ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 







 

Источники: С. Федосеев «БОЕВЫЕ МАШИНЫ ПЕХОТЫ» Москва • ACT • Астрель 2001

Журнал "Арсенал", СКБМ, ОАО "Курганмашзавод"

 

 

СССР/Россия. БМП-3

 

БМП-3 - разрез   БМП-3  

Открыть в новом окне

 

Компоновочная схема БМП-3:

1 - 100-мм орудие - пусковая установка 2А70 (боекомплект - 40 унитарных выстрелов, в том числе 22 в механизме заряжания -осколочно-фугасные ЗУОФ17, ЗУБ110-3 с противотанковой ракетой 9М117, подкалиберные снаряды ЗБМ-25, темп стрельбы 10 выстрелов в минуту), 2 - центральный щиток механика-водителя, 3 - пульт управления системой противопожарной безопасности, 4 - механизм открывания люка механика-водителя, 5 - укладка личного комплекта, 6 - приемопередатчик дальномера, 7 - механизм поворота башни, 8 - механизм подъема блока с оружием, 9 - питание пулемета, 10 - прицел - прибор наведения 1К13-2, 11 - осветитель, 12 - прицел ППБ-1, 13 - дневной прибор наведения ТНПТ-1, 14 - радиостанция Р-173, 15 - укладка противотанковых ракет, 16 - башня, 17 - отопитель отделения десанта, 18 - огнетушители, 19 - водометный движитель, 20 - моторная перегородка, 21 - сиденье с танковым санитарным комплектом, 22 - опорный каток, 23 - механизм изменения клиренса, 24 - ограждение боевого отделения, 25 - место оператора-наводчика, 26 - конвейер механизма заряжания, 27 - баллон сжатого воздуха для пуска дизеля, 28 - место механика-водителя, 29 - штурвал, 30 - педаль тормоза, 31 - топливный бак, 32 -самоокапыватель, 33 - механизм натяжения гусениц, 34 - волноотражатель.

БМП-3   БМП-3   БМП-3   БМП-3

Открыть в новом окне

 

Анализ развития систем вооружения армий, изме­нений тактики боевых действий и возможнос­тей разработки нового оружия и боеприпасов по­зволил в 80-е годы сформулировать требования к принципиально новой боевой машине пехоты с уси­ленным бронированием и значительно увеличенной огневой мощью.


Под руководством главного конструктора А. Никонова на вновь разработанной базе была создана БМП-3, принятая на вооружение в 1987 г . и поставленная на производство Курганским машиностроительным за­водом. Впервые она была показана миру на Москов­ском параде в честь 45-летия Победы 9 Мая 1990 г .

БМП-3 разительно отличается от отечественных предшественниц и зарубежных собратьев, «нарушая», казалось бы, сложившийся подход к созданию БМП. Традиционное для БМП переднее расположение мо-торно-трансмиссионного отделения заменено кор­мовым - по «танковой» схеме. Каждый вариант имеет свои преимущества: при переднем расположении дви­гатель служит дополнительной защитой экипажа и де­санта, облегчается высадка десанта назад - наименее опасный вариант в бою; при заднем расположении двигателя улучшается обзор механика-водителя, оби­таемость внутреннего объема, более выгодно распре­деляется вес по длине машины.

Экипаж БМП-3 составляют три человека (командир, механик-водитель, наводчик-оператор), десант - 7. Механик-водитель располагается в отделении управ­ления по оси машины. По бокам от него размещены два стрелка. За отделением управления расположено боевое с установкой вооружения в двухместной баш­не. В башне слева размещается оператор-наводчик, справа - командир. За боевым расположено десант­ное отделение, где на складных сиденьях размеща­ются 5 десантников. Десанту сохранили возможность высадки в сторону кормы. Для этого крыша МТО вы­полнена ниже крыши корпуса, так что между ними образуется своеобразный тоннель. С кормы этот тоннель закрыт двустворчатой дверью, сверху - пря­моугольными крышками люков. При открытых две­рях и люках десант получает проход в сторону кор­мы. Правда, расположен этот проход довольно вы­соко, и для облегчения посадки на корме закреплены две широкие откидные ступени. В прямоугольных крышках люков десантного отделения, в свою оче­редь, прорезано по одному круглому люку. Два люка с откидными крышками имеются в крыше башни, а в крыше корпуса впереди еще три - механика-води­теля и членов десанта.

 

Интеръер БМП-3   Интеръер БМП-3

Открыть в новом окне

 

Весьма необычен для машин данного класса ком­плекс вооружения БМП-3, разработанный КБ При­боростроения (г. Тула). В низкопрофильной кони­ческой башне в качестве основного вооружения ус­тановлены в единой маске жестко связанные друг с другом 100-мм орудие - пусковая установка 2А70 и 30-мм автоматическая пушка 2А42. С пушками «строен» 7,62-мм пулемет ПКТ. Кроме того, в скулах лобовой части корпуса установлены два курсовых пу­лемета ПКТ, огонь из которых ведут стрелки, сидя­щие по бокам от механика-водителя или сам водитель. Заметим, что комплекс вооружения БМП-3 был выб­ран не сразу. Опытная модель БМП - «объект 688» ( 1981 г .) имела 30-мм автоматическую пушку, 30-мм гранатомет АГ-17 и ПТРК «Конкурс», причем все вооружение было собрано в единой установке, выне­сенной над небольшой башней.


