ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Сайт переехал на домен http://btvt.info/

Новая информация разделе БИБЛИОТЕКА 

 

ОЦЕНКА ВАРИАНТОВ КОМПОНОВКИ ТАНКА С ВЫНЕСЕННЫМ ВООРУЖЕНИЕМ
(Вестник бронетанковой техники, №12. 1991)
ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ОГНЕВОЙ МОЩИ БМП
(Вестник бронетанковой техники, №8. 1991)
ИССЛЕДОВАНИЕ БОЕВЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗЦОВ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БТТ
(Вестник бронетанковой техники, №8. 1991)
БОЕВАЯ МАШИНА ПОДДЕРЖКИ ТАНКОВ
(Вестник бронетанковой техники, №7. 1991)
ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ НЕТРАДИЦИОННОЙ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТАНКА
(Вестник бронетанковой техники, №7. 1991)
КОНЦЕПЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ

(Вестник бронетанковой техники, №6. 1991)
ОСОБЕННОСТИ КОМПОНОВКИ БМП-3
(Вестник бронетанковой техники, № 5, 1991)
ОСОБЕННОСТИ КОРПУСА И БАШНИ БМП-3
(Вестник бронетанковой техники, № 5, 1991)
ПОДХОД К БРОНИРОВАНИЮ БОРТОВОЙ ПРОЕКЦИИ ТАНКА
(Вестник бронетанковой техники, №1, 1991)
ИССЛЕДОВАНИЕ УСТРОЙСТВ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БРОНЕБОЙНЫХ ПОДКАЛИБЕРНЫХ СНАРЯДОВ
(Вестник бронетанковой техники, №1, 1991)
ОЦЕНКА РАЗЛИЧНЫХ ВАРИАНТОВ ЗАЩИТЫ ТАНКА
(Вестник бронетанковой техники, №1, 1991)
БЫСТРОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ БОЕСПОСОБНОСТИ

 - НОВОЕ ТРЕБОВАНИЕ К АМЕРИКАНСКИМ ТАНКАМ(Вестник бронетанковой техники, №12, 1990)
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТАНКОВЫХ БРОНЕБОЙНЫХ ПОДКАЛИБЕРНЫХ СНАРЯДОВ
(Вестник бронетанковой техники, № 11. 1990)
ИСПЫТАНИЯ ЗАПАДНОГЕРМАНСКОГО ДНЕВНОГО КОМАНДИРСКОГО ПАНОРАМИЧЕСКОГО ПРИБОРА-ПРИЦЕЛА
(Вестник бронетанковой техники, № 11. 1990)

 

 

ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ВОССОЗДАНИЯ СХЕМ БРОНИРОВАНИЯ

Г. Ф. ТАТАРИН, канд. техн. наук. В. Г. ТОЛОЧИН, Ю. А. ШИШКОВ

В зарубежных источниках последних лет часто публикуются различные сведения о разработке но­вых танков ХМ-1 (США) и «Леопард-2» (ФРГ) с фотоснимками этих машин. Однако данные о бро­невой защите новых танков не приводятся по сооб­ражениям секретности. В связи с этим была разра­ботана методика оценки броневой защиты танков при ограниченной информации применительно к танкам ХМ-1 и «Леопард-2» (схема).

Основными компонентами методики являются: составление компоновочной схемы танка, конструк­тивной схемы его бронирования, определение тол­щины и массы элементом бронирования. Расчетные значения массы брони корпуса и башни, получен­ные на основе схемы бронирования, сравниваются со значениями, полученными из баланса масс всех узлов и систем танка.

На основании открытых публикаций обычно известны (или могут быть определены) характеристи­ки по массе и габаритам машин, основных агрега­тов, боекомплекта, ГСМ, а также число членов эки­пажа. Эти данные являются исходными для прове­дения последующих расчетно-конструкторских ра­бот.

Составление конструктивно-компоновочной схе­мы включает в себя изображение в масштабе 1:10 трех проекций танков ХМ-1 и «Леопард-2» с учетом размещения внутреннего оборудования, узлов, топ­лива и экипажа. При этом производится линейная увязка размеров ходовой части, корпуса, башни, внутренних отделений (управления, боевого и МТО), а также узлов и агрегатов силового блока, вооружения, основных приборов СУО, боекомплек­та, экипажа и др.

При составлении таких схем для танков ХМ-1 и «Леопард-2» были использованы также фотографии опытных образцов, изображения отдельных узлов и косвенные данные, полученные из анализа предшествующих им серийных и опытных машин (МВТ-70, М-60А1, ХМ-803, «Леопард-1А4», «Леопард-2К», «Леопард-2АV»).

На основе конструктивно-компоновочных схем можно синтезировать схемы бронирования. Этот процесс включает следующие операции:

При этом используются также материалы зару­бежных патентов по броневым системам, отдельные сведения о направлениях развития защиты зару­бежных танков, сравнительные данные по уровню защиты различных танков и др.

