|
|||||||||
|
ТАНКОВАЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР НАКАНУНЕ И
В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
И. В. ЮРАСОВ Из истории автобронетанковой техники Вестник бронетанковой техники. № 1. 1973
Организация производства танков в условиях военной интервенции, экономической блокады и гражданской войны — это трудовой подвиг рабочего класса молодой советской республики, это еще одно подтверждение справедливости слов В. И. Ленина о том, что в войне решающее значение имеет экономическая организация страны. Обобщая опыт гражданской войны, Владимир Ильич отмечал, что основы социалистической экономики, которые партия большевиков, Советское правительство начали закладывать в те трудные годы, стали опорным пунктом обороны страны. «Новую экономику, — говорил В. И. Ленин, — мы стали строить совершенно по-новому, ни с чем старым не считаясь. И если бы мы ее строить не начали, то мы были бы разбиты в первые же месяцы, в первые годы наголову». (Ленин В. И. Полн, собр. соч., т. 45, стр. 75). Важнейшим принципом плановой организации военной экономики в нашей стране стало выделение решающих для обороны отраслей хозяйства и предприятий, сосредоточение на них основных сил и средств, а также создание между ними устойчивых связей — их кооперирование. На основе этих принципов было организовано и производство танков. По заданию В. И. Ленина и под непосредственным наблюдением Совета военной промышленности Сормовский (Горький), Ижорский, Обуховский заводы (Ленинград), московский завод AMO и другие предприятия Советской России организовали производство первых советских танков. 1 декабря
«В результате испытаний, произведенных технической частью Совета военной промышленности с 13 по 21 ноября, выяснилось, что первенец выполнил всю программу испытаний и ныне представляет надежную боевую единицу»—говорилось в рапорте. Всего на Сормовском заводе при указанной выше кооперации в 1921 —1922 годах было построено 15 танков и всем им были даны особые названия: «Борец за свободу товарищ Ленин», «Парижская коммуна», «Пролетарий», «Буря», «Победа» и др. По качеству первые советские танки превосходили танки интервентов. Они преодолевали препятствия с подъемом в 30° и боковым креном в 25°; развивали скорость до 9,5 км/час. Впервые в мире на них было установлено пушечно-пулеметное вооружение. На иностранных танках вплоть до 1926 года устанавливались либо пушка, либо пулемет. В этот период на Сормовском заводе строились легкие танки, проводилась опытно-проектная работа. Большой вклад в выполнение ленинского задания внесли заводские инженеры тт. Д. М. Михеев, Η. Н. Хрулев, конструкторы К. Г. Крылов, К. И. Сафонов, А. В. Бояркин, А. Е. Басов, Г. А. Золотухин, П. И. Салтыков, М. И. Мещаников, В. А. Московкин, которые предложили оригинальное улучшение конструкции движителя и передаточного механизма к ведущему колесу танка. Одним из активных творцов танка был заведующий пушечным цехом Jl. Б. Алексеев. Много труда и энергии вложил в создание первых советских танков представитель Центроброни И. X. Гаугель. В память об этом замечательном человеке его именем названа одна из улиц Сормовского района города Горького. До 1924 года для производства танковой техники не существовало постоянной промышленной базы. Опасность такого положения для обороны страны осознавали в Совете военной промышленности. Поэтому по мере восстановления предприятий машиностроения развертывались работы в области танкостроения. Проектирование и организация производства бронетанковой техники были возложены на созданное 6 мая 1924 года в системе Главного управления военной промышленности (ГУВМ) танковое бюро. Председатель BCHX Ф. Э. Дзержинский выдал этой организации мандат на право получения нужных сведений на заводах военной промышленности. Создание специального бюро явилось важным событием в истории нашего танкостроения. Первым танком, проект которого сотрудники бюро быстро довели до опытного образца, стал 5-т танк сопровождения пехоты T-16. Испытания его были закончены 15 июня 1927 года. 13 июня на испытаниях присутствовали Г. К. Орджоникидзе и К. Е. Ворошилов. Комиссия под председательством начальника снабжения РККА П. Е. Дыбенко рекомендовала внести некоторые изменения в двигатель, увеличить длину танка и поставить опорные катки большего диаметра. Работы над проектом усовершенствованного танка сопровождения закончились в ноябре 1927 года. Конструкторское бюро присвоило ему шифр Т-18. На основании испытания опытного образца 6 июля 1927 года Реввоенсовет принял танк Т-18 на вооружение РККА, присвоив ему армейскую марку МС-1, что означало «малый сопровождения, первый». Его производство было поручено бывшему Обуховскому орудийно-сталелитейному заводу (ныне завод «Большевик»), имевшему славные революционные традиции и располагавшему опытными производственными кадрами. Первую партию в 30 машин, построенных на средства Осоавиахима, обуховцы сдали к маю 1929 года. Часть их в октябре—ноябре того же года успешно применялась на Дальнем Востоке в боевых действиях во время конфликта на Китайско-Восточной ж. д. С
