|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
"ЛЕОПАРД-2А5" – "ЕВРО-ЛЕОПАРД-2" Михаэль ШайбертПредисловиепервый боевой танк "Леопард-2" был передан Бундесверу 24 октября 1979 года. До марта 1992 года немецким сухопутным войскам было поставлено 2125 машин в четырех различных вариантах. "Леопард-2" ценится войсками за свою надежность и простоту обслуживания и относится к группе высокоэффективных систем. В общей сложности около 3000 танков "Леопард-2" находятся на вооружении армий четырех европейских стран (Германия, Нидерланды, Швейцария и Швеция). Испания вскоре станет их преемником. Несмотря на то, что в процессе серийного производства осуществлялись некоторые технические улучшения, танк "Леопард-2" в своей стандартной конфигурации большинства узлов и их конструкции представляет собой уровень технологии конца 70-х годов. Проводимый с середины 80-х годов анализ угрозы для танка "Леопард-2" показал, что благодаря намечающимся разработкам новой технологии боеприпасов возникает дефицит в областях защиты и огневой мощи машины. Дополнительно должны быть решены известные проблемы в области управляемости танковыми подразделениями и отдельными бронированными машинами путем установки дополнительных и улучшенных средств управления, наблюдения и связи. Концепция, ориентированная на совершенствование танка "Леопард-2", предоставила определенный простор для повышения эффективности системы. Тем более, что геометрия основных конструкций и резерв мощности способствуют необходимому повышению боевой массы и увеличению внешних размеров без снижения мобильности. После крупномасштабных исследований в 1988 году во всех сферах, определяющих боеспособность и возможность использования танка, была завершена разработка мероприятий по увеличению его боевой эффективности. Предусмотренное "повышение боевой эффективности" (KWS) боевого танка "Леопард-2" включает этапы I и II. От первоначально предусмотренного этапа III отказались в связи с проектом "Новые бронированные платформы" (NGP). При этом мероприятия второго этапа, которые предусматривают повышение огневой мощи, осуществляются в первую очередь. Мероприятия первого этапа начнут внедряться лишь с 2000 года. Повышение боевой эффективности танка "Леопард-2" планируется тремя странами: Германией, Нидерландами и Швейцарией. По окончании этапа исследования в 1989 году на базе серийной машины "Леопард-2" был создан опытный носитель компонентов (KVT), показавший ряд возможностей повышения боевой эффективности. С помощью него (KVT), при участии школы танковых войск и группы дальнейшего совершенствования (бывший специальный штаб ATV), были проведены обширные испытания федеральным управлением поставок вооружения. Результаты этих испытаний привели к созданию образцов для войсковых испытаний TVM-1 и TVM-2, которые внешне незначительно отличались друг от друга, но их компоненты принадлежат разным производителям. Оба образца в 1991/1992 годах были подвергнуты тактико-тыловым войсковым испытаниям. Эти образцы были представлены в сравнительных испытаниях в Швеции. улучшенный в широком спектре танк "Леопард-2", соответствующий шведским требованиям, был представлен в качестве образца для войскового испытания TVM1 и опытного носителя, оснащенного интегрированной системой управления и информирования.
Рис. 1. Танк 87 – "Леопард" швейцарских федеральных сухопутных войск. Эта машина имеет первоначальную конфигурацию танка "Леопард-2", она соответствует модели А4
Рис. 2. Справа: машина в первоначальной конфигурации, "Леопард-2А4", принадлежит школе танковых войск в г. Мюнстер. Слева: первый танк "Леопард-2А5" для немецкого Бундесвера, отличающийся от серийной версии коробом на левой стороне задней части башни и небронированной головной частью перископа командира (PERI) на крыше башни
Рис. 3. На опытном носителе компонентов (KVT) на базе серийной машины "Леопард-2" в 1989 году был показан ряд возможностей повышения боевой эффективности
Рис. 4. Три версии боевого танка, до сих пор находящиеся на вооружении немецких сухопутных войск – слева направо: "Леопард-1А5", "Леопард-2А5" и "Леопард-2А4"
