ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Всем желающим сообщить дополнительные сведения или внести уточнения просьба писать по адресу: btvt@ukr.net

Автор: Валерий КОЗИШКУРТ, Александр ЕФРЕМОВ

 

Дизайн боевой машины

Дизайн боевой машины

 

Целенаправленное воздействие на противника с целью стимуляции страха используется в военной практике с незапамятных времен. История дает множество подобных примеров: от устрашающих татуировок и рогатых шлемов до психических атак и "завывающих" бомб. Что касается бронированных машин, то, пожалуй, наиболее убедительна история первой танковой атаки. На рассвете 15 сентября 1916 года под грохот артиллерийской канонады, едва видимые в дыму и тумане, показались неуклюжие стальные чудовища. Переваливаясь с боку на бок со скоростью пешехода, с грохотом и лязгом гусениц, они упорно ползли к немецким окопам.

Несмотря на крайнее техническое несовершенство*, был прорван фронт шириной 5 километров. Считается, что основным фактором было чисто эмоциональное впечатление от зрелища надвигающихся "стальных чудовищ". Значительное психологическое воздействие первой танковой атаки объясняется, прежде всего, незнакомством с этим видом оружия, незнанием средств и методов борьбы с ним. Старая истина - чего не знаем, того боимся - подтвердилась в приведенном примере.

Таким образом, внешний вид боевых машин может, при определенных условиях, выступать как дополнительный компонент их поражающей мощи. Очевидно, что профессиональными дизайнерскими приемами можно придать танку, так же как и любой боевой машине, весьма устрашающий вид.

Бесспорно, современные танки по своей защищенности, подвижности, огневой мощи несравнимы с образцами времен первой мировой войны. Но и арсенал противотанковых средств эволюционировал не менее успешно - от связки гранат в руках пехотинца до современных ракет с самонаводящимися боеголовками. Когда извечное соперничество между снарядом и броней стабилизировалось с акцентом в пользу снаряда, чисто психологическое воздействие танков на человека, обладающего достаточно мощными противотанковыми средствами, значительно уменьшилось.
Время диктует переориентацию дизайна на иные "ценности", рассчитанные, прежде всего, на формирование эмоционального восприятия экипажем боевой машины - убежденности в преимуществах перед аналогами, ощущения комфортности боевой работы. Поэтому основная задача дизайнера связана с созданием образа танка как боевой машины, обладающей надежной защитой, высокой проходимостью, эффективным огнем. При этом, реально обладая этими качествами, он должен выглядеть как мощная маневренная машина, вызывая у экипажа ощущение силы и защищенности. Экипаж должен чувствовать во внешнем облике высокую надежность техники. Ее "современный" вид должен ассоциироваться с присущими его облику формами стремительности и динамичности.
Известно, что дефицит свободного пространства в танке и связанное с этим ограничение подвижности в нем экипажа, воздействие вибрации и тряски в условиях бездорожья при совершении длительных маршей в колонне - все это, естественно, оказывает неблагоприятное воздействие на психическое и физическое состояние человека, форсирует процесс его утомляемости. Снижение реакции вследствие усталости может иметь для экипажа самые тяжелые последствия.
Если обратиться к задачам дизайнера внутри танка, то при общности стратегических задач с внешним обликом современный "внутренний интерьер" характеризуется удобством выполнения боевых задач каждым членом экипажа, его "слитностью" с рабочим местом. Иными словами, экипажу нужна максимальная реализация функциональных обязанностей, он должен стать, образно говоря, единым целым с боевой машиной.
Возникает вопрос: возможно ли эстетическое вмешательство в формообразование боевой машины? Анализ показывает, что эволюция танка является одновременно и эволюцией его формы. Далеко не сразу была найдена та форма, которая может быть теперь расценена как гусеничная, полностью бронированная боевая машина высокой проходимости с мощным вооружением.

Mark I
Английский танк "Марк I"

Т-35
Танк Т-35, СССР

Сен-Шамон
Французский танк "Сен-Шамон"

A7V
Немецкий танк A7V "Вотан"

Первый в мире танк, обладающий всеми присущими ему чертами, был построен в 1915 году по проекту русского конструктора А. А. Пороховщикова. Однако из-за недальновидности и косности чиновников военно-технического управления он не был принят к производству. Первыми танками, вступившими в боевой контакт с противником, были английские танки "Марка-1". По сути, это были клепанные металлические коробки ромбовидной формы с узкими гусеницами по периметру. Определенно неудачная форма первых танков заставила проектировщиков искать более совершенные силуэты корпусов, и, как это часто бывает при разработке принципиально новых изделий, они обратились к опыту тех областей военной техники, где имелась хотя бы частичная аналогия. Так, форма немецкого танка A7V и французского "Сен-Шамон" весьма напоминала вагон бронепоезда, поставленный на гусеницы. Однако, поскольку тактическая функция танка отлична от функции бронепоезда, такое заимствование оказалось неэффективным. Идея заимствования формы из иных областей вооружения не оставляла конструкторов и в дальнейшем. Так, гигантский танк Т-35, "сухопутный крейсер" со множеством башен, целым арсеналом артиллерийского и пулеметного оружия и экипажем в 11 человек, был создан в СССР в 30-е годы. Практика доказала несостоятельность такой конструкции. Разумеется, на начальном этапе эволюции формы машины требования эстетического характера не только не учитывались, но, очевидно, об их существовании даже не подозревали. Однако после формирования классической объемно-пространственной структуры танка наступил период учета эстетических критериев своего времени, что начинает сказываться на форме разрабатываемых машин.

