ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Боевая машина пехоты Marder (Германия )

 

Зарождение

К первичному оснащению боевой техникой мотопехотных войск относилась БМП HS 30, 2176 экземпляров которой было поставлено в период с 1959 по 1962 год. Поскольку во время разработки БМП HS 30 учитывали постоянно меняющиеся желания и пустили ее в серийное производство без достаточного технического испытания, то в войсках было мало радости по поводу этой модели. Поэтому еще во время производства БМП HS 30 штаб управления сухопутными войсками в сентябре 1959 года сформулировал военные требования (MF) к новой боевой машине пехоты (SPz-neu), которая должна была даже в процессе разработки проявлять показатели адекватные стандартному танку, и, по сравнению с БМП HS 30, иметь следующие усовершенствования:

 

-          больший численный состав десанта (12 человек вместо 6);

-          установка более надежной 20-мм автоматической пушки (МК);

-          возможность реализации быстрой смены ведения боя: спешившись или на автомобиле;

-          защита от ОМП для экипажа (СКЗ);

-          подвижность адекватная боевому танку (KPz);

-          возможность преодоления водных преград на глубине до 5 м;

-          броневая защита как на боевом танке.

Поскольку в то время бюджетных средств было достаточно, то в январе 1960 года были предоставлены первые производственные заказы на семь прототипов первого поколения двум группам фирм:

-          группа "Рейншталь" с фирмами "Рейншталь"/ Виттен, "Рейншталь – Ханомаг" / Ганновер и инженерным бюро в Варнеке;

-          фирма "Хеншель" AG изначально с фирмой MOWAG/Кройцлинген (Швейцария).

 

RU 122 – прототип первого поколения (1961 года). Здесь   еще хорошо видна связь с проектом HS 30, однако машина RU 122 имеет уже более узкую кормовую часть

RU 122 – прототип первого поколения (1961 года). Здесь   еще хорошо видна связь с проектом HS 30, однако машина RU 122 имеет уже более узкую кормовую часть

 

 

RU 261 1964 года – в передней части размещен блок силовой установки. Таким образом увеличился люк для выхода мотопехоты

RU 261 1964 года – в передней части размещен блок силовой установки. Таким образом увеличился люк для выхода мотопехоты

 

RU 361 1966 года – прототипы машины SPz-neu растут: здесь   показана первая машина с 6-опорной ходовой частью и с пулеметной установкой на корме

RU 361 1966 года – прототипы машины SPz-neu растут: здесь   показана первая машина с 6-опорной ходовой частью и с пулеметной установкой на корме

 

С течением времени промышленная ситуация часто менялась, до тех пор, пока в 1976 году Тюссен-концерн не собрал вышеупомянутые фирмы и не сконцентрировал в Касселе военно-техническую деятельность под руководством "Тюссен Индастри Хеншель" (сегодня это предприятие "Рейнметалл Лэндсистем"). В 1988 году фирма MOWAG вышла из процесса разработки. Впрочем, сегодня фирма "Рейнметалл" взяла под свое покровительство производство всех частей БМП "Мардер", включая башню.

Первые прототипы новой боевой машины пехоты (SPz-neu) были еще очень похожи на проект HS 30; из-за расположения двигателя в кормовой части выход для десанта оставался узким. Боевая масса (приблизительно 16 тонн) была небольшой. (Ссылка: по первым представлениям о стандартах танка боевая масса составляла 30 тонн).

При создании восьми прототипов 2-го поколения (1961-1963) военные требования еще раз изменились: теперь был необходим большой кормовой люк для десанта. Силовая установка должна была расположиться в передней части машины. При этом, возможно, поддались влиянию французских соседей, которые с 1956 г. имеют на вооружении БМП АМХ VTP М 56 (член семейства АМХ-30), которая воплотила в себе почти все особенности современной боевой машины пехоты.

Размещение блока силовой установки в передней части машины оказалось хорошим решением и привело к короткому сроку службы (нерасходных материалов). Дифферент на нос машины очевидно уменьшился. Благодаря выходу в кормовой части, можно реализовать быструю смену ведения боя: спешившись или на автомобиле. Возник только один вопрос, что будет лучшим решением: один большой или два маленьких двухстворчатых люка, или кормовой люк – аппарель. Небольшие изменения произошли при разработке башни, которая как одноместная башня была перемещена на правую сторону машины, чтобы слева было место для выдвижной LFK-пусковой установки (LFK-управляемая ракета). Думали об использовании шведской управляемой ракеты "Бантам". (Вытекало ли это требование из того, что знали о прототипе "Объект 765" Исаковского конструкторского бюро в Челябинске [о предшественнике БМП-1], сегодня неизвестно). Боевая масса прототипов второго поколения выросла до 20 тонн.

