ТЯЖЕЛАЯ КОЛЕСНАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ТЯЖЕЛАЯ КОЛЕСНАЯ БРОНИРОВАННАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В МИРОТВОРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЯХ

 

Е. Е. АЛЕКСАНДРОВ, д-р техн. наук (НТУ «Харьковский политехнический институт»),

В. Е. ФЕДОСОВ, Н. М. СТЕПАНОВ, инженеры (Харьковский бронетанковый ремонтный завод),

С. А. СЛАДКИХ, инж. (Харьковский институт танковых войск)

 

Проблема предотвращения и преодоления военных конфликтов международными усилиями всегда была актуальной, а при росте взаимозависимости государств в современном мире она стала еще более острой. В последние годы в практике ООН четко определилась тенденция укрепления миротвор­ческих усилий путем использования международ­ных воинских контингентов на региональном уров­не. За весь период существования Вооруженных сил независимой Украины более 45 тысяч военнослу­жащих принимали участие в 25 миротворческих опе­рациях ООН, ОБСЕ и НАТО. Сегодня в различных регионах мира в десяти миротворческих миссиях принимает участие около 4000 украинских миро­творцев.

Участие Вооруженных сил Украины в между­народных операциях и миротворческих миссиях содействует как формированию положительного имиджа Украины в демократическом обществе, гак и поддержанию боеготовности воинских частей и подразделений, являясь важнейшей составляющей ее профессионализации. Оно является достойным вкладом в дело обеспечения глобальной и реги­ональной безопасности.

Подразделения украинской армии в составе меж­дународных миротворческих сил вооружены пер­воклассным оружием отечественного производства или оружием, находящимся ранее на вооружении Советской Армии. В процессе проведения миро­творческих операций блестяще зарекомендовали се­бя многоцелевые гусеничные бронетранспортеры-тягачи МТ-ЛБ производства ХТЗ им. С. Орджо­никидзе, а также колесные бронетранспортеры БТР-80У, представляющие собой модернизирован-

ную версию российского бронетранспортера БТР-80. Проведение миротворческих операций имеет не­которые особенности по сравнению с боевыми опе­рациями, что существенным образом влияет на выбор вооружения миротворческих подразделений, которые состоят в следующем:

  • отсутствуют такие понятия, как «линия фрон­та» и «глубоко эшелонированная оборона», что де­лает бессмысленным использование танков, пред­назначенных для прорыва линии фронта и глубоко эшелонированной обороны противника, поэтому в миротворческих операциях использование основно­го вооружения танков (120-мм и 125-мм танковых пушек) исключается;
  • конфликтующими   сторонами   используются мощные взрывные устройства, что обусловливает высокую поражаемость легкобронированной техни­ки с пулеметным вооружением;
  • использование бронетехники на гусеничном ходу в уличных вооруженных конфликтах приво­дит к разрушению дорогостоящих дорожных пок­рытий, поэтому предпочтение в таких операциях отдается колесной бронетехнике высокой маневрен­ности;
  • наличие авиатранспортабельности бронирован­ной техники и способности ее к быстрому развер­тыванию.

До последнего времени наиболее приспособлен­ной для проведения миротворческих операций счи­талась легкая бронированная машина LAV-25 «Пи­ранья» (Швейцария, Канада, США), вооруженная 25-мм автоматической пушкой «Бушмастер» [1]. Машина оснащена шестицилиндровым дизельным двигателем  6V-53T  мощностью  275  л.с. и автоматической гидромеханической трансмиссией МТ-653DR «Аллисон», что позволяет ей развивать ско­рость по шоссе до 100 км/ч . Моторно-трансмиссионное отделение находится в передней части кор­пуса и служит защитой для экипажа (3 чел.) и де­санта (6 чел.). Для высадки десанта предусмотрены две кормовые двери.

Однако слабое бронирование корпуса LAV-25 не обеспечивает защиту экипажа и десанта от огня пулеметов калибра 12,7 и 14,5 мм , а также от гранат, что заставляет страны, эксплуатирующие эту ма­шину, искать новые технические решения для повы­шения ее боевых качеств в составе сил быстрого реагирования и миротворческих подразделений.

Наибольшего успеха в разработке тактики использования боевых колесных бронированных машин достигли военные специалисты США, кото­рые считают, что развертывание военных сил в любой точке планеты в течение 96 часов обеспечит Америке непревзойденные преимущества в любом военном конфликте с любым противником. Ставка на быстроту реакции, а не на формирование ударной группировки на основе тяжелого оружия — вот основное направление развития военной мысли США за последние 15 лет.

