Дуэль или военные действия на урбанизированной местности? размышления о международном развитии танка

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




Дуэль или военные действия

на урбанизированной местности?

размышления о международном развитии танка

Рольф Хилмес

 

Современное военно-политическое положение делит государства мира относительно военных проектов их вооруженных сил на три больших лагеря:

а) В большинстве государств военно-политические изменения не оказали никакого влияния на государственные проекты вооружения. Сухопутные вооруженные силы таких стран в дальнейшем рассчитаны на симметричные боевые действия, ожидаемые в основном в потенциальных конфликтах на границах страны. Они, как правило, поддерживают моторизированные силы и в будущем смогут и далее совершенствовать технологии тяжело бронированных машин. К этим государствам относят, например, Россию, Китай, Японию, Индию, Пакистан, Южную Корею, Израиль и другие. Также имеются государства, которые в прошлом не имели боевых танков и впервые в последние годы решились на создание собственных танковых подразделений. К ним относят, например, Малайзию (получила 48 танков РТ91 из Польши; общая потребность составила 150 машин).

б) Незначительное число государств принимает двойственную позицию и оснащает свои вооруженные силы, с одной стороны, механизированными (обеспеченными большим числом танков) формированиями для проведения симметричных боевых действий против механизированных сил противника, с другой стороны, формированиями для проведения асимметричных сценариев военных действий в населенных пунктах (MOUT). К таким государствам относят, например, Израиль и Россию.

с) Наконец, в настоящее время есть государства, преимущественно в европейском пространстве, в которых в спектре выполняемых вооруженными силами задач оборона страны играет второстепенную роль, и проект оснащения вооруженных сил ориентируется главным образом на стабилизацию международных конфликтов (операции по поддержанию мира) в рамках мандатов ООН, НАТО и ЕС. В сухопутных вооруженных силах этих стран увеличены «легкие» и «средние» силы, отличающиеся стратегической мобильностью (авиатранспортабельностью). При этом «тяжелые» силы не находятся в центре обсуждений. График, приведенный на рисунке, демонстрирует различные цели и планирование оснащения вооруженных сил разных стран. Из него видно, что бундесвер для сухопутных войск 2010 года планирует запас танков в 350 единиц для шести танковых батальонов, это соответствует, например, 7,6% сирийского или 10% турецкого фонда танков. Из графика могут быть извлечены и другие интересные соотношения.

 

 

Рисунок 1 - Наличие боевых танков в выбранных странах в сравнении

с «Сухопутными войсками 2010»:

1 - США (включая корпус морской пехоты США) (16700 танков);  2 - Россия (12700 танков); 3 - Китай (7580 танков); 4 - Сирия (4600 танков); 5 - Египет (3855 танков); 6 - Северная Корея (3775 танков); 7 - Израиль (3750 танков);  8 - Украина (3520 танков); 9 - Турция (3495 танков); 10 - Индия (2739 танков); 11 - Пакистан (2470 танков); 12 - Южная Корея (1786 танков); 13 - Белоруссия (1586 танков); 14 - Польша (1037 танков).

 

Влияния на военные требования

 

Основные боевые системы сухопутных войск названных под пунктом а) стран должны быть приемлемы для боевых действий «один на один» против механизированных сил противника с целью нанесения огня по противнику в ударных операциях по захвату и удержанию территории. Комплект защиты боевого танка и БМП ориентируется главным образом на фронтальные попадания со стороны оружия противника для стрельбы по площадным целям и в некоторых случаях достигает значения массы единицы поверхности 3 т/м². Компоновка таких машин не ограничивается лимитирующими требованиями авиатранспортабельности. Боевые системы стран, названных под пунктом б) (Россия и Израиль), скомпонованные специально для проведения операций в населенных пунктах, отличаются высокой круговой защитой, отчасти включающей в себя защиту верхней и задней поверхностей машины. Есть прочные и надежные системы, масса которых не лимитирована требованиями авиатранспортабельности. Таким образом, личному составу может быть предложена защита от воздействия мин, самодельных взрывных устройств и ручного противотанкового оружия (РПГ). Вооружение таких машин не рассчитано на поражение тяжело бронированных целей, охватывает широкий спектр оружия (комбинация управляемых ракет, автоматического оружия среднего калибра и гранатометов) или легкое автоматическое оружие, обслуживаемое под защитой.


