ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ ТАНКОВОЙ ПУШКИ НА ВЫНОСНОМ ЛАФЕТЕ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ДОВОДЫ В ПОЛЬЗУ ТАНКОВОЙ ПУШКИ

НА ВЫНОСНОМ ЛАФЕТЕ

Робин Флетчер

 

Существующая башня обычного танка представляет экипажу две возможности, которые считаются самыми важными, а именно, возможность поворачивать пушку над гусеничным корпусом машины для ведения стрельбы в любом направлении и возможность кругового обзора командиром танка с самого высокого места машины - осуществления так называемого "обзора сверху".

 

На первых тяжелых танках времен первой мировой войны пушки были установлены в спонсонах и барбетных установках, из ко­торых они могли обстреливать цели лишь в ограниченном секторе с любого борта машины. Башня была установлена на "легком танке" французской фирмы "Рено", относящемся к тому же времени, и за­тем была признана предпочтительным способом установки танкового основного орудия в период между войнами.

Во время второй миро­вой войны было произведено много машин с орудием в казематной установке с ограниченным поворотом для стрельбы прямой навод­кой, например советская СУ-100 и германская противотанковая СУ "Хетцер", во они были предназначены для выполнения определен­ных задач (истребителей танков и самоходных орудий) и, таким образом, не считались боевым вариантом "подлинных" башенных основных боевых танков. Производство боевых бронированных машин с орудийной установкой казематного типа значительно де­шевле и проще, чем производство стандартных танков, поэтому в некоторых случаях они фактически использовались как заменители танков. В послевоенный период башня снова заняла свое исключи- тельное место и принимается в настоящее время как обычный спо­соб установки основного вооружения танка.

 

Почему башня?

Круговой поворот башни дает возможность поворачивать пушку для ведения стрельбы в любом направлении, независимо от положе­ния корпуса машины, который может быть даже лишен подвижности, установленная в башне, может сопровождать движущуюся цель и следить за приближающейся машиной противника до внезап­ного открытия огня. Для ведения стрельбы с ходу может обеспечи­ваться стабилизация в двух плоскостях. Вспомогательное оружие, такое как автоматическая пушка или пулемет, может также устанав­ливаться "спаренно" и, таким образом иметь такие же возможности прицеливания и наведения, как и пушка.

"Экипаж" состоит из командира танка, наводчика и "заряжаю­щего, которые перемещаются по кругу в башне при повороте пушки. Это создает неудобство для заряжающего, когда он стоит на плат­форме, поворачивающейся вместе с башней, а наводчику, понятно удобно то, что он обращен лицом к цели во время прицеливания и наводки своего орудия.           Принудительный поворот не удовлетворяет командира танка, так как он в настоящее время поворачивается лицом к цели, независимо от того, хочет он этого или нет. Это вызывает необходимость в четвертом человеке для работы в качестве водителя в носовой части корпуса и несения ответственности за маневрирование машины в то время, как члены экипажа в башне поворачиваются или обращены лицом в другом направлении. К сожалению, башня танка представляет собой большую цель для ответного огня противника при ведении обстрела из укрытия, и это особенно верно, когда она покрыта композитной броней для повышения защиты. Дополнительная броня имеет неблагоприятный эффект увеличения инерции вращения башни, приводящий к необ­ходимости увеличения энергии для обеспечения быстрого повора­чивания.

На советских танках, таких как Т-64, Т-72 и Т-80, с конца 1960-х годов установлены автоматы заряжания, что позволило сократить количество членов экипажа в башне до двух человек (размещенных симметрично по одному с каждой стороны пушки) и, таким образом, уменьшило габариты башни и габариты дели для ответного огня противника. Выстрелы первой очереди размещены в советских танках в магазине карусельного типа в нижней части боевого от­деления ниже двух сидящих членов экипажа. На западных танках, на которых в настоящее время тоже вводится автоматическое за­ряжание, выстрелы первой очереди, вероятно, будут размещаться в герметичных вентилируемых нишах в кормовой части башен.

Примером является французский танк АМХ "Леклерк", который в нас­тоящее время поступает в производство.

