|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
ПТРК «ШТУРМ» (ИНДЕКС 9К 113)ПТРК «ШТУРМ-СМ» (ИНДЕКС 9К132)
К
середине
шестидесятых
годов ХХ века
советские
военные
определились
с ТТЗ к новым ПТРК
для замены
состоящих на
вооружении комплексов
первого
поколения -
«Шмель»,
«Малютка»,
«Фаланга».
Основное
требования к
новым
комплексам было:
полуавтоматическое
наведение
ракет,
поражение
всех
современных
бронецелей на
дальности не
менее
Тогда же, требование к сверхзвуковой скорости полета ПТУР, выдвигалось и натовскими генералами - оно, в частности, осталось в названии широко известного французского комплекса «HOT» - Haut supersonique a guidage Optique et a Tubes (сверхзвуковая, управление оптическое, выстреливается из трубы). Однако за рубежом реализовать это требование удалось только в американском вертолетном комплексе AGM-114 Hellfire (Heliborn, Laser, Fire and Forget - вертолетный, с лазерной СН, «выстрелил и забыл»), принятый на вооружение значительно позднее - в 1984 году, и занимающем как бы промежуточное положение между обычными противотанковыми управляемыми ракетами и ракетами «воздух-земля». Требование
по
обеспечению
сверхзвуковой
скорости для
ПТУР большой
дальности было
обосновано
тактическими
соображениями.
Продолжительность
полета
дозвуковой ПТУР
на дальность
К работе по новым ПТРК, в качестве головных разработчиков, приступили Тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП, незадолго до того - КБ-14) и Коломенское бюро машиностроения (КБМ, раннее - СКВ). Конструкторы Тульского КБП, незадолго до этого приступившие к созданию батальонного комплекса «Фагот», решили создавать максимально унифицированный с ним, ПТРК «Конкурс» (т.н. «семейство» ПТРК). Однако понятие «семейства» применительно к образцам вооружения и военной техники не всегда несет в себе однозначно положительный смысл. Унификация по системам и агрегатам и даже просто по принципиальным техническим решениям позволяет сократить сроки и стоимость разработки нового образца, упростить производство и эксплуатацию, но зачастую препятствует достижению наивысших показателей технического уровня. Сжатые сроки создания «Конкурса», высокая технологическая, эксплуатационная и боевая унификация комплексов «Фагот» и «Конкурс» были достигнуты КБП за счет отказа от реализации требовавшейся от ракеты сверхзвуковой скорости полета. Сложнейшая
задача
создания
сверхзвуковой
противотанковой
ракеты была
успешно решена
коллективом
конструкторов
Коломенского
КБМ, во главе
с С. П.
Непобедимым.
Впервые в
мире в
комплексе «Штурм»
были
достигнуты
сверхзвуковая
скорость
полета
противотанковой
управляемой
ракеты и
дальность
стрельбы
Система комплекса «Штурм» строилась на двух основополагающих принципах: единая ракета для всех видов комплексов и единые основы построения систем управления с максимальной степенью унификации аппаратуры. Поэтому комплекс «Штурм» изначально разрабатывался в двух вариантах: самоходный «Штурм-С» и вертолетный «Штурм-В» для армейской авиации. Если в наземном варианте ограничения по пуску ракет только с места или с короткой остановки практически не лимитировали тактические возможности, то боевые условия применения ракет с вертолетов однозначно требовали обеспечить задействование управляемого ракетного оружия практически во всем диапазоне скоростей полета вертолета. Кроме того, авиационный вариант комплекса налагал достаточно жесткие ограничения и на массу ракет, пусковых установок и вертолетной аппаратуры наведения. Для обоих вариантов комплекса была разработана максимально унифицированная ракета 9М114 «Кокон» моноблочной кумулятивной боевой частью. В начале 80-х гг., для комплексов «Штурм», была создана и принята на вооружение ракета 9М114Ф с фугасной боевой частью, предназначенная в основном для поражения фортификационных сооружений типа ДОТ и ДЗОТ, живой силы противника в зданиях и других помещениях ограниченного объема. Ракеты семейства 9М114 выполнены по аэродинамической схеме «утка». Для снижения потерь на