ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Тяжелый бронетранспортер армии Израиля «Ахзарит»

 

Использованные материалы:

Д.М. Огоркевич ACHZARIT A Radically Different Armored Infantry Vehicle.

International Defense Review, 1995, 

Marsh Gelbart

Modern Israeli tanks and Infantry Carriers 1985-2004” © Osprey publishing.

Виталий Моисеев (http://otvaga2004.narod.ru/)

Внутренняя компоновка ТБТР «Ахзарит»  

Внутренняя компоновка ТБТР «Ахзарит»

Иллюстрация © Osprey publishing.

ТБТР «Ахзарит»

(для просмотра нажмите на уменьшенное изображение, которое откроется в новом окне)

 

В течение нескольких лет ходили слухи о существовании нового израильского транспортера для перевозки личного состава. Теперь редакция журнала IDR дает первое глубокое раскрытие этого вопроса.

Последние боевые действия в Чечне, как сообщают, привели в Российской армии к потребности в машинах пехоты, более тяжело бронированных, чем находящиеся на вооружении БМП, которые опять оказались очень уязвимыми. Уязвимость имеющихся машин пехоты была признана и в других армиях и , в результате, некоторые из них уже приняли различные типы дополнительной брони для повышения защиты их машин от огнестрельного оружия.

          Несмотря на это, броневая защита этих и других машин пехоты значительно хуже защиты последних боевых танков, несмотря на тот факт, что они должны тесно взаимодействовать.

 Поэтому  существуют значительные необходимость и возможности дальнейшего улучшения броневой защиты для уменьшения несоответствия, которое выявляется между такими машинами и танками и для улучшения живучести вообще. Фактически, как несколько лет назад подчеркнул генерал-майор Израэль Таль, ведущий израильский специалист ведения боевых действий бронетанковыми войсками, есть всякие соображения в пользу создания боевых машин пехоты даже более тяжело бронированных, чем танки, так как пехота, как полагают, должна захватывать объекты, продвигаясь к ним, тогда как танкам требуется лишь господствовать за счет огня на расстоянии.

Однако разработка БМП будущего потерпела  крах с крушением в 1991 г. программы модернизации бронированных систем (ASM), неотъемлемой частью которой она была. Тем не менее, даже если  бы она была разработана, БМП FIFV не была бы первой  тяжело.  

Сухопутные войска США фактически признали несколько лет назад необходимость создания машины пехоты более тяжело бронированными и планировали  разработать боевую машину пехоты будущего (FIFV) на том же шасси,  что и основной боевой танк будущего бронированной машиной пехоты, так как первенство в этой области уже решительно установлено израильскими силами обороны (IDF).

       Программа разработки тяжелобронированной машины пехоты была начата израильскими силами обороны в 1982 г., задолго до того, как была задумана программа ASM. Более того, первый опытный образец машины был создан в 1987 г. и присоединился теперь к исторической коллекции из 130 бронированных машин в мемориальном центре израильского танкового корпуса в Латрун, по дороге из Тель-Авива в Иерусалим.

       Производство окончательного варианта машины, которая стала называться Аchzarit, началась в 1988 г. По экономическим причинам она была создана на базе шасси изготовленных в России танков Т-54 или  Т-55, которые были захвачены израильскими силами  обороны в большом количестве и которыми они в течение  какого-то времени оснащали некоторые из своих танковых подразделений. Но шасси было значительно модернизировано израильскими силами обороны, которые уже проявили себя знатоками в восстановлении бронированных машин, хотя в этом случае процесс зашел дальше, чем когда-либо ранее.

На машине сохранены первоначальные цельнометаллические гусеницы с сухим пальцем и большие опорные катки танков Т-54/55, но катки были подрессорены новыми торшонами, которые обеспечивали больший вертикальный ход. Кроме того, места первого и последнего опорных катков на каждом борту были оснащены гидравлическими ограничителями динамического прогиба. произведенными израильской фирмой “ Эркрафт индастриз”, которая уже внесла большой вклад в способность боевого танка Меркава перемещаться на большой скорости по неровной местности. Сохранены были и задние ведущие звездочки и взаимодействующие бортовые передачи, а также заднее расположение силового блока. Однако первоначальные российские дизельный двигатель и соединенная с ним трансмиссия были отвергнуты в пользу новой силовой установки, которая по существу является такой же, как силовая установка 155-ми самоходного орудия М-109, находящегося на вооружении израильских сил обороны и многих других сухопутных войск.

