|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
БМП-1 (история создания)Отрывок из Отечественные бронированные машины. XX век: Научное издание: / Солянкин А.Г, Желтов И.Г., Кудряшов К.Н. /Том 3. Отечественные бронированные машины. 1946-1965 гг.- М.: ООО «Издательство “Цейхгауз”», 2010. - 672 с.: ил.
Боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1962 г .) разрабатывалась в 1961-1963 гг. в Челябинске конструкторским бюро ЧТЗ под руководством П.П. Исакова. Первый опытный образец был изготовлен на ЧТЗ в 1962 г ., второй - в марте 1963 г . В 1963 г . БМП прошла заводские испытания, по результатам которых был изготовлен опытный образец БМП «Объект 765» для проведения полигонно-войсковых испытаний. БМП являлась плавающей гусеничной машиной с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения. Посадка и спешивание 8 пехотинцев производились через две кормовые двери в корпусе. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта корпуса машины. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) - он же командир машины. Во вращающейся башне располагался наводчик-оператор. Основным оружием БМП являлось 73 мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», вспомогательным - спаренный с орудием 7,62 мм пулемет ПКТ. Снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов ПГ-15В кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания орудия. Четыре ПТУР ЭММ располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов. В десантном отделении в бортовых листах корпуса первого опытного образца БМП имелось 7 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Во время заводских испытаний по бортам корпуса были дополнительно установлены две шаровых установки для 7,62-мм пулеметов ПК. В кормовых дверях имелись две амбразуры с шаровыми установками для автоматов АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками. Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали. Для сокращения времени изготовления опытного образца, передний наклонный лист корпуса был прямым, без изгиба в нижней части, предусмотренного проектом и имевшимся на серийных машинах. БМП оснащалась системами ПАЗ, ППО и ТДА. Основу силовой установки составлял четырехтактный V-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт ( 300 л .с.), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения, пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование.
Боевая машина пёхоты «Объект 765» (выпуска 1962 г .).Боевая масса - 12,6 т; экипаж - 3 чел., десант - 8 чел.; оружие: орудие - 73-мм гладкоствольное, пулемет - 7,62 мм , пусковая установка ПТУР; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 221 кВт ( 300 л .с.); максимальная скорость: по шоссе - 65 км/ч , на плаву - 7 км/ч .
Боевая машина пёхоты «Объект 765» (выпуска 1962 г .). Первый опытный образец.
Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, однодисковые опорные катки без оребрения, поддерживающие катки с наружной амортизацией и две гусеницы с РМШ. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, располагавшийся в кормовой части корпуса машины. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессо- ривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет. БМП имела боевую массу 12,6 т. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км/ч , на плаву - 7 км/ч . Боевая машина пехоты «Объект 765» (вид спереди).Боевая машина пехоты «Объект 765» (вид сзади сверху).Боевая машина пехоты «Объект 765» (вид на правый борт).
Боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1964 г .) являлась дальнейшим развитием опытного образца БМП «Объект 765» выпуска 1962 г . Она была изготовлена на ЧТЗ в 1964 г . и в том же году прошла полигонно-войсковые испытания. После устранения выявленных недостатков машина была принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 2 июня 1966 г . под маркой БМП-1. БМП представляла собой плавающую гусеничную машину массой 12,8 т с передним расположением МТО и кормовым размещением десантного отделения, в котором располагалось 8 стрелков. Посадка и спешивание десанта производились через две двери в корме корпуса машины. Для выхода десанта при движении БМП на плаву, ведения огня по воздушным целям, а также наблюдения за местностью на марше в крыше корпуса (над сиденьями десанта) имелось четыре люка с броневыми крышками. Механик-водитель размещался в отделении управления у левого борта, в башне слева от орудия располагался наводчик-оператор. За механиком-водителем находился командир стрелкового отделения (взвода, роты) – он же командир машины. Боевой расчет БМП составлял 11 человек. Машина была вооружена 73 мм гладкоствольным орудием 2А28 «Гром» и спаренным 7,62 мм пулеметом ПКТ. Кроме того, снаружи башни на орудии была закреплена пусковая установка для управляемых ракет ПТРК «Малютка». Прицельная стрельба из орудия велась на дальностях до 1300 м . Скорострельность составляла 8-10 выстр./мин. Управление полетом ракеты осуществлялось передачей команд по проводам наводчиком-оператором с помощью специального пульта. Боекомплект к гладкоствольному орудию состоял из 40 активно-реактивных выстрелов кумулятивного действия, находившихся в конвейере механизма заряжания. Они имели бронепробиваемость 300 мм по нормали. Четыре ПТУР 9М14 располагались вертикально внутри боевого отделения на направляющих. Заряжание пусковой установки производилось вручную наводчиком-опера- тором изнутри машины путем выдвижения направляющей с ПТУР через специальный люк в крыше башни. Бронепробиваемость ПТУР составляла 400 мм по вертикально расположенной броневой плите. Стрельба ракетами велась на дальностях от 500 до 3000 м . Боекомплект к пулемету ПКТ составлял 2000 патронов. В десантном отделении в бортовых листах корпуса имелось 8 амбразур, в которых были смонтированы шаровые установки. Передняя шаровая установка со стороны каждого борта предназначалась для 7,62-мм пулемета ПК, а остальные - для автоматов АК-47 десанта. В левой кормовой двери была смонтирована еще одна шаровая установка для автомата АК-47. Все амбразуры закрывались броневыми крышками.