преодоление аэродинамического сопротивления ракету спроектировали в малом диаметре. Обводы облагородили, прикрыв обтекателем оживальной формы боевую часть. Для уменьшения массы и габаритов ракеты органы управления выполнили по одноканальной схеме, аналогично ранее созданным коллективом коломенского КБМ для противотанковой ракеты «Малютка» и для ракеты переносного зенитного ракетного комплекса «Стрела-2». Одна пара аэродинамических рулей, установленных по схеме «утка», выдвигаются из ниш корпуса вперед и размещаются в одной плоскости с рулевыми машинами. Управляющие команды от бортовой системы управления передаются в передние отсеки по кабелям, проложенным в трубе, проходящей по продольной оси ракеты внутри камеры сгорания двухрежимного маршевого твердотопливного двигателя. За двухсопловым блоком двигателя в хвостовом отсеке располагались основные элементы радиокомандной системы управления. На заднем торце маршевой ступени размещались источник инфракрасного излучения, фиксируемого наземной или вертолетной аппаратурой полуавтоматического управления, а также радиоантенна. В транспортном положении хвостовой отсек охватывается четырьмя консолями крыльев. Дугообразные крылья - прямоугольные в плане, при виде спереди изогнутые по дуге навстречу друг другу, раскрываются пружинным механизмом. Плоскость аэродинамических рулей сдвинута на 45° по отношению к плоскостям крепления крыльев и под 90° - к плоскости расположения осей сопл. В
кормовой
части трубы
транспортно-пускового
контейнера
размещался
стартовый
ускоритель -
разгонный
двигатель,
отделяемый
от ракеты по
завершении
его работы. Как
и другие ПТУР
второго
поколения,
ракета комплекса
«Штурм»
поставлялась
с завода-изготовителя
и
эксплуатировалась
в войсках в
стеклопластиковом
транспортно-пусковом
контейнере
(ТПК).
Конструкция
ТПК
обеспечивает
придание
ракете
вращения
вокруг
продольной
оси в
процессе
старта. ТПК
обеспечивает
10 летний
гарантийный
срок
хранения
ракеты.
Поставка
ракет
осуществлялась
в технологи
ческой таре -
укупорке
размером 1,93 x 0,33 x
В процессе серийного производства ракеты семейства 9М114 неоднократно модернизировалась в направление повышения боевой эффективности, дальности пуска, повышения помехозащищенности и т.д. Система наведения ракет - полуавтоматическая, радиокомандная, с инфракрасным сигналом слежения. Измерение координат ракеты относительно линии визирования цели производится пеленгатором аппаратуры наведения. Пеленгаторы для приема сигнала инфракрасного излучателя ПТУР встроены в прицельные устройства вертолетной или наземной аппаратуры наведения. Так, вертолетная система «Радуга-Ш» имеет сектор захвата 9°, слежения - 2°. Высокая помехоустойчивость комплекса «Штурм» обеспечивается узкой диаграммой направленности радиоантенн и относительной кратковременностью цикла излучения радиоаппаратуры, а также коммутацией пяти литерных частот и двух дистанционно управляемых кодов сигналов управления. Также обеспечивается возможность одновременного применения оружия группой до 10 вертолетов или самоходных ПТРК в ограниченном пространстве. Для исключения захвата пеленгатором аппаратуры полуавтоматического наведения «чужой» ракеты сигнал инфракрасного излучателя ПТУР формируется в соответствии с частотой и кодом СВЧ-импульсов команд радиоуправления, поступающими на борт ракеты. Работы по вертолетному комплексу шли с опережением по отношению к варианту для Сухопутных войск. Вертолет более отвечал условиям применения нового противотанкового вооружения большой дальности. Как правило, с воздуха можно было обнаружить и опознать цели на предельных дальностях, а сверхзвуковая скорость новой ракеты давала авиаторам большие шансы в дуэльной схватке с наземными средствами ПВО войск противника. С самого
начала
опытно-конструкторской
работы по
вертолету
Ми-24 ПТРК
«Штурм»
рассматривался
как основной
вариант его
управляемого
вооружения. Уже
в числе
первой
опытной
партии из 10 Ми-24
один из
вертолетов
был
оборудован
для применения
комплекса
«Штурм».
