ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

БМП АМХ-10Р. Франция

Во Франции необходимость создания для пехоты транспортно-боевых машин, позволяющих ей действовать совместно с танками, была осознана уже в середине 1950-х годов. Поскольку основной боевой машиной французских сухопутных войск в это время был легкий танк АМХ-51 (АМХ-13), казалось логич­ным выполнить соответствующий бронетранспор­тер на его шасси и заменить им уже устаревшие ма­лые БТР ТТ 6 и ТТ 9 «Гочкис». В 1955 г. был собран первый опытный образец, ас 1957 г. в г. Роанне (про­изводственное объединение ARE) началось серий­ное производство нового БТР на базе АМХ-13- Ком­поновка базового шасси передним расположением МТО хорошо отвечала поставленной задаче. БТР последовательно сменил несколько обозначений - ТТ 12 СН М1е 56 вскоре сменилось на АМХ VТР («ма­шина транспортировки пехоты»), а затем на АМХ VCI («боевая машина пехоты»). БТР имел массу 15т, эки­паж 3 и десант 10 человек, вооружался одним 12,7-мм пулеметом на поворотной турели с бронещитом, но имел «активное» размещение десанта — пехотинцы сидели вдоль продольной оси машины лицом к бортам и через откидные бортовые люки могли вести огонь из своего оружия. Толщина брони достигала 30 мм, ско­рость хода — 60 км/ч, запас хода — 350 км. На том же шасси строились санитарный БТР VIT/TB, КШМ VIT/ PC, грузовой БТР VIT-Cargo, самоходный «истреби­тель танков» VIT/LT с ПТРК SS-11, «Милан» или «Toy», машина управления артиллерийским огнем VIT/LT, самоходная РЛС VIT/RAT AC, самоходная 155-мм гау­бица VTT/VCA. Впоследствии странам, закупившим та­кие машины, была предложена программа модерни­зации этих машин с заменой бензинового двигателя дизельным и установкой 20-мм автоматической пуш­ки во вращающейся башне.

 

 

Однако уже в начале 1960-х годов стало ясно, что машина такого типа не удовлетворяет растущим тре­бованиям к боевым средствам пехоты, а принятие на вооружение основного боевого танка АМХ-63 (АМХ-30) лишало былого смысла и использование шасси АМХ-13. В середине 1960-х годов по тактико-техни­ческим требованиям французской армии началась разработка специальной машины пехоты, предназна­ченной для совместных боевых действий с танком АМХ-30.

В 1965 г. «Atelier de Construction d'lssy-les-Moulineaux» представила макет первого прототи­па, в 1968 г. был собран первый опытный образец. В 1972 г. началось производство, а в следующем году первые машины АМХ-10Р были поставлены в войс­ка. Серийное производство машин осуществлялось в г. Роанне, где одновременно с ними выпускались основные танки АМХ-30. К концу 1989 г. общий вы­пуск машин составил 1750 штук. Кроме французс­кой армии машины поставлялись в Грецию, Индоне­зию, Ирак, Катар (40 машин), Объединенные Арабс­кие Эмираты, Саудовскую Аравию, Сингапур (в морскую  пехоту).

АМХ-10Р относится к классу легких плавающих машин и рассчитана на пехотное (мотопехотное) отделение. Общая схема компоновки, использованная в АМХ-103, в советской БМП-1 и германской «Мардер», стала впоследствии традиционной. В но­совой части корпуса справа находится МТО, слева тделение управления. Перед люком механика-во­дителя установлены 3 перископических прибора, средний из которых может заменяться пассивным прибором ночного видения. В средней части кор­пуса со смещением к левому борту (для уравнове­шивания МТО) установлена двухместная вращаю­щаяся башня «Тукан» с основным вооружением. В баш­не справа от пушки располагается командир, слева — наводчик. У каждого из них свой люк. В корпусе пра­вее башни размещены 2 пехотинца лицами друг к другу, причем передний сидит лицом к корме. Поза­ди башни на индивидуальных сидениях располага­ются 6 пехотинцев — по 2 вдоль бортов и 2 в корме машины. Посадка и высадка десанта производятся через большую откидную кормовую аппарель с элек­тромеханическим приводом. В самой аппарели вы­полнены две двери. В крыше десантного отделения выполнены два больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении. Для ведения наблюдения десант имеет 7 периско­пических смотровых блоков — один впереди спра­ва, по 2 вдоль бортов справа и слева, 2 сзади.

