ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Симейство боевых машин «Кентавр»

Основные принципы

Разработка машин "Кентавр" планировалась для получения целого семейства колесных бронированных машин, которые базируются на одном и том же шасси, при использовании критерия: стандартизация – универсальность.

Соответствующие решения, позволили, по мнению разработчиков, достичь надлежащего равновесия трех классических параметров: подвижности – огневой мощи – защиты.

Размещение двигателя (в передней части машины) и особенная трансмиссия (так называемого "Н" типа) были выбраны благодаря следующим преимуществам:

·         более низкий силуэт;

·         большая устойчивость во время движения по пересеченной местности и (или) во время стрельбы;

·         лучшая защита для водителя;

·         более высокий уровень стандартизации различных вариантов;

·         более низкие стоимости материально-технического обслуживания.

Во всех машинах "Кентавр" используются одни и те же механические группы, особое размещение которых ("Н" тип) дает возможность объединить универсализацию со стандартизацией.

Во всех машинах "Кентавр" используются одни и те же механические группы, особое размещение которых ("Н" тип) дает возможность объединить универсализацию со стандартизацией. А корпуса для каждого варианта оптимизированы для выполнения задачи и изготовлены по современным технологиям.

Силовая

установка

Узел, состоящий из двигателя, трансмиссии, системы охлаждения, для быстрой замены даже в полевых условиях

Двигатель

IVECO 6V (382 кВт – 1865 Н м)

Из модульного ряда дизельных двигателей с турбонаддувом и охлаждением нагнетаемого воздуха, разработанного специально для боевых бронированных машин

Трансмиссия

Автоматическая (по лицензии фирмы ZF) с 5 передачами вперед и 2 передачами назад

 

Варианты боевых машин семейства «Кентавр» (8Х8) включают разведывательную машину для борьбы с танками, вооруженную 105 мм пушкой и экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель), а также вариант этой машины - «Кентавр» (8Х8) Т, в котором наряду с экипажем из четырех человек имеется отделение охранения из четырех человек. При этом боекомплект сокращен с 14+26 (БК первой очереди и дополнительные выстрелы) до 14+2 выстрелов. Другими вариантами машины являются БМП с двухместной башней с 25 мм АП. Экипаж 9 ÷ 11 (командир, наводчик, водитель + отделение 6 чел. ÷ 8 чел.). В варианте БТР, с одноместной башней с 25 мм АП экипаж составляет 11 человек (командир, наводчик, водитель + отделение 8 чел.)

Разведывательная машина для борьбы с танками (ИТ «Кентавр»)  Варианты боевых машин семейства «Кентавр» (8Х8) включают разведывательную машину для борьбы с танками, вооруженную 105 мм пушкой и экипажем из четырех человек (командир, наводчик, заряжающий, водитель), а также вариант этой машины - «Кентавр» (8Х8) Т

Разведывательная машина для борьбы с танками (ИТ «Кентавр»)

В истекшем десятилетии на Западе имелся целый ряд разра­боток колесных бронированных машин. Они были задуманы как истре­бители танков или как тяжелое оружие настильного огня для поддержки пехоты, а также как разведывательные машины (AMX-10RC).  Их роль на Центрально-европейском театре военных действий вновь и вновь обсуждалась специалистами по разработке брониро­ванных машин. Однако чем больше углублялись в рассмотрение этого ТВД, тем большим становилось признание этих систем вооружения. Возможность технической реализации, т.е. возможность установить танковую пушку на колесном шасси при почти половинной боевой массе (танка), а также при сохранении свой­ственных колесному шасси технических преимуществ и преимуществ в отношении материально-технического обеспечения было основным стимулом для разработки подобных машин.

Разведывательная машина для борьбы с танками «Кентавр»

Военные требования

Военные требования итальянской армии 1982 года были нацеле­ны прежде всего на создание колесной бронированной машины для огневой поддержки пехоты, которая должна быть пригодной для отра­жения воздушного десантирования и морских десантных операций и, будучи аэротранспортабельной, находиться в распоряжении войск быстрого развертывания. Для выполнения этих задач в качестве основного вооружения была бы пригодной 90-мм пушка. Однако в 1984 году эти тактические требования были изменены и дополни­тельно предъявлено требование полной способности к противо­танковой обороне и боевого использования на основном ТВД в Северо-восточной Италии. Вследствие этого в качестве основного вооружения была предложена 105-мм пушка с высокой скоростью полета снаряда. Единственная возможность разместить такое оружие дли­ной около 50 калибров на примерно 20-тонном колесном шасси - это увеличить длину отката ствола приблизительно в три раза и установить высокоэффективный дульный тормоз (с 35-40% поглощения энергии) и тем самым уменьшить силы отдачи до 12-15 т (танк, в противоположность этому, "выдерживает" силы отдачи 55-60т). За это принялся теперь кон­сорциум "ИВЕКО ФИАТ - ОТО МЕЛАРА", которому вначале, в 1982 г., пришлось отказаться от своего предложения колесного шасси 6х6 с 90-мм пушкой и массой 16 т. Для 105-мм пушки L-7  (танка "Леопард-1") устойчивость шасси 6х6 не была уже достаточной. Шасси опытно­го носителя AVH 6636 было удлинено на одну ось, за счет чего была получена модель 8х8 массой 22т. В июне 1987г. был представлен первый опытный образец, получивший название "Кентавр".

