ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ВОССОЗДАНИЯ СХЕМ БРОНИРОВАНИЯ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ОЦЕНКА ЗАЩИТЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ТАНКОВ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ВОССОЗДАНИЯ СХЕМ БРОНИРОВАНИЯ

Г. Ф. ТАТАРИН, канд. техн. наук. В. Г. ТОЛОЧИН, Ю. А. ШИШКОВ

В зарубежных источниках последних лет часто публикуются различные сведения о разработке но­вых танков ХМ-1 (США) и «Леопард-2» (ФРГ) с фотоснимками этих машин. Однако данные о бро­невой защите новых танков не приводятся по сооб­ражениям секретности. В связи с этим была разра­ботана методика оценки броневой защиты танков при ограниченной информации применительно к танкам ХМ-1 и «Леопард-2» (схема).

Основными компонентами методики являются: составление компоновочной схемы танка, конструк­тивной схемы его бронирования, определение тол­щины и массы элементом бронирования. Расчетные значения массы брони корпуса и башни, получен­ные на основе схемы бронирования, сравниваются со значениями, полученными из баланса масс всех узлов и систем танка.

На основании открытых публикаций обычно известны (или могут быть определены) характеристи­ки по массе и габаритам машин, основных агрега­тов, боекомплекта, ГСМ, а также число членов эки­пажа. Эти данные являются исходными для прове­дения последующих расчетно-конструкторских ра­бот.

Составление конструктивно-компоновочной схе­мы включает в себя изображение в масштабе 1:10 трех проекций танков ХМ-1 и «Леопард-2» с учетом размещения внутреннего оборудования, узлов, топ­лива и экипажа. При этом производится линейная увязка размеров ходовой части, корпуса, башни, внутренних отделений (управления, боевого и МТО), а также узлов и агрегатов силового блока, вооружения, основных приборов СУО, боекомплек­та, экипажа и др.

При составлении таких схем для танков ХМ-1 и «Леопард-2» были использованы также фотографии опытных образцов, изображения отдельных узлов и косвенные данные, полученные из анализа предшествующих им серийных и опытных машин (МВТ-70, М-60А1, ХМ-803, «Леопард-1А4», «Леопард-2К», «Леопард-2АV»).

На основе конструктивно-компоновочных схем можно синтезировать схемы бронирования. Этот процесс включает следующие операции:

При этом используются также материалы зару­бежных патентов по броневым системам, отдельные сведения о направлениях развития защиты зару­бежных танков, сравнительные данные по уровню защиты различных танков и др.

Известно, что бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2» выполнено из многослойной брони (чобхэмской), стойкость которой против кумулятивных сна­рядов вдвое превосходит стойкость монолитной брони той же массы. По данным зарубежной инфор­мации, лобовая броня танка ХМ-1 обеспечивает полную защиту как от 152-мм ПТУРСов «Шиллейла» (бронепробивасмость 500-600 мм), так и от 105-мм бронебонпо-подкалиберньгх снарядов с вы­сокой начальной скоростью. Броневая защита тапка «Лсопард-2АV» при испытаниях в 1976 г. обстре­лом улучшенными 105-мм подкалиберными и куму­лятивными снарядами показала высокий уро­вень стойкости. По расчетной оценке бронебойно-подкалиберные снаряды типа М735 пробивают в упор по нормали не менее 370 мм или 185 мм/60° при этом защищающая толщина должна составлять не менее 400 мм и 200 мм/60° соответственно.

К тому же мишени из новой брони выдерживают много­численные   испытания подкалиберными 105- и 120-мм кумулятивными снарядами и ракетами типа «Свингфайр». По мнению зарубежных специали­стов, использование чобхэмекой брони на танке ХМ-1 повысило уровень его броневой защиты в сравнении с танком М-60А1 примерно вдвое.

В конструкции обоих танков реализуется ряд конструктивных мероприятий по снижению заброневого действия снарядов при пробитии брони (использование специальных контейнеров для боеприпасов, бронированных перегородок-отсеков для защиты топлива и боекомплекта,  осколкоулавливающих подбоев и т. д.). В результате изучения литературных источников 1976-1977 гг. получены исходные характеристики броневой защиты этих тан­ков (табл. 1).