Боевая машина пехоты «Объект 765» (выпуска 1964 г .).Боевая масса - 12,8 т; экипаж - 3 чел., десант - 8 чел.; оружие: орудие - 73-мм гладкоствольное, 1 пулемет - 7,62 мм , пусковая установка ПТУР; броневая защита - противопульная; мощность дизеля - 221 кВт ( 300 л .с.); максимальная скорость: по шоссе - 65 км/ч , на плаву - 7 км/ч .Боевая машина пехоты «Объект 765».Компоновочная схема БМП «Объект 765».Корпус и башня были изготовлены из противопульной броневой стали, а съемная крыша верхней носовой части корпуса - из броневого алюминиевого сплава, обеспечивавшего защиту от снарядов 23-мм пушки. Башня устанавливалась на шариковой опоре, подвижный и неподвижный погоны которой изготовлялись из алюминиевого сплава, а шарики из пластмассы. Машина оснащалась автоматическими системами ПАЗ, ППО и термодымовой аппаратурой (ТДА) многократного действия. На машине устанавливался четырехтактный У-образный шестицилиндровый дизель УТД-20 мощностью 221 кВт ( 300 л .с.), который был объединен с механической трансмиссией (за исключением бортовых редукторов) в силовой блок. Емкость топливной системы, включавшей один основной бак в десантном отделении и два бака, встроенных в кормовых дверях корпуса, составляла 462 л . Запас хода по шоссе составлял 500 км . В силовой установке применялась жидкостная эжекционная система охлаждения. Для облегчения пуска двигателя при низких температурах использовался форсуночный подогреватель. Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона сухого трения стали 65Г по фрикционному материалу КФ-2 (НСФ-2), пятиступенчатой коробки передач с двумя инерционными конусными синхронизаторами, двух двухступенчатых ПМП, двух однорядных планетарных бортовых редукторов и системы гидросервоуправления. Коробка передач обеспечивала получение пяти передач вперед и одной передачи заднего хода. Картер коробки передач отливался из алюминиевого сплава Ал-4. Система управления агрегатами трансмиссии включала гидросервоприводы управления главным фрикционом, коробкой передач, механизмом поворота и остановочными тормозами. Приводы управления главным фрикционом и остановочными тормозами ПМП имели пневматическое дублирование. Кроме того, остановочные тормоза имели механический привод непосредственного действия от рукоятки стояночного тормоза. Для управления поворотом машины на рабочем месте механика-водителя была установлена рулевая колонка с штурвалом. На рулевой колонке имелся рычаг включения замедленной передачи, которая получалась изменением передаточного числа в 1,44 раза одновременно в двух ПМП при прямолинейном движении машины на любой передаче. Гусеничный движитель имел переднее расположение ведущих колес, двенадцать однодисковых опорных и шесть поддерживающих катков с наружной амортизацией, две гусеницы с РМШ и два направляющих колеса. Для натяжения гусеницы использовался червячный кривошипный механизм, расположенный в кормовой части корпуса. Гусеничный движитель использовался также в качестве водоходного движителя. В состав системы подрессоривания входили индивидуальная торсионная подвеска, четыре поршневых гидроамортизатора двухстороннего действия, пружинные и резиновые ограничители хода балансиров (упоры). Постоянно установленный над верхней ветвью гусеницы гидродинамический кожух с инерционной решеткой в его кормовой части способствовал повышению скорости движения и маневренности машины на плаву. Запас плавучести машины составлял 18%. Максимальная скорость по шоссе достигала 65 км/ч , на плаву- 7 км/ч . Ширина ( 2850 мм ) и высота ( 2068 мм ) машины позволяли транспортировать БМП на самолете Ан-12. Средствами связи являлись радиостанция Р-123, ТПУ Р-124 на 5 абонентов, сигнальные флажки и сигнальный пистолет.