Рис. 5. На обоих образцах для войсковых испытаний (TVM) в 1991/1992 годах были проведены тактико-тыловые войсковые испытания. На переднем плане TVM1 (мин.) (минимальный отрыв), а на заднем плане TVM1 (макс.) (максимальный отрыв). Основное отличие между обеими машинами заключалось в том, что TVM1 (макс.) был оснащен электрическим стабилизатором вооружения и тепловизионным устройством для командира, в то время как TVM1 (мин.) имел гидравлический СТВ повышенной эффективности, и бинокулярный прицел командира Весной 1992 года на закрытом заседании тремя государствами (Германия, Нидерланды и Швеция) в Мангейме были утверждены мероприятия по повышению боевой эффективности II этапа. Так называемая "Мангеймская конфигурация" в основном определяет отказ от защиты верхней части башни и корпуса и допускает модификацию всей системы благодаря новым узлам конструкции. Следующий танк "Леопард-2" был переоборудован в образец для войсковых испытаний TVM2 mod. Дополнительные испытания этой машины были проведены с августа по ноябрь 1993 года и с июня по сентябрь 1994 года. Первые 225 танков "Леопард-2А5" с повышенной боевой эффективностью (KWS) 1-й партии и 125 машин 2-й партии были переданы немецким сухопутным войскам 30 сентября 1995 года. Нидерландские сухопутные войска 15 мая 1996 года получили сначала первые 180 танков "Леопард-2А5" повышенной боевой эффективности, затем следующие 150 машин. Швейцария примерно с 2003 года планирует дополнительно переоборудовать 345 боевых танков "Леопард-2" (танк 87) в версию А5. Швеция, до сих пор арендовавшая 160 танков "Леопард-2" для своих механизированных бригад в стандартной конфигурации, приобретет сначала 120 боевых танков "Леопард-2" (Stridsvagn 122) с последующим приобретением еще 90 машин. Эти машины имеют более сильное бронирование и дополнительно оснащены танковой информационно-управляющей системой. Испания получила в аренду 108 обычных немецких боевых танков "Леопард-2" и намерена приобрести новый "Леопард-2", вероятно, в вариантах между моделями А5 и Stridsvagn 122. Танк "Леопард-2А5" способствует использованию новых технологий и сохранению производственных мощностей танкостроения. Для оснащения танковых войск приобретаются танки следующей партии (после повышения боевой эффективности I этапа – KWS 1). В соответствии с возросшими мобильностью, возможностями ведения боя и высокой живучестью боевой танк "Леопард-2" (KWS) в следующем тысячелетии займет решающее место в сухопутных войсках многих европейских стран.
Рис. 6. В отличие от TVM2 танки TVM1 (макс.) (рис.) и TVM1 (мин.) были оснащены дополнительным бронированием верхней части башни
Рис. 7. Образец для войсковых испытаний TVM2 (мод.) появился после выбранной тремя странами "Мангеймской конфигурации" весной 1992 года. В основном она охватывает улучшение бронирования передней и боковой стенки башни, интеграцию тепловизионного устройства в панорамном перископе командира, установку электрического СТВ, гибридную навигационную систему и возможность движения задним ходом с помощью видеокамеры для водителя, а также новую форму люка водителя
Рис. 8. Дополнительные испытания танка TVM2 (мод.) состоялись в августе – ноябре 1993 года и июне – сентябре 1994 года. На корпусе в центре над решеткой системы охлаждения выхлопных газов расположена небольшая видеокамера заднего хода. Виден загруженный маскировочной сетью левый короб на задней части башни, а также головная часть панорамного перископа PERI-R17 (самая высокая точка машины)
Рис. 9. Первый серийный танк "Леопард-2А5": на передней части машины не хватает запасных траков гусеницы и грунтозацепов для движения по снегу. Важнейшими, внешне заметными признаками танка "Леопард-2А5" являются: дополнительные элементы бронирования передней части башни, высоко расположенные элементы оптических устройств, предназначенных для обзора: главного оптического прицела EMES15 на правой передней части крыши башни, оптического прицела FERO-Z18, находящегося на башне за прицелом EMES 15, а также высоко расположенной и отведенной назад головной части панорамного перископа РERI-R 17 позади люка командира Повышение боевой эффективности II этапа Увеличение боевой эффективности II этапа согласно существующим требованиям устанавливает приоритеты в пользу мероприятий по повышению выживаемости. Повышение боевой эффективности достигнуто, главным образом, благодаря мероприятиям по улучшению баллистической защиты, а также по улучшению управления огнем и общей управляемости. Подобные машины получили обозначение "Леопард-2А5". Мероприятия по повышению боевой эффективности охватывают: 1. Защитные мероприятия на/в башне танка: Ø установка пакетов защиты новой технологии в корпусе башни и установка съемных модулей в передней и боковых частях башни; Ø установка внутреннего подбоя в башне со сложным защитным действием для снижения воздействия осколков после пробития брони насквозь и для тепло- и шумоизоляции; Ø установка электрического стабилизатора вместо гидравлического с такими преимуществами, как v низкий уровень шума, v значительно более высокая эффективность, v незначительная тепловая сигнатура, v более высокая надежность и низкие расходы на техническое обслуживание, v снижение пожароопасности благодаря отсутствию гидравлического масла в башне танка.