Летные
испытания Ми-24В
(изделия 242) с
комплексом
«Штурм-В»
начались в
При массе
аппаратуры
«Радуга-Ш»
Позднее комплексы «Штурм» применялись и в составе вооружения Ми-24П (изделие 243), Ми-24ПВ (изделие 258), а также вертолетов Ка-29 - транспортно-боевой версии противолодочного Ка-27. При
разработке
наземного
варианта
комплекса
встретились
свои
сложности. В
частности,
наведению на
цель
препятствовала
пыль,
поднимавшаяся
за летящей
ракетой. Это
явление
почти
непроявлялось
при пусках
дозвуковых
противотанковых
ракет. При
полете 9М114 вблизи
поверхности
земли помимо
подсоса пыли
струей
двигателя
сказывалось
и воздействие
ударной
волны на
грунт. При
пусках с вертолетов
эта проблема
не возникала
- наводимая
по методу
совмещения
(«трех
точек») ракета
постепенно
снижалась, но
в основном летела
на
достаточно
больших
высотах. По
результатам
исследований
специалистов
ЦАГИ пылевой
след мог
образовываться
при полете
ПТУР на
высоте менее
Кроме
того, в
наземной
системе
управления
ракеты был
введен специальный
режим «Пыль».
При
реализации
этого режима
ракета на
большей
части траектории
летит на
высоте более
В качестве базового шасси для боевой машины 9П149 самоходного ПТРК «Штурм-С» был выбран хорошо зарекомендовавший себя в советской армии плавающий многоцелевой легкий бронированный транспортер-тягач МТ-ЛБ, серийно выпускавшееся на Харьковском тракторном заводе. В сравнении с принятым в комплексе «Конкурс» колесным шасси семейства БДРМ-2 эта машина обладала очень хорошей проходимостью и значительными внутренним объемом, достаточным для размещения выдвижной пусковой установки и автоматизированного устройства заряжания. Компоновка пусковой установки и других агрегатов позволяет вести стрельбу с открыто расположенной позиции, оборудованного укрытия, а также с водной поверхности при движении МТ-ЛБ вплавь на скорости до 5 км/с. Высокая
тяговооруженность
МТ-ЛБ,
наличие гусеничного
движителя,
низкое
удельное давление
на грунт
позволяют
эффективно
использовать
комплекс в
различных
природно-климатических
условиях, в том
числе
пустыни,
горной
местности и
по бездорожью.
По сухому
задернённому
грунту машина
преодолевает
подъём
крутизной до
35 градусов,
креном до 25
градусов, ров
шириной
БМ 9П149
оснащена
системой
защиты
экипажа от
поражающих
факторов ОМП.