Эта концепция была реализована на примере ко­лесной машины под названием «Страйкер», способ­ной как нести вооружение на уровне гусеничной БМП М2 «Брэдли» (25-мм автоматическая пушка «Бушмастер»), так и обеспечить защиту десанта и экипажа от поражения в борт пулями 14,5- и 12,7-мм крупнокалиберных пулеметов. Колесная брониро­ванная машина «Страйкер» (рис. 1) при длине более 8 м , высоте 2,3 м , ширине 2,6 м и ограничении массы в пределах 18,7 т на самом деле не способна обеспечить защиту экипажа и десанта от 12,7-мм пуль. В то же время керамическая модульная за­щита, устанавливаемая для усиления бронирования и способная противостоять 14,5-мм пулям, увели­чивает массу машины до 24 т, что является препят­ствием для перевозки ее самолетом С-130 «Геркулес» — основным средством тяжелой транспортной авиации США.

Исходя из этого «Страйкер» не может считаться эффективной машиной, хотя на развертывание этого вида вооружения потрачено уже более 4 млрд дол, США. Поскольку американцы были первопро­ходцами, то естественных ошибок в выборе базовой машины им не удалось избежать.

В качестве базовой машины американским воен­ным ведомством была выбрана «Пиранья» со всеми недостатками, присущими этому типу машин (сла­бая противопульная броня, крупногабаритная сило­вая установка, система карданных валов под по­ликом обитаемого отделения).

Главная проблема колесной БМП «Страй­кер» — слабая защита — могла бы быть в большей степени решена, если бы разработчик имел в своем распоряжении компактную силовую установку, воз­можность замены классической схемы карданных валов на схему приводов с бортовыми редукторами, гидростатическую или электромеханическую транс­миссию. Малогабаритная силовая установка позво­ляет увеличить полезный объем или при его сохра­нении сократить длину машины, а исключение системы карданных валов уменьшает высоту ма­шины более чем на 0,35 м . Таким образом, добив­шись сокращения габаритов машины, при сохра­нении ее первоначальной массы, можно уже гово­рить о возможности существенного усиления брони­рования.

Учитывая данный подход, а также стремясь мак­симально удешевить реализацию проекта, Харьков­ский бронетанковый ремонтный завод разработал и изготовил на уровне экспериментального образца колесную БМП, в которой в качестве корпуса и двигателя использован корпус и двигатель танка Т-64. Выбор корпуса, изготовленного из брони сред­ней твердости, имеет и другие преимущества. После большого объема сварочных работ такой корпус не деформируется и его термическая правка, как это имеет место при применении хрупкой брони высо­кой твердости современных БТР, технологически не нужна. Все это существенно упрощает и удешев­ляет процесс изготовления корпуса тяжелой колес­ной БМП, получившей наименование БМПТ-К-64 (рис. 2).

В качестве трансмиссии был выбран индивиду­альный гидростатический привод всех восьми колес с индивидуальной системой регулирования частоты вращения. Силовые масляные магистрали гидро­статического привода размещены вдоль бортов ма­шины и не уменьшают полезный объем отделения десанта.  Это дало возможность разместить половину обитаемого отделения на высоте 0,5 м от поверхности земли, а не на высоте 0,87 м , как у БМП «Страйкер».

Колесная бронированная машина «Страйкер»

Рис. 1. Колесная бронированная машина «Страйкер»


Бронированная машина пехоты БМПТ-К-64

Рис. 2. Бронированная машина пехоты БМПТ-К-64

 

Компактный двигатель 5-ТДФ с эжекционной системой охлаждения размещен в моторно-трансмиссионном отделении, которое на 0,6 м короче и на 0,4 м ниже, чем у БМП «Страйкер».

В результате Харьковский бронетанковый ре­монтный завод создал экспериментальный образец машины массой 17,7 т, защищенной со стороны борта 82-мм броней и 20-мм фальшбортом, с уста­новленной на нем встроенной динамической защитой.

Носовая проекция машины защищена диффе­ренцированным бронированием толщиной до 270 мм с установленной на нем динамической защитой. Это обеспечивает защиту экипажа в бортовой проекции от поражения 30-мм снарядами автоматической пушки и гранатами РПГ-7В, а в фронтальной про­екции - дополнительно от огня ПТУР и кине­тических снарядов калибра до 90 мм .

Таким образом, при незначительно меньшем полезном объеме (на 7 %) БМПТ-К-64 имеет более чем на 2 м меньшую длину и более чем на 0,4 м меньшую высоту по сравнению с БМП «Страйкер». В качестве основного вооружения ходовой макет оснащен 12,7-мм танковым зенитным пулеметом НСВТ.

В дальнейшем рассматривается возмож­ность использования в качестве основного воору­жения боевого модуля «Шквал» с 30-мм автомати­ческой пушкой [12], а также комплекса управляемого вооружения отечественного производства «Ком­бат».

 

1.   Бронетехника XX века: танки, САУ, военные машины / Под ред. Г. В. Корнюхина.    Смоленск: Русич, 2006. - 560 с.

2.   Александрова І. Є.  Розвиток систем наведення і стабілі­зації вітчизняних танків. Харків: НТУ «ХПІ», 2006. 202 с

 

© Е. Е. АЛЕКСАНДРОВ, В. Е. ФЕДОСОВ, Н. М. СТЕПАНОВ, С. А. СЛАДКИХ, 2007 «Артиллерийское и стрелковое вооружение». 11/2007

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