 

Еще одно решающее изменение незадолго до начала серийного производства: командир танка/командир отделения находится в башне, при этом 20-мм автоматическая пушка должна выдвигаться наружу (RU 362 1966)

Поиск верного проекта

Прототипы третьего поколения несли на себе элементы еще раз измененных требований. Развитие машины SPz-neu приняло угрожающее сходство с развитием HS-30. Спустя 5 лет разработок (!) узнали, что по тактическим соображениям размещение командира машины / командира отделения вне башни считается неблагоприятным (однако эти сведения были известны еще с введения машины HS-30). И как необходимость рассматривали тот факт, что экипаж должен держать свое оружие внутри машины (включая защиту от ОМП). Так появились шаровые опоры, спроектированные фирмой MOWAG, и характерный пулемет, расположенный в кормовой части в виде пулеметной установки. И что интересно, в 80-е годы необходимость в этом элементе уже не наблюдали.

Поскольку средств для разработки было достаточно, то в октябре 1964 года было изготовлено еще шесть дальнейших прототипов третьего поколения. Конструктивное преобразование привело к потребности большего объема для боевого отделения, вследствие чего появились шестиопорная ходовая часть с более широкими гусеницами, а также более мощный двигатель. Боевая масса достигла уже 26 тонн.

Необходимость разместить командира машины/командира отделения внутри башни повлекла за собой большие технические проблемы, поскольку установка обыкновенной двухместной башни (как, например, на боевой разведывательной машине "Лукс") требует значительно большего диаметра погона башни. А еще одно увеличение машины и, соответственно, последующее за ним увеличение массы привело бы к неизбежным последствиям.

Для того, чтобы после семилетнего процесса развития сберечь следующее поколение прототипов, в 1967 году была принята двухместная башня, разработанная за короткий срок фирмой "КУКА", с качающейся в вертикальной плоскости автоматической пушкой; эта башня совместима с существующими ходовыми частями.

 

 

Оба соперника настроены миролюбиво: БМП "Мардер-1А3" и БМП-1 на сравнительном осмотре в военно-техническом центре WTD 41 в Трире. Отказ от больших внутренних объемов и ограничение на 50 процентилей* (эргономия) ведут к огромным различиям

 

*процентиль – доверительный интервал.

Опытное и серийное производство

Оценка технических и войсковых испытаний последних прототипов происходила в 1967 году на месте конструирования десяти опытных образцов машин. В целях экономии отказались от производства установок ПТУР (LFK) и упростили конструкцию корпуса башни и кормового люка-аппарели. К счастью, возможность расположения новой коробки передач HSWL 194 фирмы RENK обеспечивает наклонную лобовую часть машины и, соответственно, улучшенные условия видимости для водителя. Без гусеничных фартуков боевая масса машины составляла 26,5 т.

По окончанию испытаний моделей опытного производства, которые, наконец, подтвердили верность проекта, в начале 1969 года был заключен контракт на серийное производство 2136 машин с фирмами того времени: "Рейншталь" AG/специальное производство (Кассель) как генеральный подрядчик, "Атлас-МаК" (Киль), "Келлер унд Кнаппих" ("КУКА", Аугсбург). Последние изменения привели к увеличению массы до 28,2 т.

БМП "Мардер" в строю

Примечательно, что после интенсивных проверок и детальных войсковых испытаний у военных представителей все же возникали желания по функциональным улучшениям. Согласование боеспособности и актуальной опасности требовало постоянного ухода за моделью. Ниже приводятся в нескольких словах предпринятые меры по увеличению боеспособности:

      1977/78: установка противотанкового комплекса "Милан" с четырьмя ракетами на борту, численный состав десанта уменьшился при этом на семь человек;

      1979-1982: 1-ая фаза повышения боеспособности (kws) до БМП "Мардер-А1": в том числе установка пассивного прибора ночного видения первого поколения (остаточный световой усилитель) и двойного механизма подачи боеприпасов для пулемета, улучшение управляемости;

      1984-1989: 2-ая фаза KWS до "Мардер-А2": оснащение наводчиков тепловизорами и, соответственно, использование ракет MIRA для противотанкового ракетного комплекса "Милан", упразднение кормового лафета;

      1989-1998: 3-я фаза KWS до "Мардер-А3": дополнительное бронирование башни и корпуса (защита от 30-мм пушки), модернизация хранения и подачи боеприпасов, перемещение пулемета из ствольной коробки на левую сторону башни, использование пулеметных коробок с одновременным отказом от шаровых опор, уменьшение верхних люков для внутреннего боевого пространства с 4 до 3, увеличение массы до 33, 5 т.

Дальнейшие испытания по установке 25-мм пушки были прекращены в начале 80-х годов.

А будущее?