1928 по
С выпуска танка MC-I началась история серийного советского танкостроения, развитие которого было необходимо в интересах укрепления обороноспособности нашего государства. MC-1 по форме корпуса, башни и по компоновке механизмов был сходен с первым легким танком Сормовского завода. Однако при весе 5,5—5,9 T и скорости 16,5 км/час он обладал рядом конструктивных преимуществ. Оригинальный проект двигателя воздушного охлаждения и коробки передач для танка был выполнен известным советским конструктором авиационных моторов А. А. Микулиным. Чтобы уменьшить вес танка за счет сокращения его размеров, двигатель и коробка передач были установлены поперек корпуса и выполнены с общим картером. Другими оригинальными конструктивными особенностями танка MC-1 были: внутреннее зацепление в бортовой передаче, наличие опорных катков с обрезиненными бандажами, впервые примененными на серийной боевой машине. По сложившимся в середине 20-х годов взглядам, помимо танков сопровождения, войскам требовались танки, пригодные для выполнения самостоятельных задач в составе свободно маневрирующей группы или передового эшелона, действующего впереди пехоты на большую глубину. Такие танки должны были иметь более мощное вооружение, лучшую защиту и большую подвижность. Подобная машина (Т-12) была спроектирована в 1928—1929 годы и испытывалась в 1930 году. Танк T-12 весил около 20 Т, был вооружен 45-мм пушкой и несколькими пулеметами, его скорость достигала 22 км/час. Модернизацией этой машины явился танк Т-24 весом 18,5 Т. Оба образца имели планетарную трансмиссию, которая в производстве оказалась весьма сложной. Схема ходовой части машины использовалась вплоть до 1941 года на мощных тягачах «Коминтерн», а механизм натяжения гусеничных цепей послужил прототипом механизмов, применявшихся на тяжелых танках в период Великой Отечественной войны. Была изготовлена небольшая (20 штук) серия этих танков. Новинкой у танка Т-24 было многоярусное расположение вооружения и применение мощного авиационного 300-сильного двигателя марки М-6. По своим скоростным данным танк Т-24 оставлял далеко позади все известные в то время зарубежные танки. В состав молодого конструкторского коллектива, создавшего первый средний танк Т-24, входили конструкторы тракторного, дизельного и паровозного производств. Среди них были П. Н. Алексеенко, А. А. Морозов, Н. А. Кучеренко, В. М. Дорошенко, А. С. Бондаренко, А. А. Малоштанов, М. И. Таршинов, П. Н. Горюн и другие. Руководителем танкового отдела завода был С. Н. Махонин. Успехи индустриализации страны в предвоенные пятилетки, благоприятные перспективы развития тяжелой промышленности создали предпосылки для постановки на производство всех необходимых типов танков. Наступило время перевооружения нашей армии, оснащения ее наиболее современной боевой техникой. В 1929 году правительством принимаются перспективные планы, предусматривающие оснащение Вооруженных Сил бронетанковой техникой. Предполагалось в очень короткие сроки снабдить армию новыми легкими гусеничными и колесногусеничными танками и, кроме того, признавалось необходимым выпускать средние и тяжелые танки, а также танкетки. Чтобы ускорить разработку и производство боевых машин, решено было приобрести заграничные образцы танков. В декабре 1929 года комиссия под председательством начальника управления механизации и моторизации РККА И. А. Халепского выехала за границу. В Англии она произвела закупку танков «Виккерс» и танкетки «Карден-Ллойд», а у американского конструктора Кристи купила колесногусеничное шасси. Перед нашими танкостроителями стояли задачи: в кратчайший срок и с наименьшими трудовыми затратами создать на основе закупленных образцов более совершенные перспективные боевые машины. 13 февраля
23 мая того же года было принято решение создать и начать производство колесно-гусеничного танка БТ (на базе шасси Кристи). Выполнял проектирование этого танка коллектив, создавший танк Т-24. Советскому танкостроению нужно было пройти этап строительства легких скоростных машин, чтобы потом найти самостоятельные пути сочетания высокой подвижности с мощной броней и вооружением. К. Е. Ворошилов говорил об этом времени: «… Нам пришлось встать, и мы поступили совершенно правильно, на путь приобретения заграничных образцов. В результате громадного напряжения сил, сами поставили у нас в стране на производство современные танки. И не только создали танковые производственные базы, но уже воспитали на этой работе кадры квалифицированных конструкторов и квалифицированных рабочих, которые, как надо было