Когда танк может укрыться от наблюдения и вести огонь из-за укрытия или даже из-за простой небольшой возвышенности на местности, для обстрела цели он должен выдвинуться из укрытия, скрывающего танк с башней, в укрытие, которое закрывает только корпус, чтобы была обеспечена высота линии огня над гребнем укрытия, и открыть огонь. На это уходит значительное время, особенно, если машина должна продвинуться на небольшой косогор, и большая доля передней части башни должна оставаться незащи­щенной до тех пор, пока из машины не произведут один или два выстрела по цели и пока машина не отойдет опять в укрытие. Ограничение угла склонения пушки менее, чем до стандартных 10о уменьшит полную высоту машины, но может также привести к тому, что танк должен будет выдвигаться слишком далеко вперед над укрытием, прежде чем его пушка сможет получить достаточный угол склонения для обстрела цели.

 

Основные варианты

Шведский танк "S", в котором основное вооружение установлено в корпусе машины, приходится наклонять назад и вперед на управляемой подвеске для достижения угла возвышения или склонения и поворачивать посредством дифференциального действия его гусениц для горизонтальной наводки пушки. Отсутствие башни уменьшает полную высоту машины, но командир танка все же может осуществлять "обзор сверху" с самой высокой точки корпуса. Однако силуэт, представляющий цель для ответного огня противни­ка, когда машина ведет обстрел через укрытие, не на много мень­ше силуэта обычной танковой башни; более того, машина все же должна перемещаться вперед или назад для ведения огня из пушки и прекращения обстрела.

Фирма "Теледайн континентал моторз" предложила новый тип башни, в которой устанавливается заряжаемая автоматически "пушка на выносном лафете"; два члена экипажа размещены в ней на уровне или ниже погона башни. Этот тип башни представляет собой значительно меньшую цель для ответного огня противника когда машина ведет обстрел из укрытия, то должна все же выдвигаться вперед и затем отходить назад для обеспечения защиты пушки на выносной установке. Пушка и "пушечный расчет" повора­чиваются вместе на 360о, но командир танка больше не имеет "обзора сверху", так как он размещен ниже пушки. Хотя он может быть обеспечен каким-нибудь перископическим приборов наблюдения для ведения наблюдения над уровнем установки пушки, но может делать это только в одном направлении в определенный момент и должен будет, таким образом, бояться, что противник обнаружит его машину и наведет на нее орудие до того, как он обнаружит противника.

 

 

Рис. 1. На этом снимке показано значительное уменьшение лобовой площади цели, возможное за счет установки пушки на выносном лафете (в данном случае показана башня низкого профиля фирмы "Теледайн континентал моторз")

 

Обе эти альтернативные компоновки имеют значительное достоинство, заключающееся в том, что танк "S" имеет значительно уменьшенный бронированный объем, а "пушка на выносном лафете" представляет собой значительно меньшую цель. Но первая трудно поворачивается и может попасть в затрудни­тельное положение на неподходящей местности, тогда как лишение командира "обзора сверху" при второй компоновке является недостатком в тактическом отношении. Обычная танковая башня, конечно, и поворачивается, и обеспечивает "обзор сверху" в одной и той же компоновке машины, но она представляет собой слишком большую цель, особенно, когда машина ведет стрельбу из-за укрытия. Все эти три машины должны все же перемещаться впереди назад при обстреле из-за гребня укрытия, что может занимать значительное время. Существует, однако, другой способ установки танковой пушки, который может обеспечить более выгодное решение в тактическом отношении.

 

Рис. 2. Башня низкого профиля фирмы "Теледайн континентал моторз" совместима с целым рядом гусеничных шасси (здесь показано шасси легкого танка для конкурсных испытаний машины AGS армии США). Основной прицел (на башне слева), установленный ниже пушки на выносном лафете, может потребовать на некоторых огневых позициях выставления корпуса на открытую местность для наведения пушки на цель

 

Рис. 3. Еще одной экспериментальной компоновкой пушки на выносном лафете конца 1970-х годов был шведский вариант БМП "Мардер". Проблема обеспечения командира панорамным обзором была решена довольно просто: командир размещен непосредственно под "минибашней" и имеет смотровые блоки и оптические прицелы, обеспечивающие круговой обзор

Поднимаемая установка

 

Если бы танковая башня небольших размеров, подобная башне современного советского танка, была бы поделена центральной осевой выемкой, идущей продольно между двумя расположенными на местах членами экипажа, то танковая пушка могла бы устанавли­ваться в этой центральной выемке при размещении казенной части в корме башни и могла бы подниматься на какой-нибудь установке при необходимости обстрелять цель.