Продольный разрез БМП «Объект 765».
БМП-1
БМП-1. Схема внутренней
компоновки
1-корпус машины; 2-волноотражательный щиток; 3-съемный
лист крыши корпуса; 4-центральный щиток контрольных приборов; 5-прибор
наблюдения механика-водителя; 6-рукоятка крышки люка механика-водителя;
7-двигатель; 8-рукоятка управления приводом жалюзи и заслонками эжектора;
9-воздухоочиститель; 10-сиденье командира; 11-орудие; 12-направляющая ПТУР;
13-ПТУР; 14-башня; 15-фара; 16-сиденье наводчика-оператора; 17-топливный
бак; 18-сиденье десанта; 19-аккумуляторный отсек; 20-переносный зенитный
ракетный комплекс; 21-кормовая дверь; 22-шаровая установка для стрельбы из
автомата; 23-гусеница; 24-опорный каток; 25-торсионный вал; 26-перегородка
силового отделения; 27-сиденье механика-водителя; 28-педаль управления
главным фрикционом; 29-педаль управления подачей топлива; 30-генератор.
Модернизация БМП-1 О МОДЕРНИЗАЦИИ ЛЕГКОБРОНИРОВАННОЙ ТЕХНИКИ ТИПА БМП-1 и БМД-2БМП-1У «Шквал»УСТАНОВКА 30-мм АВТОМАТИЧЕСКОГО ГРАНАТОМЕТАНовые концепции боевых машин для пехоты
БМП-1 была разработана в первой
половине 1960-х годов в КБ ЧТЗ и стала первой в мире серийной боевой машиной
пехоты. Главный конструктор – П.П.Исаков. В 1965 году КБ Челябинского завода представило
несколько вариантов БМП объект 765, один из которых и был принят на
вооружение в 1966 году как объект 765Сп1. Широкой общественности машина была
показана на параде войск на Красной площади в Москве в
На 1995 год БМП-1 состояла на вооружении России, Афганистана, Алжира (684 ед.), Анголы,
Аргентины, Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Кубы, Чехии (605 ед.), Египта
(200 ед.), Эфиопии (20 ед.), Финляндии (40 ед.), Грузии, Греции (500 ед.,
получены из Германии), Венгрии (502 ед.), Индии, Ирана (200 ед.), Ирака,
Казахстана, КНДР, Китая, Киргизии, Ливии (740 ед.), Монголии, Мозамбика,
Польши (1680 ед.), Румынии, Словакии (311 ед.), Шри-Ланки, Швеции (300 ед.,
получены из Германии), Сирии (2300 ед.), Таджикистана, Туркмении, Уругвая,
Въетнама (400), Йемена (150).
Иракский вариант БМП-1 с
усиленной защитой бортов.