Рис. 10. "Леопард-2А5" с запасными траками гусеницы и грунтозацепами в передней части машины для движения по снегу. Хорошо заметны складные внешние зеркала с обеих сторон машины, штанги для маскировочной сети на держателях слева, рядом с люком водителя, ниша над люком водителя, для движения с открытым люком и выглядывающим водителем при положении башни на 11 часов, амбразура для элементов головной части оптического прицела EMES 15 и выступающая наружу головная часть панорамного перископа PERI-R 17
Рис. 11. Дополнительное бронирование в форме клина с приспособлением для поднятия на левой передней части башни
Рис. 12. Боковые сегменты дополнительного бронирования могут быть раскрыты. На внутренней стороне левого дополнительного бронирования башни находится сумка для хранения приспособлений для чистки пушки и пусковых установок дымовых гранат
Рис. 13. Вид сверху показывает размещение оптических приборов (их головных частей) и люков на крыше башни и выход 120-мм гладкоствольной пушки за передний срез корпуса. Справа, впереди на дульной части ствола, устройство для выверки прицела; перед орудийной маской – утолщение ствола – эжекционное устройство для продувки канала ствола. Позади люка командира, в правой части крыши башни, панорамный перископ командира, слева - люк заряжающего с установленным на лафете 7,62-мм зенитным пулеметом
Рис. 14. Дополнительное бронирование левой стороны башни с приспособлением для снятия и механизмом закрывания - открывания откидных сегментов. Слева - держатель для двух сигнальных флажков. В правом нижнем поле рисунка: кронштейн на погоне башни для приведения орудия к нормальному бою и держатель штанг для маскировочной сети
Рис. 15. За дополнительным бронированием на правой части башни находится оборудование для преодоления водной преграды
Рис. 16. Другие детали оборудования, предназначенные для преодоления водной преграды по глубокому броду, находятся в сумке на внутренней части откидного сегмента. К ним относятся: четыре предохранительных кронштейна, два троса, чехол для пушки и дыхательный аппарат регенеративного типа в сумке для водителя
Рис. 17. Нидерландский танк "Леопард-2А5" при монтаже дополнительного бронирования. Слева - БРЭМ 3 или "Бюффель", как она называется в немецких сухопутных войсках, машина семейства "Леопард-2". Нидерландские сухопутные войска имеют в распоряжении 25 машин этого типа. При общей массе в 56 тонн (без запасного двигателя) БРЭМ "Бюффель" с краном имеет грузоподъемность до 30 тонн. Примерно 60% элементов/узлов конструкции идентичны таковым танка "Леопард-2". На кране подвешен сегмент дополнительного бронирования для левой передней части башни
Рис. 18. Здесь сегмент для правой передней части башни слегка приподнят. На нидерландском танке "Леопард-2А5" хорошо заметна метательная установка с шестью небольшими, попарно установленными гранатометами для метания дымовых гранат
Рис. 19. Сегмент разворачивается к месту монтажа с помощью крана. На задней части башни в центре установлены два держателя для четырех подкладных клиньев, необходимых при перевозке по железной дороге. В нидерландской версии танка "Леопард-2А5" эти держатели больше, чем в немецкой
Рис. 20. Правый сегмент дополнительного бронирования передней части башни характеризуется наличием выемки для обеспечения обзора через главный оптический прицел EMES 15
Рис. 21. Общий вид крыши башни справа: за дополнительным бронированием передней части башни – элементы головной части оптического прицела EMES 15, слева рядом - рым для подъема башни при снятии с помощью крана. В левом поле рисунка сверху вниз: трубка с защитной оболочкой устройства выверки оптического прицела FERO-Z 18
Рис. 22. Слева от 120-мм пушки - амбразура 7,62-мм спаренного пулемета и рядом резиновая заглушка для закрытия отверстия амбразуры пулемета
Рис. 23. Совершенно новый, только с конвейера, танк "Леопард-2А5" немецкой версии: отчетливо видна маскировочная защитная окраска, закрытая створками амбразура головной части главного оптического прицела EMES, восемь гранатометов для метания дымовых гранат, а также экраны (щиты) верхней ветви гусеничной цепи (только в немецкой версии)
Рис. 24. Левая внутренняя стенка башни на рабочем месте заряжающего: большая светлая поверхность (навесное оборудование снято) является частью внутренней обшивки (подбоем). Она защищает экипаж от воздействия осколков при попадании снаряда
Рис. 25. При сравнении танка "Леопард-2А5" (впереди) со своим предшественником, танком "Леопард-2А4", видно, какие баллистические защитные меры были приняты, в особенности в передней части башни
Рис. 26. Перед местом заряжающего, впереди, слева в башне, установлен привод механизма горизонтальной наводки, с помощью которого башня наводится по азимуту. Верхний белый узел является приводом горизонтальной наводки, под ним (в сером тоне), тормозная система; ниже от него, черный корпус электродвигателя, справа - аварийный двигатель
Рис. 27. Немецкая версия танка "Леопард-2А5" во время подхода к воде. Створки объектива главного оптического прицела EMES 15 открыты, люки закрыты; машина "готова к бою"
Рис. 28. "Леопард-2А5" с маскировочной сетью на передней части башни, пушке и передней части корпуса. Люки командира (справа) и заряжающего (слева в башне) открыты
Рис. 29. Первый серийный танк "Леопард-2А5" (немецкая версия) в движении
Рис. 30.