ожидать, уже дали нам несколько своих оригинальных конструкций, не уступающих известным заграничным образцам». (К. Е. Ворошилов «Об итогах первой пятилетки». Партиздат, 1933). В 1928—1933 годах на ряде заводов были созданы конструкторские бюро: OKMO (опытно-конструкторский машиностроительный отдел) на заводе «Большевик», на ленинградском заводе им. Ворошилова (выделившемся из завода «Большевик» в марте 1932 года); КБ-190 ХПЗ им. Коминтерна; СКБ-2 на ленинградском Кировском заводе (бывший «Красный Путиловец»); на московском заводе ВАТО-2 (позднее завод № 37 им. Орджоникидзе). Рабочие, техники, инженеры сделали все возможное, чтобы выполнить задания партии и правительства. Уже в четвертом квартале 1931 года были построены 120 танков Т-26, в том числе 17 двухбашенных, 348 танкеток Т-27 и 3 танка БТ. Эти типы танков в 1932 году принимали участие в параде на Красной площади. Постоянное внимание в то время уделяли танкостроению народный комиссар тяжелой промышленности Г. К. Орджоникидзе и его заместитель И. П. Павлуновский. Непосредственную помощь танкостроителям оказывали С. М. Киров, С. В. Косиор, А. А. Жданов. В 1932 году Красная Армия получила более 2700 танков и танкеток. В мае 1932 года организуется Военная академия механизации и моторизации РККА, ставшая кузницей командных и инженерных кадров танковых войск. Создаются кафедры гусеничных машин в ряде вузов. Меры, принятые Коммунистической партией и Советским правительством, обеспечили развертывание отечественного танкостроения. В 1932 году конструкторами завода была разработана плавающая танкетка «Амфибия», которая была принята на серию под шифром Т-37А; она имела круговой обстрел, обладала максимальной скоростью 36 км/час (руководителем КБ завода был Н. А. Астров). В январе 1933 года завод ВАТО-2, как уже оформившееся танковое предприятие, передается в ведение Спецмаштреста и получает новое литерное название — завод № 37. Паровозостроительный завод также был одним из первых, призванных освоить производство танков. Выпуск первых танков Т-24 завод начал еще в 1928 году. В 1931 году завод приступил к отработке конструкции танка, которому была присвоена марка «БТ», т. е. «быстроходный танк», что, собственно, явилось основным качеством, резко отличающим его от других типов танков в мировом сравнении. Колесно-гусеничный танк БТ-2 образца 1931 года, вооруженный 37-мм пушкой и пулеметом в шаровой установке, или тремя пулеметами в спаренной установке, в 1933 году был заменен танком БТ-5, который имел спаренную установку, состоящую из 45-мм пушки и пулемета. Такая спаренная установка пушечно-пулеметного вооружения на серийных танках применялась впервые. После замены мотора М-5 мотором М-17 танк БТ-5 стал называться БТ-7, а после установки в БТ-7 специально спроектированного для танков дизеля В-2 танку была присвоена марка БТ-8. Создание мощного специального танкового двигателя-дизеля В-2, работающего на тяжелом топливе, имело большое значение для повышения маневренных качеств танка и вообще для советского танкостроения. Советский высокооборотный дизель В-2 был создан коллективом конструкторов под руководством К. Ф. Челпана, при участии Я· Е. Вихмана, И. Я. Трашутина, Т. П. Чупахина, М. П. Поддубного и других. Танки БТ могли двигаться на гусеницах со скоростью до 52 км/час, а на колесах — свыше 70 км/час. В последующем колесно-гусеничные танки распространения не получили, так как колесный ход, как правило, в боевых условиях не использовался, а его наличие значительно усложняло конструкцию танка. Одновременно на опытном заводе им. Кирова был спроектирован тяжелый танк Т-35; выпуск его начался с 1934 года и был прекращен в 1939 году в связи с принятием на вооружение тяжелого танка «КВ» («Клим Ворошилов»), созданного коллективом Кировского завода, КБ которого возглавлял Ж. Я. Котин. В 1932—1933 годах на ленинградском Кировском заводе ставится на производство средний трехбашенный танк Т-28, на паровозостроительном заводе — тяжелый пятибашенный танк Т-35. Его вооружение составляли: одна 76-мм, две 45-мм пушки и пять пулеметов. Чертежная документация для серийного изготовления этих танков была разработана в ОКМО. В сентябре 1933 года OKMO был преобразован в самостоятельный завод опытного машиностроения № 185 им. Кирова Спецмаштреста Народного комиссариата тяжелой промышленности. Директором был назначен Н. В. Барыков, гл. конструктором С. А. Гинзбург. В течение короткого времени завод расширил работу по танковой тематике. В числе основных разработок были:
быстроходные колесно-гусеничные танки Т-29-4 и Т-29-5, созданные на базе
предшествующих образцов плавающих танков ПТ-1 и ПТ-1А, а также колесно-гусеничные
танки Т-46, Т-46-1, артиллерийские самоходные установки СУ-5 и СУ-6 и AT-1 на
базе Т-26, тяжелая СУ-14 в двух модификациях (дуплекс) с 152-мм морской пушкой