Известно, что бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2» выполнено из многослойной брони (чобхэмской), стойкость которой против кумулятивных сна­рядов вдвое превосходит стойкость монолитной брони той же массы. По данным зарубежной инфор­мации, лобовая броня танка ХМ-1 обеспечивает полную защиту как от 152-мм ПТУРСов «Шиллейла» (бронепробивасмость 500-600 мм), так и от 105-мм бронебонпо-подкалиберньгх снарядов с вы­сокой начальной скоростью. Броневая защита тапка «Лсопард-2АV» при испытаниях в 1976 г. обстре­лом улучшенными 105-мм подкалиберными и куму­лятивными снарядами показала высокий уро­вень стойкости. По расчетной оценке бронебойно-подкалиберные снаряды типа М735 пробивают в упор по нормали не менее 370 мм или 185 мм/60° при этом защищающая толщина должна составлять не менее 400 мм и 200 мм/60° соответственно.

К тому же мишени из новой брони выдерживают много­численные   испытания подкалиберными 105- и 120-мм кумулятивными снарядами и ракетами типа «Свингфайр». По мнению зарубежных специали­стов, использование чобхэмекой брони на танке ХМ-1 повысило уровень его броневой защиты в сравнении с танком М-60А1 примерно вдвое.

В конструкции обоих танков реализуется ряд конструктивных мероприятий по снижению заброневого действия снарядов при пробитии брони (использование специальных контейнеров для боеприпасов, бронированных перегородок-отсеков для защиты топлива и боекомплекта,  осколкоулавливающих подбоев и т. д.). В результате изучения литературных источников 1976-1977 гг. получены исходные характеристики броневой защиты этих тан­ков (табл. 1).

бронирование танков М-1 и «Леопард-2»

В результате исследований были получены рас­четные величины эквивалентов по массе элементов бронирования и эквивалентные толщины брони по стойкости, приведенные к броне средней твердости (табл. 2 и 3).

Таблица 1

Исходные характеристики броневой защиты танков

Таблица 2

Расчетная толщина брони по горизонтали, эквивалентная по массе в мм

К особенностям   бронирования ХМ-1  и «Леопард-2» относятся:

сварные конструкции корпуса и башни с использованием многослойной брони;

резкая дифференциация толщин при наибольшей защищенности лобовых участков;

бортовые секционные экраны повышенной толщины (60-70 мм) - на тапке ХМ-1 и резиновые экраны, армированные стальными  пластина­ми, - на танке «Леопард-2»;

броневые перегородки (многослойные или из броневого вязкого алюминиевого сплава) для за­щиты экипажа, топлива и боекомплекта от осколков при пробитии брони;

минимизация ослабленных зон за счет раз­мещения приборов на горизонтальных участках бро­ни, применения защитных броневых крышек, утоп­ленных в башню малогабаритных масок, установки приборов наблюдения непосредственно в крышках люков и др.

Таблица 3

Расчетная толщина брони по горизонтали, эквивалентная броне средней стойкости в мм*

Элементы бронирования

ХМ-1

«Леопард-2»

Лобовые летали корпуса:

верхняя

490-575

550-600

400—450

550—600

средняя

400-450

550-600

-

Лобовая часть башни при кур­совом угле:

400-450

550-600

400-450

550-600

30°

390-400

520-530

370-390

500-520

Борта:

башни при курсовом угле 30°

390-400

520-530

370-390

500-520

Корпуса до МТО  (с учетом экранов) при курсовом угле до 20°

Верхний

350-380

500-550

350-380

500-550

Нижний

350-380

500-550

170-220

340-350

МТО  (с учетом экранов)   при курсовом угле до 20°

Верхний (с учетом баков)

170-220

до 500-550

170-220

до 500-550

170-220

340-350

170-220

340-350

* В числителе приведены данные для подкалиберного, в знаменателе для кумулятивного снарядов.

По уровню защиты лобовой проекции при курсо­вом угле 0° танк «Леопард-2» близок к танку ХМ-1, но уступает ему при курсовых углах обстрела 20-30°, а также по защите нижнего лобового листа. Масса брони корпуса и башни танка ХМ-1 составля­ет по расчету 29,6-30,1 т (башня – 13...13,5, кор­пус - 16,6), т. е. 55,5-56,5% от 53,4 т полной мас­сы. Напомним, что масса брони танка М-60А1 составляет 26,6 т при его полной массе 49,7 т (54%). Масса локальной защиты топливных баков и боекомплекта ХМ-1 принята (по оценке) равной 1 т.