"Леопард-2А5" без подготовки может преодолевать водную преграду
глубиной
2. Мероприятия по улучшению управляемости и управления огнем в башне Ø Установка тепловизионного устройства с TIM (тепловизионным модулем), интегрированного в модифицированный прибор командира PERI R17, а также видеомонитора и прибора управления с v видеопереключателем у командира для выборочного наблюдения за изображением от главного оптического прицела EMES 15 наводчика или собственного тепловизионного устройства, v индексным указателем для модифицированного прибора командира PERI R 17 для положения на "6 и 12 часов" (точнее - вперед или назад) по отношению к ходовой части/корпусу; Ø оснащение селекторным переключателем "Laser-Erstecho" на рукоятке управления наводчика (например, для поражения вертолетов); Ø оснащение электронным устройством для сокращения времени реагирования; Ø оснащение
модифицированным индикаторным световым прибором, показывающим наводчику
установку прицела на дальность
Ø установка гибридной двухконтурной навигационной системы для ориентирования на местности, в особенности ночью и при плохой видимости.
Рис. 31. Панорамный прибор PERI-R 17 расположен сзади люка командира. Вращающаяся часть прибора находится на прочном внешнем тубусе и возвышается, исключая антенну машины, над всеми другими частями машины. Командиру он служит для кругового обзора, для разведки и указания цели наводчику, а также для управления и наблюдения за полем боя
Рис. 32. Изображение танка под таким углом зрения объясняет месторасположение прицела и средств наблюдения на крыше башни танка "Леопард-2А5": впереди, слева - элементы головной части главного оптического прицела EMES 15 в форме "ящика"; слева, сзади люка командира - головная часть панорамного перископа PERI-R 17, в центре над пушкой - шахта оптического прицела FERO-Z 18
Рис. 33. Панорамный перископ PERI-R 17 является прибором дневного и ночного видения (тепловизионный), устройством для наблюдения и прицеливания. Головная часть прибора защищена щитком (броневым колпаком) от осколков и оснащена стеклоочистителем для очистки загрязненного защитного стекла головки
Рис. 34. Система, передающая изображение от головной части прибора PERI к окулярной
Рис. 35. Место командира: в верхнем поле рисунка – окулярная часть прибора PERI, справа сверху два из шести призменных прибора наблюдения командира. Под ними слева направо: монитор для наблюдения с помощью тепловизионных устройств или видеокамеры заднего вида, прибор управления и индикации, прибор управления навигационной установкой, регистрирующий прибор командира
Рис. 36. Указатель положения башни находится непосредственно над системой управления наводчика.
Рис. 37. Вид места заряжающего. Виден ствол, маска орудия, лафет пулемета с маской, устройство отвода газов и оптический прицел FERO-Z 18. Внизу справа: казенник с затвором, перед ним - ствол пушки с двумя, слева и справа параллельно смонтированными тормозными системами отката, далеко слева, на внутренней стенке башни, коробка для патронной ленты пулемета
Рис. 38. Место наводчика слева направо: окуляр оптического прицела FERO-Z 18, в середине – окулярная часть главного оптического прицела EMES 15 (бинокуляр), рядом с ним прибор управления огнем наводчика, совсем справа (только частично видно), вычислительное устройство управления. Ниже фрагмента изображения находятся: указатель положения башни, прибор управления главным оптическим прицелом EMES 15 и система управления приводом наведения наводчика (двойная ручка наводчика)
Рис. 39. Танк "Леопард-2А5" во время остановки для наблюдения. Наводчик благодаря повороту башни осматривает местность в главный оптический прицел EMES 15 (в реальном или тепловом изображении), командир, независимо от положения башни, может осуществлять наблюдение через панорамный перископ PERI-R 18
Рис. 40. Сзади стержня антенны находится антенна глобальной спутниковой системы навигации (GPS) (немецкая версия). На правой стенке башни – гранатомет для метания дымовых гранат; еще в нижнем поле рисунка заметен задний короб
Рис. 40*. Слева – прибор управления и индикаторный прибор навигационной установки на месте командира. Навигационная установка является гибридной системой и служит для определения местоположения, курса и скорости движения танка на местности. Она получает навигационные данные из независимых друг от друга систем: глобальной спутниковой системы навигации (GPS) и инерциальной навигационной системы. Справа рядом индикаторный прибор командира; он служит для отображения вычислительных значений и для ручной регистрации показаний дальномера 3. Мероприятия в/на шасси Установка вспомогательного видеоустройства для водителя при движении назад с камерой на корме машины и видеомонитора у водителя; функциональное и технически новое защитное оборудование люка водителя, такое как подвижный люк и новые призменные приборы наблюдения; применение экстратяжелых бортовых экранов верхней ветви гусеничной цепи и крышка ступицы опорных катков из закаленной броневой стали