Конец эксплуатационного срока боевой машины пехоты "Мардер" не предвидится. Первый эксперимент по разработке новой БМП начался на базе "Мардер-2" в рамках проекта "боевая машина 90" (KW 90). Она должна была отвечать следующим требованиям:

-          численность экипажа и десанта: семь человек как минимум;

-          неограниченные возможности ведения боя с боевым танком "Леопард-2", это означает использование оружия в движении (наличие стабилизатора) и адекватную степень моторизации, и, конечно, соответствующую мощность ходовой части;

-          главное боевое средство дальностью действия до 2000 м (например, 35/50-мм автоматическая пушка), боекомплект не менее 300 выстрелов;

-          защита частично против 30-мм пушки, выборочная защита против бомб малого калибра, уменьшение сигнатуры;

-          благоприятные эргономические условия для наводчиков.

Соответствующее тактическое требование было выдвинуто в июне 1984 года. Оно предусматривало производство 1000 машин с 1997 по 2001 год. После исследования первого проекта в 1988 году неожиданно как наилучшее решение было выбрано предложение фирмы "Краусс-Маффей", которая до сих пор не была еще разработчиком боевой машины пехоты. Фирма "Краусс-Маффей" на удивление быстро, сразу после вступления в фазу определения, смогла предоставить 17 сентября 1991 года первый опытный образец системы VT 001. Но, несмотря на то, что знатоки назвали эту машину "чудом пространства" и она производит впечатление компактности, изменение всех требований привело к массе 42,3 т.

 

Начало разработки машины "Мардер-2" протекало удачно, поскольку:

-          потребитель относительно быстро смог договориться насчет одного проекта;

-          требуемая мощность могла сочетаться с актуальными, имеющимися в наличии (пусть даже не в серийном производстве) модулями и боевая машина пехоты "Мардер-2" не идеализировалась как "носитель высоких технологий".

 

Промышленность смогла через три года после первого рассмотрения проекта предоставить готовую систему. Начало поставок норой БМП планировалось на 1997 год, а всего ими предполагалось оснастить мпб 16 бригад. "Мардер" 2, контракт на разработку которого в 1988 году получила фирма "Краусс-Маффей", стал частью программы модернизации бронетанковой техники бундесвера (программа GTK).

Судьба БМП "Мардер-2" была неразрывно связана с политическими событиями в Европе: в качестве вклада в "мировые дивиденды" проект (как истребитель танков "Пантера" и танк PzKW 2000) 15 декабря 1992 года был "изъят" из планирования.

Но пользователи, федеральное управление поставок вооружения и промышленность продолжают задумываться над возможностями модернизации БМП "Мардер-1". Выбрать есть из чего: установка мощной силовой установки, улучшение ходовой части, изменения в боевом пространстве и даже адаптация новой башни. Примером может послужить версия М-12 фирмы "КУКА" (Аугсбург). До этого времени ни один из проектов не осуществлялся, только необходимость улучшения противоминной защиты получила материальную поддержку. На последующие годы запланировано переоснастить около 60 машин "Мардер", чтобы обеспечить защиту от 85% всех существующих мин – но при этом пришлось пойти на дальнейшее повышение массы до 36 т.

 

 

М-12 фирмы "КУКА"

М-12 фирмы "КУКА"

 

Через четыре года после "похорон" машины "Мардер-2" была предпринята еще одна попытка – проект "Новые бронированные платформы" (NGP) – для того, чтобы получить для мотопехоты машину, соответствующую времени. Принимая во внимание тактическую необходимость комплексного оружия и даже не зная техническо - концептуальной постановки проблемы, было повышено требование к будущим боевым машинам пехоты: защита как у основного боевого танка!

 

БМП созданная по программе SCHÜTZENPANZER 3 «Пума».

Перспективной германской БМП созданной по программе SCHÜTZENPANZER 3 стала «Пума».

Защита обеспечена модульной конструкцией.

 

Но еще тогда нужно было знать, что это требование доведет до абсурда проект сегодняшней БМП как единой основной машины, поскольку боевая масса превысит 70 тонн. Данное военное требование можно осуществить только посредством разделения на две машины (боевую машину: как русская БМПТ на базе Т-72 и транспортную машину: как израильский Achzarit).