бронирование танков М-1 и «Леопард-2»

В результате исследований были получены рас­четные величины эквивалентов по массе элементов бронирования и эквивалентные толщины брони по стойкости, приведенные к броне средней твердости (табл. 2 и 3).

Таблица 1

Исходные характеристики броневой защиты танков

Таблица 2

Расчетная толщина брони по горизонтали, эквивалентная по массе в мм

К особенностям   бронирования ХМ-1  и «Леопард-2» относятся:

сварные конструкции корпуса и башни с использованием многослойной брони;

резкая дифференциация толщин при наибольшей защищенности лобовых участков;

бортовые секционные экраны повышенной толщины (60-70 мм) - на тапке ХМ-1 и резиновые экраны, армированные стальными  пластина­ми, - на танке «Леопард-2»;

броневые перегородки (многослойные или из броневого вязкого алюминиевого сплава) для за­щиты экипажа, топлива и боекомплекта от осколков при пробитии брони;

минимизация ослабленных зон за счет раз­мещения приборов на горизонтальных участках бро­ни, применения защитных броневых крышек, утоп­ленных в башню малогабаритных масок, установки приборов наблюдения непосредственно в крышках люков и др.

Таблица 3

Расчетная толщина брони по горизонтали, эквивалентная броне средней стойкости в мм*

Элементы бронирования

ХМ-1

«Леопард-2»

Лобовые летали корпуса:

верхняя

490-575

550-600

400—450

550—600

средняя

400-450

550-600

-

Лобовая часть башни при кур­совом угле:

400-450

550-600

400-450

550-600

30°

390-400

520-530

370-390

500-520

Борта:

башни при курсовом угле 30°

390-400

520-530

370-390

500-520

Корпуса до МТО  (с учетом экранов) при курсовом угле до 20°

Верхний

350-380

500-550

350-380

500-550

Нижний

350-380

500-550

170-220

340-350

МТО  (с учетом экранов)   при курсовом угле до 20°

Верхний (с учетом баков)

170-220

до 500-550

170-220

до 500-550

170-220

340-350

170-220

340-350

* В числителе приведены данные для подкалиберного, в знаменателе для кумулятивного снарядов.

По уровню защиты лобовой проекции при курсо­вом угле 0° танк «Леопард-2» близок к танку ХМ-1, но уступает ему при курсовых углах обстрела 20-30°, а также по защите нижнего лобового листа. Масса брони корпуса и башни танка ХМ-1 составля­ет по расчету 29,6-30,1 т (башня – 13...13,5, кор­пус - 16,6), т. е. 55,5-56,5% от 53,4 т полной мас­сы. Напомним, что масса брони танка М-60А1 составляет 26,6 т при его полной массе 49,7 т (54%). Масса локальной защиты топливных баков и боекомплекта ХМ-1 принята (по оценке) равной 1 т.

Суммарный внутренний обтаем машины составляет примерно 19,7 м3 (5,5 - башня, 14,2 - корпус). Масса брони корпуса и башни «Леопард-2АV» 27,8 т. (12 - башня, 15,8 - корпус). Масса локальной защиты топлива и боекомплекта этой машины оценена равной 0,5 т. Суммарный внутренний объем - 19,4 м3 (4,5 - башня, 14,9 - корпус).Броня башни танка «Леопард-2АV» легче но сравнению с ХМ-1 примерно на 1,5 т за счет меньшего внутреннего объема ее кормовой части, сравнительно слабой крыши и несколько сниженной защиты бортов. Расчеты показали, что лобовое бронирование танков ХМ-1 и «Леопард-2» обеспечивает защиту от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов пушки «Рейнметалл» при курсовом угле +20° с дистанции 0-1 км и от кумулятивных средств, пробивающих 550—600 мм брони средней твердости.