 

«Объект 688»   «Объект 688»

Открыть в новом окне

«Объект 688»

 

Боекомплект 100-мм орудия составляют унитар­ные выстрелы двух типов - ЗУОФ 17 с осколочно-фу­гасным снарядом ЗОФ32 и ЗУБ1К10-3 с ПТУР 9М117. Начальная скорость ОФ снаряда - 250 м/с. Механизм заряжания полуавтоматического действия состоит из конвейера, механизма загрузки, досылателя и меха­низма выброса. Конвейер обеспечивает размещение выстрелов и их перемещение на линию выдачи (в плос­кость заряжания), с которой происходит захват выст­рела механизмом загрузки. Каркас конвейера, в кото­ром 22 артвыстрела уложены в лотки и фланцы гильз зафиксированы в пазах подпружиненных упоров, размещен под полом боевого отделения и может вращаться относительно последнего с помощью электромеханического или ручного (аварийного) привода. Механизм загрузки, захватывая выстрел из конвейера, подает его на линию заряжания, откуда выстрел досылателем подается (при этом две цепи выдвигаются из редуктора и располагаются параллель­но, образуя жесткий досылающий элемент) в заряд­ную камору орудия. На задней части крыши башни зак­реплен механизм выброса, предназначенный для уда­ления стреляных гильз из машины. ПТУР вместе с орудием и аппаратурой управления составляют комп­лекс управляемого вооружения. Механизм обеспечи­вает скорострельность 10 выстр./мин. Система наве­дения ПТУР - полуавтоматическая по лучу лазера, максимальная дальность стрельбы - 4000 м , мини­мальная - 100 м . Кумулятивная боевая часть обеспе­чивает бронепробиваемость 660- 700 мм . При стрельбе с места вероятность попадания достигает 0,8. В целом КУВ подобен комплексу «Бастион», ус­тановленному на танке Т-55М, и «Кастет» на 100-мм противотанковой пушке МТ-12. В боекомплект может входить также выстрел с подкалиберным бронебой­ным снарядом ЗБМ-25.


Установленная в единой с орудием 2А70 маске пушка 2А72 (справа) имеет двухленточное раздель­ное питание с электромеханическим или ручным перезаряжанием, дальность стрельбы до 4000 м (эф­фективная дальность 2000 м ) с темпом стрельбы 200-300 или 550 выстр./мин. Работа пулемета ПКТ, размещенного в той же маске слева от пушки, обес­печивается своей системой питания, предназначен­ной для размещения патронной ленты, подвода ее к приемному окну пулемета, отвода и сбора стреля­ных гильз и лент пулемета, а также звеньев лент пуш­ки 2А72. Гильзозвеньеотвод имеет 2 канала. По од­ному из них отводятся гильзы, по другому - звенья.

Углы наведения пушки и пулемета по вертикали в переднем секторе стрельбы - от -6 до +60 град., а в заднем секторе - от -2 до +64 град.

Штатный боекомплект составляет: 22 выстрела с ОФ снарядом к орудию 2А70 в конвейере механизма заряжания; 8 ПТУР к орудию 2А70 (3 на полу боевого отделения, 5 в укладке в нише левого борта); 500 выс­трелов к пушке 2А72 в магазинах питания пушки; 2000 патронов к пулемету ПКТ блока оружия в магазине; по 2000 патронов к пулеметам ПКТ в автономных уста­новках (в магазинах). Кроме того, имеется немехани­зированная укладка, размещенная под центральными сидениями десантников около моторно-трансмисси-онной перегородки. В ней могут располагаться 18 вы­стрелов к орудию 2А70 или 250 к 2А72. Время загруз­ки полного боекомплекта всем боевым расчетом - около 45 минут.

 

Боекомплект  БМП-3

Открыть в новом окне

 

БМП-3 имеет развитую систему управления огнем, включающую прицел-прибор наведения 1К13-2, при­бор ППБ-2, прицел 1ПЗ-10, прибор ТНЩВЭ01-01, стабилизатор вооружения 2Э52, дальномер 1Д16, бал­листический вычислитель 1В539, датчики крена, ско­рости и курсового угла. Прицел-прибор наведения (ППН) 1К13-2 наводчика-оператора -комбиниро­ванный (дневная и пассивно-активная ночная ветви) с независимой стабилизацией поля зрения в двух плос­костях. Кратность увеличения в дневной ветви 8х, в ночной - 5,5х. Углы поля зрения соответственно со­ставляют 5 град, и 6 град. 40 мин. Прибор сочетает в себе функции прибора наведения КУВ (кроме ППН аппаратура управления включает преобразователь, блок управления, электронный блок) и прицела для стрельбы артиллерийскими выстрелами. Стрельба ПТУР ведется только в светлое время суток. Дополни­тельный прицел наводчика-оператора ППБ-2 пред­назначен для стрельбы по воздушным и наземным це­лям. Прибор перископический, монокулярный, с крат­ностью увеличения 2,46 - 2,6х и полем зрения 25-28 град. Командир может брать управление вооружени­ем на себя, для стрельбы по воздушным и наземным целям он использует монокулярный перископичес­кий прицел 1ПЗ-10 с увеличением 1,2х и 4х и полем зрения 49 и 14 град. Комбинированный прибор на­блюдения ТКН-ЗМБ-пассивно-активный, дневная ветвь имеет увеличение 4,75 - 5х и поле зрения 9,5...10 град., а ночная - 2,85 - Зх и 7,75 - 8 град. Электричес­кий двухплоскостной стабилизатор 2Э52 обеспечи­вает точную стабилизацию блока оружия - средин­ная ошибка стабилизации в режиме «Автомат» при дви­жении машины со скоростью 25 км/ч не превышает 0,05 тысячных дальности стрельбы. Установленный на маске блока оружия лазерный дальномер 1Д16 изме­ряет дальности от 500 до 4000 м с точностью ± 10 м . Кроме указанных приборов оператор имеет для на­блюдения призменные смотровые блоки, командир - несколько призменных блоков по периметру люка. Для подсветки целей и местности ночью видимым и ИК излучением имеется богатое осветительное «воо­ружение» - фары ФГ-125 и ФГ-127, осветители ОУ-5 и ОУ-ЗГ А2 (ОУ-ЗГА2М) с ИК-фильтрами.


Для стрельбы из двух пулеметов, размещенных в автономных установках, используются призменные приборы ТИПЗВЭО1-01 с волоконно-оптической си­стемой изображения марки. При постановке ПКТ в автономных установках на стопор по-походному пуле­меты превращаются в курсовые и могут использовать­ся для стрельбы механиком-водителем. В боевом положении пулеметы имеют углы наведения по вер­тикали от -5 до +15 град., по горизонту - в сторону борта 5, от борта 30 град.

