|
|||||||||
|
БМП
АМХ-10Р. Франция
Во Франции необходимость создания для пехоты
транспортно-боевых машин, позволяющих ей действовать совместно с танками,
была осознана уже в середине 1950-х годов. Поскольку основной боевой машиной
французских сухопутных войск в это время был легкий танк АМХ-51 (АМХ-13),
казалось логичным выполнить соответствующий бронетранспортер на его шасси и
заменить им уже устаревшие малые БТР ТТ 6 и ТТ 9 «Гочкис». В
Однако уже в начале 1960-х годов стало ясно, что машина
такого типа не удовлетворяет растущим требованиям к боевым средствам пехоты,
а принятие на вооружение основного боевого танка АМХ-63 (АМХ-30) лишало
былого смысла и использование шасси АМХ-13. В середине 1960-х годов по
тактико-техническим требованиям французской армии началась разработка
специальной машины пехоты, предназначенной для совместных боевых действий с
танком АМХ-30.
В
АМХ-10Р относится к классу легких плавающих машин и рассчитана на пехотное (мотопехотное) отделение. Общая
схема компоновки, использованная в АМХ-103, в советской БМП-1 и германской «Мардер», стала
впоследствии традиционной. В носовой части корпуса справа находится МТО,
слева -отделение управления. Перед люком механика-водителя
установлены 3 перископических прибора, средний из
которых может заменяться пассивным прибором ночного видения. В средней части
корпуса со смещением к левому борту (для уравновешивания МТО) установлена
двухместная вращающаяся башня «Тукан» с основным вооружением. В башне
справа от пушки располагается командир, слева — наводчик. У каждого из них
свой люк. В корпусе правее башни размещены 2 пехотинца лицами друг к другу,
причем передний сидит лицом к корме. Позади башни на индивидуальных сидениях
располагаются 6 пехотинцев — по 2 вдоль бортов и 2 в корме машины. Посадка и
высадка десанта производятся через большую откидную кормовую аппарель с электромеханическим
приводом. В самой аппарели выполнены две двери. В крыше десантного отделения
выполнены два больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в
вертикальном положении. Для ведения наблюдения десант имеет 7 перископических
смотровых блоков — один впереди справа, по 2 вдоль бортов справа и слева, 2
сзади.
Характерной особенностью машины является вынесенная надбашенная установка вооружения — 20-мм автоматической
пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, который монтируется правее и выше
пушки. 20-мм автоматическая пушка М693 имеет двустороннее (двухленточное) питание, что позволяет наводчику быстро
переходить на использование для стрельбы осколочных или бронебойных
выстрелов. Темп стрельбы из пушки -- 700 выстр./мин,
эффективная дальность стрельбы по типичным «пехотным» целям — до
Соосно с пушкой и пулеметом установлен
прожектор РН 9А. Линейные БМП АМХ-10Р, состоящие на вооружении французской
армии, имеют по две переносные пусковые установки ПТРК «Милан» с общим
возимым боекомплектом 10 ПТУР. При необходимости пусковые установки могут
монтироваться на корпусе — по одной с каждой стороны.
Командир пользуется прицелом М371 с кратностью увеличения
1х и 6х. Снаружи башни установлен зенитный прицел прямого наблюдения. Место
наводчика оборудовано комбинированным перископическим прицелом OB 40
(дневная ветвь с увеличением 6х, ночная — 5х, поля зрения соответственно --
10 и 7 град, телесного угла). Вместо прицела ОВ 40 машина может
комплектоваться дневным прицелом М40б с 2- и 6-кратным увеличениями, который
для стрельбы ночью заменяется ночным прицелом усилительного типа OB 37 с
увеличением 6х. У командира и у наводчика для кругового обзора имеется по 7
призменных смотровых блоков.
Приводы наведения башни и пушки электромеханические с
ручным дублированием. Управление оружием возложено на наводчика. Командир
также имеет возможность вести прицельный огонь. На машине отсутствуют
стабилизатор вооружения, тепловизор и
баллистический вычислитель. Для измерения дальности используется оптический
дальномер. Предусмотрено целеуказание наводчику от
командира машины. Углы наведения вооружения по вертикали — от -8 до +63 град. Перебросочная скорость в горизонтальной плоскости
при использовании электрического привода - 50 град. /сек.
По требованию заказчика на машине пушка М693 может быть
заменена равнокалиберной западногерманской Rh202 «Рейнметалл», устанавливаемой в башнях типа «Тукан» или
GIAT «Капр»-20, могут также использоваться другие
башни с 20-мм пушкой и пулеметом калибров
В каждой двери в кормовой аппарели
выполнено по одной амбразуре для стрельбы из оружия десанта. Огонь в сторону бортов
десант может вести через открытые люки десантного отделения.