При установке пушки таким способом сохраняются круговой поворот и другая важная возможность, необходимая экипажам танков, а именно, "обзор сверху" командира танка при нахожде­нии пушки в опущенном положении. Тогда пушка будет размещаться по диаметру погона башни, при этом ее цапфенный узел будет ближе к корме, чем обычно, и вынос ее ствола вперед будет значительно уменьшен. Пушка не будет вдаваться в боевое отде­ление, а ее казенная часть не будет опускаться в корпус при придании пушке угла возвышения. С другой стороны, при наружной установке пушки не будет доступа к ней членов экипажа, если случится неисправность. Автоматическое заряжание, при опущенной пушке, будет, вероятно, происходить назад из ниши разделен­ной на две части башни, а затем опять вперед в казенную часть орудия, вместо того, чтобы сразу подавать снаряд вперед в ка­зенную часть, как скорее всего и будет в будущих западных системах. При установке пушки таким образом нельзя ожидать, что полная высота башни будет значительно меньше высоты имею­щихся советских башен с автоматическим заряжанием.

Рис. 4. Конструкция разделенной на 2 части башни изучалась фирмами "Рейн металл" и "Моваг" для установки на транспортер оружия "ШАРК" (8х8) (на снимке показана машина, оснащенная деревянным макетом). Основным недостатком этой компоновки является то, что командир и наводчик не имеют больше непосредственного контакта и не могут помочь друг другу в случае необходимости

 

Во время обстрелов из-за гребня укрытия пушка заранее должна быть повернута по направлению на цель. Только после этого она поднимается с нижнего положения, обеспечивающего обзор для экипажа, до верхнего положения (и с выходом линии огня над гребнем укрытия) для осуществления точной наводки и ведения стрельбы. Возвышение и склонение сушки (а также. стабилизация) становятся возможными лишь при перемещении пуш­ки в поднятое положение и исключаются, когда пушка опускается для перезаряжания.

Пушка на своей установке в поднятом положении будет пред­оставлять собой лишь небольшую цель для ответного огня противника и будет оставаться незащищенной в течение минимального времени. Более того, не будет никакой необходимости выдвигать танк вперед для ведения огня из пушки и затем отводить его назад после прекращения огня. Он будет просто оставаться не­подвижные и по мере готовности поднимать свою пушку, произво­дить стрельбу и немедленно опускать ее. Понятно, что при обстреле на больших дальностях наводчик противника не может фактически оценить попадание; время нахождения его цели в незащищенном положении оставляет ему слишком мало времени для срабатывания и слишком мало времени для того, чтобы его сна­ряды достигали цели, если он произвел выстрел. Малая Цель, малое время нахождения в незащищенном положении и неподвижная машина - таковы новые особенности, которые очень отличаются от особенностей, характерных для обычных танковых башен, и обеспечивают разделенной башне с пушкой на подъемной установ­ке значительное преимущество в тактическом отношении.

Точность наводки не будет зависеть от механической связи, так как система наведения, вероятно, включающая тепловизор, будет устанавливаться непосредственно на лафете пушки для подъема и опускания с ней и затем будет наблюдаться дистанционно (посредством жестко-оптических и волоконно-оптических систем и телевизионных средств). Головка прицела может даже независимо вращаться так, чтобы ее можно было использовать для поиска целей без поворота всей башни. Затем она будет возвращаться на линию согласования с пушкой для выполнения основной задачи по наведению пушки.