В бортах десантного отделения имеются по две ам­бразуры для стрельбы из оружия десанта; амбразура проделана и в створке кормовой двери, хотя пользоваться ею не слишком удобно. Для наблюдения десант имеет призменные блоки. Внутри машины возятся РПГ-7 (или РПГ-16), 5 РПГ-18 или РПГ-22, 2 ПЗРК «Стрела-3» или «Игла-1», 15 гранат Ф-1, могут перево­зиться единые пулеметы ПКМ или крупнокалиберные НСВ-С-12,7. В машинах гранатометных взводов мо­тострелковых батальонов предусмотрено крепление для автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Корпус и башня машины выполнены из алюми­ниевых броневых сплавов. Наиболее ответственные проекции усилены стальной катаной броней таким образом, что они представляют собой разнесенные броневые преграды. Использование сравнительно толстых листов алюминиевой брони позволило по­лучить прочную, жесткую, герметичную конструк­цию и добиться при этом некоторой экономии мас­сы по сравнению с равностойкой стальной конструк­цией. Защитные функции выполняют также стальные волноотбойный щиток (на верхнем лобовом листе) и откидной отвал оборудования для самоокапыва­ния (на нижнем лобовом листе). В целом броневая защита обеспечивает стойкость от пуль и осколков снарядов вкруговую, а лобовые детали корпуса и баш­ни в пределах традиционных углов безопасного ма­неврирования - от калиберного бронебойного сна­ряда 30-мм пушки с дальности 300 м . Машина имеет защитную окраску (как правило, ка­муфляж), оснащена термодымовой аппаратурой. На изогнутом бронеэкране башни, по обе стороны от орудийной установки крепятся трехствольные 82-мм нарезные гранатометы унифицированной системы постановки дымовой завесы «Туча» (902 В). Система способна поставить завесу длиной около 100 и высо­той 8 м на дальности 200- 350 м .


На машине установлен V-образный (угол развала 144 град.) четырехтактный 10-цилиндровый безнад­дувный дизельный двигатель УТД-29- Его максималь­ная мощность в условиях объекта 450 л . с. (331 кВт), крутящий момент 149 кгс.м, удельный расход топ­лива - не выше 185 г/л. с. ч. Емкость топливной сис­темы - около 700 л . Для работы двигателя забор топ­лива осуществляется из правого бака. В системе пита­ния воздухом предусмотрена его очистка с помощью бескассетного циклонного одноступенчатого возду­хоочистителя с автоматическим эжекционным удале­нием пыли. Система охлаждения жидкостная, закры­того типа, с принудительной циркуляцией жидкости и эжекционным просасыванием воздуха через радиато­ры. Для подготовки к пуску в холодное время исполь­зуется форсуночный подогреватель, обеспечивающий подогрев охлаждающей жидкости, масла двигателя в баке и пускового всасываемого воздуха. Удельная мощность свыше 25 л .с./т обеспечивает хорошие тяговые качества, высокую скорость и хорошую приемистость. Для машины, передвигающейся на поле боя от укрытия к укрытию, делающей корот­кие остановки для стрельбы, приемистость, как и скорость, - вопрос жизни.

Двигатель монтируется в одном блоке с гидро­механической реверсивной трансмиссией с четырехскоростной планетарной коробкой передач, дифференциальным механизмом поворота с гидрообъемным приводом и отбором мощности на водо­метные движители. В ней используется комплексная однореакторная гидродинамическая передача с бло­кировочным фрикционом. Коробка передач обеспе­чивает 4 передачи переднего и 2 заднего хода (ско­рость заднего хода - до 20 км/ч ). Такая трансмиссия выгодно отличается от механической (установленной на БМП-1 и -2) автоматическим бесступенчатым из­менением передаточного числа и тяговых усилий на гусеницах при изменении сопротивления движению. А это увеличивает среднюю скорость движения ма­шины и облегчает управление. Гидрообъемная пе­редача привода поворота - аксиально-поршневая с регулируемым насосом. Бортовые редукторы - од­ноступенчатые, планетарные. Остановочные тормо­за дисковые, сухого трения, постоянно разомкнутые. В приводе тормозов установлен гидроусилитель. Для управления трансмиссией водитель пользуется ру левой колонкой, на которой кроме штурвала мото­циклетного типа смонтированы рукоятки переклю­чения передач, включения водометных движителей и управления их заслонками. Двигатель и узлы транс­миссии компактно собраны в силовой блок, малая высота которого и позволила создать «тоннель» в корме машины.

Ходовая часть включает на борт шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков, три односкатных обрезиненных поддерживающих ролика. Ведущие ко­леса заднего расположения - стальные со съемными зубчатыми венцами, направляющие колеса - стальные двускатные. Подвеска независимая торсионная. Торсионы левого и правого бортов расположены несоосно. На 1-х, 2-х и 6-х узлах подвески установлены гидрав­лические телескопические амортизаторы двусто­роннего действия. На 1-х, 2-х, 4-х и 6-х узлах под­вески применены ограничители хода катков с рези­новыми упорами. Гусеницы - мелкозвенчатые, одногребневые, цевочного зацепления, с резино-металлическими шарнирами параллельного типа и обрезиненной беговой дорожкой. Электромехани­ческий механизм натяжения гусениц дистанционно управляется с места механика-водителя, есть индика­ция усилия натяжения.


Плавучесть БМП-3 обеспечивается водоизмещени­ем корпуса. Движение на плаву обеспечивают 2 одно­ступенчатых осевых водометных движителя шнекового типа с направляющим аппаратом. Управление движением на плаву осуществляется с помощью зас­лонок водометов. Радиус циркуляции при этом -всего 6- 7 м . Задний ход со скоростью 2,5 км/ч обеспечивается реверсом водометного движителя. Для повышения скорости заднего хода использовано устройство, позволяющее при реверсе частично пе­рекрывать заборное отверстие в днище и образовы­вать таким образом выходное окно уменьшенных раз­меров. Улучшению подвижности машины на воде способствует своеобразная конструкция волноотбойного щитка. В рабочем положении щиток выд­винут вперед на 480 мм и возвышается над ватерли­нией на 20- 30 мм . При движении набегающая вол­на переливается через щиток и устремляется в пространство между ним и корпусом, что практичес­ки исключает подтопление носовой части корпуса. Перед входом в воду устанавливается воздухозаборная труба для предотвращения залива водой двига­теля. Можно двигаться на воде и за счет перематыва­ния гусениц, верхние ветви которых прикрыты гид­родинамическими кожухами. Есть трюмный насос для откачки воды из корпуса. Экипаж и десант могут покинуть машину на плаву через верхние люки.