Б-10 и 203-мм гаубицей Б-4. Позже были изготовлены артсамо- ходы СУ-14-1 с 203-мм гаубицей
Б-1 и СУ-14 с пушкой
Семейство СУ-5 из трех типов установок с 76-мм пушкой, 122-мм гаубицей и 152-мм мортирой (малый триплекс) было выпущено небольшой партией (15 машин). С учетом полученного в Испании опыта на заводе № 185 им. Кирова были разработаны: весной 1937 года первый толстобронный танк T-111 (Т-46-5), а несколько позже—тяжелый T-100 и артсамоход на его базе (СУ-100У со 130-мм пушкой, в 1940 году — легкий танк Т-50, который в 1941 году изготавливался небольшой серией (было выпущено около 60 танков). При разработке новых боевых машин отечественные танкостроители исходили из того, что основные боевые качества танка — вооружение, защита и маневренность — должны развиваться параллельно и опережать уровень массовых средств противотанковой обороны, сохраняя вездеходность. Таким образом, конструкция танка должна удовлетворять требованиям как маневренной, так и позиционной войны. Реализуя эту идею, советские конструкторы по заданию партии и правительства создали простые универсальные и дешевые танки, производство которых было доступно нашей промышленности, соответствовавшие уровню техники, квалификации кадров, отвечавшие требованиям характера будущей войны, а по техническим параметрам стоявшие выше зарубежных образцов. Противоснарядная броня высокой твердости, сочетавшая требуемый уровень стойкости с достаточной живучестью, была создана коллективом броневиков-металлургов: Г. Ф. Засецким, Г. И. Kaпыриным, А. Т. Лариным, И. Ф. Тимченко, Н. В. Шмидтом, А. С. Завьяловым, Л. А. Каневским и другими. В истории развития мировой бронетанковой техники нет более известной машины, чем советский танк Т-34, признанный шедевром мирового танкостроения. Работу над созданием этого танка вел коллектив конструкторов, возглавляемый М. И. Кошкиным, А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко. Вначале был создан танк А-20 (колесногусеничная машина с 45-мм пушкой), отличавшийся оригинальной формой корпуса. Применив большие углы наклона броневых листов, конструкторы положили начало так называемому дифференцированному бронированию: как наиболее уязвимые, лобовые детали корпуса были относительно толстыми, бортовые же листы, днище, крыша и корма имели меньшую толщину. Большие углы наклона повышали снарядостойкость бронирования без резкого увеличения толщины листов. Несколько позже указанным коллективом был разработан танк А-30; это была машина с более мощной пушкой и броней. Однако колесно-гусеничный движитель оставался наиболее сложным и наименее надежным узлом танка, поэтому конструкторы по своей инициативе создают чисто гусеничный танк Т-32. В августе 1939 года после всестороннего изучения колесно-гусеничного и гусеничного вариантов правительством принимается решение одобрить идею создателей гусеничной машины, отличавшейся простотой, надежностью и высокими боевыми качествами. В декабре 1939 года новый средний танк (он был назван Т-34)
принимают на вооружение. А в начале 1940 года после ряда усовершенствований
начинается его серийное производство. На танке Т-34 были
установлены 76,2-мм длинноствольная пушка, снаряды которой обладали высокой по
тому времени начальной скоростью (680 м/сек), дизель В-2 мощностью
Таблица 1 Тактико-технические данные средних танков
Примечание. Данные из докладной К. Е. Ворошилова, И. А. Лихачева, В. А. Малышева на имя И. В. Сталина от 22 ноября 1939 года. Параллельно
со средним создавались и тяжелые танки. Появившийся в 1933 году 50-Т танк Т-35
имел пять башен, однако бронирование его было противопульным. Поэтому коллектив
конструкторов под руководством Ж. Я. Котина приступил
к проектированию нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием. Работы
велись весьма интенсивно. Уже в апреле 1939 года Госкомиссия утвердила макет, а
15 мая была закончена сборка двухбашенных танков 55-Т
CMK («Сергей Миронович Киров») и T-100, вооруженных
76-мм и 45-мм пушками и несколькими пулеметами. Бензиновый двигатель мощностью
800—
Танк имел торсионную подвеску, бортовые передачи с
планетарными рядами и опорные катки с внутренней амортизацией. Броневая защита
толщиной до
Поиски путей дальнейшего усиления броневой защиты тяжелого танка без увеличения его веса и габаритов привели к мысли отказаться от применения нескольких башен. Надо отметить, что это смелое конструктивное решение определило пути компоновки тяжелых танков. Проект такого танка был одобрен правительством и получил
шифр КВ-1. При весе 40,0 T танк имел броню толщиной
KB-1, как и Т-34, был оснащен танковым дизельным двигателем В-2. Броневой корпус машины и башня — сварные, вооружение — 76,2-мм пушка и три пулемета, экипаж 5 человек. Торсионная подвеска обеспечивала хорошую плавность хода. Широкие гусеницы повысили проходимость машины (табл. 2).