       На БМП Achzarit был установлен восьми цилиндровый двухтактный дизельный двигатель водяного охлаждения 8V-71ТТА фирмы “Дженерал моторс”, мощность которого 650  л.с. (485 кВт). Двигатель установлен поперечно и соединен с гидродинамической трансмиссией XTG-411-4  фирмы “Аллисон”, которая  обеспечивает значительно более легкое управление машиной, чем танком, на котором она установлена. Для приспособления к различным окружающим условиям двигатель всасывает воздух либо из боевого отделения, либо из моторно-трансмиссионного отделения через воздухоочиститель с воздуходувкой для выбрасывания пыли и бумажным фильтром. 

        Хотя силовой блок размещен в кормовой части, он достаточно компактный и оставляет пространство для прохода вдоль него от боевого отделения к правой к кормовой части корпуса. Этот проход закрывается гидравлически управляемой прилипающей дверцей , нижняя часть которой образует выходную/входную аппарель, тогда как верхняя откидывающаяся вперед часть поднимается для увеличения габаритной высоты в кормовой части прохода. В результате, несмотря на сохранение заднего расположения двигателя, машина обеспечивает выход в корме корпуса, что важно для машины пехоты. Хотя это затрудняет кормовой доступ, расположение двигателя в кормовой части корпуса облегчает соединение силового блока с первоначальными бортовыми передачами. Более того, это помогло сбалансировать большую массу брони с передней части машины.

Фактическое количество и характер брони БМП Achzarit не публикуется, но насколько она тяжела, можно оценить по тому факту, что масса машины в боевой готовности составляет 44т (метрические тонны). Масса же танков Т-54 и Т-55 составляет полная 36т и примерно 30т без башен, которые , конечно, сняты, Увеличение массы, наряду с увеличением уровня бронетанковой защиты БМП Achzarit следует из-за увеличения полной ширины, которая составляет 3,64 м, тогда как ширина танков Т-54 и Т-55 равна 3,27 м. Благодаря дополнительной броне БМП обладает высоким уровнем защиты от огнестрельного оружия, а ее живучесть повышается за счет относительно низкого силуэта, высота покрыше корпуса составляет лишь 2,00м. Тяжелая броня, конечно, сконцентрирована вокруг боевого отделения, но была добавлена броня и на бортах кормовой части корпуса в виде перфорированных броневых плит из высокопрочной стали, которые разработаны фирмой “Рафаэль” как часть дополнительной брони ТOGA, разработанной для БТР М-113.

        Боевое отделение предназначено для размещения 10 человек. В их число входит водитель , который размещен слева в передней части отделения. Справа от него размещен командир, а справа от командира- наводчик. Остальные семь человек размещены сзади них, три - на  скамье на левой стороне отделения,  три- на индивидуальных откидных сидениях с правой его стороны и один размещен в центре кормовой части отделения . Для обеспечения большего пространства верхняя часть боковых стенок корпуса была отрезана и это позволило значительно расширить боевое отделение. На каждом сидении имеется гибкий шланг системы индивидуальной защиты от ОМП, который подает очищенный воздух к маскам членов экипажа.

       Каждое из трех рабочих мест членов экипажа в передней части машины снабжено люком. Крышка командирского отделения куполообразная и может подниматься в полуподнятое положение, что позволяет осуществлять непосредственное наблюдение, сохраняя укрытие от навесного огня. Сзади трех передних люков имеются еще два люка: один над центром боевого отделения, а другой слева в кормовой части. Водитель снабжен четырьмя неподвижными перископами с однократным увеличением, еще шесть перископов имеются в крыше боевого отделения, два - слева и четыре - справа. Следовательно, пехотинцы, перевозимые в боевом отделении, могут видеть, что происходит вокруг них, даже если все люки закрыты.