Сконструированные главным образом для проведения операций по поддержанию мира машины названных под пунктом с) стран вследствие угрозы в населенных пунктах демонстрируют круговую защиту, включая защиту от мин, при которой в рамках конфликта между требованиями авиатранспортабельности и комплектацией защиты достигается относительный оптимум в отношении  угрозы повреждения минами, самодельными взрывными устройствами и снайперами. На основании строгих ограничений массы вооружение лимитируется легким автоматическим оружием или гранатометами. Большое значение в такой категории машин, наряду со стратегической мобильностью, имеет высокая оперативная подвижность. Принимая во внимание «тяжелые» силы, имеются более или менее конкретные представления с целью улучшения пригодности уже почти 30 лет находящихся на вооружении боевых танков благодаря соответствующему переоборудованию для боевого применения в населенных пунктах. При этом к имеющейся фронтальной защите для проведения боя «один на один» (и к имеющейся защите от воздействия мин) добавляется необходимая круговая защита (включая защиту верхней и задней частей машины) в отношении угрозы со стороны противотанковых гранат и самодельных взрывных устройств. Таким образом, во многих случаях боевые массы могут составлять свыше 70 тонн.

 

Рисунок 2 - Французский танк «Леклерк» с комплектом оборудования
для ведения боевых действий в населенных пунктах AZUR.

 

Рисунок 2 - Французский танк «Леклерк» с комплектом оборудования

для ведения боевых действий в населенных пунктах AZUR.

 

Техническая реализация

 

Названные под пунктом а) страны, проекты вооружения которых ориентируются в первую очередь на оборону страны или на общевойсковой бой против механизированных сил противника (насколько это допускают государственные возможности), последовательно совершенствуют технологии бронированных гусеничных машин. Особенно следует указать на новые разработки боевых танков, которые в будущей декаде (десятилетии) должны быть приняты на вооружение: разработка нового японского танка ТКХ или Тип 10 началась в 2002 году; до сих пор были созданы и апробированы четыре опытных образца. Основной проект (башенный танк с тремя членами экипажа и автоматом заряжания) соответствует таковому танку Тип 90. Важнейшие изменения касаются защиты: благодаря модульному проекту защиты при снятии элементов защиты масса нетто может достигать 40 тонн – вместе с тем Тип 10 может передвигаться по шоссе и мостам вне острова Хоккайдо. Из-за небольшого приводного механизма ходовая часть меньше, чем у танка Тип 90 – в общем боевая масса танка Тип 10 должна быть ограничена до 45 тонн. В качестве вооружения предусмотрена 120-мм гладкоствольная пушка (L/44 или L/55, лицензия фирмы Rheinmetall), автомат заряжания в задней части башни вмещает 14 выстрелов. Тип 10 должен заменить боевой танк Тип 74, объем производства составит около 300 машин. В Южной Корее работы по разработке нового боевого танка ХК2 («Черная пантера») начались в 2003 году; после испытания двух демонстрационных образцов в период 2006-2007 годов были произведены три опытных образца.


Серийный выпуск запланирован на 2011 год, исходя из общей потребности в 680 машин. В противоположность Японии Южная Корея прослеживает активную экспортную политику – поэтому, вероятно, на основании согласованного с Турцией взаимодействия будущий турецкий боевой танк очень похож на танк ХК2. Интересным образом танк ХК2 демонстрирует сходный проект, как японский боевой танк Тип 90 или Тип 10 (или «Леклерк») – при этом речь идет о башенном танке с тремя членами экипажа и автоматом заряжания. Боевая масса должна составлять около 55 тонн. ХК2 должен быть также вооружен 120-мм гладкоствольной пушкой, автомат заряжания в задней части башни вмещает 16 выстрелов, общий запас составляет 40 выстрелов. Также японский боевой танк имеет гидропневматические рессоры, заимствованные у танка ХК2. Опытные образцы оснащены немецкой силовой установкой Euro-Power-Pack. Серийные машины получат двигатель южно-корейской фирмы Doosan Infracore и коробку передач южно-корейской фирмы S&T Heavy Industries.

