин, разрабатываемых по прекращенной сейчас программе модернизации бронированных систем (ASM) начала 1990-х годов, но он использовался лишь на испытательных стендах. Однако, после того как фирма Cummins Engine решила в середине  1990-х годов закончить свое участие в работе над  дизельным двигателем  XAV-28, создаваемым в качестве конкурента двигателю LV-100 по программе AIPS, двигатель LV-100 стал единственным перспективным американским двигателем боевого танка.

В поддержку его принятия сделаны заявления, что его расход топлива "почти на 50% ниже" расхода топлива двигателя AGT-1500 и находится "в пределах разницы  нескольких процентов" от перспективного дизельного двигателя. Но исследования, выполненные в 1995 г. юго-западным научно-исследовательским институтом для командования ТАСОМ, показали, что потребление топлива двигателем LV-100 за сутки боя лишь на  36% меньше потребления топлива двигателем AGT-1500 и на 11-26% больше расхода топлива перспективных дизельных двигателей.

Более поздние исследования подтвердили эти результаты. Расход топлива двигателя LV-100 на холостом ходу в четыре раза больше расхода топлива дизельного двигателя, как и двигателя AGT-1500, хотя все еще сообщают, что его расход только в два раза больше расхода топлива дизельных двигателей; это при том, что танковые двигатели работают много времени на холостом ходу или не на полную мощность. Следовательно, полный расход топлива танка с двигателем LV-100,  вероятно, на 20-50% больше расхода топлива сравнимого танка с дизельным двигателем. Это означает, что значительно больше топлива требуется для обеспечения танков во время боевых действий, и является, следовательно, большей нагрузкой для материально-технического обеспечения.

Выбор двигателя LV-100 может также подвергаться критике по той причине, что его основной дизельный конкурент, двигатель МТ-883 фирмы МТU, уже полностью разработан и в США создаются  предприятия для производства, по крайней мере, одного варианта этого двигателя. Около 388 двигателей МТ-883 произведено для экспортного варианта французского основного боевого танка AMX "Леклерк". Кроме того, в ответ на возражения по поводу большого расхода топлива танка М1 фирма General  Dynamics Land Systems изготовила опытный образец экспортного варианта танка М1, оснащенного двигателем МТ-833.

До настоящего времени все двигатели МТ-883 производились в Германии, но в будущем вариант  МТ-883 Ка-523 будет производиться в США для перспективной амфибийной десантной машины (AAAV) морской пехоты. Эти производственные мощности смогут также использоваться для производства варианта двигателя      МТ-883 для боевого танка, что снизит стоимость двигателя. Не опубликовано никаких цифр по относительной стоимости имеющихся двигателей, но производство автомобильных газотурбинных двигателей обычно считается  значительно более дорогим, чем производство дизельных двигателей.

Преимуществом двигателя LV-100 над дизельными двигателями является его меньшая масса. Это особенно важно по отношению к самоходному орудию "Крусейдер", так как прилагались большие усилия к снижению его массы с 60 т до 48-50 т. В то же время, расход топлива двигателя LV-100 менее важен для артиллерийской системы и, так как система "Крусейдер" должна быть легче, она будет, в любом случае, потреблять меньше топлива. В то время как для шестидиститонного танка М1А2 более легкий двигатель LV-100  не будет актуален, так как лишь незначительно снизит его массу, а значит и расход топлива останется большим.

Эти две платформы разные, и для получения преимущества в унификации, двигатель LV-100 предполагается использовать на танках "Абрамс" и на машинах "Крусейдер". Если для "Крусейдер" обосновано принятие двигателя LV-100, то, очевидно, это пагубно скажется на 2845 танках М1, на которых может быть сменен двигатель в течение следующих восьми лет.