Передний борт корпуса танка ХМ-1 и верхний бортовой пояс танка «Леопард-2» обеспечивают защиту при курсовом угле до ±20° от 105-мм оперенных бронебойно-подкалибериых снарядов с дистанции - 300-500 м и от 120-мм бронебойно-подкалиберных снарядов с дистанции - 1,5-2 км. Борт корта в районе МТО обоих танков и нижний бортовой пояс «Леопард-2» обеспечивают защиту при курсовых углах ±15° только от 105-мм бронебойно-подкалиберных снарядов типа APDS.

Наименование узлов или систем

ХМ-1

«Леопард-2»

Примечание

Комплекс вооружения:

пушка

1 743

3 130

Масса системы М-68 на   танке  М-60А1 1 848 кг

пулеметы

108

50

С учетом установки

Боекомплект:

к пушке

1,088

885

к пулеметам

496

260

к гранатометам

72

50

Система управления огнем (СУО):

-

лазерный  прицел-дальномер, тепловизор. электронные блоки

194

194

Система «Хьюз»

телескопический прицел наводчика

28

48

-

перископы наблюдения            

30 .

35

По танку М-60А1

стабилизация вооружения

80

80

На танке М-60А3 36 кг

панорамный прицел

-

80

механизмы управления (приводы)

300

300

По танку М-60А1

Итого...

4139

5100

Моторно-трансмиссионная установка (МТУ):

двигатель  с   электрооборудованием    (сухой)

1 122

2 360

трансмиссия                  

1 904

2175

Включает КПП МП и тормозное устройство

система охлаждении

272

525

Включает   радиаторы,   вентиляторы    и жидкость

воздухоочистители

253

147

-

дополнительные агрегаты

-

480

Источники энергообеспечения

бортовой редуктор

372

372

-

система выхлопа

200

200

-

Итого...

1 200

6 200

Ходовая часть:

гусеницы

4 102

5 304

опорные катки (в сборе)

1631

2 000

Перерасчет с катка 660 мм

(м = 125 кг)

поддерживающие катки (в сборе с кронштейнами)

100

200

ведущие колеса

550

550

По танку М-60А1

направляющие колеса с механизмом натяжения

460

400

То же

узлы подвески  в сборе   (балансир + опора + торсион)

2 417

2403

Расчет по конструкции узла

кронштейны подвесок (съемная  корпусная деталь)

382

436

То же

амортизаторы

318

530

буферные пружины

90

50

Итого…

10050

11 873

На танке М-60А1 (м = 9900 кг)

Топливная система и смазочные материалы (ГСМ)

1 836

1 728

С учетом массы баков

Электрооборудование (ЭРО)

600

650

-

Запасные приборы, части и инструмент (ЗИП)

250

250

На танке М-60А1 (м = 180 кг)

Фильтро-вентиляшюнная установка (ФВУ) и противопожарное оборудование (ППО)

100

100

Привода управления

300

300

По отечественным прототипам

Экипаж + кабина + сиденья

776

776

По танку М-60А1

Всего: 

~ 22 272

~ 27 000

Оценка характеристик по массе (табл. 4) прово­дилась на основе информационных источников. При отсутствии необходимых данных массы узлов опре­делялись по прототипам или по их предварительно воспроизведенным конструкциям. Так была пере­считана масса опорного катка диаметром 660 мм (танки М-60А1, «Леопард-1») на диаметр 640 (танк ХМ-1) и 700 мм (танк «Леопард-2»). Масса под­вески ХМ-1 подсчитывалась по воспроизведенной конструкции торсиона, амортизатора, опоры с под­шипниками. Полученные таким образом массы бро­невой защиты сравнивались с характеристиками, полученными расчетным путем по конструктивно-компоновочной схеме и схеме броневой защиты. Этот этап является дополнительной проверкой совпадении исходных и результирующих характеристик.


Выводы

Разработанный метод позволяет оценить уро­вень броневой защиты новых танков  по данным ограниченной информации.

Исследования подтвердили возможность реа­лизации на танках ХМ-1 и «Леопард-2» повышен­ных характеристик за счет многослойной сварной брони с большими наклонами броневых листов, бор­товых экранов и рациональной установки танковых приборов.

http://btvt.narod.ru  Вестник бронетанковой техники, 1979 г. №5.

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