Турция планирует в 2012 году принять на вооружение около 500 новых боевых танков; для разработки фирме OTOKAR было выделено 380 млн евро. Турции для осуществления подобной программы необходима массивная техническая поддержка за рубежом. Из претендентов NEXTER (GIAT), KMW и Hyunday ROTEM в 2007 году был выбран южно-корейский концерн ROTEM. (Ссылка: Турция уже несколько лет закупает у Южной Кореи 155-мм самоходные гаубицы К-9 THUNDER, после того как не был осуществлен договор о кооперации по поводу PzH2000).

В Китае с 2003 года ведутся работы по разработке нового боевого танка Тип 98/99; в рамках этой программы было подготовлено и испытано множество опытных образцов в различной конфигурации и оснащении. В кругах специалистов исходят из того, что к 60-летию основания Совета обороны Китая (1 октября 2009 года) новый танк официально поступит в серийное производство.

В Индии теперь по истечении 36 (!) лет разработок окончательно прекращены все последующие работы по проекту боевого танка ARDJUN после того, как были обнаружены принципиальные недостатки. Несмотря на неудачное течение этого проекта, Индия уже несколько месяцев планирует обновление разработки боевого танка, который должен поступить в серийное производство в 2020 году. В особенности для технологий в области системы управления огнем, устройств ночного видения, стабилизации/систем боевого сопровождения, а также привода/силовой передачи (трансмиссии) Индия руководствуется иностранной поддержкой.


Россия и Израиль продолжают свои работы в области разработки нового боевого танка и одновременно форсируют разработку новых боевых машин, защита которых сконструирована специально для преодоления угрозы во время операций в населенных пунктах или для асимметричных боевых действий. Уже в конце 80-х годов в конструкторском бюро российского танкового завода «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле проходили работы по разработке нового боевого танка Т-95. Официально известно, что речь идет о революционном проекте создания танка с крупнокалиберной танковой пушкой на качающемся в вертикальной плоскости лафете, в котором экипаж расположен в хорошо защищенном компактном боевом отделении внутри корпуса танка. Продолжающиеся сообщения в российской специальной прессе ссылаются на боевую массу (около 50 т), мощность двигателя (880 кВт), калибр основного оружия (135- 152 мм ). Экипаж, вероятно, состоит из трех человек; для сокращения риска силовая установка располагается в задней части шасси.

 

Рисунок 3 - Современный российский серийный боевой танк Т-90
 со сварной башней.

 

Рисунок 3 - Современный российский серийный боевой танк Т-90

 со сварной башней.

 

 

Рисунок 4 - Российская боевая машина поддержки (БМПТ).


 

С боевым танком Т-90 (и в будущем, возможно, Т-95) российские сухопутные войска обладают сверхсовременным и эффективным танком, который может устоять в ситуациях боя «один на один». Конструкторское бюро в Нижнем Тагиле уже в 90-е годы вело финансируемые им разработки по реализации тяжело бронированной машины поддержки для ведения операций в населенных пунктах. Определяющим стал опыт, извлеченный из боевого применения в Грозном во время Чеченской войны. В 2001 году названный БМПТ танк поддержки был впервые представлен на ярмарке вооружения. БМПТ базируется на ходовой части танка Т-72 и имеет комплект оружия по подавлению широкого спектра целей: две 30-мм автоматические пушки, две спаренные пусковые установки для управляемых ракет «Штурм-СМ», 7,62-мм пулемет, а также два 30-мм гранатомета, расположенных на передней защите гусениц. Экипаж – 5 человек. С 2007 года БМПТ в небольшом количестве поступает на вооружение в российские сухопутные войска.

Сходную философию разработки необходимо отметить и в Израиле вследствие наличия практического опыта, извлеченного из боевого применения. Боевой танк «Меркава» четвертого поколения с 2002 года находится на вооружении израильской армии; сообщалось об общей потребности около 400 танков «Меркава»Mk.IV. Несмотря на значительную боевую массу в 65 тонн (с встроенной противоминной защитой – 71 т), танк «Меркава»Mk.IV при борьбе с используемыми движением «Хизболла» в Ливанской кампании 2006 года русскими управляемыми ракетами оказался уязвимым. Это не удивительно, так как иногда производились выстрелы до 10 ракет сразу по менее защищенной части машины.