Рис. 41. Цифра "70" на правом щите впереди указывает на принадлежность к военной классификации грузоподъемности (весовая категория) в тоннах. Боковая защита гусеницы от обстрела и для уменьшения пылеобразования состоит из переднего и заднего отражателя, из тяжелых и легких щитовых прикрытий верхней ветви гусеничной цепи
Рис. 42. Камера заднего вида находится выше решетки системы охлаждения выхлопных газов на корме корпуса, слева рядом под защитным щитком - ввод кабеля. Сигналы камеры при помощи кабеля передаются на монитор
Рис. 42*. Видеокамера обеспечивает наблюдение местности при движении задним ходом в боевых условиях (закрытый люк водителя). Сигналы камеры передаются на помещенный рядом с пультом управления водителя монитор. Командир также может наблюдать это видеоизображение на своем мониторе
Рис. 43. Рисунок слева и сверху: пеленгатор на пружинящем стержне выше камеры показывает командиру (независимо от положения башни) центр задней части корпуса
Рис. 44. Помещенный
слева от панели управления монитор показывает водителю пространство сзади
машины. вспомогательные элементы изображения на экране характеризуют 4,60-м
габарит (ширина машины) на удалении
Рис. 44*. Рисунок справа: панель управления слева от сиденья водителя. Она содержит указатели и элементы управления для контроля за блоком двигателя и режимами движения. В нижней части установлены переключатель и предохранительные автоматы электрических потребителей. Выше панели управления – призменный прибор для наблюдения; справа – привод механизма закрывания крышки люка водителя. Ниже панели управления, справа – ящик для ночного прибора водителя, слева – держатель для портативного фонаря
Рис. 45. В верхнем поле рисунка изображен край люка водителя и система управления люком; справа, выше панели управления – рукоятка с приводом механизма открывания и закрывания люка; справа – соединенный фланцами шпиндель с винтовой нарезкой, служащий для перемещения крышки люка; ниже него – гибкая проводка и осветитель рабочего пространства. Наполовину прикрыт приводом механизма закрывания (рукояткой) указатель положения башни и немного выглядывающая правее, сзади рукоятки, тяга (трос) управления отоплением отделения управления
Рис. 45*. В правом верхнем поле рисунка - руль управления с переключателем рулевой колонки; слева рядом – распределительный щиток устройства пожарной сигнализации и системы пожаротушения; под ним - ножной насос (откинутый кверху) для пневматического обеспечения герметизации люка; непосредственно рядом с ящиком – опора для левой ноги с педальным выключателем моечной установки прибора наблюдения; справа рядом с ним – педаль тормоза
Рис. 46. На люке водителя установлены два больших прибора наблюдения. Направленный прямо прибор при загрязнении может быть очищен с помощью находящейся рядом с ним слева очистительной установки
Рис. 47. На верхних сторонах козырьков направляющего колеса находятся габаритные огни и указатели поворота; на верхней стороне фары находится щелевидное маскировочное (экранированное) освещение
Рис. 48. Элементы грунтозацепов, используемых при движении по снегу находятся на держателях с обеих сторон запасного трака гусеницы на передней части корпуса. Они могут крепиться на резиновом башмаке. Ниже правой фары – выштампованный номер корпуса; за левой фарой – звуковой сигнал
Рис. 49. Открытие или закрытие прямоугольного люка водителя происходит горизонтальным перемещением. Два призменных прибора наблюдения установлены на люке, третий - в передней части корпуса перемещен налево – вперед
Рис. 50. В области погона башни слева на передней части корпуса находятся держатели для 15 (нидерландская версия) или 12 штанг маскировочной сети. Здесь свободные держатели нидерландской версии танка "Леопард-2А5"
Рис. 51. Штанги маскировочной сети служат для сборки маскировочного приспособления. Для этого на штанги надевают подпорки, которые препятствуют скольжению благодаря наличию петель маскировочной сети