Наводчик управляет пультом управления фирмы “Рафаэль”, связанным с 7,62-мм пулеметом М-240. Из этого пулемета можно вести стрельбу либо из машины, когда наводчик остается защищенным, либо непосредственно, когда наводчик стоит в своем люке. При стрельбе из машины пулемет наводится с помощью перископического прицела, который является частью пульта OWS. Он обеспечивает дневное видение через окно однократного увеличения  с 25° полем зрения (FOV) м включает оптическую ветвь дневного прицела с 8 х увеличением и 8 полем зрения. Он включает также канал ночного видения с 25-мм усилителем изображения второго поколения, который обеспечивает либо 1 х увеличение при 22° поле зрения , либо 7 х увеличение при 7° поле зрения. Пулемет заряжается из наружного или внутреннего магазинов на 230 выстрелов, и в последнем случае имеется индикатор световой сигнализации для предупреждения наводчика, когда патронная лента в магазине требует соединения с другой лентой.

 

Управляемая дистанционно пулеметная установка OWS фирмы “Рафаэль”.

Управляемая дистанционно пулеметная установка OWS фирмы “Рафаэль”.

 

Имеются еще  три 7,62 мм пулемета на простых выносных лафетах на люке командира и двух люках за люком командира, так что экипаж БМП Achzarit может вести огонь на подавление большой плотности по живой силе противника. Но в противоположность современным боевым машинам пехоты на этой машине нет башни с пушкой. Причиной является приоритет, отдаваемый в конструкции Achzarit тому, что должно быть основной функцией любой машины пехоты, которая должна по возможности безопасно перевозить пехотинцев туда, куда требуется, для выполнения лишь тех задач, которые они могут выполнить в пешем строю. Любое отклонение от этого обязательно должно было оказать неблагоприятные воздействия на выживаемость пехотинцев, перевозимых в машине.  В частности, машины пехоты могут быть вооружены пушками и другими вооружением лишь за счет их тяжелым оружием втягивает их в выполнение задач боевых машин, которые излишне подвергают перевозимых пехотинцев большему риску и которые гораздо лучше выполняются танками.

             Конечно, бронированные машины пехоты должны иметь вооружение, хотя главным образом для самозащиты от удара в непосредственном соприкосновении с противником во время выполнения их главной задачи по доставке пехотинцев для действия в пешем строю, а не для попытки соперничать с танками. Это, принято в конструкции машины Achzarit, в результате имеет место уход от существовавших тенденций в разработке бронированных машин пехоты.

 

Интерьер ТБТР «Ахзарит»    Интерьер ТБТР «Ахзарит»

Интерьер ТБТР «Ахзарит» В передней части хорошо видны три сиденья – для механика-водителя, командира и оператора пулеметной установки (Слева на право)

Иллюстрация © Osprey publishing.

 

ТБТР «Ахзарит»  ТБТР «Ахзарит»   Управляемая дистанционно пулеметная установка OWS фирмы “Рафаэль”.

Слева - Корпус ТБТР «Ахзарит»

Справа правляемая дистанционно пулеметная установка OWS фирмы “Рафаэль”.

Иллюстрация © Osprey publishing и фирмы “Рафаэль”.

 

 

ТТХ

 

Боевая масса, кг

около 44 000

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

Основные размерения, мм:

 

– Длина по корпусу (с пушкой вперед)

6200 (–)

– Ширина

3640

– Высота

около 2000 (корпус)

– Клиренс

425

– База

3675

– Колея

2590

– Ширина гусеницы (шаг трака)

нет данных

Среднее удельное давление на грунт, кг/см2

нет данных

Вооружение (боезапас, выстрелов):

 

– 7,62-мм пулемет М240
– 7,62-мм пулемет на шкворне

1 (нет данных)
3 (нет данных)

Углы вертикального наведения, град.

нет данных

Стабилизатор вооружения

нет

Механизм заряжания

ленточное питание

Приборы прицеливания

перископич., днев./ноч.

Приборы наблюдения

нет данных

Количество амбразур (из них для пулеметов)

нет

Средства постановки дымзавесы

2х6 CL-3030, ТДА

Тип и марка двигателя

дизель «Detroit Diesel» 8V-71TTA или 8V-92TA

Максимальная мощность, л.с.(кВт)

650 (485)
или 850

Количество цилиндров

8 (V)

Количество оборотов/мин

нет данных

Удельная мощность, л.с./т

нет данных

Емкость топливных баков, л

нет данных

Трансмиссия

Автоматическая гидромеханическая «Аллисон» XTG-411-4 или  XTG-411-5

Максимальная скорость (на плаву), км/ч:

60  (–)

Запас хода, км

500

Преодолеваемые препятствия:

 

– подъем, град.

30

– крен, град.

30

– ров, м

2,7

– стенка, м

0,8

– брод, м

нет данных