ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

«Леклерк»

Оценка бронирования «Леклерк»

Марка танка

Пр-во

Полная масса, т

Горизонтальная толщина лобовой брони, мм

Эквивалент по массе лобовой брони , мм

Эквивалент по стойкости лобовой брони (башни при q = + 30о, корпуса при q = 0о), мм:

от БПС (марка)

от ПТУР с моноблочной БЧ (марка)

Леклерк

1994

54,5

800

485

620…640 (M829AI)

1100…1200 (TOW -A2)

 

 

«Леклерк»

 

Историческая справка

Начиная с 1978 г., конструкторы Франции и ФРГ совместно прорабатывали программы «Наполеон-1» и Kpz-3 (Kampfpanzer - боевой танк). Помимо чисто технического сотрудничества, в это время страны предприняли ряд шагов и в расширении военных контактов, следствием чего стало создание франко-германской бронетанковой бригады. Технические проблемы преодолеть оказалось гораздо труднее из-за множества разногласий - в их числе было и определение предельной массы танка - не более 54 т с французской стороны, против чего возражали немцы, имевшие свой взгляд на защищенность машины и пути её обеспечения.

В итоге Франция, и без того задержавшаяся с принятием танка третьего поколения (производство прежней основной машины АМХ-30 затянулось до 1977 г.), с 1982 г. самостоятельно продолжила разработку нового танка ЕРС (Engin Principal de Combat), который должен был существенно превзойти современные ему «Леопард-2», «Абрамс» и «Челленджер».

Сложные узлы и агрегаты были испытаны на стендах и экспериментальных машинах. В их числе были варианты подвески (торсионная и два типа гидропневматической), блок силовой установки, гусеницы с траками из стали и легких сплавов, система управления огнем, в составе которой проверялись и тепловизоры фирм TRT и SAT. К концу 1986 г. было собрано шесть первых опытных образцов, один из которых управление вооружений Сухопутных войск Франции предъявило 10 января 1987 г. высшему руководству. Машина, представленная как «функциональный образец», была еще далека от заданного уровня и несла часть оборудования в виде экспериментальных моделей.

Первые прототипы сохраняли известное сходство с немецким собратом, - танком «Леопард-2» (особенно башней), - однако под броней скрывались принципиально новые решения, в большинстве лишь предполагавшиеся к внедрению на западных бронемашинах. Следуя французской военной доктрине, армия хотела иметь быстроходный танк - компактную машину с высокой удельной мощностью, что оказало решающее влияние на конструкцию в целом. Рассматривалось несколько вариантов компоновки, в том числе - безбашенный танк с экипажем в корпусе и выносной установкой вооружения сверху на лафете. Победил все же здоровый консерватизм, и приоритет получила традиционная классическая компоновка, сочетавшая лучшую технологичность, удобство в эксплуатации и возможность обеспечить лучшую защищенность.

 

Компановка

«Обжатие» силуэта танка вокруг боевого отделения и компактного мотоотсека позволило снизить забронированный объем до 17,5 м.куб против 21 у «Абрамса» и 19,4 у «Леопарда-2А4», а уязвимую площадь лобовой проекции до 1,6 м.кв против 2,7 и 2,1 м.кв у американской и немецкой машин. По корпусу «Леклерк» оказался на 1 м короче «Леопарда» и на 2 м- английского «Челленджера», а высота по крыше башни французского танка составила лишь 2,3 м.

В ходе испытаний и подготовки к серийному производству изменения претерпела как конструкция танка, так и комплекс его оборудования. Защиту башни усилили навеской разнесенного бронирования, придавшей ей характерные плавные обводы, дымовые мортиры заменили многоцелевой гранатометной установкой, от торсионной подвески на первой паре прототипов отказались в пользу индивидуальной гидропневматической, обеспечивающей плавность хода, необходимую для «нежной» электроники. Переход на новую подвеску высвободил внутренние объемы, позволив разместить в передней боеукладке 18 выстрелов вместо прежних 12.

Из соображений экономии два лазерных дальномера, сопряженных с прицелами командира и наводчика, заменили единым с выводом на оба канала. Электронно-оптический командирский прицел HL15 сменил HL70, был также усовершенствован тепловизор «Атос», который стал обеспечивать дальность обнаружения целей типа танка до 5000 м ночью и в плохую погоду, в то время как ночные прицелы предыдущего поколения обеспечивали наведение лишь на дистанциях 1500-2000 м. При доводке «Леклерка» прототипы прошли 39 000 км и выполнили 1800 стрельб.

Внутри «Леклерка» Сложившийся облик танка характеризовался плотной компоновкой, высокой удельной мощностью и насыщенностью электроникой, управляющей основными системами машины. Передовые технологии вводились не ради них самих или как дань моде, а в продуманном комплексе, имевшем целью повышение эффективности танка в бою.