Рис. 52. За фарами находятся короба, закрытые стальными пластинами для хранения шести запасных приспособлений. Они необходимы при транспортировке по железной дороге или во время работ по техническому обслуживанию и ремонту для фиксирования откинутых кверху легких щитовых прикрытий верхней ветви гусеничной цепи и защитных козырьков ленивца гусеницы
Рис. 53. Для защиты от осколков крышки ступицы ленивца и опорных катков изготовлены из броневой стали
Рис. 54. Танк "Леопард-2А5" немецкой версии во время движения на местности с высокой скоростью. Здесь четко демонстрируется самоочистка гусеницы
Рис. 55. Первый серийный танк "Леопард-2А5" – левый задний короб и элементы фиксирования щитовых прикрытий верхней ветви гусеничной цепи позднее были модифицированы. У заднего короба отсутствовал скос в нижней части 4. Остальные мероприятия Ø Механизм системы наведения, открывания и закрывания защитных шторок лазерного дальномера имеет электрический привод. Ø На корме башни находится герметичное грузовое отделение большего размера для размещения различного оборудования и личного снаряжения. Ø Установка дополнительного бронирования на передней и боковых частях башни потребовала перекомпоновки оборудования: v главный
оптический прицел (EMES) приподнят на
v головная часть башенного оптического прицела (FERO) перемещена на верхнюю сторону маски пушки; v перископ командира (PERI) установлен слева, позади люка командира – соответственно люк открывается вправо. Как и ожидалось, мероприятия по повышению боевой эффективности танка II этапа привели к увеличению массы машины за счет дополнительного бронирования. Однако боевая масса серийной модели танка "Леопард-2А5" пока еще ниже 60 т.
Рис. 56. Правый рисунок: в верхнем поле рисунка показан прибор управления электрическим приводом механизма открывания и закрывания створок объектива главного оптического прицела EMES 15; ниже него - аварийное устройство управления приводом механизма наведения ("джойстик")
Рис. 57. На кормовом листе башни, снаружи посередине установлены два кронштейна для укладки клиньев, предотвращающих сдвиг машины во время транспортировки по железной дороге. Рисунок изображает нидерландскую версию. У немецкого танка "Леопард-2А5" это крепление немного меньше. Слева и справа от этих кронштейнов, в задних коробах, находятся по одному держателю с осевым (1х) и соединительным (2х) стопорами гусеничной цепи; благодаря им гусеничные траки соединяются друг с другом
Рис. 58. Левый задний короб: в задних коробах согласно плану загрузки размещаются две маскировочные сети и четыре погрузочных клина, которые должны предотвратить качение машины вперед и назад во время транспортировки по железной дороге. Ниже от него, на крышке двигателя, находятся держатели для крепления левого буксирного троса и двух лопат
Рис. 59. в большом грузовом отделении заднего отсека башни, защищеном от попадания дождевой воды, рядом с личным снаряжением членов экипажа размещены: катушка кабеля, грунтозацеп, используемый при движении по снегу, верхний станок зенитного пулемета, три 5-л канистры для воды и защитный брезент для машины
Рис. 60. задний отсек/ящик защищен от попадания дождевой воды крышкой. Открытое грузовое отделение для катушки кабеля, грунтозацепа для движения по снегу и защитного брезента для машины. На внешней стенке, сзади катушки кабеля, приоткрытый держатель для ее крепления в бою
Рис. 61. Катушка кабельной полевой связи расположена на держателе, слева, на внешней стенке задней части башни: связь с помощью полевого кабеля всегда будет необходима для командных пунктов и боевого охранения в обороне, когда запрещается работать на радиосредствах
Рис. 62. Этот вид танка "Леопард-2А5" еще раз четко показывает расположение элементов головной части главного оптического прицела EMES 15, панорамного перископа PERI-R 17, оптического прицела FERO-Z 18, а также перископов командира и заряжающего на крыше башни
Рис. 63. Хорошо видна маскирующая окраска, кронштейн для приведения орудия к нормальному бою в области люка водителя и погона башни, три рыма на крыше башни для снятия башни и верхний лафет для зенитного пулемета на люке заряжающего
Рис. 64. Вид головной части оптического прицела FERO-Z 18: он является вспомогательным оптическим прицелом наводчика для управления пушкой и пулеметом при выходе из строя системы управления огнем. Это монокулярный прибор с восьмикратным увеличением. Слева и справа от головной части прибора расположено по одному рыму
Рис. 65. Броневая защита головной части главного оптического прицела EMES 15 с закрытыми защитными створками: левая (по ходу танка) створка перед окошком дневной ветви прибора имеет отверстие, которое при закрытых створках (например, при артиллерийском обстреле) позволяет наводчику вести наблюдение за целями