Для внешней связи имеется танковая радиостанция Р-173 с приемным устройством Р-173П, для внутрен­ней - ТПУ телефонного типа и световые табло. Как и большинство боевых машин, БМП-3 рассчитывалась на войну с применением ОМП и потому оснащена си­стемой коллективной защиты (СКЗ). Она включает в себя броневую конструкцию корпуса и башни (в том числе элементы защиты, выполненные из поглощаю­щих материалов - надбой), систему герметизации обитаемых отделений и подачи в них очищенного воздуха, приборы обнаружения и индикации радиаци­онной и химической опасности, управления и комму никации. Герметизация осуществляется путем приме­нения постоянных и включаемых уплотнений. К пер­вым относятся уплотнения люков, дверей корпуса, шариковых опор башни, ходовой части. Люки и двери должны быть закрыты заблаговременно. Включаемы­ми (закрывающимися) уплотнениями являются клапа­ны вентиляторов отсоса газов пулеметов ПКТ в авто­номных установках и крышка воздухозаборной тру­бы. ФВУ состоит из трассы забора воздуха, нагнетателя с инерционным аппаратом (первая ступень очистки), предфильтра ПФТ-200 (фильтр кассетного типа - вто­рая ступень очистки), фильтра-поглотителя ФТП-200К (третья ступень очистки), отопителя, трассы раздачи воздуха, трассы выброса пыли и других элементов, обеспечивающих ее работу. ФВУ включается прибо­ром радиационной и химической разведки ГО-2 7 или вручную. При высоком уровне радиоактивного излу­чения сигнал подается не только на исполнительные механизмы узлов герметизации, но и на механизм ос­тановки двигателя, а также на отключение приводов наведения. Возможность длительного нахождения экипажа и десанта в машине повышают «танковые са­нитарные устройства» под сиденьями заднего ряда.


Для защиты от пожара и взрыва топливные баки, размещенные в носовой части корпуса, имеют пере­городки для увеличения жесткости, а все их внутрен­нее пространство заполнено пористым материалом. Это исключает детонацию топлива от гидравлическо­го удара при попадании снаряда (осколка), выброс из бака топлива и образование взрывоопасной топливо-воздушной смеси. ППО машины состоит из двух само­стоятельных автоматических систем - в обитаемом отделении и в МТО. В МТО система ППО состоит из четырех термодатчиков ТД-1, релейной коробки, двух баллонов вместимостью по 1 л каждый с огнетушащим составом «Хладон» 114В-2, трубопровода с распыли­телем, приводится в действие автоматически или вруч­ную. Кнопки ручного включения системы имеются на щитке водителя, на пульте командира и на дополни­тельном щитке ППО, установленном снаружи у пра­вой кормовой двери. Система ППО обитаемого отде­ления состоит из пульта управления, восьми оптичес­ких датчиков и двух баллонов вместимостью 2 л «Хладон» 13В-2 каждый с пиропатронным приводом, временем выпуска состава не более 100 мс. Общее вре­мя срабатывания системы с момента воздействия пла­мени на оптический датчик до выброса 90% огнетушащего состава из баллона не превышает 150 мс. Вруч­ную система может быть приведена в действие от одной из трех кнопок - на пульте управления ППО, на пульте командира и на дополнительном щитке ППО на корме машины. Ручной огнетушитель ОУ-2 уста­новлен в отделении управления на левой стойке, 2 ог­нетушителя ОП-2А (применяются для пожаротуше­ния различных горючих веществ, в том числе смесей типа напалм) - в десантном отделении справа.

БМП-3 обладает не совсем обычными для машин этого типа качествами. Основное вооружение позво­ляет ей в ряде случаев работать не только «вместе», но и «вместо» танков. Это особенно интересно с учетом ее авиатранспортабельности. Масса БМП-3 «ужата» в предел 20 т - максимальная грузоподъемность вертолета Ми-26 и парашютно-десантных платформ - на корпусе БМП-3 есть стандартные петли для крепления на такой платформе. Не случайно, видимо, и сходство компоновки БМП-3 с БМД, а элементов шас­си- с опытным авиадесантным плавающим танком «объект 685», созданным в 1978 г . под руководством А. Благонравова. БМП-3 хорошо укладывается в кон­цепцию сильных оперативных маневренных групп (ОМГ), действующих на флангах и в тылу противника.


БМП-3 отличается хорошей маневренностью, ог­невой мощью и неплохой бронезащитой. Универсаль­ный характер вооружения позволяет ей вести борьбу с различными целями, включая воздушные. Однако разнообразие вооружения увеличивает габариты и вес башни, осложняет управление. Проход в десантное от­деление из отделения управления невозможен, что за­ставляет трех человек в отделении управления выса­живаться под огнем противника только «вверх». Бронепробиваемости ПТУР 9М117 уже недостаточно для борьбы с современными основными танками с дина­мической защитой. Корпус из алюминиевых сплавов требует наличия в войсковых мастерских специаль­ного сварочного оборудования и обучения ремонт­ников. Вместе с финансовыми проблемами это при­вело к сокращению заказа на БМП-3. Число их в Рос­сийской Армии пока невелико - реально ими оснащен только один мотострелковый полк в Сибирском воен­ном округе. Между тем авиатранспортабельная маши­на, способная совмещать качества БМП и машины ог­невой поддержки («легкого танка»), была бы весьма полезна и в условиях «локальных конфликтов», став­ших повседневностью для России.

Большой интерес вызвала БМП-3 за рубежом. Для экспортного варианта предусмотрели установку французской тепловизионной системы. К началу 2000 г . БМП-3 уже состояли на вооружении в Кувейте (55 ма­шин), ОАЭ (415), Саудовской Аравии, Сирии (несколь­ко штук), Южной Корее (40), на Кипре (43), Украине, в Азербайджане. В Кувейте БМП-3 - ирония судьбы - может стать «боевым напарником» американского танка М1А2 «Абрамс». Отметим факт поставок наибо­лее мощно на настоящий момент вооруженной БМП прежде всего в исламские государства, в то время как Российская Армия, борющаяся с исламским террориз­мом, этой машины фактически не имеет. Во всяком случае, в Дагестане и Чечне российских мотострел­ков перевозили и поддерживали огнем старые добрые БМП-2 (БМП-2Д).