В ее состав
входят
фильтровентиляционная
установка,
прибор
химической и
радиационной
разведки, а также
устройства
герметизации
корпуса. Кроме
того, этот
комплекс
имеет
средства связи
с дальностью
до
Характерной особенностью новой боевой машины была наводимая в двух плоскостях пусковая установка (ПУ), несущая всего один транспортно-пусковой контейнер с ракетой, с автоматическим перезаряжанием. Отказ от пусковых устройств несколькими направляющими определялся возможностью обеспечить быстрое перезаряжание относительно легкой установки с малыми моментами инерции, осуществляемое за время, меньшее продолжительности полета ракеты к цели, находящейся, как правило, на большой дальности. Для комплекса «Штурм-С» удалось обеспечить боевую скорострельность 3 - 4 выстрела в минуту. В походном положении пусковая установка комплекса убирается внутрь корпуса, где размещен механизм боеукладки (специальный вращающийся барабан и редуктор). На ложементах барабана установлены двенадцать транспортно-пусковых контейнеров с ракетами. Перед выстрелом ПУ (механическая «рука») автоматически захватывает из боеукладки ТПК и переводит его в боевое положение. Время с момента нажатия на кнопку пуска до выхода ракеты из транспортно-пускового контейнера составляет одну секунду. После пуска использованный контейнер отбрасывается в сторону, а новый ТПК автоматически захватывается из боеукладки и выводится на линию стрельбы. Оптическое прицельное устройство с встроенным каналом слежения за инфракрасным излучателем ракеты размещается на крыше машины по левому борту. Задача оператора комплекса «Штурм-С», заключается в в наложении прицельной марки на цель и ее удержания на ней, до контакта ракеты с целью. Высокие боевые возможности «Штурм-С» могут быть реализованы при надежной работе всех ее систем и слаженных действиях экипажа боевой машины. Для технического обслуживания комплекса и проведения регламентных проверок в его составе имеются контрольно-проверочные машины. Для обучения боевых расчетов и постоянного поддержания их высокого уровня созданы специальные учебно-тренировочные тренажеры и учебные макеты ракет. С их помощью быстро и эффективно без расхода моторесурсов и боеприпасов можно подготовить личный состав в условиях учебного класса. Все
испытания
были
завершены в 1978
году, а в
При наличии более массового комплекса «Конкурс», комплексы «Штурм-В» и «Штурм-С» рассматривались как средство пресечения прорывов танковых частей противника в глубь обороны наших войск наподобие противотанковой артиллерии Резерва Верховного главного командования периода Великой Отечественной войны. Конструкторским бюро машиностроения была создана уникальная система ракетного вооружения «Штурм» с ракетой 9М114 (9М114Ф), которая стала своеобразным прорывом в деле развития противотанковых ракетных комплексов и определила пути развития противотанковой техники до конца 1990-х годов. Обладая большой дальностью стрельбы, малым временем полета к цели и высокой помехозащищенностью, комплексы «Штурм» имеют неоспоримое преимущество по этим характеристикам, а в совокупности и по боевой эффективности, перед противотанковыми комплексами «Конкурс», «Фагот», «TOW» и «HOT». Данные технические решения, заложенные в его конструкцию, были освоены зарубежными фирмами гораздо позднее. Комплекс выполнен в модульном исполнении, что позволяет размещать его на любых типах БМП, БТР, танках и вертолетах как российского, так и зарубежного производства. Имеет полуавтоматическую систему управления ракетой с передачей команд по радиолинии. Оригинальные научно-технические решения по аппаратуре управления позволили вести стрельбу без снижения вероятности попадания в цель в условиях активного противодействия со стороны противника, то есть была решена ключевая для таких систем задача помехозащищенности комплексов от естественных и организованных радио- и ИК помех различного типа. Комплекс «Штурм» зарекомендовал себя как высокоэффективное и надежное оружие на войсковых учениях советской и российской армии, массово и успешно применялся в ходе войны в Афганистане, а также в ряде вооруженных конфликтов на территории бывшего СССР. Работы по повышению боевых возможностей ПТРК «Штурм» начались в Конструкторском бюро машиностроения, практически сразу после сдачи комплекса на вооружения. Основным направлением модернизации было избрано создание новых ракет, повышенного могущества. В первую очередь в новых ракетах планировалось увеличить бронепробиваемость (за счет их оснащение тандемной кумулятивной боевой части) и дальность пуска. В то же время военные выдвинули обязательное требование - обеспечить применение новых ракет с находящихся в строю вертолетов семейства Ми-24 и боевых машин 9П149 самоходных комплексов. Такая постановка задачи практически исключала возможность увеличения длины новой ракеты по сравнению с базовым образцом. Все требования были успешно реализованы в новой ракете 9М120 «Атака», первая модификация которой была принята на вооружение в 1985 году. Ракета 9М120 создана на базе ракеты 9М114. Главным конструктивным отличием новой ракеты было использование более мощного двигателя, который позволил увеличить дальность стрельбы, а также новой тандемной кумулятивной боевой части, обладающей большей бронепробиваемостью. Для отнесения предзаряда вперед от основной боевой части его разместили на устройстве телескопического типа. В остальном конструктивно- компоновочные решения аналогичны реализованным в ракетах семейства 9М114 комплекса «Штурм». Отработка
тандемной
кумулятивной
боевой части
велась с привлечением
специалистов
расположенного
в городе
Сарове
Российского
федерального
ядерного
центра
ВННИЭФ. С
начала 90-х
годов
Российский
федеральный
ядерный
центр -
ВВНИИЭФ
включился в
разработку
противотанковых
боеприпасов
с кумулятивными
зарядами.
