ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

"КЕНТАВР" (КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА 8Х8)

ИТАЛЬЯНСКОГО КОНСОРЦИУМА "ИВЕКО ФИАТ" – "ОТО МЕЛАРА"

 

 

Основные принципы

Разработка машин "Кентавр" планировалась для получения целого семейства колесных бронированных машин, которые базируются на одном и том же шасси, при использовании критерия: стандартизация – универсальность.

Соответствующие решения, принятые в соответствии с самой совершенной технологией, позволили достичь надлежащего равновесия трех классических параметров:

  • подвижности – огневой мощи – защиты.
  • Эти решения являются ключом к успеху машины "Кентавр" в 21-м веке.
  • Размещение двигателя (в передней части машины) и особенная трансмиссия (так называемого "Н" типа) были выбраны благодаря следующим преимуществам:
  • более низкий силуэт;
  • большая устойчивость во время движения по пересеченной местности и (или) во время стрельбы;
  • лучшая защита для водителя;
  • более высокий уровень стандартизации различных вариантов;
  • более низкие стоимости материально-технического обслуживания.

"КЕНТАВР" (КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА 8Х8)

Стандартизация

Во всех машинах "Кентавр" используются одни и те же механические группы, особое размещение которых ("Н" тип) дает возможность объединить универсализацию со стандартизацией. А корпуса для каждого варианта оптимизированы для выполнения задачи и изготовлены по современным технологиям.

 

Одинаковая подвижность для всех вариантов

Силовая

установка

Узел, состоящий из двигателя, трансмиссии, системы охлаждения, для быстрой замены даже в полевых условиях

Двигатель

IVECO 6V (382 кВт – 1865 Н м)

Из модульного ряда дизельных двигателей с турбонаддувом и охлаждением нагнетаемого воздуха, разработанного специально для боевых бронированных машин

Трансмиссия

Автоматическая (по лицензии фирмы ZF) с 5 передачами вперед и 2 передачами назад

Подвеска

Независимая, с идентичными элементами на каждом из 8 колес.

Тормоза

Дискового типа, на каждом из 8 колес

Управление

На 1-ой, 2-ой и 4-ой оси

Шины

14.00-20, низкого давления, оснащенные системой централизованной подкачки шин

 

Одинаковые характеристики для всех вариантов

Максимальная скорость

> 100 км/ч

Угол преодоления подъема

> 60% (31º)

Глубина преодолеваемого брода

1,5 м (без подготовки)

Радиус поворота

~ 9 м

 

Кентавр - истребитель танков

Одинаковая защита для всех вариантов

Корпус

Основной тип стального корпуса с силовой установкой впереди и трансмиссией по бортам

Защита от ОМП

Включена в систему кондиционирования воздуха

Система пожаротушения

Защищает моторно-трансмиссионное и боевое отделения

КОЭП

по требованию

 

"Кентавр" (8Х8)

Разведывательная машина для борьбы с танками

Основное вооружение:

105 / 52-мм пушка

Экипаж:

4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель)

Боевая масса:

25 т

Огневая мощь

 

Основное вооружение

105 / L/52 высокого давления "ОТО Бреда"

Боеприпасы (105-мм НАТО)

14+26

Пулеметы

2 Х 7,62-мм НАТО

Гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами

8 Х 80-мм

Система управления огнем

 

Командир:

панорамный стабилизированный прицел

Ночное видение:

LI (прибор, работающий при низком уровне освещенности) + IRT (ИК телескопический) монитор наводчика

Наводчик:

Стабилизированный прицел + лазерный дальномер

Ночное видение:

IRT (ИК телескоп)

Автоматическое измерение:

Дальности, относительной скорости, внешних факторов

 

"Кентавр" (8Х8) Т

Разведывательная машина для борьбы с танками

Основное вооружение:

105 / 52-мм пушка

Экипаж:

4+4 (командир, наводчик, заряжающий, водитель + непосредственное охранение)

Боевая масса:

25 т

Огневая мощь

 

Основное вооружение

105 / 52-мм пушка фирмы "ОТО Бреда"

Боеприпасы (105 мм НАТО)

14+2

Пулеметы

2 Х 7,62-мм НАТО

Гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами

 

8 Х 80-мм

Система управления огнем

 

Командир:

панорамный стабилизированный прицел

Ночное видение:

LI + монитор IRT наводчика

Наводчик:

Стабилизированный прицел + лазерный дальномер

Ночное видение:

IRT

Автоматическое измерение:

Дальности, относительной скорости, внешних факторов

 

"Кентавр" (8Х8) VBC Боевая машина пехоты

Основное вооружение:

25-мм пушка

Экипаж:

9 ÷ 11 (командир, наводчик, водитель + отделение 6 чел. ÷ 8 чел.)