После разработки машины с усовершенствованным комплексом "Тоу" (ITV) М901, при которой поднимаемая ракетная пуско­вая установка размещалась на БТР М-113 фирмы FMC, фирма "Пасифик кар энд фаундри" (PAACAR) разработала в начале 1980-х годов орудийную испытательную установку ELKE (орудие кинетической энергии на поднимаемой установке), в которой 75-мм автоматическая пупка Ares. была установлена на шасси легкого танка "Шеридан". К сожалению, эта экспериментальная башня, хотя и обеспечивает круговой поворот, не дает возмож­ности опускать пушку ниже уровня обзора экипажа, так что командиру не может быть обеспечен "обзор сверху". Вместо этого был установлен перископический прибор наблюдения командира, который позволяет командиру вести наблюдение выше уровня опущенной пушки, но у него обзор всего 12°, что не отвечает требованиям к средствам управления машиной. К сожалению, за этой испытательной установкой не последовало дальнейшей разработки с использованием погона башни большего диаметра, который, вероятно, позволил бы опускать пушку дальше, чтобы снова ввести командирский "обзор сверху".

 

Рис. 5. Испытательная установка Ares имела поднимаемую установку для 75-мм автоматической пушки Базовую конструкции можно было модернизировать или оснастить панорамными опто-электронными прицелами, но, к сожалению, соответствующие испытания не были проведены

 

Выше уже было отмечено, что установка основного вооружения танка на поднимаемом лафете вносит не основной вклад для уменьшения общей высоты башни. При нахождении в положении "танк вне укрытия" на открытой местности танк с такой орудийной установкой будет все же представлять собой значительную цель. Трудно будет также разместить даже половину боекомплекта машины Б нише разделенной башни, так что во время ведения огня будет необходимо пополнять магазин в нише из боеукладки в корпусе.

Но если пушка должна перемещаться в поднятое положение над головами членов экипажа, то, вероятно, можно ее повора­чивать над одним или другим из них для обстрела целей слева или справа. Из этой возможности должны быть извлечены преиму-щества для исследования компоновок "экипаж в корпусе" ("crew-in-hull").

 

Компоновки" экипаж в корпусе"

Выдающимся работающим примером компоновки "экипаж в кор­пусе" является, конечно, шведский танк "s" с передним рас­положением двигателя и казематной установкой пушки, в котором пушка размещена между двумя основными членами экипажа как раз под крышей корпуса. Тот факт, что эти члены экипажа больше Ее поворачиваются кругом в башне, а занимают фиксированные места лицом к передней части корпуса, означает, что любой из них может вести машину (либо вперед, либо, если имеют достаточный задний обзор, назад). Все боеприпасы могут тогда размещаться в магазинной боеукладке в самой дальней части кормы корпуса вместе с автоматом заряжания, так что больше нет необходи­мости перемещать снаряды из боеукладки в корпусе в нишу башни.

В своей книге "Основные боевые танки - разработки конст­рукции с 1945г." Рольф Хилмес упоминает о возможности вклю­чения подъемной орудийной установки в компактную компоновку низкого профиля танка "s". В такой конструкции пушка все же не будет иметь независимого относительно корпуса поворота, так что необходимо будет поворачивать всю машину на гусеницах. Но при появлении возможности возвышения и склонения, когда пушка поднята, не будет больше необходимости обеспечивать управляемую систему подвески для наклона машины назад и вперед.

Основываясь на этом предложении, может быть также введен независимый поворот башни, так чтобы в поднятом положении пушка могла поворачиваться вправо или влево по флангам и при необ­ходимости кругом. Это предложение фактически было выдвинуто в начале 1980-х годов для шведской разработки UDES-17, но впоследствии не было, ни разработано, ни испытано. Как и в случае разделенной башни, "обзор сверху" остается только до тех пор, пока пушка находится в поднятом положении, но пушку следует снова совмещать с выемкой в корпусе перед опусканием ее для перезарядки.

Эта компоновка дает возможность создать машину, полная высота которой будет соответствовать высоте танка "S" и будет значительно меньше высоты любого башенного танка.