 

 

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3

Открыть в новом окне

 

Модификации БМП-З:

 

На шасси БМП кроме командирской БМП-ЗК пост­роено семейство бронемашин различного назначе­ния - БРЭМ-Л, самоходный ПТРК «Корнет-Э» («Хри­зантема») с наведением по лазерному лучу, самоход­ное универсальное орудие «Вена» (опытное), боевая разведывательная машина БРМ-3.

Ремонтно-эвакуационная БРЭМ-Л («Беглянка») ос­нащена крановой стрелой грузоподъемностью 6 т, тя­говой лебедкой с усилием 20 тс, бульдозерным отва­лом, может оборудоваться автоматической жесткой сцепкой. Принята также БМП-ЗФ с улучшенными «мо­реходными» качествами - для морской пехоты.


БРМ-3 «Рысь» («объект 501») принята на вооруже­ние Российской Армии в 1995 г . и по показателям под­вижности и защищенности близка БМП-3 (непривыч­ное для отечественной традиции «шифровки» про­ектов название, видимо, связано с германскими разведывательными машинами «Лухс»). Специальный комплекс приборов разведки, установленных на ма­шине, позволяет экипажу производить поиск, обнару­жение и опознавание целей в различных условиях на­блюдения, осуществлять обработку и передачу по­лученной информации пунктам ее приема. Для обнаружения и опознавания целей, определения их координат предназначены установленные в боевом отделении тепловизионный прибор разведки ШН71, активно-импульсный прибор ночного наблюдения разведки 1ПН61, лазерный дальномер 1Д14, радиоло­кационная система 1РЛ133-1 – Приемопередатчик РЛС установлен на отдельном карданном подвесе с возмож­ностью подъема на высоту 1 м , может устанавливаться и на треноге вне машины. Управление РЛС могут осу­ществлять командир или оператор. Для топогеодезического обеспечения имеются встроенные средства ориентирования и навигации, включая полуавтомати­ческий гирокомпас 1Г50 с навигационной аппарату­рой ТНА-4, обеспечивающей машину навигационной информацией как в цифровом виде, так и отображе­нием местоположения машины на топографической карте. Задачи топопривязки могут решаться дублиру­ющими средствами - визиром ориентирования и ис­пользованием башенных отсчетных устройств с при­менением основного комплекса средств разведки. Для связи служат радиостанции повышенной помехоус­тойчивости Р-163-50У, Р-163-50К, Р-163-У; они ис­пользуют диапазон частот от 30 до 79,999 кГц, обес­печивают быстрый переход на любую из фиксирован­ных частот, автоматический поиск рабочей частоты, возможность передачи телекодовой информации в виде сжатых пакетов. Комплекс средств связи и антенно-мачтовых устройств позволяет передавать инфор­мацию пунктам ее приема в КБ и УКВ диапазонах на дальности до 350 км . В БРМ предусмотрены места-ук­ладки для размещения специального разведыватель­ного оборудования, применяемого при развертыва­нии выносного наблюдательного пункта на удалении от 0,5 до 6 км от машины, а также аппаратуры для раз­ведки РЛС противника. Имеется автономный источ­ник питания.

Основным вооружением БРМ является стабилизи­рованная в двух плоскостях 30-мм автоматическая пушка 2А72 с двухленточным питанием и штатным бо­екомплектом 400 выстрелов (осколочно-фугасные и бронебойные). Имеется возможность дополнительно уложить еще 200 выстрелов в единой ленте. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с боекомплектом 2000 патронов в единой ленте. Прицельный комплекс это­го блока оружия состоит из комбинированного при­цела БПК-2-42 с ночным пассивно-активным каналом и зенитного прицела ППБ-2.

Для борьбы с танками и другими прочными опас­ными целями предусмотрен комплект ПТУР - 4 ра­кеты, размещенный в укладке. Личным оружием эки­пажа являются 6 автоматов (боекомплект 1800 патро­нов) и 15 ручных гранат. В корпусе в правом борту и корме имеются 2 амбразуры с шаровыми опорами для стрельбы из автоматов.

Масса БРМ-ЗК «Рысь» - 19,6 т, экипаж - 6 человек, высота - 2,57 м .


 

Разработана программа модернизации БМП-3 (БМП-ЗМ), включившая прежде всего изменение бо­екомплекта и системы управления огнем. Новая ПТУР 9M117M1 («Аркан») при тех же размерах выстрела об­ладает повышенными могуществом и дальностью. Максимальная дальность стрельбы возросла до 5000- 5500 м , бронепробиваемость - до 700- 750 мм (по­зволяет бороться с танками типа M1A1, «Меркава»-3). По прогнозам, танки с эквивалентной бронезащитой до 700 мм в ближайшее десятилетие останутся наибо­лее массовыми (скажем, в США отложена программа модернизации танков M1A1 до уровня М1А2 с эквива­лентной защитой до 900 мм ). Масса выстрела умень­шилась с 22 до 21,5 кг . Эффективность стрельбы 9М117М1 выше в 3-3,5 раза, чем с 9М117, в том числе в движении. Естественно, понадобилось увеличить вре­мя работы излучателя прибора наведения. Осколоч­но-фугасный снаряд ЗУОФ17 предложено заменить ЗУОФ19 с уменьшенной толщиной стенок и большим коэффициентом наполнения. При массе заряда ВВ, увеличившейся с 1,69 до 2,3 кг , масса снаряда умень­шилась с 15,2 до 13,6 кг , это позволило довести даль­ность стрельбы до 7000 м . По данным разработчика, приведенная площадь поражения осколками ЗУОФ19 увеличилась со 160 до 360 кв.м. Новый 30-мм выстрел с подкалиберным бронебойным снарядом БП («Кер­нер») обеспечивает бронепробиваемость 25 мм на дальности 1500 мм (у прежнего снаряда БТ - 14 мм ). Масса снаряда БП - 304 г (БТ - 400 г ), начальная ско­рость - 1120 м/с (БТ - 970 м/с). Вероятность пораже­ния цели типа М113А1 с 1500 мм оценивается в 0,7 (для БТ - 0,55). В СУО включен новый цифровой бал­листический вычислитель с программным обеспече­нием, обеспечивающим стрельбу старыми и модер­низированными выстрелами.