Суммарный внутренний обтаем машины составляет примерно 19,7 м3 (5,5 - башня, 14,2 - корпус). Масса брони корпуса и башни «Леопард-2АV» 27,8 т. (12 - башня, 15,8 - корпус). Масса локальной защиты топлива и боекомплекта этой машины оценена равной 0,5 т. Суммарный внутренний объем - 19,4 м3 (4,5 - башня, 14,9 - корпус). Броня башни танка «Леопард-2АV» легче но сравнению с ХМ-1 примерно на 1,5 т за счет меньшего внутреннего объема ее кормовой части, сравнительно слабой крыши и несколько сниженной защиты бортов. Расчеты показали, что лобовое бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2» обеспечивает защиту от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов пушки «Рейнметалл» при курсовом угле +20° с дистанции 0-1 км и от кумулятивных средств, пробивающих 550—600 мм брони средней твердости.

Передний борт корпуса танка ХМ-1 и верхний бортовой пояс танка «Леопард-2» обеспечивают защиту при курсовом угле до ±20° от 105-мм оперенных бронебойно-подкалибериых снарядов с дистанции - 300-500 м и от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов с дистанции - 1,5-2 км. Борт корта в районе МТО обоих танков и нижний бортовой пояс «Леопард-2» обеспечивают защиту при курсовых углах ±15° только от 105-мм бронебойно-подкалиберных снарядов типа APDS.

Наименование узлов или систем

ХМ-1

«Леопард-2»

Примечание

Комплекс вооружения:

пушка

1 743

3 130

Масса системы М-68 на   танке  М-60А1 1 848 кг

пулеметы

108

50

С учетом установки

Боекомплект:

к пушке

1,088

885

к пулеметам

496

260

к гранатометам

72

50

Система управления огнем (СУО):

-

лазерный  прицел-дальномер, тепловизор. электронные блоки

194

194

Система «Хьюз»

телескопический прицел наводчика

28

48

-

перископы наблюдения            

30 .

35

По танку М-60А1

стабилизация вооружения

80

80

На танке М-60А3 36 кг

панорамный прицел

-

80

механизмы управления (приводы)

300

300

По танку М-60А1

Итого...

4139

5100

Моторно-трансмиссионная установка (МТУ):

двигатель  с   электрооборудованием    (сухой)

1 122

2 360

трансмиссия                  

1 904

2175

Включает КПП МП и тормозное устройство

система охлаждении

272

525

Включает   радиаторы,   вентиляторы    и жидкость

воздухоочистители

253

147

-

дополнительные агрегаты

-

480

Источники энергообеспечения

бортовой редуктор

372

372

-

система выхлопа

200

200

-

Итого...

1 200

6 200

Ходовая часть:

гусеницы

4 102

5 304

опорные катки (в сборе)

1631

2 000

Перерасчет с катка 660 мм

(м = 125 кг)

поддерживающие катки (в сборе с кронштейнами)

100

200

ведущие колеса

550

550

По танку М-60А1

направляющие колеса с механизмом натяжения

460

400

То же

узлы подвески  в сборе   (балансир + опора + торсион)

2 417

2403

Расчет по конструкции узла

кронштейны подвесок (съемная  корпусная деталь)

382

436

То же

амортизаторы

318

530

буферные пружины

90

50

Итого…

10050

11 873

На танке М-60А1 (м = 9900 кг)

Топливная система и смазочные материалы (ГСМ)

1 836

1 728

С учетом массы баков

Электрооборудование (ЭРО)

600

650

-

Запасные приборы, части и инструмент (ЗИП)

250

250

На танке М-60А1 (м = 180 кг)

Фильтро-вентиляшюнная установка (ФВУ) и противопожарное оборудование (ППО)

100

100

Привода управления

300

300

По отечественным прототипам

Экипаж + кабина + сиденья

776

776

По танку М-60А1

Всего: 

~ 22 272

~ 27 000

Оценка характеристик по массе (табл. 4) прово­дилась на основе информационных источников. При отсутствии необходимых данных массы узлов опре­делялись по прототипам или по их предварительно воспроизведенным конструкциям. Так была пере­считана масса опорного катка диаметром 660 мм (танки М-60А1, «Леопард-1») на диаметр 640 (танк ХМ-1) и 700 мм (танк «Леопард-2»). Масса под­вески ХМ-1 подсчитывалась по воспроизведенной конструкции торсиона, амортизатора, опоры с под­шипниками. Полученные таким образом массы бро­невой защиты сравнивались с характеристиками, полученными расчетным путем по конструктивно-компоновочной схеме и схеме броневой защиты. Этот этап является дополнительной проверкой совпадении исходных и результирующих характери­стик.

Выводы

Разработанный метод позволяет оценить уро­вень броневой защиты новых танков  по данным ограниченной информации.

Исследования подтвердили возможность реа­лизации на танках ХМ-1 и «Леопард-2» повышен­ных характеристик за счет многослойной сварной брони с большими наклонами броневых листов, бор­товых экранов и рациональной установки танковых приборов.

http://btvt.narod.ru  Вестник бронетанковой техники, 1979 г. №5.