Боевая масса:

24 т

Огневая мощь

 

Основное вооружение

25-мм автоматическая пушка КВА "Эрликон"

Боеприпасы (25-мм)

200

Пулеметы

2 Х 7,62-мм НАТО

ПУ ПТУР

2 Х "ТОУ" (необязательные)

Гранатометы для стрельбы дымовыми гранатами

 

8 Х 80-мм

Система управления огнем

Баллистический вычисли­тель микропроцессор 16-бит.

Командир:

стабилизированный прицел

Ночное видение:

LI

Наводчик:

Стабилизированный прицел + лазерный дальномер

Ночное видение:

IRT

Автоматическое измерение:

Дальности, относительной скорости, внешних факторов

 

 

Кентавр" (8Х8) АРС

Бронетранспортер для перевозки личного состава

 

Основное вооружение:

25-мм пушка

Экипаж:

11 (командир, наводчик, водитель + отделение 8 чел.)

Боевая масса:

24 т

Огневая мощь

 

Основное вооружение

25-мм автоматическая пушка КВА "Эрликон"

Пулемет

1 Х 7,62-мм НАТО

Система управления огнем

имеется несколько решений

Винтовочные бойницы (по требованию)

5 (по 2 на каждом борту + одна в кормовой аппарели)

 

Кентавр" (8Х8) АРС

 

 

ИСТРЕБИТЕЛЬ ТАНКОВ "КЕНТАВР"

В истекшем десятилетии на Западе имелся целый ряд разра­боток колесных бронированных машин. Они были задуманы как истре­бители танков или как тяжелое оружие настильного огня для поддержки пехоты, а также как разведывательные машины (AMX-10RC), к их роль на Центрально-европейском театре военных действий вновь и вновь обсуждалась специалистами по разработке брониро­ванных машин. Однако чем больше углублялись в рассмотрение этого ТВД, тем большим становилось признание этих систем вооружения, а в отношении их боевых качеств для пограничных зон или стран "третьего мира" с самого начала едва ли были расхождения в мнениях среди специалистов.

Возможность технической реализации, т.е. возможность установить танковую пушку на колесном шасси и это при почти половинной боевой массе, а также при сохранении свой­ственных колесному шасси технических преимуществ и преимуществ в отношении материально- технического обеспечения,: было, возможно, основным стимулом для проведения некоторых собственных разработок промышленности, а также для разработки некоторых военных требований.

 

 

Военные требования

Военные требования итальянской армии 1982 года были нацеле­ны прежде всего на создание колесной бронированной машины для огневой поддержки пехоты, которая должна быть пригодной для отра­жения воздушного десантирования и морских десантных операций и, будучи аэротранспортабельной, находиться в распоряжении войск быстрого развертывания.

Для выполнения этих задач в качестве основного вооружения была бы пригодной 90-мм пушка. Однако в 1984 году эти тактические требования были изменены и дополни­тельно предъявлено требование полной способности к противо­танковой обороне и боевого использования на основном ТВД в Северо-восточной Италии. Вследствие этого в качестве основного вооружения была предложена 105-мм пушка с высокой скоростью полета снаряда.

Единственная возможность разместить такое оружие на примерно 20-тонном колесном шасси - это увеличить длину отката ствола приблизительно в три раза и установить высокоэффективный дульный тормоз (с 35-40% поглощением энергии) и тем самым уменьшить силы отдачи до 12-15 т (танк, в противоположность этому, "выдерживает" 55-60т) ниже допустимых для человека границ.

За это принялся теперь кон­сорциум "ИВЕКО ФИАТ - ОТО МЕЛАРА", которому вначале, в 1982г., пришлось отказаться от своего предложения колесного шасси 6х6 с 90-мм пушкой и массой 16 т. Для 105-мм пушки высокой эффективности категории  L-7  (пушка танка "Леопард-1") устойчивость шасси 6х6 не была уже достаточной. Шасси опытно­го носителя AVH 6636 было удлинено на одну ось, за счет чего была получена модель 8х8 массой 22 т. В июне 1987г. был представлен первый опытный образец, получивший название "Кентавр".