 

КОМАНДИРСКАЯ БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3К

 

КОМАНДИРСКАЯ БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3К


      Предназначена для ведения действий в составе подразделения, управления боем командиром, связи с другими подразделениями и с вышестоящим звеном управления. Основные тактико-технические характеристики и вооружение такие же, как у БМП-3. Машина оснащена навигационной аппаратурой, двумя радиостанциями, приемником, аппаратурой внутренней связи на семь абонентов, автономным генератором и радиолокационным ответчиком.

 

БМП-3 с ДЗ


В начале 2001 года на выставке вооружений в Омске была продемонстрирована еще одна модификация БМП-3, оснащенная навесной динамической защитой «Кактус». Блоки ДЗ разположены на бортовых и лобовых деталях корпуса и башни. Помимо этого имеются резинотканевые и решетчатые экраны. Дополнительная защита значительно повышает живучесть БМП на поле боя при использовании противником легких противотанковых средств с кумулятивными боевыми частями.Комплекс вооружения, система управления огнем, внутренняя компоновка, МТО – все осталось прежнее, как на базовом образце. Единстственное, чего лишилась новая БМП – это возможность преодолевать водные преграды вплавь, так как масса машины значительно возросла. Несмотря на это водометные двигатели остались, так как дополнительную защиту можно демонтировать. Новые габариты машины увеличились: по ширине – до 3,97 м , по длине корпуса – до 7,16 м .

 

 

БМП-3 з ДЗ   БМП-3   БМП-3

Открыть в новом окне

 

 

БМП-3 c комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1»

 

БМП-3 c комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1»

Открыть в новом окне

 


На данной БМП-3 установлен комплекс оптико-электронного подавления «Штора-1». Этот комплекс позволяет обеспечить эффективную защиту машины от поражения различными ПТУР с полуавтоматическими и автоматическими системами наведения. Не всегда доверяющие рекламным лозунгам офицеры армии ОАЭ предложили испытать действие «Шторы-1» на практике. После окончания выставки IDEX-03 выставочный образец БМП-3, оснащенный комплексом оптико-электронного подавления, был вывезен на полигон Макатра и испытан по полной программе. Сначала арабские офицеры отстреляли всеми типами боеприпасов из этой машины при включенном комплексе, проверяя, нет ли влияния излучения осветителей «Шторы-1» на стрельбу, особенно управляемой ракетой, а также не будет ли сбоев работы комплекса от вибраций машины во время стрельбы. Затем началось самое интересное. Машину отогнали на 3000 м , включили комплекс и стреляли по ней ПТУРами с различными системами наведения. Ни одна ракета так и не достигла цели. Конечно, нашим представителям пришлось немного поволноваться. Но все обошлось. Нет, в работе комплекса они были абсолютно уверены, дело было в другом. Когда машину отогнали на уровень мишеней, в ней оставалось всего 50 л топлива. Комплекс «Штора-1» при работе потребляет большое количество электроэнергии и для обеспечения его работы должен быть запущен двигатель.


 

С целью повышения огневой мощи БМП предусматривается установка на нее прицельного комплекса «Весна-К» с тепловизионной камерой, встроенным лазерным дальномером и информационным каналом управления ПТУР. Прицельный комплекс оснащен автоматом сопровождения цели. Теперь при стрельбе по движущимся целям наводчику нет необходимости держать прицельную марку на цели, автоматика все сделает сама.


Система управления огнем (СУО) обеспечивает применение в составе комплекса вооружения новых боеприпасов, в том числе бронебойных подкалиберных снарядов и управляемых ракет с тандемной боевой частью, способных поражать любые современные и перспективные танки на дальностях до 5000 м . В отличие от прототипа, на модернизированной машине реализовано автоматическое заряжание управляемых ракет, повысившее боевую скорострельность комплекса управляемого вооружения. Установка механизма заряжания ПТУР производится в боевом отделении с использованием места под штатную боеукладку и не требует значительных затрат по изменению конструкции боевого отделения. Раньше для обеспечения быстрого заряжания ПТУР в помощь наводчику в десантном отделении находился один из десантников, который и работал эдаким механизмом заряжания управляемых ракет.


Повышению разведывательных возможностей экипажа машины способствует установка прибора наблюдения командира ТКН-АИ с лазерной активно-импульсной подсветкой. Новый прибор увеличивает дальность обнаружения цели, обеспечивает измерение дальности до цели и обнаружение оптико-электронных средств противника ночью на дистанции до 3000 м , а также отсутствие демаскирующего инфракрасного излучения осветителя. Прибор характеризуется эффективной работой в условиях недостаточной освещенности и высокой устойчивостью к помехам.


Значительно повышен ресурс вооружения. Так, например, ресурс 30-мм автоматической пушки повышен с 6000 до 9000 выстрелов.

 

БМП-3М-3 с комплекс активной защиты «Арена» 2003 г .

 

БМП-3М-3 с комплекс активной защиты «Арена» 2003 г.

Открыть в новом окне


Повышение защищенности машины обеспечено за счет установки дополнительных броневых экранов и комплекса активной защиты «Арена-Э». Комплекс активной защиты «Арена-Э» обеспечивает защиту модернизированной БМП-3 от управляемых и неуправляемых противотанковых ракет и противотанковых гранат, используемых в различных комплексах, в том числе и вертолетных.


«Арена-Э» автоматически обнаруживает, определяет траекторию полета и уничтожает подлетающие противотанковые боеприпасы различного типа действия с диапазоном скоростей от 70 до 700 м/с. Комплекс работает в автоматическом режиме, обеспечивающем после проведения самоконтроля исправности комплекса его перевод в режим боевой работы. После этого на экипаж не накладывается никакой дополнительной нагрузки, что позволяет ему полностью сосредоточиться на выполнении основной боевой задачи.


Комплекс «Арена-Э» является всепогодным и всесуточным, обнаруживает и поражает цели во всех условиях боевого применения модернизированной БМП-3, в том числе в движении, при разворотах башни. Сектор защиты по азимуту достаточен для защиты лобовой и боковых проекций, подвижен вместе с башней. Компоновочная схема и заложенные технические решения не накладывают принципиальных ограничений на возможность расширения сектора защиты. Предложенная схема защиты, технические решения по построению аппаратуры обнаружения и управления, средств поражения позволили реализовать сверхвысокое быстродействие комплекса: время от обнаружения цели до ее поражения не превышает 0,07 с. Алгоритм работы комплекса позволяет исключить его срабатывание по ложным целям, например, по целям, траектория которых не пересекает сектор защиты или по удаляющимся целям – например, снарядам, выстреливаемым из собственной пушки и т.д.