Таблица 2 Тактико-технические данные тяжелых танков
Конструкторы, инженеры, производственники и руководители танковых заводов за создание новых образцов танков и организацию их массового серийного производства были удостоены званий лауреатов Государственных премий и высоких правительственных наград. Одновременно с созданием конструкторами первоклассных образцов крепла и производственная база танкостроения, позволившая обеспечить быстрый прогресс боевых и технических свойств машин. Этот прогресс, результаты которого так ярко проявились в годы Великой Отечественной войны, и послужил основой превосходства советских танков в войне с фашизмом. В развитие танковой науки, теории и конструкции танков большой вклад внесли ученые Н. И. Груздев, А. И. Благонравов, М. К. Кристи, О. Никитин, Л. В. Сергеев и другие, а в налаживании массового производства советских танков — создатель процесса автоматической сварки брони лауреат Государственной премии академик Е. О. Патон. Значительную роль в совершенствовании отечественных танков сыграла Военная академия бронетанковых войск и научно-исследовательский полигон Бронетанкового управления. В сложной международной обстановке в марте 1939 года собрался XVIII съезд партии. Он определил задачи внешней политики СССР — политики мира и укрепления деловых связей со всеми странами. Съезд подчеркнул необходимость всемерно укреплять боевую мощь Советской Армии и Военно-Морского Флота. Широкие мероприятия проводились и в области танкостроения. В 1938 году Политбюро ЦК ВКП(б) неоднократно рассматривало вопросы, связанные с работой танковой промышленности. На производство танков начали переключаться другие заводы. Перед началом войны, в июне 1941 года, доля продукции наркоматов оборонных отраслей промышленности составляла 22% валового выпуска всей промышленности. 24 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б), заслушав доклад наркома среднего машиностроения А.
Малышева, приняло ряд мер, направленных на расширение танковой промышленности.
Вскоре по решению ЦК партии был образован Наркомат танковой промышленности
(Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября
Эвакуация танковых заводов на восток со всем наличным оборудованием, запасами материалов и полуфабрикатов потребовала колоссального напряжения сил и воли работников танковой промышленности. Перемещение осуществлялось в условиях, когда вражеские войска находились на подступах к заводам. Достаточно указать, что только с завода № 75 было эвакуировано 3119 единиц оборудования. Несмотря на большие трудности, связанные с размещением, эвакуированные заводы в короткие сроки на новых площадях начали выпуск танков. Так, паровозостроительный завод изготовление последних танков Т-34 закончил в октябре 1941 года, в декабре выпустил первую партию этих машин на Урале, а в марте 1942 года перекрыл довоенный уровень. Завод № 37 последнюю партию танков перед эвакуацией сдал в октябре 1941 года, а в декабре начал выпуск на новом месте и в январе 1942 года достиг довоенного уровня. Начало 1942 года было переходным, когда танковые, бронекорпусные и моторные заводы на ходу, не прекращая производства, перестраивались на крупносерийный и массовый выпуск. С первых месяцев 1942 года начался быстрый рост танкового производства при непрерывном улучшении качества машин. Данные прироста выпуска валовой продукции промышленности (в % к предыдущему году) приведены в табл. 3.