Рис. 66. Оптический прицел EMES 15 является основным прицелом танка. Он служит для наблюдения, определения дальности и наведения бортового оружия. Тепловизионное устройство, установленное в прицеле EMES 15, используется совместно с элементами окуляра и объектива (квадратное тепловизионное окошко)
Рис. 67. Оптические элементы прицела EMES 15 находятся в корпусе, размещенном в передней правой области башни. Линия визирования и пучок лучей дневного света, образующего изображение, линия визирования дальномера и оптическая система теплового изображения стабилизированы высокоточным стабилизатором
Рис. 68. Головная часть панорамного перископа PERI-R 17 расположена сзади люка командира. Здесь изображена новейшая версия (с дополнительным бронированием). В будущем такая установка будет применена на всех танках "Леопард-2А5". Тепловизионное устройство TIM объединено и используется совместно с устройством PERI Нидерландская версия танка "Леопард-2А5" отличается от немецкой модели структурой следующих узлов конструкции: 1. Внешне заметны различия в: Ø установке шести небольших, расположенных парно друг за другом дымовых гранатометов для пуска дымообразующих веществ, Ø более прочных и длинных стержнях антенны с круглыми наконечниками, Ø основаниях антенн в форме пружины на специальных держателях, Ø зигзагообразном нижнем крае задних листов защиты прикрытий верхней ветви гусеничной цепи с вырезами для посадки экипажа, Ø установка на лафете 7,62-мм зенитного пулемета бельгийской фирмы FN. 2. Различия внутри машины: Ø французская радиотелефонная установка типа FM-9000, Ø наблюдательный прибор водителя с видеоусилителем (HV-rijperiscoop) нидерландской фирмы, Ø спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет фирмы FN с установкой на лафете.
Рис. 69. Нидерландская версия танка "Леопард-2А5". Здесь на изображении машины видны большие по размерам установочные места для штанг маскировочной сети, а также зигзагообразные нижние края легких щитовых прикрытий верхней ветви гусеничной цепи
Рис. 70. Первый танк "Леопард-2А5" (Нидерланды). Явно отличающиеся от немецкой версии: метательная установка, легкие щитовые прикрытия верхней ветви гусеничной цепи, антенна (круглые наконечники здесь отсутствуют) и держатель для подкладного клина. Зенитный пулемет не установлен. Хорошо виден прямоугольный сварной шов в середине боковой части стенки башни, выделяющий бывшее место люка для боеприпасов. Эта "баллистическая дыра" была ликвидирована уже в предшествующих мероприятиях по повышению боевой эффективности
Рис. 71. первый официально переданный в сухопутные войска Нидерландов танк "Леопард-2А5" (15.05.1996); интересными деталями являются – открытый люк водителя, складное внешнее зеркало, свободный держатель для штанг маскировочной сети, закрытые створки вводного окна головной части оптического прицела EMES 15, антенна радиотелефонной установки перед люком командира и надетый на ствол защитный кожух Технические характеристики танка "Леопард-2А5"/Strv 122
Рис. 72. Центральный вычислительный блок системы управления огнем расположен в башне, сзади ниже радиостанции (здесь нидерландское оснащение в TVM 2 (мод.))
Рис. 73. "Леопард-2А5" (нидерландская версия). Видны небольшая метательная установка, более большие держатели для подкладных клиньев и легкие щитовые прикрытия верхней ветви гусеничной цепи
Рис. 74. Немецкий танк "Леопард-2А5" при движении по шоссе. Башня расположена на 11 часов, люк водителя открыт, внешние зеркала в рабочем положении и включены фары. На общедоступных дорогах при плохих условиях видимости на головном и замыкающем колонну танке на башне устанавливается вращающийся желтый световой сигнал В начале 1994 года министерство обороны Швеции объявило, что для своих танковых бригад оно приобретет танк "Леопард-2" более боеспособной версии. Это новое изделие со шведским обозначением "Stridsvagn 122" по отношению к немецко-нидерландскому варианту имеет следующие отличия: Ø более высокий уровень защиты ходовой части, включая подбой внутри корпуса; Ø защита крыши башни от ударного воздействия сверху; Ø модульная система управления и информирования TCCS (Tank Command and Control System), решающая следующие задачи: v передача приказов и информации, v оценка местоположения, v управление с помощью наносимой на электронную карту обстановки, v ориентирование на местности, v идентификация цели; Ø безопасный для глаз лазер (RAMAN-лазер).