Устанавливаемые при модернизации машины дополнительные броневые экраны предназначены для повышения уровня защиты бортовых элементов конструкции корпуса. Они обеспечивают защиту от бронебойной пули калибра 12,7-мм с дистанции 150 м при обстреле под любым углом, исключают образования проломов основной брони и снижают остаточное действие кумулятивной струи при попадании кумулятивных гранат. При этом установка экранов не снижает параметры плавучести машины, сохраняя их на уровне серийных машин. Другими словами, машина способна преодолевать водные преграды без специальной подготовки при волнении до 3 баллов.


Многофункциональный дисплей информационно-управляющей системы. Объемные дополнительные броневые экраны конструктивно выполнены в виде навесных бортовых защитных элементов, а именно неподвижно закрепленных съемных верхних секций и откидывающихся на шарнирах нижних секций для обеспечения возможности обслуживания ходовой части.


Установка выполняется методом демонтажа крыльев и монтажа готовых комплектов экранов на корпус машины. Монтаж не требует изменения конструкции корпуса и может быть выполнен в условиях ремонтных заводов и производств с низким уровнем технологической оснащенности, персоналом со средним уровнем подготовки.

Незначительное повышение массы машины не отразилось на ее высоких ходовых и мореходных качествах. Напротив, новый более мощный многотопливный дизель УТД-32 ( 660 л .с.), устанавливаемый вместо двигателя УТД-29, значительно повысил подвижность БМП-3.


С учетом опыта эксплуатации БМП-3 в условиях жаркого климата была разработана новая система охлаждения двигателя, обеспечивающая его эксплуатацию при температурах окружающего воздуха свыше + 50°C без каких-либо ограничений.



Установленная на модернизированную машину информационно-управляющая система шасси значительно облегчает действия механика- водителя при эксплуатации машины и снижает риск выхода из строя отдельных узлов, агрегатов и систем по вине неправильной эксплуатации. Причем система позволяет не только получить информацию о неисправности какого-то блока, но и показать его размещение в машине. Были случаи, когда некоторые механики-водители по нескольку часов искали тот или иной агрегат, чтобы произвести его замену. Улучшение подвижности в ночных условиях достигается установкой универсального прибора механика-водителя ТВК-1.

 

 

БМП-3 с комплексом вооружения Бахча-У

 

Бахча-У   Унифицированный комплексом вооружения Бахча-У

Унифицированный комплексом вооружения Бахча-У разработаный КБ При­боростроения (г. Тула).

Открыть в новом окне


Учитывая специфику БМП-3 (плавучесть, авиатранспортабельность, возможность действия в труднодоступной местности), специалисты КБП пришли к выводу, что весьма важной является ее способность автономно решать широкий круг боевых задач без поддержки танков и артиллерии. Наличие в составе комплекса вооружения БМП-3 автоматизированной системы управления огнем позволило достигнуть высокой точности стрельбы всеми видами оружия с места и с ходу. В целом состав вооружения и характеристики СУО обеспечивают автономность мотострелковых подразделений и решение таких тактических задач, как форсирование водных преград, оборона флангов и занятие рубежей до подхода основных сил без привлечения средств артиллерийской поддержки. Но после создания первых образцов БМП-3 прошло значительное время, за которое был найден ряд технических решений, позволяющих качественным образом повысить эффективность ее вооружения. В связи с этим КБ приборостроения разработало новое боевое отделение (боевой модуль) «Бахча-У», особенностями

 которого являются:


– современная система управления огнем;
– единый механизм заряжания управляемых и неуправляемых 100-мм выстрелов;
– новый боекомплект управляемых и неуправляемых выстрелов.


Система управления огнем включает стабилизированный в двух плоскостях высокоточный прицел наводчика с визирно-дальномерным, тепловизионным и информационным каналами, панорамический прицел командира с тепловизионным и дальномерными каналами, информационно-управляющую систему с датчиками, автомат сопровождения цели, высокоточный стабилизатор основного вооружения. Такой состав СУО позволяет обнаруживать и вести эффективную стрельбу всеми видами вооружения с места и с ходу как по наземным, так и по воздушным целям, а командиру полностью дублировать функции наводчика. Наличием автомата сопровождения цели достигается гарантированная точность стрельбы и независимость результатов от психофизиологической нагрузки оператора.


Механизм заряжания обеспечивает заряжание как короткого 100-мм осколочно-фугасного снаряда, так и длинного управляемого. При этом техническая скорострельность осколочно-фугасными снарядами составляет 10-12 выстр./мин, а время заряжания ПТУР не превышает 6 секунд. Следует отметить, что автоматическое заряжание ПТУР резко улучшает условия работы оператора и в конечном счете повышает боевую производительность при стрельбе управляемым вооружением, а следовательно, и выживаемость машины. В конструкции боевого отделения практически исключена загазованность при стрельбе 100-мм боеприпасами, а боекомплект, по сравнению с боекомплектом БМП-3, увеличен в 1,5 раза.



Принципиально важной является разработка нового боекомплекта, котрый КБП предлагает для нового боевого модуля. Управляемая ракета 9М117М1 «Аркан» преодолевает динамическую защиту и поражает современные танки на дальности до 5500 м . Она может применяться и серийной БМП-3 без доработок прицельного оборудовпния, правда дальность при этом уменьшается до 4000 м . Выстрел ЗУБК23-3 с ПТУР имеет массу 21,5 кг и длину 1185 мм . Новый 100-мм осколочно-фугасный выстрел ЗУОФ19 имеет дальность стрельбы 7000 м и в 2,5...3 раза большую эффективность по сравнению с эффективностью штатного снаряда, в 2 раза лучшие характеристики технического рассеивания. Масса выстрела – 15,8 кг , масса снаряда – 13,2 кг . Применение нового 30-мм бронебойно-подкалиберного снаряда «Кернер» существенно повышает эффективность стрельбы по легкобронированным целям (масса выстрела 0,765 кг , снаряда – 0,304 кг ).