Если оба основных члена экипажа могут вести машину, то лишь два че­ловека могут, вероятно, составлять экипаж, хотя, возможно, бу­дет добавлен третий человек для повышения выносливости экипажа. Такая машина будет иметь минимальные габариты, а пушка будет оставаться хорошо защищенной в выемке в крыше корпуса до тех пор, пока не будет поднята для горизонтальной наводки. Однако так как пушка сначала поднимается; а затем поворачивается в направлении на цель, то машина с компоновкой UDES-17, ве­роятно, будет обстреливать цель из-за укрытия значительно медленнее, чем поднимаемая пушка в разделенной башне, которая может поворачиваться за укрытием перед подъемом в верхнее положение. С другой стороны, данная компоновка приводит к умень­шению инерции вращения, что является результатом устранения всей разделенной башни и замены установки на "подъем и поворот" ("lift-and-turn") , которая будет поворачивать только пушку и ее установку. Преимущества малой массы, компактных габаритов и установки казенной части-пушки в фиксированное положение над магазинной боеукладкой в корпусе для перезаряжания кажутся огромными. Компоновка UDES-17, вероятно, станет преемни­ком обычной башни.

 

Аспекты, касающиеся экипажей

Однако имеются дополнительные соображения, касающиеся экипажей таких машин, особенно распределения обязанностей между членами экипажа и их отличия от обязанностей членов экипажа ба­шенного танка. В последней компоновке тот факт, что командир и наводчик вращаются вместе с пушкой, обычно вызывает необходимость выполнения вождения машины третьим человеком, хотя это, вероятно, не считается абсолютно обязательным. С другой сто­роны, машина с размещением экипажа в корпусе может приводиться в движение любым из двух основных членов экипажа, но они также должны управлять системой вооружения и могут испытывать перегрузки при попытке взять на себя обе задачи. Одним решением этой проблемы может быть использование третьего члена экипажа, первоначально введенного для повышения выносливости экипажа, для осуществления вождения всякий раз, как надвигаются боевые действия. Но если весь экипаж должен состоять лишь из двух человек, то смогут ли они распределить все обязанности между собой даже при наличии преимуществ фиксированных мест членов экипажа в корпусе?

Один член экипажа мог бы и вести, и управлять машиной, тогда как другой управлял бы орудием и даже вел бы огонь по * целям во время движения. В таком случае система наводки

"на установке" остается переключенной на режим автоматического сопровождения цели, тогда как пушку возвращают в выемку на крыше корпуса для перезаряжания и затем в поднятое и согласо­ванное с линией прицеливания положение. Вероятно, можно продумать, как перевозить один или более выстрелов первой оче­реди в простых отдельных заряжающих устройствах, прикрепленных с боков орудийной установки, так чтобы пушка могла оставаться поднятой и наведенной для завершения обстрела. Но вызванное этим увеличение размера цели, которую будет представлять собой пушка, приводит доводы против такого хода боя.

Во время ведения огня с места два человека смогут управлять машиной, один как командир, а другой как наводчик, причем каж­дый из них может маневрировать, пользуясь рычагами управления вождением. Они будут стремиться повернуть машину примерно в направлении противника не только, чтобы подставить толстую ло­бовую броню ответному огню противника, но также чтобы свести до минимума поворот, который будет необходим, когда пушка находится в своем поднятом, положении. Хотя малая инерция вращения приводит к чрезвычайно быстрому переносу огня на цель, вынимание противника может быть привлечено неоднократным и повторным поворотом, особенно если он осуществляется по большой дуге, и сама пушка, конечно, подвержена удару противника до тех пор, пока она остается поднятой из выемки башни. Члены экипажа получат значительное преимущество от того, что смогут приводить: свою машину в движение вперед и назад. Совсем другая ситуация обнаружена в настоящее время в обычных башенных танках с тремя или четырьмя членами экипажа.

Пушка на выносном лафете должна будет выдерживать огонь из стрелкового оружия и удары осколков снарядов. Так как члены экипажа не имеют доступа к ее казенной части для устранения неисправностей, надежность казенной части является вопросом большой важности. Скользящий затвор, вероятно, должен быть заменен какой-то формой поршневого затвора, который будет более стойким к силе отката в закрытом положении. Кроме того, казенная часть должна приводиться в действие силовым приводом синхронно с системой автоматического заряжания. При размещении в башне с: выемкой пушка будет и незащищена, и недоступна, но она будет лучше защищена и может быть даже доступна в случае крайней необходимости, когда опущена в выемку, проходящую по крыше корпуса машины с размещением экипажа в корпусе.