 

Характерной особенностью машины является вы­несенная надбашенная установка вооружения — 20-мм автоматической пушки и спаренного с ней 7,62-мм пулемета, который монтируется правее и выше пушки. 20-мм автоматическая пушка М693 имеет дву­стороннее (двухленточное) питание, что позволяет наводчику быстро переходить на использование для стрельбы осколочных или бронебойных выстрелов. Темп стрельбы из пушки -- 700 выстр./мин, эффек­тивная дальность стрельбы по типичным «пехотным» целям — до 1500 м. В башне размещено 260 осколоч­ных и 65 бронебойных выстрелов, полностью гото­вых к стрельбе. Темп стрельбы пулемета — 900 выстр./ мин, эффективная дальность стрельбы — до 1000 м. Его боекомплект 900 патронов (все в башне), из кото­рых 200 готовых к стрельбе.

Соосно с пушкой и пулеметом установлен про­жектор РН 9А. Линейные БМП АМХ-10Р, состоящие на вооружении французской армии, имеют по две переносные пусковые установки ПТРК «Милан» с общим возимым боекомплектом 10 ПТУР. При не­обходимости пусковые установки могут монтиро­ваться на корпусе — по одной с каждой стороны.

 

 

 

Командир пользуется прицелом М371 с кратнос­тью увеличения 1х и 6х. Снаружи башни установлен зенитный прицел прямого наблюдения. Место на­водчика оборудовано комбинированным периско­пическим прицелом OB 40 (дневная ветвь с увели­чением 6х, ночная — 5х, поля зрения соответствен­но -- 10 и 7 град, телесного угла). Вместо прицела ОВ 40 машина может комплектоваться дневным прицелом М40б с 2- и 6-кратным увеличениями, ко­торый для стрельбы ночью заменяется ночным при­целом усилительного типа OB 37 с увеличением 6х. У командира и у наводчика для кругового обзора имеется по 7 призменных смотровых блоков.

Приводы наведения башни и пушки электромеха­нические с ручным дублированием. Управление ору­жием возложено на наводчика. Командир также имеет возможность вести прицельный огонь. На машине отсутствуют стабилизатор вооружения, тепловизор и баллистический вычислитель. Для измерения дально­сти используется оптический дальномер. Предусмот­рено целеуказание наводчику от командира машины. Углы наведения вооружения по вертикали — от -8 до +63 град. Перебросочная скорость в горизонтальной плоскости при использовании электрического приво­да - 50 град. /сек.

По требованию заказчика на машине пушка М693 может быть заменена равнокалиберной западногер­манской Rh202 «Рейнметалл», устанавливаемой в баш­нях типа «Тукан» или GIAT «Капр»-20, могут также ис­пользоваться другие башни с 20-мм пушкой и пулеме­том калибров 12,7 мм или 7,62 мм.

В каждой двери в кормовой аппарели выполнено по одной амбразуре для стрельбы из оружия десанта. Огонь в сторону бортов десант может вести через от­крытые люки десантного отделения.

Бронирование машины — противопульное. Лобовая проекция защищена от огня 14,5-мм пулеметов (бро­небойная пуля) на дальности от 300 м и выше. Корпус с прямыми бортами и большим наклоном лобового лис­та и низкопрофильная башня сварены из листов алюми­ниевого сплава. Слева и справа от башни неподвижно смонтировано по два 80-мм дымовых гранатомета, стрельбу из которых ведет командир машины.

При разработке машины АМХ-10 — как и танка АМХ-30 — превалирующим требованием была высо­кая подвижность, что соответствовало французским (да и не только французским) взглядам того времени на ведение боевых действий. Максимальная скорость движения по шоссе 65 км/ч, запас хода по шоссе 600 км (вместимость топливных баков 528 л), клиренс ма­шины 450 мм, среднее давление на грунт 0,53 кг на 2, максимальная скорость на плаву 6 км/ч, Она мо­жет преодолевать вертикальную стенку высотой 0,7 м и траншею шириной 2,1 м,

В МТО размещается силовой блок, включающий 8-цилиндровый V-образный многотопливный ди­зель HS-115 («Испано-Сюиза») жидкостного охлаж­дения с турбонаддувом и гидромеханическую транс­миссию. При скорости вращения коленчатого вала 3000 об./мин двигатель развивает мощность 300 л.с. (220 кВт). Производство двигателя организовала компания «Рено». Пуск двигателя осуществляется электростартером или сжатым воздухом. Трансмис­сия обеспечивает 4 передачи переднего и одну зад­него хода. Она включает однореакторную комплек­сную гидропередачу с блокировочным фрикционом и двухпоточный МПП дифференциального типа. Простая двухвальная коробка передач с синхрони­заторами имеет предселекторный привод переклю­чения передач. Забор воздуха для питания двигате­ля и охлаждения МТУ производится через жалюзи в крыше корпуса, выброс отработавших газов и горя­чего воздуха — в правом борту.