Боевое отделение «Бахча-У» имеет массу 3,2...3,98 тонн, единый автомат заряжания для ОФС и ПТУР. Боекомплект механизированной боеукладки составляет 34 100-мм выстрела, в том числе 4 ПТУР (ранее там размещались только 22 выстрела), 500 30-мм выстрелов и 2000 патронов к пулемету. В состав СУО помимо стабилизированных прицелов командира и наводчика входит 2-плоскостной стабилизатор вооружения, цифровой баллистический вычислитель 1В539М, автомат сопровождения цели, система космической топопривязки и автоматической передачи данных. Бронезащита башни, как и прежде, состоит из алюминиевой брони с усилением стальными экранами, которые имеют несколько измененную форму. Справа и слева на башне крепятся 3-ствольные блоки дымовых гранатометов.

 

 

Основные характеристики

Боевая масса, т

3,2-3,98

Управляемое вооружение

дальность стрельбы, м

5500

бронепробиваемостъ, мм

750

боекомплект УР, шт

4

преодоление ДЗ

обеспечивается

100-мм артвооружение

дальность стрельбы, м

7000

боекомплект, шт

34

30-мм автоматическая пушка

дальность стрельбы, м

4000

боекомплект, шт.

500

Система управления огнем

прицел наводчика

комбинированный с дальномерным каналом

прицел командира

панорамический, телевизионный с дальномерным каналом

автомат сопровождения цели, система космической топопривязки и автоматической передачи данных

имеется

 

 



Подборка материалов про современные разработки КБП в области боевых модулей для ББМ. Боевой модуль «Бахча» массой 3,6 т предназначен для установки на машинах типа БМП-3, БМД-3, БМД-4, БМП-2, массой до 20 т и оснащен системой измерения координат (GPS/ГЛОНАСС), что обеспечивает ведение стрельбы 100-мм ОПУ с закрытых огневых позиций. И модернизированное боевое отделение БО Б05Я01 для БМП-2 и БМД-2 с БО Б05Я01-01 (КБП Тула)
О МОДЕРНИЗАЦИИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ ТИПА БМП-1, БМД-2 (БО "Берег", КБП Тула)
УНИФИЦИРОВАННОЕ БОЕВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «БАХЧА-У» ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ (БМД-4М, КБП Тула)
УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ (БМД-4М, КБП Тула)
Модернизированная БМП-2 с БО Б05Я01 и БМД-2 с БО Б05Я01-01 (КБП Тула)
и мнение по поводу вооружения и боекомплекта российских танков от УВЗ - ЭФФЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С ТАНКООПАСНОЙ ЖИВОЙ СИЛОЙ ПРОТИВНИКА В СУХОПУТНЫХ ВОЙСКАХ ВС

 

 

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3Ф

 

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3Ф   БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ БМП-3Ф

Открыть в новом окне


     
Предназначена для подразделений морской пехоты, пограничных и береговых войск, ведения боевых действий в прибрежной зоне, на побережье и при высадке морского десанта. Одна из модификаций БМП-3. Конструктивные особенности по сравнению с базовым изделием дают машине возможность движения на плаву при волнении в 3 балла, ведения прицельной стрельбы при волнении до 2 баллов, водометные движители обеспечивают маневрирование и погрузку на десантные корабли своим ходом с воды при волнении, а высокопроизводительные водооткачивающие средства безопасное нахождение в воде в течение длительного времени. Конструкция БМП-ЗФ позволяет при эксплуатации на воде буксировать однотипное изделие, двигаться на буксире за морскими рейдовыми катерами.


 

ФОТОГРАФИИ И СХЕМЫ

 

 

 

   

Рабочие места экипажа БМП-3

Открыть в новом окне

 


Машины созданные на базе БМП-3:
• БРМ-3К «Рысь» (об.501, нач.1990-х гг.)
• БРЭМ-Л «Беглянка» (об.691)
• 2С31 «Вена» (120-мм САУ)
• 9П161 «Корнет-С» (самоходный ПТРК) - Многоцелевой ракетный комплекс 9К123 «ХРИЗАНТЕМА-С»
• 9П157 «Хризантема» (самоходный ПТРК)
• ЗРПК «Панцирь-С» (вариант)
• ДЗМ «Восторг» (инж.машина)
• об.699 (самоходн.120-мм миномет AMOS)

 

 

Тактико-технические характеристики БМП-3

 

Боевая масса, т - 18,7 +2%

Экипаж, чел. - 3

Десант, чел. - 7

Длина со 100-мм орудием вперед,

м - 7,2

Ширина, м - 3,3 (по экранам)

Клиренс, м - 0,19 - 0,51

Полная высота, м - 2,45 (по несъемным деталям башни)

Вооружение:

пушки -

100-мм орудие пусковая установка 2А70,

30-мм автоматическая пушка 2А72

пулеметы -

3 х 7,62-мм

Боекомплект - 40 выстрелов к орудию 2А70,

500 выстрелов к пушке 2А72 (300 - с ОТ и ОФЗ снаря­дами, 200 - с БТ снарядами)

2000 патронов к пу­лемету блока оружия

4000 патронов к пулеметам в автономных установках

8 ПТУР

Двигатель:

марка - УТД-29

тип -- 10-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения мощность, л.с. - 450

Трансмиссия - гидромеханическая с гидрообъем­ной передачей в МП

Подвеска - торсионная с гидравлическими амор­тизаторами Гусеница - с РМШ и обрезиненной беговой дорожкой

Максимальная скорость, км/ч -

70 по суше вперед,

20 назад,

10 на плаву

Запас хода по шоссе по топливу, км - 600

Преодолеваемый подъем, град. - 35

Ширина рва, м - 2,72

Высота стенки, м - 0,8

Глубина брода, м - плавает

См. также:

Многоцелевой ракетный комплекс 9К123 «ХРИЗАНТЕМА-С»ФОТО БМП-3 (ДЕТАЛИЗАЦИЯ)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ БМП-3
ОСОБЕННОСТИ КОРПУСА И БАШНИ БМП-3
УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ
МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ БМП-2 С БО Б05Я01 И БМД-2
«ТЕХНОЛОГИИ В МАШИНОСТРОЕНИИ-2010»

 







 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