Рис. 6. Три возможные компоновки танка, которые исследовались на раннем этапе прекращенной теперь программы по новому шведскому основному боевому танку. Слева на право представлены казематная установка, поднимаемая пушка (размещаемая в выемке корпуса, в походном положении) и мини-башня с выносной пушкой. Интересно, что шведы в конечном счете выбрали обыч-ную башенную компоновку

 

Выводы

Существует несколько различных причин для отказа от танковой башни и замены ее компоновкой "экипаж в корпусе" с подъемно-поворотной" орудийной установкой. Основной причиной являются большие габариты нынешней башни и большая цель, кото­рую она представляет собой для огня противника, особенно когда машина ведет обстрел над гребнем укрытия.

На первый взгляд, обычная башня, вероятно, может быть заменена разделенной башней с поднимаемой орудийной установкой, которая имеет преимущество, заключающееся в том, что она может поворачиваться за укрытием до поднятия пушки. Но "подъемно-поворотная" орудийная установка, установленная в компоновке "экипаж в корпусе" с передним расположением двигателя, гораздо ниже и компактнее и имеет значительное преимущество размеще­ния всех боеприпасов вместе с автоматом заряжания в кормовой части корпуса. У нее есть и недостаток, заключающийся в том, что пушка должна быть сначала поднята, прежде чем ее можно навести, но этот недостаток приемлем с точки зрения компактных габаритов машины.

Если точки зрения, высказанные в этой статье, действи­тельно эффективны, то какие признаки танковой башни остаются у такой "подъемно-поворотной" орудийной установки?

Французский танк "Леклерк" почти готов к принятию на вооружение как башенная машина с автоматической системой заряжания, размещенной в нише башни. По американской программе модернизации бронированных систем (ASM) все еще, кажется, не принято решение, будет ли общее шасси с передним или с задним расположением двигателя. Между тем, по этой программе модернизированный башенный танк "Абрамс" должен использоваться как испытательная установка элементов передовой технологии (САТТ-В этап I) для установки новой 140-мм танковой пушки и автомата заряжания вместе с новой силовой установкой LIPS. Возможно быстрое принятие на вооружение данной машины под мар­кой "Абрамс" М-1АЗ.

Но в то же время модифицированный вариант боевой брониро­ванной машины "Брэдли", на котором установлен ракетный комплекс кинетического действия (КЕМ) LTV, в качестве противотанковой машины для стрельбы прямой наводкой (LOSAT) показан теперь как машина, имеющая компоновку "экипаж в корпусе" с ракетными ПУ на подъемной и поворачиваемой установке. Если такая "подъемно-поворотная" установка должна использоваться для легкобронированной талины LOSAT, не следует ли использовать также систему установки такого же типа для легкобронированных машин LAV-105 и AGS (бронированная пушечная система), на которых будут устанавливаться танковые пуски с кинетическими боеприпасами? Это позволит этим всем трем легкобронирован­ным машинам обстреливать тяжелобронированные танки противника из-за укрытия при довольно большой надежде на успех.

Но если эта компоновка "экипаж в корпусе" с ее "подъемно-поворотной" орудийной установкой годна для использования на этих легких боевых бронированных машинах (AFV), не следует ли ее ввести на основном боевом танке для замены нынешней тан­ковой башни? Нельзя ли башенную машину САТТ-В этап 1 по амери­канской программе ASM, которая основана на танке "Абрамс", заменить на испытательную установку этап 2, использующую новую компоновку "экипаж в корпусе" с передним расположением двига­теля, оснащенную поднимаемой и поворачиваемой орудийной уста­новкой? Не сможет ли такая орудийная установка обеспечить такую машину очень важными тактическими преимуществами?


 

ROBIN FLETCHER

THE CASE FOR RAISABLE TANK GUN.

MILITARY TECHNOLOGY, 1991, No10

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