Опыт создания
ядерных
боеприпасов,
методические
разработки,
перспективные
технологии
позволили
решить ряд
задач в деле
создания высокоэффективных
боевых
частей.
ВНИИЭФ применительно
к ПТРК
«Штурм-С»
разработал и
передал на
вооружение
тандемную
боевую часть
ПТУР 9М120
«Атака»,
которая при
калибре
Параллельно
была
разработана
и принята на
вооружение
ракета 9М120Ф,
которая
оснащена боевой
частью
фугасного
объемно-детонирующего
действия и
предназначена
для
подавления
огневых
точек,
поражения
оборонительных
сооружений,
легкобронированной
и
небронированной
техники, авиатехники,
живой силы в
укрытиях.
Фугасное действие
в тротиловом
эквиваленте -
до
Сегодня КБМ предлагает систему многоцелевых ракетных комплексов «Штурм» с ракетой «Атака», способных на земле, в воздухе и на воде поражать разнообразные цели с высокой эффективностью. В комплексе «Штурм» без каких-либо доработок аппаратуры управления и пусковых устройств применяются ракеты 9М120 «Атака», обладающие по сравнению с ракетой 9М114 «Кокон» повышенным боевым могуществом и увеличенной дальностью стрельбы при сохранении сверхзвуковой скорости полета. Комплекс «Штурм» может быть размещен на любом самоходном, вертолетном и корабельном носителе. Ракеты семейства «Атака» в составе комплекса «Штурм-В» размещены на вертолетах Ми-24В, Ми-24ВМ, Ми-24П, Ми-35, Ми-35М, Ми-28Н, Ми-8АМТШ, Ка-29, а в составе комплекса «Штурм-С» на шасси боевой машины 9П149. Кроме того ракеты 9М120 «Атака» применяются в составе БМПТ (вариант 2) и БРМ 2Т «Сталкер». При размещении комплекса на носителях иностранных заказчиков могут быть учтены дополнительные условия их боевого применения и эксплуатации. Ракеты семейства 9М120 входят в состав как старых, так и модернизированных комплексов «Штурм-ВМ» и «Штурм-СМ», в которых радиокомандная система наведения совмещена с ЦВМ. Для обеспечения возможности ведения боевых действий круглосуточно в КБ Красногорского механического завода («Зенит») для модернизации вертолетов семейства Ми-24 разработана обзорно-прицельная система «Тор» с лазерным дальномером, с оптическим, телевизионным и тепловизионным каналами. Система «Тор» используется и для наведения ПТУР. В составе комплекса «Штурм-ВМ» наведение ракеты сводятся к следующим действиям. После обнаружения цели и принятия решения экипажем вертолета о запуске по ней ракеты, оператор совмещает фиксированную метку с целью и нажимает соответствующую кнопку, выбирая скорректированный режим программного наведения на цель. После «зацепки» цели, лазерный дальномер в автоматическом режиме измеряет расстояние до выбранного объекта, и представляет полученные данные на многофункциональном дисплее вместе с информацией о необходимых маневрах для вывода вертолета в зону допустимого пуска. Пилот осуществляет пилотирование вертолета так, что движущая метка цели остается в фиксированном квадрате. Оператор в это время следит, что бы фиксированная метка была совмещена с целью и, если необходимо, делает корректировку посредством манипуляций управляющими рычагами. Когда вертолет достигает зону допустимого пуска, цифровой компьютер посылает на многофункциональный дисплей команду «достижима» («пуск разрешен»). По этой команде оператор производит пуск ракеты. Во время полета ракеты оператор удерживает на многофункциональном дисплее фиксированную метку совмещенной с целью и, если необходимо, выравнивает положение линии