Плотности компоновки способствовала установка автомата заряжания пушки, впервые использованного на западных основных танках. Автомат заряжания с транспортером ленточного типа был приспособлен для установки не в корпусе, а в башне; 22 унитарных выстрела размещены в ячейках горизонтального конвейера, находящегося в корме башни поперек пушки, напротив казенника которой устроено окно подачи. По команде с пульта пушка автоматически становится на угол заряжания -1,8°, а конвейер подает к окну ячейку с соответствующим снарядом и сгораемой гильзой. Автоматика способна обеспечить технический темп стрельбы (без учета прицеливания и наводки) до 15 выстрелов в минуту, что дает эффективную скорострельность 10-12 выстр./мин как с места, так и в движении. Снаряжение ячеек конвейера ведется снаружи через загрузочный люк в кормовой стенке башни или изнутри, с места наводчика, который может пополнять автомат из боеукладки - вращающегося барабана на 18 выстрелов, стоящего в корпусе справа от механика-водителя.

Отсек пушки и автомата заряжания «Леклерка» отделен от рабочих мест командира и наводчика герметическими стенками, что повышает безопасность и живучесть (по мнению создателей, изолированное размещение боекомплекта гарантирует спасение экипажа даже при внутреннем взрыве боеприпасов). Закрытый пушечный отсек снижает загазованность башни при стрельбе и избавляет танкистов от риска попасть под казенник орудия при отдаче или на ходу, когда работает стабилизатор и пушка «гуляет» по башне. Управление башенными приводами ведется при помощи электромоторов постоянного тока, более компактных и экономичных, по сравнению с гидравликой и электрогидроприводами, от которых они выгодно отличаются и пожарной безопасностью, 19-тонная башня «Леклерка» весьма подвижна: 30-киловаттный электропривод обеспечивает ее полный разворот за 5 с, причем для обеспечения разгона с места подключаются специальные аккумуляторы-разрядники.

Двухместная башня низкого профиля и плотная компоновка позволили не только уменьшить габариты танка, но и использовать полученный выигрыш для повышения его защищенности: «француз», оказавшийся почти на 10т легче М1А2 (54,6 т, по сравнению с 63 т), несет на 5-6 т больше брони, чем его современники.

Вооружение

Стремление опередить конкурентов в полной мере можно отнести и к вооружению «Леклерка». Мощная 120-мм гладкоствольная пушка CN 120-26 имеет длину ствола 6,20 м (52 калибра), что на 1 м превышает длину американской М256 и германской Rh 44 со стволами в 44 калибра. Боеприпасы «Леклерка», «Абрамса» и «Леопарда-2» взаимозаменяемы, но французская пушка обеспечивает бронебойному сердечнику подкалиберного снаряда начальную скорость 1750 м/с, значительно превосходя соперников. Для стрельбы в движении пушка стабилизирована в двух плоскостях. Эжектора она не имеет, а продувка ствола для охлаждения и удаления пороховых газов после выстрела производится сжатым воздухом от собственного компрессора. Полную замену орудия, ресурс которого равен 400 выстрелам, можно произвести менее, чем за час, без снятия башни. В целом пушка «Леклерка», обладающая превосходной баллистикой при меньшем весе, оценивается как самая мощная из сегодняшних танковых артсистем Запада, однако устройство башни позволяет в перспективе перейти на более мощный калибр 140 мм.

С пушкой спарен 12,7-мм пулемет с боекомплектом 800 патронов, служащий также для пристрелки на ближних дистанциях (на расстоянии до 600 м его пули имеют сходную со снарядами траекторию). Второй пулемет, калибра 7,62 мм, монтируется на башне сверху у люка наводчика или командира. Он легко снимается и может использоваться для самообороны как ручной.

В корме башни смонтирована гранатометная установка «Галикс 13», включающая два блока по бортам на девять 80-мм мортир. Комплект гранат составляет четыре дымовых заряда, создающих в 30-50 м завесу в видимом и ИК-диапазоне, двух тепловых ловушек, выстреливаемых вверх для отвлечения ПТУР с тепловыми головками самонаведения, и трех противопехотных гранат весом по 5 кг, каждая из которых при разрыве дает по сотне осколков в радиусе 15-30 м вокруг танка.

 

Комплекс управления огнем.