Так как большая часть движения «Хизболла» использовала современные российские управляемые ракеты (АТ14 «Корнет», пробивная мощность до 1200 мм катанной гомогенной брони; АТ13 «Метис-М», пробивная мощность до 950 мм катанной гомогенной брони), 21 из 50 поврежденных машин были пробиты. В таком случае можно сделать вывод, что на трудно доступной для танков местности боевой танк, обладающий  высокой круговой защитой вместо оптимизированной для ситуаций боя «один на один» фронтальной защиты, может иметь более высокую живучесть.

К этому относят оснащение эффективной активной системой защиты (вывод из строя материальной части) для обороны против противотанковых управляемых ракет и гранат. Для боевого использования в населенных районах Израиль с недавних пор разработал и принял на вооружение ряд дополнительных защищенных бронированных машин. К ним относится бронетранспортер для личного состава Namer на базе переоборудованного шасси танка «Меркава». 50-тонная машина вмещает личный состав, состоящий из двух плюс девять человек, которые могут перевозиться к месту боевого использования под высокой защитой (включая противоминную защиту, защиту верхней части машины и активную систему защиты).

Вооружение включает 12,7-мм пулемет или 30-мм гранатомет на автономной оружейной установке. Должно быть получено до 100 машин этого типа. Уже в конце 1982 года в Израиле начались первые работы по реализации тяжело бронированной транспортной машины для пехоты после того, как БТР М113 во время Ливанской кампании продемонстрировал очень высокие потери в бою. В результате этого был создан новый БТР Achzarit на базе переоборудованного шасси танка Т-55. Благодаря использованию относительно небольшого встроенного 8-цилиндрового дизельного двигателя 8V-71T фирмы DDA в соединении с автоматической коробкой передач фирмы Allison на правой стороне образовался задний выход шириной около 700 мм , с помощью которого восемь пехотинцев могут спешиться под защитой. После удаления башни у танка Т-55 и размещения дополнительных элементов защиты общей массой 14 тонн гарантируют высокую живучесть личного состава; при этом пришлось смириться с относительно высокой для этого шасси боевой массой в 44 тонны. В 80-е годы Израиль принял на вооружение ряд тяжело бронированных специальных машин для штурмовых инженерных частей, использующих шасси танка Centurion (Nagmashot, Nagmachon, Nakpadon, Puma), которые под огнем противника с помощью систем траления должны обеспечить необходимый безопасный район передвижения следующих за ними войсковых частей.


 

Рисунок 5 - Тяжелая боевая машина пехоты основана
на конструкции боевого танка «Меркава».

 

Рисунок 5 - Тяжелая боевая машина пехоты основана

на конструкции боевого танка «Меркава».

 

Очень активной в последние годы в области разработки хорошо защищенных бронированных машин оказалась Иордания. При больших финансовых расходах и поддержке иностранных партнеров Иордания разрабатывает достойный внимания боевой танк Falcon II, а также интересный БТР Temsah. В проекте Falcon II была интегрирована 120-мм пушка CTG фирмы RUAG на качающемся в вертикальной плоскости лафете с очень узким фронтальным силуэтом. Оба члена экипажа (командир и наводчик) хорошо защищены слева и справа. В задней части верхнего станка находится автомат заряжания на 11 выстрелов. Качающийся в вертикальной плоскости лафет может устанавливаться на различные шасси; в Иордании было использовано шасси танка «Челленджер-1». Хотя в этом проекте для экипажа достигается высокая степень живучести, проект системы наблюдения не является беспроблемным (хотя командир имеет панорамный перископический прибор). Достойна внимания разработка тяжелого бронетранспортера для перевозки личного состава Temsah на базе шасси танка Centurion. 41-тонная машина является бронетранспортером для перевозки личного состава численностью 2 + 10 человек; относительно большое боевое отделение может использоваться для других целей боевого применения (самоходный миномет, машина управления, санитарная машина и другие). Как Falcon II, так и Temsah до сих пор существуют только в качестве опытных или демонстрационных образцов. Наконец, следует указать на концепцию другого тяжелого бронетранспортера на базе шасси боевого танка OF 40 (фирмы ОТО Melara): в июле 2007 года бельгийским предприятием SABIEX был полностью подготовлен первый опытный образец этой машины; общая масса составляет около 45 тонн; личный состав состоит из 2 + 10 солдат. При заимствовании башни у БМП-3 личный состав сокращается на 3 + 4 человека. Другие 39 машин должны производиться на новом танковом заводе фирмы STE (South Technology Establishment) в Абу Даби; при этом речь идет об объединенном предприятии Al Badi (ОАЭ) и SABIEX в Бельгии.