Ходовая часть включает на борт 5 одинарных об-резиненных опорных катков и 3 поддерживающих ролика. Ведущее колесо — переднего расположения. Опорные катки имеют индивидуальную торсионную подвеску с рычажно-поршневыми гидравлическими амортизаторами на 1-х и 5-х узлах. Двухгребневая гусеница с РМШ имеет ширину 420 мм, резиновую беговую дорожку, съемные резиновые подушки и обеспечивает удельное давление 0,52 кг/см2. чие двух гребней предотвращает спадание гусениц из-за провисания нижней ветви на плаву. Верхние ветви гусениц прикрыты жестким гидродинамичес­ким кожухом.

Движение машины на плаву осуществляется с по­мощью двух водометов, размещенных в корме корпу­са по бокам от аппарели. Перед входом в воду водите­лем включаются 2 водооткачивающих насоса (один в МТО, другой в десантном отделении) и поднимается волноотбойный щиток в носу корпуса. Однако АМХ-10Р могла выполняться и в неплавающем варианте.

Для защиты от ОМП в машине установлено ФВУ коллекторного типа (в корпусе у правого борта) и ав­томатическая быстродействующая система ППО с ог-нетушащим составом «Хэлон 1301». Имеется обогре­ватель обитаемого объема корпуса. Использование ТДА не предусмотрено. Защитная окраска машины де­формирующая или однотонная.

По сути АМХ-10Р мало отличается от БТР с усилен­ным вооружением вроде Pbv 302, принятого еще в 1964 г. на вооружении в Швеции.

Для проведения модернизации АМХ-10Р были выбраны более мощный (350 л.с.) дизельный двига­тель и новая трансмиссия (в частности, испытывался образец АМХ-10Р с гидрообъемно-механической трансмиссией), а в СУО планировали включить стаби­лизатор вооружения. Хотя защищенность АМХ-10Р уже не отвечает современным требованиям к БМП, усиления бронезащиты не проводили.

БМП АМХ-10Р «повоевали» в 1991 г. в зоне Персид­ского залива в составе французской оперативной груп­пы «Даге», но ничем особо себя не проявили, да и не могли проявить.

На шасси АМХ-10Р построено обширное семей­ство бронемашин, включившее КШМ АМХ-10РС, ма­шину передовых артиллерийских наблюдателей АМХ-10 SAO, подвижный пункт управления артиллерийс­ким огнем ATILA, машину для перевозки 155-мм выстрелов АМХ-10 SAT, санитарно-эвакуационную ма­шину АМХ-10 АМВ, самоходный ПТРК «Хот», самоход­ную РЛС «Разит», самоходный 120-ммминометАМХ-10 ТН, БРЭМАМХ- 10ЕСН. ВвооруженныхсилахФранциив 2000 г. состояло 713 БМП АМХ10Р и PC.

В 1983 г. компания GIAT впервые показала обще­ственности разработанной в инициативном порядке опытный образец машины АМХ-10Р 25. Вместо штат­ной двухместной башни используется одноместная башня GIAT «Драгар» с 25-мм автоматической пушкой GIAT MkSll, имеющей двухленточное питание. Бо­екомплект пушки 175 осколочных и 45 бронебой ных выстрелов. С пушкой спарен установленный справа от нее 7,62-мм пулемет с 200 готовых к стрельбе патронов. Приводы наведения электроме­ханические, углы наведения вооружения в верти­кальной плоскости составляют от -10 до +45, в го­ризонтальной плоскости — З60 град.

Наводчик для наблюдения в переднем секторе име­ет 4 перископических блока, в заднем — 2 не­подвижных стеклоблока. Дневная ветвь комбиниро­ванного прицела наводчика имеет кратности увели­чения 1х и 7х, ночная ветвь — 4,5х. Тепловизионный прибор и система стабилизации вооружения отсут­ствуют, но могут быть поставлены по требованию заказчика. Командир машины размещен в корпусе у левого борта. Его рабочее место оборудовано пя­тью дневными и одним комбинированным периско­пическим прибором. Масса машины -- 14,3 т, эки­паж 3 человека (командир машины, наводчик и ме­ханик-водитель), десант 8 человек.

На основе БМП АМХ-10Р был разработан ряд ма­шин, ориентированных на экспорт. Так, АМХ-10Р «Марин» разработана компанией GIAT по тактико-техни­ческим требованиям морской пехоты Индонезии, имеет улучшенные водоходные качества, несколько измененную башню, подъемный перископ механика-водителя.