Рис. 75. Танк Stridsvagn 122 (будущую шведскую версию танка "Леопард-2А5") внешне легко отличить от моделей "Мангеймской конфигурации". Характерными отличиями являются дополнительное бронирование крыши башни и передней части корпуса, а также прямоугольные галогеновые фары. Шведские танковые бригады должны получить в общей сложности 210 машин этого типа
Рис. 76. Изображение окончательной конфигурации модели танка Stridsvagn 122 со шведским двухцветным маскировочным рисунком (светло и темно-зеленый). Выделяется новая форма задней части башни
Рис. 77. Показан вариант модели танка Stridsvagn 122; интересно дополнительное бронирование лобовой части танка и передней области корпуса в виде плит, оснащение антеннами для обеспечения дистанционной передачи данных системы управления и информирования и установленные на больших рамах по бокам башни метательные установки (гранатометы). Благодаря дополнительному бронированию масса танка Strv 122 увеличивается по сравнению с танком "Леопард-2А5" примерно на 2,7 т
Рис. 78. танк Strv 122 на базе образца для войсковых испытаний TVM 1 и опытного носителя компонентов KVT на испытании зимой в Швеции. Зенитный пулемет установлен на люке заряжающего
Рис. 79. место командира (верхняя половина рисунка) и место наводчика (нижняя половина рисунка) в танке Stridswagn 122; соответственно слева направо: наверху – монитор тепловизионного устройства (WBG и WBG TIM) и камеры заднего вида, монитор и устройство ввода данных системы управления и информирования TCCS; внизу – окуляр оптического прицела FERO-Z 18, окуляры оптического прицела EMES 15, прибор управления наводчика, вычислительное устройство системы управления огнем, пульт управления пушкой и башней ПерспективаПовышение боевой эффективности I этапаВ 2000 году мероприятия по повышению боевой эффективности I этапа (KWS I) (мероприятия I этапа проводятся после II. См. начало) прежде всего будут осуществляться только на боевых танках, которые были переоборудованы на предшествующем II этапе повышения боевой эффективности (KWS II). Этап I охватывает улучшение
огневой мощи благодаря более эффективному снаряду кинетического типа (LKE II)
во взаимосвязи с более длинным стволом орудия (обозначение:
В качестве других мероприятий по повышению боевой эффективности следует ожидать введение следующих мероприятий по установке: Ø интегрированной системы управления и информирования (IFIS), Ø системы опознавания "свой-чужой" и датчиков системы предупреждения об угрозе, Ø интегрированной или адаптивной системы кондиционирования воздуха в боевом отделении танка.
Рис. 80. Ряд снарядов
кинетического действия (КЕ – кинетическая энергия) танка "Леопард-2"
по мере их совершенствования от начала принятия на вооружение (
Рис. 81. Сравнение
нового ствола пушки
ПреемникНесмотря на необходимость приведенных выше мероприятий, которая определяется требованием повышения боевой эффективности, новые проработки должны проводиться с учетом того, что любое повышение эффективности ограничивается первоначальным обликом машины. Накопленный опыт создания боевых машин и их модернизации в современный период мог бы использоваться для разработки базовой машины, отвечающей требованиям действующих танковых войск и войск поддержки (боевой танк, БМП и машины на их базе). В основу таких машин могла бы лечь модульная конструкция. Базовая конструкция могла бы состоять из следующих модулей: Ø ходовая часть с силовым приводом, Ø пространство (капсула) для экипажа, Ø отделение размещения вооружения и боеприпасов, Ø полезный объем. Будущая бронированная боевая машина должна обеспечивать возможность получения информации о внешнем пространстве и боевой обстановке; иметь средства перехвата (противодействия) средств поражения; средства, препятствующие пробиванию брони, и иметь прочную собственную броню, защищающую экипаж и внутреннее оборудование. Другими не менее важными требованиями к боевой бронированной машине являются: использование новых/альтернативных технологий, обеспечивающих высокую пробивную способность снаряда, применяемого вооружения для подавления и уничтожения целей, наличие автоматизированных средств разведки целей и обработки получаемой информации, наличие эффективной системы управления оружием. Серьезное внимание должно быть уделено объемным показателям машины, их взаимоувязке с массой для получения наивысшей эффективности боевой машины в целом. Проект "Новых бронированных машин" выходит за обыденные рамки и в связи с этим не следует ожидать появления возможного преемника танка "Леопард-2" и БМП "Мардер" ранее 2010 года.
Рис. 82. Образец для
войсковых испытаний TVM (макс.) с удлиненным
стволом пушки
Рис. 83. Экспериментальная машина (EGS) фирмы "Краус-Маффей". Машина предназначена для исследования степени защищенности будущих боевых машин ("Новых бронированных платформ"). Степень защиты в этой связи определяется не только баллистической защитой посредством бронирования или/и активной защитной системой, но и мероприятиями по защите против разведки и избежанию попаданий Michael Scheibert Leopard 2 A5 Euro-Leopard 2 Waffen-Arsenal Special Band 17, S. 2-49 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|