визирования посредством манипуляций управляющими рычагами до момента поражения цели. После пуска ракеты вертолет может совершать маневры по курсу в пределах ±60°, с кренами до 30°. Основные преимущества многоцелевых ракетных комплексов «Штурм» с ракетой «Атака»: Сверхзвуковая скорость и малое время полета ракеты до цели, что обеспечивает: - снижение вероятности нанесения ответного удара со стороны противника; - снижение вероятности срыва наведения от пыледымовых помех на поле боя; - значительное усложнение постановки противником радиотехнических помех; - уменьшение психологической нагрузки на оператора. Высокая скорострельность (2 - 3 выстр./мин.) способствует: - поражению большого количества целей в короткий промежуток времени; - достижению минимального времени пребывания носителей на линии огня. Высокая помехозащищенность обеспечивает: - эффективную стрельбу без снижения вероятности попадания в цель в условиях естественных и организованных радиотехнических и ИК помех. Высокая точность стрельбы означает поражение целей с одного - двух пусков. Большая дальность стрельбы и способность поражать любую цель, в том числе и в движении, способствует высокой выживаемости носителя, в том числе в дуэльной ситуации. Единые ракеты для всех носителей обеспечивают гибкость боевого применения и удешевление производства. Наличие двух типов боевых частей (мощной кумулятивной тандемной и фугасной) обеспечивает возможность поражения: - современные и перспективные танки, в том числе оснащенные навесной и встроенной динамической защитой; - любую другую бронированную технику; - железобетонные укрытия, бронеколпаки, блиндажи, полевые укрепления типа ДОТ, ДЗОТ и т.п.; - низколетящие малоскоростные самолеты и все типы вертолетов; - катера и другие малотоннажные надводные цели; - живую силу в укрытиях и на открытой местности. На вертолетах Ми-24 и Ка-29 размещается до 8 ракет «Атака», а на боевой машине 9П149 - 12 ракет. Ракета «Атака» стала основой построения управляемого вооружения боевого вертолета Ми-28Н, на подвесках которого может быть установлено до 16 ракет. Высокая боевая оснащенность носителей позволяет им в процессе боевой операции поражать большое количество разных целей. Перечисленные качества определяют высокую боевую эффективность комплексов «Штурм» с ракетой «Атака» в условиях ведения современного боя и решение одним комплексом многоплановых задач. Высокие тактико-технические характеристики и все вышеуказанные достоинства вертолетных и самоходных ракетных комплексов «Штурм» позволяют существенно расширить области боевого применения ракет путем создания автономного модуля на базе самоходного комплекса и за счет корабельного комплекса «Штурм». Автономный модуль представляет собой силовую раму, на которой установлена аппаратура комплекса «Штурм-С», рабочее место оператора, собственно пусковая установка с приводами наведения и механизмом перезаряжания. Такой модуль может быть размещен на любом самоходном шасси соответствующей грузоподъемности, например на бронетранспортере или танке. Представляется также целесообразным его размещение и в стационарном сооружении. В этом случае боевые посты с модулем могут быть размещены, например, вдоль морского побережья с целью его эффективной обороны. Корабельный комплекс «Штурм» создан для размещения на патрульных катерах проекта 14310, разработанных