Таблица 3 Прирост выпуска валовой продукции промышленности (в % к предыдущему году)
Рост валовой продукции Наркомата танковой промышленности в 1943 году по сравнению с 1942 годом всего лишь на 8,6% объясняется тем, что в этот период не происходило резкого увеличения мощностей и, следовательно, не требовалось больших капиталовложений; последнее характерно не только для 1943, но и для 1942 года: все достигалось не за счет нового строительства, а в результате мобилизационного развертывания производства. Необходимо отметить, что в 1944 году танковые заводы дали еще меньший, чем в 1943 году, валовой прирост продукции. Такая стабильность свидетельствует о том, что уже в предшествовавшем, 1943 году, т. е. после двух лет войны, танковая промышленность обладала достаточными производственными мощностями. Задачи резкого увеличения выпуска танков, поставленные войной, потребовали коренной перестройки не только технологии, но и организации производственного процесса. Одним из основных средств роста производительности и снижения трудоемкости был перевод производства танков на поточные методы и конвейер. За время войны танковая промышленность ввела в производство более 850 агрегатных станков; одновременно с вводом специальных станков заводы шли по пути модернизации существующего оборудования. Развивалось собственное станкостроение для покрытия дефицита в станках, которые не могли быть поставлены со стороны (клепальные, для изготовления радиаторной ленты, ряд протяжных, для обточки угольников в башне, для сверления внутренних отверстий в погоне и др.). Одновременно с реконструкцией станочного парка шла
модернизация технологии. Совершенствование технологии сопровождалось ростом ее
оснащенности, изменением характера оснастки. Стали применяться
высокопроизводительные приспособления автотракторного типа с широкой нормализацией
узлов и деталей. Автоматизация сварки по методу академика Патона, применение
профильного проката для бандажей опорных катков (экономия
Среднемесячный выпуск танков в 1940 году составлял 230, в июле 1941 года — 570 и в августе 1941 года — 703. Специальные танковые дизель- моторы были впервые применены в советском танкостроении; выпуск их составлял ежемесячно: в 1940 году — 161, в июле 1941 года — 701, в августе — 803. Проведенная перед войной кропотливая работа по созданию и технологической отработке танка Т-34 и опробование его в серийном производстве позволили в кратчайший срок организовать выпуск этих танков на заводах, переданных в систему Наркомтанкопрома. Увеличение выпуска танков против 1940 года составляет: в 1941 году — в 2,4; 1942 — в 8,8; 1943 — 8,6; 1944 году в 10,4 раза; за первое полугодие 1945 года — в 10,8 раза. К маю 1942 года наша армия по оснащению танками уже превосходила армию противника.
Таблица 4 Соотношение сил на советско-германском фронте по танкам
Соотношение сил на советско-германском фронте по танкам представлено в табл. 4 (в числителе — численность танков в действующих войсках Красной Армии, в знаменателе — в гитлеровских войсках). На фронтах Великой Отечественной войны советские средние танки Т-34 и тяжелый «КВ» показали настолько высокие боевые качества, что уже осенью 1941 года по требованию командования немецко-фашистской армии гитлеровцы попытались исследовать возможности организации производства Т-34. Однако это не встретило у немецких конструкторов никакой поддержки; их смущало, между прочим, не отвращение к подражанию, а невозможность выпуска с требуемой быстротой важнейших узлов, деталей Т-34. Немецкая броневая сталь, например, уступала нашей (у гитлеровцев не было необходимого сырья). Количественное превосходство и постоянный рост танкового парка Советской Армии вынудили фашистов в 1943 году перейти к производству новых типов танков: 45-Т «пантеры» и 57-T «тигра». Ho, если противник вынужден был заменить свои основные машины новыми, что влекло за собой снижение темпов производства, то советское танкостроение ограничилось небольшой модернизацией Т-34. 15 декабря 1943 года на вооружение поступил танк Т-34-85 с мощной 85-мм пушкой. По своим боевым качествам он превосходил «пантеру». Почти одновременно поступил на вооружение новый тяжелый танк второй мировой войны — ИС-2. Наша промышленность быстро освоила производство этих боевых машин: в 1944 году было построено почти 11000 Т-34-85 и 2250 ИС-2. Фашистская Германия в том же 1944 году выпустила только 3740 «пантер» и 1000 «тигров» и «королевских тигров». В создании, освоении, совершенствовании и модернизации танка Т-34 в ходе войны большая заслуга принадлежит А. А. Морозову, Н. А. Кучеренко, М. Г. Таршинову, Я. И. Баран, В. Г. Матюхину, П. Н. Горюну и другим создателям наших средних танков. Тяжелый танк ИС-2 создавали и совершенствовали известные конструкторы Ж. Я. Котин, Н. Л. Духов, А. С. Ермолаев, Н. Д. Шашмурин, Л. С. Троянов, М. Ф. Балжи, А. И. Благонравов и другие. По бронированию танк ИC был в полтора раза мощнее тяжелого «тигра» и в два раза — «пантеры». По калибру вооружения (122-мм) ИC в полтора раза превосходил немецкие «тигры». Испытав в боях мощь нашего ИС, немецкое командование вынуждено было издать секретный приказ, в котором немецким танкистам предписывалось избегать боев, если на советской стороне применялись танки ИС. Следует отметить, что наряду с конструированием новых танков, наши инженеры тт. Л. И. Горлицкий, М. Н. Щукин, Л. С. Троянов и другие создали на базе этих танков превосходные образцы самоходных артиллерийских установок. В 1942— 1945 годах было построено и испытано 29 различных образцов артсамоходов. О размахе разработки и внедрения новых советских танков дают представление следующие цифры: в 1942 году было изготовлено 10 образцов новых типов опытных танков и артсамоходов, в 1943 — 21; в 1944 — 25; в 1945 году (до конца войны с Германией) — 16. Все это позволило после тщательных и всесторонних испытаний принять наилучшие из них к серийному производству. Появление новых боевых машин, танков и артсамоходов в танковых войсках Советской Армии закрепило превосходство советской бронетанковой техники над техникой врага. Рост мощности танков и танковых артсамоходных систем характеризуется следующими данными: - установка 85-мм пушек на Т-34 позволила этому танку вести успешную борьбу с появившимися у противника в 1943 году новыми танками и артсамоходами. Бортовая и башенная броня немецких танков «пантера» и «тигр» пробивалась 85-мм бронебойными снарядами с дистанции 1000—1500 м; - установка 122-мм пушки на танке ИC обеспечила превосходство над противником в артвооружении тяжелых танков. По мощности выстрела 122-мм пушка Д-25 оставила далеко позади 88-мм пушки немецких танков. Боевые действия танков ИC показали, что 122-мм пушка является наиболее действенным средством борьбы с тяжелыми и средними немецкими танками. С выпуском СУ-100 на базе Т-34 бронетанковые войска получили мощное средство борьбы с танками противника. Установленная на артсамоход 100-мм пушка Д-10С, превосходя 88-мм немецкие танковые и артсамоходные пушки по мощности бронебойного и осколочно-фугасного выстрелов, не уступала им по скорострельности. Артсамоходы ИСУ-122 и ИСУ-152 на базе танка HC по мощности своего артвооружения опережали все известные в то время образцы зарубежных артсамоходов. СУ-76 являлось средством борьбы, главным образом, против живой силы противника, его огневых точек. С 1943 года сокращается выпуск легких и резко увеличивается выпуск средних танков и мощных самоходных установок. Изменение удельного веса тяжелых и средних танков и самоходных установок (%) в общем объеме выпущенной за год войны бронетанковой техники иллюстрируется табл. 5.
Таблица 5 Изменение удельного веса танков и самоходных установок (%)
Рост выпуска танков и динамика изменения в выпуске наглядно показывают совершенствование танковой техники в ходе войны. Выпуск тяжелых и средних танков против 1940 года возрос: в 1941 году в 11,7; 1942 — 40,6; 1943 — 50; 1944 — 58,5; 1945 — в 61,8 раза. На освобожденной территории, на полях сражений оставалось большое количество вышедших из строя танков, восстановление которых могло значительно улучшить обеспечение Красной Армии и оказать большую помощь танковым заводам. Созданные войсковые рембазы в полевых условиях не могли производить капитальный и средний ремонты броневой части танков, вышедших из строя в результате сильных повреждений, требующих полного демонтажа и ремонта бронекорпусов в заводских условиях. Для оживления и ввода в строй этих танков 19 февраля 1943 года постановлением CHK СССР при Наркомтанкопроме было создано Главное управление по ремонту танков (ГУРТ), организовавшее впервые в СССР капитальный ремонт танков. Было возвращено к жизни 1334 бронекорпуса и 875 башен «тридцатьчетверок» без существенных затрат броневой стали. Ремонт бронекорпусов сохранил государству 18070 T бронелиста, из которого были изготовлены 250 новых танков. Стоимость ремонта корпуса обошлась государству примерно в три раза дешевле изготовления нового при сохранении его тактических броневых свойств. Сэкономленные материалы позволили изготовить около 890
корпусов без дополнительных затрат. Появилась возможность детально изучить
характер поражения танков артиллерией противника и улучшить их конструкцию. За
время своего существования (упразднен 14 октября
Западногерманский журнал «Зольдат унд техник» в декабре 1965 года опубликовал статью, посвященную 25-летию создания советского танка Т-34, в которой говорилось: «... В июне 1940 года сошел с конвейера первый серийный советский танк Т-34. Этот танк, бесспорно, был подлинным шедевром в истории развития военной техники. В нем удачно сочетались технические элементы быстроходного крейсерского танка с высокой неуязвимостью, присущей танку непосредственной поддержки пехоты. Появление Т-34 на восточном фронте летом 1941 года было неожиданностью для немецких войск». Танк Т-34 успешно выдержал суровые испытания второй мировой войны. В то время как гитлеровцы спешно проектировали и осваивали свои «тигры», когда англичане были вынуждены заменять устаревшие средние танки MK-H («Матильда») более мощными «Кромвелями», а американцы — М-3 не менее громоздкими М4-А2 («Шерман»), Т-34 претерпел лишь модернизацию, сменив 76,2-мм пушку на 85-мм. Более того, до сего времени эта машина остается образцом для подражания: не только ее конфигурация, но и многие технические параметры старательно копируются зарубежными танкостроителями. Во время Великой Отечественной войны было изготовлено более