Проведенная практически на пределе модернизация "Мардер" 1АЗ, по мнению западногерманских специалистов, не обеспечила огневой мощи и защищенности, необходимых для действия с основными танками на современном поле боя. Если в начале 70-х по защищенности "Мардер", как утверждали его создатели, приближался к "Леопарду", то со временем разрыв по этому показателю стал слишком велик. Еще в 1985 году министерство обороны объявило среди приоритетных программ разработку новой БМП "Мардер" 2, потребность в которой оценивалась в 2 500 машин. Планировалась установка на ней 35-/50-мм автоматической пушки, отказ от бортовых амбразур, возвращение в связи с этим к кормовой установке вспомогательного вооружения, вынесение топливных баков и элементов оборудования в надгусеничные ниши для дополнительной защиты экипажа и десанта, доведение вместимости до 13 человек. Масса должна была составить 42 - 43 т, что свидетельствует о сохранении стремления к максимальной защите. Фирма "Рейнметалл" разработала пушку Rh503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами механизма питания. Пушка имела электромеханические приводы системы перезаряжания, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр/мин и двустороннее питание. 35-мм ствол предполагалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм - для боевых целей.

«Мардер» 1 – Описание конструкции

Компоновка БМП "Мардер
1-трансмиссия, 2-двигатель, 3-рулевое колесо, 4-20-мм пушка, 5-броневой кожух спаренного пулемета, 6-дымовые гранатометы, 7-прожектор, 8-вентиляторы системы охлаждения двигателя, 9-вынесенная установка кормового пулемета, 10-сиденья десанта, 11-сиденье механика-водителя

Компоновка "Мардер" призвана обеспечить максимальную защиту экипажа и десанта, наиболее удобное и безопасное спешивание и посадку в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него - место механика-водителя, позади - боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В ней справа размещается командир машины (он же командир отделения в звании унтер-офицера), слева - наводчик. За башней находится десантное отделение, вмещающее семь стрелков- шестеро лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы, унтер-офицер) сидит по оси машины спиной по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая откидная дверь-аппарель с гидравлическим приводом и четыре круглых люка в крыше десантного отделения. Позади механика водителя имеется запасное место со своим верхним люком и перископическим прибором наблюдения. Здесь может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа вышедшей из строя БМП.

Для основного вооружения выбрана вынесенная схема установки - над низкопрофильной башней на массивном кронштейне укреплен закрытый вращающийся в вертикальной плоскости бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 "Рейнметалл", а справа над ней - 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет автоматику с отводом пороховых газов, снабжена пламегасителем; питание - ленточное, с подачей выстрелов электроконвейером из башни.

 

Башня «Мардер» М1А3 Башня «Мардер» М1А3          

Башня «Мардер» М1А3


Пушка призвана решать задачи борьбы с открытой и легкозащищенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект (1 250 выстрелов) входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. При начальной скорости 1 300 м/с подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дистанции до 1 000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Максимальная техническая скорострельность- 1 000 выстр/мин. Угол возвышения +65°, склонения -10°. Высота линии огня-2 715 мм. Огонь по наземным целям ведется на дистанции до 1 500 м, по воздушным - до 300 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям - 600 - 800 м. Пулемет представляет собой вариант единого MG3 (развитие MG-42 времен второй мировой войны), скорострельность до 1 300 выстр/мин. Дистанционное управление пушкой и пулеметом - электромеханическое. Поворотный механизм башни - электрогидравлический и механический. Командир и наводчик имеют одинаковые средства управления огнем (за исключением дублирующего механического привода вертикальной наводки у наводчика), перископические ночные подсветочные и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с 2- и 6-кратным увеличением. Призмы прицелов связаны с пушкой параллелограммным приводом и установлены параллельно, так что командир может контролировать наводку оружия и вводить корректировку. Вынесенная установка вооружения решила проблему с выбросом стреляных гильз (при размещении ее внутри башни потребовался бы специальный гильзосборник). Слева на башне крепился РПГ "Карл Густав" или 44-1А1 с дальностью стрельбы до 1 000 м, однако стрельба из него требовала остановки, выхода гранатометчика из машины и снятия РПГ с крепления.

 

Над люком командира десанта на особом бронированном поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к "многобашенной" схеме связано со стремлением обеспечить БМП максимально возможную огневую мощь и круговой обстрел для боя в глубине обороны противника. Дистанционно управляемый кормовой пулемет со сравнительно большим сектором обстрела в 160°, углом возвышения до +60° и склонения -15° позволяет вести огонь по пехотинцам - истребителям танков в заднем секторе и с бортов, может использоваться и для стрельбы по низколетящим воздушным целям. Общий боекомплект пулеметов БМП "Мардер" - 5 000 патронов. Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки, допускающие огонь в секторе +20° с углами возвышения +25° и склонения -20°. Стеклянный глазок дает возможность вести прицельный огонь на дистанции до 100 м с места и до 50 м в движении. Ограничение числа установок двумя на борт обеспечивает стрелкам условия стрельбы без серьезных помех со стороны соседа. Для БМП обычного мотопехотного отделения индивидуальное вооружение экипажа и десанта включает пять 7,62-мм штурмовых винтовок G3, пять 9-мм пистолетов-пулеметов МР2 ("Узи" бельгийского производства), два 9-мм пистолета Р-1, 18 ручных гранат. В другом варианте отделение на БМП вооружено одним РПГ (44-мм 44-1А1 или "Лянце", а позднее - 67-мм "Армбруст"), одним 7,62-мм единым пулеметом MG3, семью винтовками G3 (одна из них - с оптическим прицелом), тремя пистолетами-пулеметами МР-2 и двумя пистолетами Р-1.