ЦКБ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и выпускаемых акционерным судостроительным обществом «Вымпел» (Рыбинск). На катере размещается пусковая установка на базе вертолетной аппаратуры со стабилизированным прицелом и устройством для запуска 6 ракет. Благодаря сверхзвуковой скорости и малому времени полета ракеты, большой дальности стрельбы, наличию нескольких типов боевых частей, высокой скорострельности, возможности одновременной боевой работы нескольких носителей без взаимовлияния при их высокой боевой оснащенности ракетные комплексы «Штурм» с ракетой «Атака» являются современным средством вооружения и способны эффективно поражать разнообразные цели. Таким образом, система многоцелевых ракетных комплексов «Штурм» с ракетами семейства «Атака» позволяет выполнять широкий круг боевых задач на суше, в воздухе и на море. Совершенствование комплексов «Штурм» продолжается. В 90-е годы были созданы новые ракеты 9М120 имеющие увеличенную дальность пуска и новое семейство ракет - 9М220, значительно повысивших боевую эффективность комплекса. САМОХОДНЫЙ ПТРК «ШТУРМ-С»
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПТУР 9М114
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 9М120
Модернизированный самоходный противотанковый ракетный комплекс "Штурм-СМ" (индекс 9К132) "Штурм-СМ" (индекс 9К132) Предназначен для уничтожения современных и перспективных танков, в том числе оснащенных динамической защитой, малотоннажных надводных целей, низколетящих воздушных целей, оборонительных сооружений, живой силы в укрытиях и на открытых площадках днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и при наличии пыледымовых помех. Состав: - боевая машина 9П149М (шасси МТЛБ); - управляемый снаряд 9М114; - ракета управляемая 9М114Ф; - ракета управляемая 9М120; - ракета управляемая 9М120Ф; -
ракета
управляемая
9М120Ф-1; ОАО "НПК "КБМ" является изготовителем ракет 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1, изготавливает БМ 9П149М из прошедших капитальный ремонт БМ 9П149 и оказывает услуги по обучению экипажей. Боевая машина 9П149М Боевая машина 9П149М предназначена для борьбы с подвижными и неподвижными наземными и воздушными целями, кратковременного хранения, транспортирования, пуска и наведения ракеты 9М120 и ее модификаций на цель и представляет собой самоходную пусковую установку, оснащенную средствами обнаружения целей, наведения ракет, связи и электроснабжения. Боевая машина 9П149М создана на базе шасси МТЛБ. Экипаж машины 9П149М состоит из 2 человек. Машины обладают высокой проходимостью и способны действовать в условиях поражающих факторов оружия массового поражения. Боекомплект боевой машины 9П149М составляет до 10 - 12 ракет 9М120 (9М120-1) и 9М120Ф (9М120-1Ф) в автоматизированной боеукладке. Заряжание выдвижной пусковой установки из автоматизированной боеукладки боевых машин с выбором типа ракеты выполняется автоматически. Загрузка ракет в боеукладку выполняется вручную. На выдвижной пусковой установке боевых машин располагается один контейнер с ракетой. Боевая машина 9П149М оснащена теплотелевизионным прибором управления и командной радиолинией. Рабочая литерная частота командной радиолинии устанавливается переключателем перед заряжанием, код командной радиолинии задается переключателем. Параметры программы "Пыль" полета ракеты устанавливаются перед пуском ракеты механически на пульте управления.