С учетом тех же требований была создана машина огневой поддержки АМХ-10 РАС 90. С 1982 г. партия из 50 машин АМХ-10Р «Марин» и АМХ-10 РАС 90 была по­ставлена в Индонезию. На этих машинах вместо стан­дартных дизелей HS-115 использовались двигатели 6 F11 SRX «Бедуин» мощностью 275 л.с., машины были при­способлены для действий в прибрежной зоне при вы­садке морских десантов. С этой целью был увеличен их водоизмещающий объем, они оснащались 12-дюймо­выми водометами, обеспечивающими скорость на пла­ву 10 км/ч, имели специальную защиту от солевой кор­розии, 4 водооткачивающих насоса, перекомпонован­ные воздухопритоки и аварийный пуск двигателя воздухом. Волноотбойный щиток увеличенного разме­ра может подниматься и опускаться водителем со своего места с помощью гидравлического привода.

На БМП АМХ- 10Р «Марин» вместо штатной двух­местной башни над десантным отделением установ­лена новая башня CIBI 50 GIAT с вынесенной уста­новкой 12,7-мм пулемета со 120 готовыми к стрель­бе патронами. Экипаж машины 2 человека, десант 13 стрелков. Однако АМХ-10Р «Марин» может также иметь другие башни, включая башню «Драгар» с 25-мм пушкой. Строилась также модификация «Комманд Марин».

Машина АМХ-10 РАС 90 весит 14,8 т и представляет собой шасси АМХ-10Р с установленной на нем баш ней TS-90 GIAT, используемой также на колесных бро­нированных машинах «Панар» ERC-90 (6x6) и «Рено» VBC-90 (6x6). Основным назначением АМХ-10 РАС 90 является борьба с танками и огневая поддержка пехо­ты на поле боя на дальностях 1000 — 2500 м, но она может использоваться также как разведывательная ма­шина, БТР, транспортер для ПТРК «Милан» и др. 90-мм пушка GIAT может вести огонь снарядами различных типов — с готовыми убойными элементами, осколоч­но-фугасными, кумулятивными, дымовыми, атакже бронебойными оперенными подкалиберными с от­деляемым поддоном. 20 выстрелов к пушке (12 БКС и 8 ОФС) размещено в башне, 10 — в корпусе. Обя­занности заряжающего возложены на командира ма­шины. Слева от пушки установлен спаренный с ней 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3200 патронов. На бортах башни смонтировано по 2 дымовых гра­натомета. В задней части корпуса на индивидуаль­ных сидениях располагаются 4 пехотинца. Машина АМХ-10 РАС 90 оценивалась во многих странах, од­нако принята на вооружение только в Индонезии; за­купалась также Сингапуром.

В опытном порядке на шасси АМХ- 10Р строился также «легкий танк» AM-10C с 75-мм пушкой.

Интересной чертой развития АМХ-10Р стало созда­ние на ее основе колесной (6x6) боевой разведыва­тельной машины АМХ-10RC, принятой на вооружение во Франции в 1980 г., и вооруженной 105-мм нарез­ной пушкой. На том же шасси 6x6 в опытном порядке строилась колесная БМП, но этот вариант, в отличие от БРМ, оказался неудачным.

 

Тактико-технические характеристики БМП АМХ-10Р

Боевая масса, т

Экипаж, чел.

Десант, чел.

Длина, м

Ширина, м

Полная высота, м

Клиренс, м

Вооружение:

пушка

пулеметы

Дополнительное вооружение

Боекомплект

Двигатель:

марка

тип

 

мощность, л.с.

Емкость топливной системы, л

Трансмиссия

 

Подвеска

 

 

Гусеница

Удельное давление на грунт, кг/см2

Максимальная скорость, км

Запас хода по шоссе по топливу, км

Преодолеваемый подъем, град.

Ширина рва, м

Высота стенки, м

Глубина брода (без подготовки), м

14,5

3

8

14,5

2,83

2,83

0,45

 

20-мм автоматическая М693

1 х 7,62-мм

ПТРК «Милан»

760 выстрелов, 2000 патронов, 10 ПТУР

 

HS-115 V-8 «Испано-Сюиза»

8-цилиндровый, дизельный, жидкостного охлаждения

300

528

гидромеханическая,4 передачи пе­реднего, 1 заднего хода

индивидуальная торсионная с гидрав­лическими амортизаторами на 1-х и 5-х узлах

обрезиненная, с РМШ и двумя гребнями

 

-

65 по шоссе, 7 на плаву

500—600

35

2,1

0,7

плавает