Сочетая подвижность, огневую мощь и защищенность - триединую задачу современного танкостроения - «Леклерк» обладает отличительной чертой, которая может быть охарактеризована как информационное качество. Большинство систем танка управляется при помощи гибко программируемых электронных процессоров и аппаратуры, контролирующих движение, прицеливание, заряжание, ведение огня и связь. В комплексе, составляющем единую танковую информационно-управляющую систему (ТИУС), имеются бортовая ЭВМ, связанная с основными агрегатами танка и дублирующая вычислитель управления огнем; электронная автоматика управления двигателем, коробкой передач, автоматом заряжания, противопожарной системой и др.; навигационная инерциальная система с коррекцией от спутникового комплекса «Навстар»; система связи с телефонным и факсимильным режимами на базе УКВ-радиостанции PR4TG и псевдослучайным перескоком рабочей частоты, защищающим от помех и РЭБ противника, что обеспечивает засекреченность связи и затрудняет ее пеленгацию.

ТИУС выдает экипажу данные о местонахождении танка, оптимальных маршрутах, работе узлов, расходе боеприпасов, топлива, ведет приемопередачу информации с другими танками и КП о состоянии машины и тактической обстановке. Все данные выводятся в виде буквенно-цифровых символов, бланков и карт на цветные дисплеи, что позволяет отказаться от множества контрольных приборов и упростить работу танкистов.

Принципиальным является объединение всех электронных систем машины в единую сеть, которая, подобно нервной системе живого организма, призвана управлять всеми составляющими боевой машины. Ее основой служит единая шина цифровых данных, имеющая 32 входных канала. К ней подключены и блоки системы управления огнем (СУО), состоящей из двухплоскостного стабилизатора пушки; бортового автоматического метеопоста, фиксирующего атмосферное давление, температуру воздуха, скорость и направление ветра; перископических приборов наблюдения командира и наводчика; подвижного панорамного прицела командира HL70 с круговым обзором и гиростабилизированным полем зрения, имеющим тепловизионный и оптический каналы с 2,5- и 10-кратным увеличением; комбинированного прицела наводчика HL60, включающего лазерный дальномер, дневной оптический канал с 3,3- и 10-кратным увеличением, дневного телевизионного канала с 10-кратным увеличением и ночного канала тепловизора «Атос» (его отвод выдает изображение и на командирский прицел); дульного визира.

Всеми элементами управляет ЭВМ СУО с двумя процессорами, выдающая данные и учитывающая поправки для стрельбы, а также контролирующая работу узлов. Благодаря быстродействию агрегатов, СУО достигает готовности к бою через минуту после включения, позволяет вести огонь в движении по пересеченной местности со скоростью до 36 км/ч, а с места за одну минуту поразить шесть разных целей (другие современные танки - не более трех).

Командир может продолжать поиск целей при ведении огня, передавая их на прицел наводчика.

С СУО сопряжены восемь перископических приборов командира, обеспечивающих круговой обзор, и три - наводчика, не только служащих для наблюдения, но и для наведения пушки. Обнаружив цель с любой стороны, нажатием кнопки на приборе можно автоматически развернуть башню и пушку в направлении его линии визирования.

Для учета изгиба ствола при нагреве служит контролирующая система динамического согласования линии прицеливания с осью ствола. Луч лазера малой мощности на бронемаске пушки отражается зеркалом над дульным срезом и принимается датчиком на башне, оценивающим уход ствола, который компенсирует СУО.

Начинка «Леклерка» может служить воплощением мысли о том, что лень способствует прогрессу: так, механику-водителю для запуска двигателя достаточно одного нажатия кнопки, электроника ведет постоянный контроль за силовой установкой, цифровой процессор управляет фрикционами и коробкой передач с переключением скоростей за доли секунды без прерывания передаваемой мощности. При снаряжении автомата заряжания нет необходимости подавать снаряды разных типов в заданной последовательности - считывающее устройство самостоятельно выберет нужный, прокручивая конвейер. О неисправностях и изменении обстановки экипажу голосом сообщит речевой информатор, имеющий в запасе памяти 600 команд. Результатом высокой насыщенности рабочих мест электроникой с множеством пультов, экранов и окуляров («как внутри телевизора») был растиражированный в технических журналах курьез - фотографии непривычно выглядевшего боевого отделения то и дело появлялись перевернутыми вверх ногами!

Эргономику обитаемых отделений можно определить как «технический гуманизм». Сиденья из негорючей синтетики поглощают вибрацию и имеют регулировку, все прицелы оснащены удерживающей голову амортизирующей лентой, предохраняющей лицо от ударов. Круговой обзор с командирского места и сектор 160° у наводчика предоставляют танкистам значительно большие возможности в бою (в том числе и по сравнению с отечественным подходом, считающим достаточными всего три командирских прибора наблюдения с ограниченным полем зрения). В экипаж «Леклерка» допускаются танкисты ростом до 182 см (176 см для механика-водителя). Для удобства членов экипажа крышу башни и верх корпуса не забыли покрыть шероховатым рифленым пластиком, по которому не скользит обувь.

Защита

Основным новшеством в защите стала модульная конструкция брони, навешиваемой на несущий коробчатый каркас. Считается, что это позволит легко заменять поврежденные и простреленные модули, ремонтировать танк в полевых условиях и дорабатывать в течение срока службы, монтируя новые секции с более эффективной защитой.