Ракеты управляемые 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1 Ракета выполнена по аэродинамической схеме "утка". В хвостовой части ракеты располагаются аппаратурная часть ракеты. Система управления ракетой включает в себя расположенные в аппаратурной части ракеты радиоприемник, устройство фотоприемное и ответчик, что обеспечивает командное наведение ракеты с передачей команд по радиолинии или полуавтоматическое наведение ракеты в луче лазера. Рабочая литерная частота радиоприемника ракеты, соответствующая литерной частоте командной радиолинии, устанавливается механически перед заряжанием, код командной радиолинии задается аппаратурной части ракеты подачей напряжения на контакты пусковой установки. Переключение в режим лазерного канала наведения и его литера задается напряжением на контактах пусковой установки. Ракета 9М120-1 Ракета 9М120-1Ф Аппаратурная часть ракет 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1 Тактико-технические характеристики ракет 9М120-1, 9М120-1Ф, 9М120-1Ф-1
Ракета
типа 9М120-1 в трубе-контейнере,
установленная
на пусковой
установке,
обеспечивает
возможность стрельбы
после
преодоления
носителем водной
преграды
глубиной до
Ракеты типа 9М120-1 в процессе эксплуатации не требуют проверки на КПА. Машина контрольно-проверочная 9В868М КПМ предназначена для проверки функционирования боевых машин 9П149М и 9П149 и отыскания неисправностей с точностью до конструктивно сменного блока без расстыковки кабельных линий связи и снятия аппаратуры с объекта контроля, а также для контроля блоков из состава группового ЗИП и для проведения измерений параметров аппаратуры управления при регулировке и настройке аппаратуры после замены неисправного блока. КПМ 9В868М создана на базе штатной КПМ 9В868 путем доукомплектования ее контрольно-проверочной аппаратурой 9В5002 для проверки ОПС 9С4001. В состав КПМ 9В868М входят: - кузов-фургон К131 на шасси автомобиля ЗИЛ-131Н; - электроустановка; - выпрямительный агрегат; - фильтр к выпрямительному агрегату; - прибор проверки приводов 9В546; - контрольно-проверочная аппаратура 9В549; - контрольно-проверочная аппаратура 9В565; - контрольно-проверочная аппаратура 9В5002; - прибор проверки вычислителей 9В547.00.000; - имитатор изделия 9М114 9Ф716; - контрольно-измерительная аппаратура 9В732; - стандартные измерительные приборы: частотомер, осциллограф, вольтметр, мегомметр, комбинированный прибор; КПМ 9В868М в своем составе имеет электроустановку мощностью 16 кВ·А напряжением 380 В (три фазы частотой 50 Гц) для автономного питания как оборудования КПМ, так и проверяемого объекта, с отбором мощности от вала двигателя базового шасси. Питание КПМ возможно от внешней сети переменного тока напряжением 380 В±10 % частотой (50±1) Гц. Технические характеристики КПМ 9В868М Способ контроля параметров БМ и блоков ЗИП-Г аппаратуры этих изделий - параметрический, допусковый. Машинное время проверки одной БМ без учета времени подключения и отключения кабелей - 2 ч. Время развертывания КПМ из походного положения в рабочее - 2 ч. Время свертывания КПМ из рабочего положения в походное - 15 мин. Продолжительность непрерывной работы КПМ 8 ч. Расчет КПМ - 3 чел. Мощность, потребляемая КПМ от трехфазной сети 380 В±10 % частотой (50±1) Гц – не более 16 кВ•А. Время готовности КПА к работе с момента включения электропитания - 30 мин. Технические данные электроустановки: номинальное напряжение 380±19 В. номинальная мощность 16 кВ•А. номинальная частота 50±1 Гц число фаз – 3. Назначенный ресурс работы - 2000/1000 ч/циклов. Проверка БМ производится с помощью КПА, размещенной в КПМ. До подключения контрольных кабелей от КПМ к БМ производится самоконтроль КПА. При исправной КПА кабели присоединяются к контрольным разъемам аппаратуры управления БМ, после чего проводится проверка аппаратуры отдельных подсистем БМ. Проверка производится путем измерения параметров отдельных подсистем объекта контроля. Проверка параметров ОПС 9С4001 БМ с помощью КПА производится в автоматизированном, а остальных подсистем в ручном режиме. Использованные материалы: "УРАЛ ЭКСПО АРМЗ-2000": РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ВЫЗОВЫ http://rbase.new-factoria.ru/search/index7.htm http://www.kbm.ru/ |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|