 

Бронекорпус "Мардер" сварен из катаной стальной брони. Эффективность бронезащиты повышена большими углами наклона листов - наклон верхнего лобового составляет 75°. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм (пушки "Эрликон" или Rh202, аналогичной вооружению самой "Мардер"), бортовая - от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта машины прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными легким стальным каркасом. На башне, слева от лафета, установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатометов, стрельба ведется залпами по 3 гранаты. Защиту от оружия массового поражения обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ производительностью 3 м куб./мин, создающая внутри машины избыточное давление. Купол ФВУ расположен на крыше десантного отделения между люками. При этом экипаж и десант могут находиться внутри машины до 24 часов. В моторно-трансмиссионном отделении установлен четырехтактный шестицилиндровый V-образный многотопливный дизель МВ833 Еа-500 фирмы "Даймлер-Бенц" с турбонаддувом. Мощность 600 л.с. при 2 200 об/мин, степень сжатия - 19,5. В боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей емкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по хорошим дорогам Германии - до 600 км. Система смазки - с сухим картером. Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами вынесены в корму машины и установлены по бокам от двери, причем система вентиляции конструктивно объединена с газовыпускной системой двигателя. Воздухозаборная система включает бункере "циклонами" предварительной очистки, фильтр с масляной ванной и набивку из проволочной канители. Имеется эжектор для отсоса пыли из выпускной системы.

Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 "Ренк", установленная перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор, смонтированные в едином блоке. Коробка передач-планетарная, с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. Наличие гидротрансформатора снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии, но при этом он обладает невысоким КПД, дает дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому он включается только для трогания с места, в тяжелых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает 4 передачи вперед и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом. Бортовые передачи включают планетарный ряд и цилиндрическую зубчатую передачу. Стоит отметить, что планетарный механизм поворота вполне традиционен для германского танкостроения. Управление - рулевым колесом автомобильного типа. Тормоза двухдисковые с гидропневматическим приводом от педали или механическим от рычагов. Педальный привод выполнен так, что при первоначальном нажатии включается гидродинамический тормоз КПП, а затем уже-тормоз соответствующего борта. Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно изменять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота и сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя. Органы управления сблокированы так, чтобы исключить неправильную последовательность действий, а на панели управления имеется световое табло, отображающее правильность выполняемых операций и состояние воздухоочистителя, позволяющее предотвратить аварийную остановку двигателя.

 

 

Первые опытные образцы БМП снабжались жесткими понтонами из алюминия или пластика, но они легко деформировались при движении и оказались громоздкими. Их заменили комплектом из надувных поплавков - двух бортовых и носового, выполненных из того же прочного материала, что и саперные лодки. Бортовой поплавок делится на четыре отсека и крепится семью стальными полукруглыми кронштейнами, охватывающими его сверху. Сами кронштейны крепятся к борту за скобы, используемые для навески противокумулятивных экранов. Поскольку центр тяжести машины смещен вперед, понадобился носовой поплавок-стабилизатор. Он прикрывается легким волноотбойным щитом в виде трубчатого каркаса, покрытого пластмассой, крепящегося за буксирные крюки и продолжающего собой нижний лобовой лист. Накачивание поплавков производится центробежным саперным компрессором. Комплект, дополненный оборудованием для преодоления глубоких бродов, обеспечивает вхождение в воду под углом 40°, движение за счет перематывания гусениц со скоростью до б км/ч при положении ватерлинии на 350 мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на плаву. Общий вес комплекта - 516 кг. Кроме того, "Мардер" может перевозить на корпусе в готовом виде большую надувную десантную лодку на 10 человек (надутая лодка крепится на крыше десантного отделения или укладывается на башне) или штурмовую моторную лодку-плоскодонку на простой откидной раме. В морских десантных операциях "Мардер" может доставляться к берегу танкодесантным катером класса 520 типа "Штёр" - машина сходит с катера недалеко от берега с установленным оборудованием для преодоления бродов.