Иранский БМП-1
В носовой части корпуса размещены совмещенные по длине моторно-трансмиссионное отделение (справа) и отделение управления (слева). В средней части машины установлена одноместная башня, образующая вместе с подбашенным пространством боевое отделение. За ним в корме машины расположено помещение для спешиваемой части расчета – десантное отделение. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя (впереди) и командира машины - позади него, органы управления движением машины, приборы наблюдения и ориентирования, средства связи, фильтро-вентиляционная установка и другое оборудование. Справа от отделения управления за тепло- и звукоизолирующей перегородкой расположена моторно-трансмиссионная установка (МТУ). Двигатель, главный фрикцион, коробка передач и планетарные механизмы поворота скомпонованы в одном блоке. Также в один блок объединены элементы системы охлаждения двигателя и воздухоочиститель. Доступ к МТУ для обслуживания и ремонта осуществляется при поднятом ребристом верхнем лобовом листе корпуса. В боевом отделении оборудовано рабочее место оператора-наводчика и установлены бортовое вооружение с приводами наведения и приборами наблюдения и прицеливания, механизм заряжания орудия с механизированной укладкой (конвейером) на 40 выстрелов, немеханизированная укладка для двух ракет 9М14М, баллоны системы противопожарного оборудования. В десантном отделении размещены посадочные места для 8 стрелков. Стрелки сидят на двух скамьях по продольной оси машины лицами в стороны бортов. В стеллаже между двумя рядами стрелков установлены аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования, топливный бак. Над топливным баком имеется место для крепления переносного зенитного ракетного комплекса 9К32 или противотанкового гранатомета РПГ-7. Амбразуры стрелков оборудованы вентиляторами отсоса пороховых газов. Такие же вентиляторы установлены в башне. Для создания стрелкам удовлетворительных температурных условий в зимнее время в десантном отделении машины имеется отопитель. Посадка десантников в машину и высадка из нее производятся через две большие герметично закрывающиеся двери в корме. Двери полые и одновременно являются топливными баками. В моторно-трансмиссионном и десантном отделениях размещены водооткачивающие насосы. Основным вооружением машины является
73-мм гладкоствольное полуавтоматическое орудие 2А28 «Гром». С орудием спарен
7,62-мм пулемет ПКТ. На стволе орудия и бронемаске смонтирован кронштейн для пуска
ПТУР 9М14М «Малютка». Орудие 2А28 предназначено для стрельбы по танкам и
другим бронированным объектам, а также для подавления живой силы и огневых
средств, находящихся в легких укрытиях. Оно установлено в амбразуре башни на
цапфах, опирающихся на игольчатые подшипники, закрепленные в обоймах,
смонтированных в приливах башни и зафиксированных клиньями. Стрельба из
орудия ведется активно-реактивными противотанковыми снарядами ПГ-15В с
кумулятивной боевой частью. Общий боекомплект орудия 40 выстрелов. Все они
размещены в конвейере механизма заряжания орудия. С
Механизм заряжания электромеханический, полуавтоматического действия. Он состоит из конвейера с приводом и механизма подачи выстрела. Конвейер (механизированная боеукладка) предназначен для размещения выстрелов и выведения их на линию выдачи. Захват выстрела из гнезда конвейера, его подъем на линию заряжания и досылка в ствол орудия производятся механизмом подачи выстрелов. Осколочно-фугасные выстрелы ОГ-15В заряжаются только вручную.
Боевое отделение, механизм
заряжания и размещение боекомплекта БМП-1
Техническая
скорострельность орудия 8...10 выстрелов в минуту, прицельная дальность
стрельбы
На машине
устанавливается 19 перископических призменных приборов ТНПО-170, снабженных
электрообогревом, которые используются экипажем и десантом. Установка
приборов обеспечивает углы обзора по горизонту не менее 94 градусов, по
вертикали не менее 12 градусов вверх и 11 градусов вниз. В машине имеется
2040 патронов для пулеметов ПК. В укладках машины размещено 2 ракеты 9М32
зенитного комплекса или 5 гранат ПГ-7В для РПГ-7, 10 ручных гранат Ф-16,
сигнальный пистолет с 12 ракетами. Защита боевого расчета машины и ее внутреннего оборудования обеспечивается в первую очередь броневыми корпусом и башней. Корпус сварен из катаных стальных броневых листов. В верхней лобовой детали выполнен большой люк, закрытый откидывающимся ребристым листом из алюминиевого броневого сплава. К верхнему лобовому листу шарнирно крепится волноотражательный щиток. Днище корпуса имеет продольные выштамповки и поперечные полые балки для придания ему жесткости. Через полые балки проходят торсионные валы. Крыша корпуса состоит из съемного (для доступа к агрегатам силовой установки) и несъемных листов. Для обеспечения жесткости к ней приварены поперечные и продольные полые балки и установлены четыре распорные стойки. На машинах
выпуска до середины