Бронирование машины — противопульное. Лобовая проекция
защищена от огня 14,5-мм пулеметов (бронебойная пуля) на дальности от
При разработке машины АМХ-10 — как и танка АМХ-30 —
превалирующим требованием была высокая подвижность, что соответствовало
французским (да и не только французским) взглядам того времени на ведение
боевых действий. Максимальная скорость движения по шоссе
В МТО размещается силовой блок, включающий 8-цилиндровый
V-образный многотопливный дизель HS-115 («Испано-Сюиза»)
жидкостного охлаждения с турбонаддувом и
гидромеханическую трансмиссию. При скорости вращения коленчатого вала 3000
об./мин двигатель развивает
мощность
Ходовая часть включает на борт 5 одинарных об-резиненных опорных катков и 3
поддерживающих ролика. Ведущее колесо — переднего расположения. Опорные катки
имеют индивидуальную торсионную подвеску с рычажно-поршневыми гидравлическими
амортизаторами на 1-х и 5-х узлах. Двухгребневая гусеница с РМШ имеет ширину
Движение машины на плаву осуществляется с помощью двух
водометов, размещенных в корме корпуса по бокам от аппарели. Перед входом в
воду водителем включаются 2 водооткачивающих насоса
(один в МТО, другой в десантном отделении) и поднимается волноотбойный щиток
в носу корпуса. Однако АМХ-10Р могла выполняться и в неплавающем варианте.
Для защиты от ОМП в машине установлено ФВУ коллекторного
типа (в корпусе у правого борта) и автоматическая быстродействующая система
ППО с ог-нетушащим составом «Хэлон 1301». Имеется обогреватель
обитаемого объема корпуса. Использование ТДА не предусмотрено. Защитная
окраска машины деформирующая или однотонная.
По сути АМХ-10Р мало отличается от БТР с усиленным
вооружением вроде Pbv 302, принятого еще в
Для проведения модернизации АМХ-10Р были выбраны более
мощный (
БМП АМХ-10Р «повоевали» в
На шасси АМХ-10Р построено обширное семейство бронемашин,
включившее КШМ АМХ-10РС, машину передовых артиллерийских наблюдателей АМХ-10
SAO, подвижный пункт управления артиллерийским огнем ATILA, машину для
перевозки 155-мм выстрелов АМХ-10 SAT, санитарно-эвакуационную машину АМХ-10
АМВ, самоходный ПТРК «Хот», самоходную РЛС «Разит», самоходный
120-ммминометАМХ-10 ТН, БРЭМАМХ- 10ЕСН. ВвооруженныхсилахФранциив
В
Наводчик для наблюдения в переднем секторе имеет 4 перископических блока, в заднем — 2 неподвижных
стеклоблока. Дневная ветвь комбинированного прицела наводчика имеет
кратности увеличения 1х и 7х, ночная ветвь — 4,5х. Тепловизионный прибор и система стабилизации вооружения отсутствуют, но могут быть поставлены
по требованию заказчика. Командир машины размещен в корпусе у левого борта.
Его рабочее место оборудовано пятью дневными и одним комбинированным перископическим
прибором. Масса машины -- 14,3 т, экипаж 3 человека (командир машины,
наводчик и механик-водитель), десант 8 человек.
На основе БМП АМХ-10Р был разработан ряд машин,
ориентированных на экспорт. Так, АМХ-10Р «Марин» разработана компанией GIAT по тактико-техническим требованиям морской пехоты Индонезии,
имеет улучшенные водоходные качества, несколько измененную башню, подъемный
перископ механика-водителя.
С учетом тех же требований была создана машина огневой
поддержки АМХ-10 РАС 90. С
На БМП АМХ- 10Р «Марин» вместо штатной двухместной башни
над десантным отделением установлена новая башня CIBI 50 GIAT с вынесенной
установкой 12,7-мм пулемета со 120 готовыми к стрельбе патронами. Экипаж
машины 2 человека, десант 13 стрелков. Однако АМХ-10Р «Марин» может также
иметь другие башни, включая башню «Драгар» с 25-мм
пушкой. Строилась также модификация «Комманд Марин».
Машина АМХ-10 РАС 90 весит 14,8 т и представляет собой
шасси АМХ-10Р с установленной на нем баш ней TS-90
GIAT, используемой также на колесных бронированных машинах «Панар» ERC-90 (6x6) и «Рено»
VBC-90 (6x6). Основным назначением АМХ-10 РАС 90 является
борьба с танками и огневая поддержка пехоты на поле боя на дальностях 1000 —
В опытном порядке на шасси АМХ- 10Р строился также «легкий
танк» AM-
Интересной чертой развития АМХ-10Р стало создание на ее
основе колесной (6x6) боевой разведывательной машины АМХ-10RC, принятой на
вооружение во Франции в
|
|
|||||||
|
|