59 тыс. танков Т-34. Иностранные танки 30-х годов имели бензиновые двигатели. Т-34 и его собрат тяжелый танк KB оснащались дизель-моторами,
которые обеспечивали значительное увеличение запаса хода машины (расход
топлива у советского танкового дизель-мотора
Следует напомнить, что крупнейшие западные страны приступили к производству специальных танковых дизельных двигателей лишь в конце 50-х—начале 60-х годов, т. е. спустя 10-15 лет после окончания войны. Представляют интерес отзывы зарубежных специалистов о наших танках времен Великой Отечественной войны. Из английской печати: «... Русские превзошли немцев не только в производстве танков, но и даже по качеству вооружения. Русский танк Т-34 является единственным танком, которого боятся немцы. Они считают танк Т-34 наиболее эффективным и лучшим русским танком, с которым им приходилось встречаться. Высокая маневренность, работа пушки и качество брони Т-34 превосходны, что делает его любимцем русских танковых команд. Танк KB представляет интерес исключительно благодаря его броне». Отзывы американцев*: «Конструкции русских танков KB и Т-34 были разработаны вскоре после польской кампании, до нападения Германии на Россию. Данные машины являются новейшими образцами советских танков. В процессе испытания установлено: - контуры корпуса и башни говорят о превосходных баллистических данных; - предусмотрены удачные места хранения боекомплекта в нижней части корпуса; - пулеметы надежны и отличаются простотой конструкции; - прицелы превосходны, смотровые приборы удовлетворяют требованиям; - расположение ведущих колес сзади делает танки менее уязвимыми и способствует лучшему натяжению гусениц при подготовке к преодолению препятствий; - торсионная подвеска танка KB представляет значительный интерес и показала себя с хорошей стороны; - низкий силуэт танков обеспечивает легкую маскировку; - хорошая проходимость по пересеченной местности, по грязи и по снегу; - заложенный принцип взаимозаменяемости и простота конструкций указывают на тенденцию массового производства и упрощение ремонта. - Части, приборы и агрегаты танка Т-34 могут монтироваться на KB и наоборот, что требует более узкой номенклатуры запчастей». Плановое использование людских и материальных ресурсов, героический труд ученых, инженеров, техников, рабочих и служащих позволили, несмотря на потерю важных экономических районов, больших производственных мощностей и энергетических ресурсов, не только догнать, HO и превзойти фашистскую Германию в производстве танков; об этом свидетельствуют данные табл. 6.
Таблица 6 Производство танков, шт.
В память о героическом подвиге воинов-танкистов и о вкладе танкостроителей в победу над врагом на многих заводах, на площадях городов Украины, Белоруссии, РСФСР, во многих городах освобожденных стран Европы установлены на постаменты советские боевые машины, выпущенные в 1941 —1945 годах. Поставка США танков по лендлизу составляла по отношению к собственному производству только 7%. Это убедительно опровергает зарубежные домыслы о том, будто победы Красной Армии в значительной степени обусловлены союзниками. Эрнст Бевин, бывший министром иностранных дел Англии в годы войны, вынужден был признать, что «вся помощь, которую мы были в состоянии оказать, была незначительной по сравнению с громадными усилиями советских людей». Трудовые достижения советских танкостроителей в годы войны получили высокую оценку партии и правительства. Более 9 тысяч танкостроителей награждены орденами и медалями СССР, а товарищи В. А. Малышев, А. А. Горегляд, Ю. Е. Максарев, И. М. Зальцман, Е. О. Патон, Б. Г. Музруков, Ж. Я. Котин, А. А. Морозов, Н. Л. Духов, Д. Е. Кочетков удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Советские танкостроители с честью выполнили свой долг перед Родиной, перед Красной Армией. Они внесли свою немалую долю в общенародное дело — разгром гитлеровской Германии. Итоги Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистской Германии и милитаристской Японии убедительнейшим образом показали, что в мире нет таких сил, которые смогли бы сокрушить социализм, поставить на колени народ, верный идеям марксизма-ленинизма, преданный социалистической Родине, сплоченный вокруг ленинской партии. Эти итоги — грозное предостережение империалистическим агрессорам, суровый и незабываемый урок истории.
* Из заключения о полигонных испытаниях русских танков Т-34 и KB на Абердинском полигоне США. |
|
|||||||
|
|