Датчиком системы, вызывающим ее автоматическое включение, является ПРХР. Он служит для измерения мощности гамма-излучения внутри машины, выдачи команд на исполнительные механизмы и сигнализации об опасности по системе внутренней связи. Комплект прибора состоит из датчика, измерительного пульта, блока питания, воздухозаборного устройства и соединительных кабелей. ФВУ служит
для очистки воздуха от пыли, радиоактивных, отравляющих веществ и
бактериальных средств и подачи его внутрь машины. Она обеспечивает создание в
машине избыточного давления и можеет работать в двух режимах: вентиляции и
фильтровентиляции. В комплект ФВУ входят нагнетатель-сепаратор с клапанными
устройствами, фильтр-поглотитель ивоздуховоды раздачи очищенного воздуха в
зоны дыхания личного состава машины. Нагнетатель-сепаратор и
фильтр-поглотитель размещены в изолированном отсеке у левого борта машины
позади сиденья командира. На машинах выпуска до середины
В системе защиты предусмотрены исполнительные механизмы для переключения клапана ФВУ (переключение режимов вентиляции и фильтровентиляции); автоматического закрывания жалюзи и заслонок эжектора; закрывания клапанов вытяжных вентиляторов; остановки двигателя; отключчения привода горизонтального наведения башни. Для защиты от проникающих излучений ядерного взрыва в машине используется противорадиационный подбой. Он установлен с внутренней стороны крыши и бортов десантного отделения, на люках командира, оператора и водителя. Машина
оснащена стационарной автоматической системой противопожарного оборудования,
в которую входят 4 термодатчика в моторно-трансмиссионном отделении, 2
двухлитровых баллона с огнетушащим составом (состав 3,5) в боевом отделении,
управляющая и коммутирующая аппаратура, трубопроводы. В десантном отделении
слева около двери крепится ручной огнетушитель ОУ-2. На машине установлен 4-тактный V-образный (с
углом развала 120 градусов) дизель водяного охлаждения УТД-20, развивающий
мощность 220 кВт (
Трансмиссия
механическая. Состоит из главного фрикциона, коробки передач, планетарных
механизмов поворота и бортовых редукторов. Главный фрикцион многодисковый,
сухого трения. Привод управления им имеет гидравлическое сервирование.
Предусмотрен вспомогательный пневмопривод. Коробка передач двухвальная,
простая, с постоянным зацеплением шестерен и инерционными синхронизаторами
второй, третьей, четвертой и пятой передач. Передачи первая и заднего хода имеют
механические приводы управления, на остальных передачах используются
гидросервоприводы. Два планетарных двухступенчатых механизма поворота (ПМП) с
блокировочными фрикционами и тормозами поворота размещаются в проставках,
которые крепятся к картеру коробки передач. Фрикционы и тормоза поворота ПМП
работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Остановочные тормоза
ленточные, двустороннего действия. Приводы управления ПМП и остановочных
тормозов с гидросервоуправлением. Для остановочных тормозов предусмотрено
пневмодублирование. Левый остановочный тормоз имеет механический привод от
специальной рукоятки и используется в качестве стояночного.
Главный фрикцион и
коробка передач с планетарными механизмами поворота соединяются с двигателем
в единый блок. Бортовые редукторы, предназначенные для постоянного увеличения
крутящего момента на ведущих колесах, представляют собой однорядные
планетарные передачи, в которых зубья эпициклических шестерен нарезаны на
картере, а солнечные шестерни выполнены заодно с ведущими валами. В левом
бортовом редукторе установлен привод спидометра.
Гусеничный движитель
с передним расположением ведущих колес выполнен по шестиопорной схеме, то
есть по 6 опорных катков на каждый борт. Ведущие колеса со съемными венцами.
Направляющие колеса сварные, необрезиненные. Натяжение гусениц регулируется
поворотом кривошипов, на которых установлены направляющие колеса, с помощью
червячных механизмов. На каждом борту установлено по 3 поддерживающих катка.
Катки односкатные, изготовлены из алюминиевого сплава, имеют резиновые шины.
Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими телескопическими
амортизаторами двустороннего действия на первых и шестых узлах подвески. На
этих же узлах используются пружинные, а на вторых и пятых подвески –
резиновые упоры (ограничители хода катков). Торсионные валы сплошные,
заневоленные. Машина способна
двигаться по сухой малоухабистой грунтовой дороге со средней скоростью
40...45 км/ч, на плаву – не менее
С 1969 по 1973 годы в
серийном производстве находился усовершенствованный вариант БМП-1 –
об.765Сп2, массой 13 тонн. А с 1973 по 1979 год ее сменил доработанный
Внутренняя компоновка и чертежи
БМП-1
Модификации:
Модернизированная БМП-1 с боевым
модулем «Кливер»
Модернизированная БМП-1 с боевым
модулем «Шквал» (Украина)
Модернизированная БМП-1 с «Кобра»
(Республика Беларусь)
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БМП-1 обр.1966 г.:
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|