"Мардер" был принят на вооружение на три года позже советской БМП-1 и оказался первой зарубежной БМП. Остальные же западные страны приняли свои образцы значительно позже. "Мардер" получился не только самым защищенным, но и самым тяжелым среди серийных БМП - вес 28,2 т сравним с весом среднего танка, согласно классификации конца второй мировой войны. Нетрудно заметить существенную разницу между концепцией двух фактических ровесниц - западногерманской "Мардер" и советской БМП-1, хотя созданы они были для решения схожих задач и даже имели одинаковые решения по компоновке, размещению экипажа и десанта, почти равную вместимость, удельную мощность двигателя и подвижность. БМП-1 при весе 13 т имела легкое бронирование, защищенность повышалась разве что большим углом наклона лобового листа корпуса и низким (на 1 м ниже, чем у "Мардер") силуэтом. При этом БМП-1 способна с ходу, без подготовки преодолевать водные преграды. Основное ее вооружение - 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 "Гром" и ПТРК 9К111 "Малютка" - носит явный "противотанковый" характер и предназначено скорее для самообороны БМП от танков и бронемашин на дистанциях до 1 000 м, а не для огневой поддержки десанта. "Противопехотные" возможности БМП-1 попытались повысить доведением числа амбразур для оружия десанта (включая два ручных пулемета) до 9, стрельба же по воздушным целям была предусмотрена только из возимого ПЗРК "Стрела-2". В "Мардер", напротив, основное внимание уделили защите и возможности движения за танками в бою в едином боевом порядке. Вооружение призвано вести огонь по живой силе, легким бронемашинам, а также служило для самообороны от воздушного противника. Уничтожение танков противника возлагалось на основные танки, самоходные 90-мм противотанковые пушки "Ягдпанцер" и противотанковые ракетные комплексы.

Высокая защищенность соответствовала германским взглядам на требования к БМП, но стоила заметного снижения аэротранспортабельности и неспособности преодолевать вплавь водные преграды без специальной подготовки. Это заставило сохранить в мотопехотных бригадах батальоны на плавающих БТР. Кроме того, "Мардер" стоил в несколько раз дороже БТР и только чуть дешевле танка. Если стоимость HS-30 в ценах 1960 года составляла 300 тыс. марок, то стоимость "Мардер" на 1970 год - 900 тыс. Это вызвало сокращение расходов на эксплуатацию. Одной из таких мер стало повышение ценза технической подготовки при отборе экипажей и интенсификация курса обучения. Срок эксплуатации машины в войсках в мирное время - 15 лет. Поставки БМП "Мардер" в войска начались в октябре 70-го, а наставления и пособия по ней, составленные фирмами-производителями, были выпущены еще в начале года, дабы обеспечить заблаговременную подготовку экипажей и ремонтников. В системе материально-технического снабжения бундесвера заранее был создан фонд агрегатов и узлов. Хранение танков и БМП организовывалось с заправленными баками и заряженными аккумуляторными батареями так, чтобы расконсервация и приведение в боевую готовность занимали не более 3 часов.

"Мардер", его компоновка и конструкция привлекли к себе широкое внимание и во многом оказались определяющими в развитии зарубежных БМП. Идеи, заложенные в "Мардер", проявились в американских разработках по программе MICV. А заместитель начальника штаба армии США генерал Дж.Полк, обеспокоенный задержкой американских работ, даже предлагал закупить немецкие БМП. Швейцарская фирма "Моваг", участвовавшая в разработке "Мардер" на раннем этапе, использовала элементы его конструкции в своей БМП "Тайфун". "Тайфун" - развитие БТР "Пират-18" - имел схожие решения по обеспечению бронезащиты, вооружался 20-мм автоматической пушкой и кормовым пулеметом с дистанционным управлением, аналогичным "Мардер". Впрочем, и "Тайфун", и его модификация "Торнадо" с двумя кормовыми пулеметами так и остались опытными. Попытка дополнить вооружение в башне дистанционно-управляемыми пулеметами была сделана также в советских опытных БМП "объект 680" и "объект 769".

На шасси "Мардер" создано целое семейство бронемашин: самоходный 120-мм миномет, командно-штабная машина, подвижный артиллерийский наблюдательный пункт, самоходная РЛС артиллерийской разведки "Зенда", БРЭМ для мотопехотных батальонов. Предполагалось, что это снизит затраты на производство и эксплуатацию, однако все эти машины остались опытными - в частности, для самоходного миномета предпочли шасси М113. французская фирма "Томпсон-CSF" разработала на шасси "Мардер" 30-мм спаренную ЗСУ "Дракон". В 1976 году на вооружение бундесвера приняли самоходный ЗРК "Роланд-2", оснащенный РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели и ракеты и двумя пусковыми установками ЗУР. "Роланд-2" серийно выпускался с 1978 года. В то же время фирма "Тиссен-Хеншель" (г.Кассель) построила на базе "Мардер" для Аргентины прототип 30-тонного среднего танка ТАМ (Tanque Argentine Mediano) с экипажем 4 человека, 105мм пушкой Rh105-30 и двумя 7,62-мм пулеметами. ТАМ был принят на вооружение аргентинской армии в 1979 году и выпускался аргентинским предприятием TAMSE. В свою очередь, он послужил основой для семейства бронемашин, включая БМП VCTP с экипажем 2 человека и десантом 10 человек, вооруженную 20-мм автоматической пушкой, двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых установлен в кормовой части в башенке с дистанционным управлением (по типу "Мардер"). Одновременно "Тиссен-Хеншель" для продажи в страны третьего мира разработала на базе "Мардер" танк ТН 301 (ТАМ-4), но с СУО фирмы AEG-"Телефункен" и 750-сильным двигателем.