 

Тактико-технические показатели

Характерными особенностями шасси является Фронтальное расположение силовой установки и Н-образная трансмиссия. Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом  MTCA V-6 фирмы ''ИВЕКО ФИАТ'' развивает мощность 382 кВт и благодаря своему размещению частично обеспечивает дополнительную баллистическую защиту для сидящего слева впереди механика-водителя.

Применение Н-образной трансмиссии (в сравнении с более простой Т-образной) придает машине большую устойчивость в движении, более высокую выживаемость (даже при выходе из строя до четырех колес "Кентавр" остается способным к маневрированию) и требует меньшего внутреннего объема. Требуемая максимальная скорость движения 80 км/ч во время испытаний была превзойдена (108 км/ч). Автоматическая трансмиссия (ZF) и тормозная система (PEROTH) западногерманского производства. Наряду с гидропневматической независимой подвеской колес следует наз­вать систему регулирования давления в шинах и селекторное переключение привода и управления: при более длительном дви­жении по шоссе выбирают шестиколесный привод и управление четырьмя колесами (8х6х4). Где необходима высокая маневренность на ограниченном участке, при скорости ниже 20 км/ч, может управляться также задняя пара колес (8х6х6), на труднопроходимой местности можно будет выбрать восьмиколесный привод  (8х8х6).

В  большой  трехместной башне установлена 105-мм  пушка. Представляется важным, что орудие имеет максимальный откат в  75 см, без чего была бы невозможной установка пушки на колесном шасси массой 22 т. Запас боеприпасов составляет 40 выстрелов (14+26). Система управления огнем фирмы SEPA и дневная/ночная система наблюдения обеспечивают вероятность попадания первым выстрелом (лазерный дальномер на иттрийалюминиевом гранате, легированном неодимом). Спаренный и зенитный пулеметы (оба 7,62-мм), а также дымовые гранатометы (2х4) дополняют вооружение.

Выживаемость этой системы вооружения (ИТ) обеспечивается, наряду с фильтровентиляционной и климатической установкой системы защиты от ОМП, системой пожаротушения и подавления взрыва. Это соответствует западному стандарту. Не очень большой отрицательный угол вертикальной наводки (-6^) делает выбор частично закрытой позиции не совсем простым. Однако хорошая маневренность при поврежденном шасси и простой ава­рийный выход через относительно большую дверцу в кормовой части, а также U-образная форма корпуса (уменьшение действия мин) должны быть оценены положительно. Бронирование обеспечивает защиту от 7,62-мм пуль с твердым сердечником и осколков 155-мм артиллерийских снарядов по периметру, за исключением лобовой части корпуса и башни, бронирование кото­рых должно обеспечивать защиту от 20-мм снарядов. Двигатель установлен в изолированном отсеке, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании. Для его замены требуется всего 20 минут. Доступ в бое­вое отделение осуществляется через кормовую дверцу. Сна используется также для пополнения боеприпасов.

 

Оценка и перспективы

Истребитель танков "Кентавр" обладает  хорошей удельной мощностью (16,16кВт/т) и является довольно боеспособной колесной бронированной машиной. Ведущее место до настоящего времени занимала состоящая на вооружении французская БРМ АМХ-10RС (6х6), на которой установлена 105-мм пушка среднего давления МЕСА (L-48). МТ "Кентавр", за исключением борьбы с танками, сможет хорошо выполнять все задачи, предназначаемые ему итальянской армией. В роли истребителя танков он в противо­борстве с современным танком, оснащенным динамической защитой, бесспорно, находится в худшем положении, чем ОБТ с 120 мм пушками. Выбор вооружения но­сителя проводится на альтернативной основе: установка башни с ПТУР или в комбинации "пушка/ПТУР".

Серийное производство ИТ "Кентавр" началось в 1991 году, итальянская армия получила 400 таких машин, 22 машины также состоят на вооружении испанской армии, еще 62 машины, заказанные в 2002 году должны быть получены в 2006 году.

 

ТТХ  ИТ  "Кентавр"

Фирма-изготовитель

IVECO Fiat-OTO Melara

Экипаж, чел.

4

Масса

 

Боевая, кг

24 000

Габариты, м

 

Длина с пушкой вперед

8,55

Без пушки

7,40

Ширина

3,05

Высота по крышу башни

2,44

Высота по крышу корпуса

1,75

Клиренс

0,42

Колесная база

1,63+1,45+1,45

Колея шасси

2,51

Привод

8 х 8

Размер шины/ширина трака, м

14,00 х 20

Двигатель

 

Вид

дизельный

Тип

V-6

Рабочий объем, л

12,88

Максимальная полная мощность,

кВт/л.с.

 

382/520

Емкость топливных баков, л

 

Эксплуатационные харктеристики

 

Удельная мощность, л.с./т

21,7

Максимальная скорость по дорогам,

км/ч

 

108

Запас хода по дорогам, км

800

Среднее максимальное давление,

кПа

 

445

Вооружение

 

Основное, калибр, мм

105

Боекомплект

40

Спаренное, калибр, мм

7,62

Боекомплект

6

Приборы наблюдения

 

Дневное/ночной панорамный

перископ (командира) с независимой стабилизацией поля зрения, дневной/ночной прицел (наводчика) с зависимой стабилизацией поля - зрения, с лазерным дальномером, баллистический вычисли­тель микропроцессор 16-бит.

 

Подготовлено автором сайта © BTVT.narod.ru на основании публикаций зарубежной прессы.

CENTAURO (8X8). Соnsorzio Iveco Fiat – Oto Melara

DER ITALIENISCHE RADPANZER "CENTAURO". SOLDAT UND TECHNIK, 1990, Nr.8, s. 588-589.