 

Рисунок 6 - Чертеж «многофункциональной платформы»:
а) платформа с крупнокалиберной танковой пушкой и защитой во фронтальной области +/- 30º (танк); b) платформа с крупнокалиберным оружием настильного огня, с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения боевых операций в населенных районах; с) машина поддержки с комплексным оружием, с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения боевых операций в населенных районах; d) платформа с компонентами для высадки личного состава (БМП), с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения
боевых операций в населенных районах.

 

Рисунок 6 - Чертеж «многофункциональной платформы»:

а) платформа с крупнокалиберной танковой пушкой и защитой во фронтальной области +/- 30º (танк); b) платформа с крупнокалиберным оружием настильного огня, с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения боевых операций в населенных районах; с) машина поддержки с комплексным оружием, с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения боевых операций в населенных районах; d) платформа с компонентами для высадки личного состава (БМП), с круговой защитой от кумулятивного оружия для ведения

боевых операций в населенных районах.

 

Альтернативные концептуальные идеи

 

Так как для военной промышленности в европейском регионе в ближайшее время не предвидится договоров по разработке нового современного боевого танка для своих вооруженных сил, в концепциях «Многоцелевая боевая платформа» или «Многоцелевая оружейная платформа» существует возможное решение по созданию своих опытно-конструкторских мощностей и вместе с тем по предоставлению результатов разработок на международный рынок. В главной машине должны достигаться как можно большее материально-техническое равновесие, в особенности в области компонентов двигателя и ходовой части как важных для материально-технического обеспечения узлов. Подобный проект был продемонстрирован в Германии уже в начале 90-х годов программой «Новая бронированная платформа» (NGP); из нее или ею реализуется новая боевая машина пехоты «Пума». Основной идеей программы NGP являлась разработка шасси как конструктивного блока, которое должно было раскрыть все функции, от боевой системы, ведущей бой «один на один», до системы поддержки.


 

Заключительное замечание

 

Концептуальное толкование боевых бронированных машин в последние годы стало разнообразным, так как, наряду с машинами для ведения боя «один на один» на открытой местности, в последние годы возникли новые проекты машин для ведения военных действий в населенных районах (MOUT). К ним относят легко бронированные машины (большей частью колесные машины), разработанные для обширного наблюдения и охраны конвоя. Специально в рыночном секторе колесных машин (8х8) в последнее время увеличились предложения международного характера. В ряде государств появились новые бронированные машины с высоким уровнем защиты (отчасти при использовании шасси устаревших танков), специально сконструированные для боевого использования в населенных районах. В данном случае российская машина поддержки танков БМПТ особо продемонстрировала достойный внимания комплекс оружия, оптимально пригодный для уничтожения используемых в данных сценариях целей. В Европе существует потребность в собственных тяжело бронированных машинах, а также поисках творческих решений с целью получения возможностей и мощностей для разработки системных технологий по тяжелым бронированным машинам. Модификация находящихся на вооружении около тридцати лет боевых танков с целью использования в операциях в населенных районах представляет собой субоптимальное решение и может считаться только промежуточным шагом, не пригодным для обеспечения будущей безопасности промышленных возможностей в области технологии тяжелых гусеничных машин.


 

Rolf Hilmes

Duell oder MOUT?

Betrachtungen zur internationalen Panzerentwicklung

Strategie und Technik, 2008

 






 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