В середине 70-х прошла испытания составная башня LWT-3 для БМП "Мардер", стабилизированная в трех плоскостях, с той же 20-мм пушкой. Она сохраняла горизонтальное положение при движении на любой местности и любых скоростях, однако конструкция ее оказалась слишком сложной и уязвимой. На шасси БМП разрабатывались и машины огневой поддержки с пушками калибра от 75 до 120 мм (с автоматом заряжания). В начале 80-х на шасси "Мардер" испытывалась шведская вынесенная установка 105-мм танковой пушки L51, в 1983 году - французская башня FL-15, а в 1985-м - башня FL-20 со 105-мм пушкой 105G1 и 20-мм F2. Эти работы тоже не вышли из стадии опытных. В середине 80-х "Мардер" рассматривался как возможное шасси для ПТРК большой дальности с размещением ПУ на подъемной платформе. В сентябре 1979 года началась модернизация БМП "Мардер" ("Мардер" А1), направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделения. Поэтому на правой стороне башни А1 установили один из лучших ПТРК второго поколения - "Милан" франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения с боекомплектом из 4 ПТУР. ПТРК крепится на башне со своими штатными прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. ПТУР имеет пороховые стартовый и маршевый двигатели, складное крыло. Контейнер ПТУР после пуска отбрасывается газами на 3 м назад. Диаметр ПТУР - 116 мм, длина -755 мм, масса - 6,7 кг, калибр кумулятивной БЧ - 103 мм, бронепробиваемость - 550 мм, скорость в полете - 200 м/с, максимальная дальность стрельбы - 2 000 м, минимальная - 25 м, время полета на максимальную дальность- 13 с.

Выбор легкого ПТРК с дальностью стрельбы до 2 000 м был связан с условиями Центрально-европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка. Для пушки ввели двухленточное питание с быстрым переходом с одного типа боеприпаса на другой и модернизированную укладку. Боекомплект увеличился до 1 284 выстрелов - 317 бронебойных и 967 осколочно-зажигательных (из них 117 и 417 - в башне). Подсветочный прицел наводчика заменили пассивным усилительного типа, менее чувствительным к засветкам прожекторами и вспышками выстрелов. Из-за возросшей массы башни механизм ее поворота заменили более мощным. Масса БМП увеличилась до 30 т. Программа модернизации рассчитывалась до декабря 1982 года и оценивалась в 300 млн. марок. Модернизация и ремонт БМП производились на заводе "Келлер унд Кнаппех" в Аугсбурге, капитальным ремонтом с 1975 года занимались "Индустриверке Саар" (г.Фрейзен) и "Фленсбургер Фарцойгбау" (г. Фленсбург). "Мардер" А1 различались оборудованием ночного видения: 674 БМП довели до модификации А1(+), включавшей тепловизионный прибор наблюдения - теплопеленгатор, 350 - до А1 (-) без такого прибора, но с возможностью его быстрой установки в войсках; остальные 1112-до А1А, вообще не предполагавшей такой системы. Прибор с теплопеленгатором PNZBG-WOF позволял обнаруживать танк или бронемашину на расстоянии до 2 000 м, что в 1,5 - 2 раза больше, чем у ПНВ усилительного типа.


Сразу же вслед за первой модернизацией была запланирована новая, предусматривающая усиление пушечного вооружения и установку тепловизионных ПНВ. Для замены 20-мм пушки была создана 25-мм автоматическая Mk-25E "Маузер" с двухленточным питанием. Предполагалось усилить бронирование дополнительными бронепанелями общей массой около 3 т, установить новую систему дымопуска. 25-мм пушка, впрочем, была отклонена, и основным вооружением немецких бронемашин ("Мардер", "Лухс", "Визель") осталась 20-мм Rh202. Модернизация "Мардер" до модификации А2, начавшаяся в 1983 году, включала в себя следующие мероприятия: установка на машинах А1А перископических комбинированных прицелов наводчика EMES-15 и командира PERI-R17 с тепловизионными каналами дальностью действия до 2 000 м и независимой стабилизацией поля зрения, аналогичных прицелу танка "Леопард-2". Таким образом, танк и БМП получили возможность более раннего обнаружения и идентификации целей в любых условиях видимости; связанная с заменой ПНВ ликвидация прожектора на башне; снятие кормовой пулеметной установки; изменение конструкции топливных баков; модернизация системы охлаждения; модернизация ведущих колес. Разработку прицела-прибора наблюдения с тепловизионным каналом для танков "Леопард" и БМП "Мардер" вела с 1978 года фирма "Карл Цейсс" совместно с американской "Текас Инструмент". Для ПТРК "Милан" также ввели тепловизионный прицел англо-франко-германской разработки "Мира-2", устанавливаемый сверху обычного. В результате по своим боевым свойствам эта машина максимально приблизилась к БМП второго поколения.