Лобовая броня танка образована наружным листом из снарядостойкой стали, затем листом стали высокой твердости, наполнителем из слоев керамики и стеклопластика, способных противостоять кумулятивной струе, и тыльным подбоем из тефлона и стеклопластика с упрочняющими углеродными волокнами. Борта танка, помимо противокумулятивных экранов, несут в передней части стальные короба шириной 200 мм, набранные из пустотелых секций на шарнирах. Этой разнесенной бронировкой укрыты передние пары катков, ленивцы и рабочее место механика-водителя. Подобную же защиту имеет башня, причем из-за непривычной формы многогранные экраны на ней одно время принимались за ту самую «модульную бронировку».

В целом создатели танка оценивают его защищенность от огня спереди как вдвое лучшую, чем у других западных машин. Воздерживаясь от конкретных данных, французские источники приводят следующие расчетные эквивалентные толщины лобовой брони корпуса и башни по стойкости от 120-мм американского снаряда М829A2 - 650...700-мм; от ПТУР»Тоу-2А»- 1100... 1200-мм: крыши танков от кумулятивных средств - 500..600-мм.

Характерным выглядит отказ французов от установки динамической защиты, сочтенной ими небезопасной для окружающей техники и солдат, которых в бою могут поразить рвущиеся на броне своих же танков пластины взрывчатки.

Характеристики подвижности

Высокая проходимость, подвижность и маневренность танка определяются его энерговооруженностью. Удовлетворительными для современного танка считаются показатели не менее 25-27 л.с./т, что для 54-тонной машины требовало выхода на 1500-сильный уровень. Фирмой «Юни Дизель» был специально разработан высокофорсированный многотопливный турбодизель жидкостного охлаждения V-8X 1500 с системой наддува «Гипербар» - своеобразный симбиоз двигателя внутреннего сгорания и газовой турбины. Благодаря наддуву воздуха от турбокомпрессора с высокой степенью сжатия, равной 7,85, восьмицилиндровый мотор при собственной массе 1650 кг и рабочем объеме всего 16,48 л обладает мощностью 91 л.с./л, в то время как с литра рабочего объема лучших советских танковых моторов 6ТД-2 «снималось» 72 л.с., а германских двенадцатицилиндровых дизелей -40-50 л.с. Развивая вдвое большую мощность, чем французские двигатели предыдущего поколения на АМХ-30, двигатель V-8X 1500 сохранил те же габариты, причем много меньшие, чем соответствующие размеры мотора «Леопарда».

Турбокомпрессор ТМ-307В может использоваться независимо от основного двигателя как автономный 12-сильный источник энергии или стартер для запуска дизеля. Комбинированная силовая установка позволила «Леклерку» опередить большинство танков третьего поколения по удельной мощности, достигающей 27,5 л.с./т, и выйти на первое место по скоростным качествам и динамике (менее чем за 6 с танк разгоняется до 32 км/ч и может развить максимальную скорость 71 км/ч). Правда, средний удельный расход топлива (особенно большой на холостом ходу) оказался достаточно высоким - 231 г/кВт.ч, что обусловило потребность в повышенном запасе горючего, доведенного до 1300 л, и еще 400 л в двух дополнительных бочках.

Агрегаты моторно-трансмиссионного отделения, включающие автоматическую гидромеханическую трансмиссию ESM500 с пятью передачами вперед и двумя назад, механизмы поворота, тормоза и систему охлаждения, смонтированы в едином силовом блоке с двигателем. Его удачная компоновка и рациональное крепление позволяют заменить блок всего за 30 мин техниками средней квалификации.

Подвеска каждого опорного катка индивидуальная, гидропневматическая. Узлы подвески с ходом 300 мм вынесены наружу корпуса для улучшения условий их работы и обслуживания. Гусеница с резино-металлическим шарниром имеет обрезиненную беговую дорожку и съемные резиновые «башмаки» на траки для движения по дорогам.

 

 

Характеристики:

Боевая масса, т полная 54,6

корпуса 36,1

башни 18,5

Среднее удельное давление на грунт, кг/см 0,98

Длина корпуса, м 6,88 Длина с пушкой вперед, м 9,87

Ширина по экранам, м 3,71

Высота общая, м 2,92

по крыше башни 2,46 Клиренс 0,50

Максимальная скорость, км/ч по шоссе 71 по грунтовой дороге 50 задним ходом 38

Запас хода по шоссе, км: с доп. Баками 700 без доп. Баков 550

Максимальный угол, град. Подъема 31 Крена 16

Ширина преодолеваемого рва, м 3

Высота стенки, м 1,25

Глубина брода, м без подготовки 1 с ОПВТ.