Опытный образец (четвертый) ИТ "Кентавр". За дульным тормозом находится зеркало системы автоматической выверки пушки. Хорошо видны выступающий из крыши башни прибор наблюдения командира, а также прицел наводчика

 

Опытный образец (четвертый) ИТ "Кентавр". За дульным тормозом находится зеркало системы автоматической выверки пушки. Хорошо видны выступающий из крыши башни прибор наблюдения командира, а также прицел наводчика.

 

Тактико-технические показатели

Характерными особенностями шасси является Фронтальное расположение силовой установки и Н-образная трансмиссия. Дизельный двигатель с газотурбинным наддувом  MTCA V-6 фирмы ''ИВЕКО ФИАТ'' развивает мощность 382 кВт и благодаря своему размещению частично обеспечивает дополнительную баллистическую защиту для сидящего слева впереди механика-водителя.

Применение Н-образной трансмиссии (в сравнении с более простой Т-образной) придает машине большую устойчивость в движении, более высокую выживаемость (даже при выходе из строя до четырех колес "Кентавр" остается способным к маневрированию) и требует меньшего внутреннего объема. Требуемая максимальная скорость движения 80 км/ч во время испытаний была превзойдена (108 км/ч). Автоматическая трансмиссия (ZF) и тормозная система (PEROTH) западногерманского производства. Наряду с гидропневматической независимой подвеской колес следует наз­вать систему регулирования давления в шинах и селекторное переключение привода и управления: при более длительном дви­жении по шоссе выбирают шестиколесный привод и управление четырьмя колесами (8х6х4). Где необходима высокая маневренность на ограниченном участке, при скорости ниже 20 км/ч, может управляться также задняя пара колес (8х6х6), на труднопроходимой местности можно будет выбрать восьмиколесный привод  (8х8х6).

В  большой  трехместной башне установлена 105-мм  пушка. Представляется важным, что орудие имеет откат ствола макси­мально 75 см, без чего была бы невозможной установка пушки на колесном шасси массой 22 т. Запас боеприпасов составляет 40 выстрелов (14+26). Система управления огнем фирмы SEPA и дневная/ночная система наблюдения обеспечивают вероятность попадания первым выстрелом (лазерный дальномер на иттрийалюминиевом гранате, легированном неодимом). Спаренный и зенитный пулеметы (оба 7,62-мм), а также дымовые гранатометы (2х4) дополняют вооружение.

Выживаемость этой системы вооружения (ИТ) обеспечивается, наряду с фильтровентиляционной и климатической установкой системы защиты от ОМП, системой пожаротушения и подавления взрыва. Это соответствует западному стандарту. Не очень большой отрицательный угол вертикальной наводки (-6°) делает выбор частично закрытой позиции не совсем простым. Однако хорошая маневренность при поврежденном шасси и простой ава­рийный выход через относительно большую дверь в кормовой части, а также U-образная форма корпуса (уменьшение действия мин) должны быть оценены положительно.

Бронирование обеспечивает защиту от 7,62-мм пуль с твердым сердечником и осколков 155-мм артиллерийских снарядов по периметру, за исключением лобовой части корпуса и башни, бронирование кото­рых должно обеспечивать защиту от 20-мм снарядов.

Двигатель установлен в изолированном отсеке, что обеспечивает удобство при техническом обслуживании. Для его замены при действиях "специальной группы" требуется всего 20 минут. Доступ в бое­вое отделение осуществляется через кормовую дверцу. Сна используется также для пополнения боеприпасов.

Трансмиссия машины "Кентавр", которая обеспечивает базу для семейства бронированных машин с колесной формулой 8Х8.

Трансмиссия машины "Кентавр", которая обеспечивает базу для семейства бронированных машин с колесной формулой 8Х8.

Источники:

CENTAURO (8X8) Соnsorzio Iveco Fiat – Oto Melara

DER ITALIENISCHE RADPANZER "CENTAURO".SOLDAT UND TECHNIK, 1990, Nr.8.

R.M. Ogorkiewicz Italy Steers Its Own Course Taking the Lead in Armored Vehicle Design.

Jane's International Defense Review, 1997, No 2, p. 43-45