В 1987 году была принята программа модернизации бронетанкового вооружения бундесвера. В ее рамках началось доведение БМП "Мардер" А1 и А2 до уровня A3, предусматривающего прежде всего существенное усиление бронезащиты. Поскольку к тому моменту уже было принято решение о разработке принципиально новой БМП "Мардер" 2, модификации существующей "Мардер" стали обозначать 1А1, 1А2 и 1АЗ. Корпус и башня "Мардер" 1АЗ усилены дополнительными бронепанелями, установленными на болтах. Вместе с основной броней они создают разнесенную конструкцию, причем нижний лобовой лист корпуса до половины высоты имеет "трехслойное" бронирование. В результате БМП получила круговую защиту от снарядов советских 30-мм автоматических пушек типа 2А42 (БМП-2 и БМП-3, вертолеты Ми-24П и Ми-28), лобовая часть корпуса и башни - от снарядов более крупных калибров, а крыша - от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Крышка люка места позади механика-водителя выполнена заподлицо с бронепанелью, прибор наблюдения запасного места исключен. Воздушная прослойка между дополнительными бронепанелями и крышей МТО, а также бронекожухи над верхними кормовыми жалюзи вентиляторов способствуют снижению температуры и маскировке от тепловизионных приборов наблюдения противника. Дополнительно усилена и кормовая дверь-аппарель. Спаренный пулемет перенесен на левую сторону башни - его бронированный кожух укреплен на бывшем месте прожектора. В результате упростилась система подачи боеприпасов и улучшились условия работы командира машины. Модернизированы тепловизионный прицел, приборы наблюдения командира и наводчика, ПНВ механика-водителя. Вместо ПТРК "Милан" может использоваться "Милан-2" с усиленной БЧ калибра 116 мм или "Милан-2Т" с тандемной БЧ.

Вдоль бортов укреплены трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту, но перекрывающие бортовые амбразуры - по оценке специалистов, невысокая эффективность этих амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. В крыше десантного отделения вместо прежних пяти имеется три больших люка с откидными крышками и дугообразными поручнями. Оба антенных ввода радиостанции перенесены в корму. Масса "Мардер" 1АЗ возросла до 33,5 т, что считается пределом для данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Соответственно изменению веса и бронирования изменены система охлаждения двигателя, бортовые редукторы и двухдисковые тормоза механизма поворота. Максимальная скорость движения уменьшилась до 65 км/ч. Модернизацию проводили фирмы "Тиссен-Хеншель" и "KUKA". К 1993 году планировалось переделать 848 машин, остальные-до 1998 года. Эксплуатация "Мардер" 1АЗ предполагалась до принятия на вооружение "Мардер" 2.

Тактико-технические характеристики:

"Мардер" А2/А3

Боевая масса, т

29.21 /33.5

Экипаж + десант, чел

3 + 6-7

Размеры, мм

 

Максимальная высота (по ПТРК)

3090

По крыше башни

2860 / 3010

По крыше корпуса

1850

Длина

6790 / 6880

Ширина

3240 / 3380

Клиренс

435

Ширина трака

450

Вооружение

 

Пушка, марка / калибр, мм

Mk20 DM5 Rh202 / 20

Пулемет, число х калибр, мм

1 х 7.62

ПТРК

"Милан" / "Милан-2/2Т"

Боекомплект, шт

 

Выстрелов

1284

Патронов

5000 / 3800

ПТУР

4

Двигатель

 

Марка

"Даймлер-Бенц" MB833

Тип

дизель

Мощность, л.с.

600

Максимальная скорость, км/ч

 

По шоссе

70 / 65

Средняя по местности

30-40 / 30

На плаву (с навесными поплавками)

6

Запас хода, км

 

по шоссе

520-600

по местности

250-300

Удельное давление на грунт, кг / см кв.

0.77 / 0.89

Препятствия, м

 

Ров

2

Вертикальная стенка

0.75

Брод без подготовки

1.5

Угол подьема, град

31-35

Угол крена, град

17