Стало аксиомой, что в роли законодателя рациональных форм выступает наиболее прогрессивно развивающаяся отрасль машиностроения - авиация. Известный авиаконструктор Н.Поликарпов писал в этой связи: "Самолет - объемное сооружение, видимое со всех сторон, а законы воздуха совпадают с законами эстетического вкуса: что красиво на наш взгляд, то оказывается красивым и в летном отношении".

Так, основным фактором, определяющим форму самолета, является его скорость. При дозвуковых скоростях оптимальные аэродинамические качества достигались каплеобразным силуэтом корпуса с максимальным по высоте сечением, находящимся в передней части.
Именно такая форма, т.е. когда центр композиции находился в передней части конструкции, воспринималась тогда как наиболее стремительная и динамическая.
У типичных форм самолета, автомобиля и танка того времени выражение динамичности достигается одним и тем же приемом: наибольшая высота сечения корпуса приходится на его переднюю часть. С появлением реактивного двигателя резкое возрастание скорости самолета сделало технически целесообразной стреловидную форму фюзеляжа со смещением крыльев к хвостовой части. Вслед за самолетом соответствующее перемещение происходит у автомобиля.

То же произошло и с танками, но по другой причине. Его форма изменялась в связи с практическим требованием боевой эксплуатации, а именно повышением защитных качеств брони, противостоящей все более мощным противотанковым средствам. Вначале шли по линии простого увеличения толщины брони, но это недопустимо увеличивало массу танка. Тогда решили идти на увеличение толщины брони путем ее наклонного расположения. Танк начал принимать зализанную форму с заостренной носовой частью, а башня приобрела овальную форму. Несмотря на изолированность танкостроения различных государств и различия в уровнях промышленности и технологии, решение проблем внешнего и внутреннего объемно-пространственного построения обрело некий традиционный акцент и общее стилевое единство. В то же время, визуальными компонентами стереотипа немецких танков Второй мировой войны являются явно выраженные горизонтальные и вертикальные плоскости, прямые углы. Для американских танков того же периода характерен многоярусный силуэт с наклонной лобовой броней.

Продолжая анализ формообразования танков, можно показать, что танки, при всей кажущейся отдаленности их от эстетики, все же подвержены ее влиянию. Дело в том, что деятельность танкового дизайнера обусловлена существованием объективного закона поливариантности достижения конечной цели, когда однозначно поставленная задача может быть реализована множеством способов. Поясним сказанное на примере. Из опыта войн известно, что размещение люка механика-водителя на лобовом скосе удобно для водителя, но снижает бронезащиту машины. Для решения этой проблемы можно разместить люк механика-водителя на горизонтальном участке крыши отделения управления за счет, например, увеличения общей длины корпуса (танк "Леопард"), за счет увеличения углов наклона лобовой брони или уменьшения диаметра погона башни (танки "Кромвель" и "Комет"). Оригинально решена эта проблема на танке ИС-3 конструктора Ж. Котина. Носовой части его корпуса была придана заостренная, так называемая "корабельная" форма, что также позволяло разместить люк механика-водителя на крыше отделения управления. При этом найденное решение чисто утилитарной задачи оказало существенное влияние на образ танка, придав ему особый акцент стремительности и мощи.

 

ИС-3

ИС-3

Т-72

Т-72

Т-34

Т-34

 



Вершиной совершенства формы серийного танка явился лучший танк Второй мировой войны - танк Т-34 конструктора М. Кошкина. В этой машине на редкость удачно сочеталось техническое совершенство формы с ее эстетической выразительностью. Танк имел низкий для того времени силуэт, совершенно новыми были очертания башни, углы наклона брони корпуса обеспечивали высокую снарядостойкость. В то же время в форме этой машины достигнуто гармоничное соответствие между противоречивыми требованиями высокой защищенности, с одной стороны, скорости и маневренности - с другой. Совершенство формы оказалось настолько безусловным, что ее без существенных изменений заимствовали немецкие, американские и английские танкостроители. В конечном итоге все государства тем или иным путем пришли к единообразной объемно-пространственной структуре танка.
Тенденция формирования внешнего вида современной транспортной машины, и танка в том числе, - результат сочетания постоянно растущих скоростей, маневренности, веса, характеристик двигателя и движителя и других, зачастую противоречивых технических характеристик. Внешний вид танка изменялся, как правило, под давлением требований боевой эксплуатации, в том числе необходимости повышения защитных свойств брони, в связи с растущим по своей мощи поражающим средствам. Известно, что простое утолщение брони приводило к недопустимому увеличению массы и, в конечном счете, к конструкторскому тупику. Повышение веса танка требовало роста мощности двигателя, а далее выстраивалась целая цепь закономерностей: увеличение габаритов, запасов топлива, снижение подвижности и проходимости. Примеров тому в истории танкостроения достаточно. Может быть, самыми яркими являются немецкий сверхтяжелый танк конца войны "Маус" весом 130 тонн и еще более тяжелый 140-тонный Е100. Поиски путей повышения защищенности танка привели к наклонному расположению ее лобовой брони, внешние формы машины получили некоторую элегантность, а башня с установкой 125-мм пушки приобрела форму опрокинутого блюдца, как на танках Т-64 конструктора А. Морозова и Т-72 конструктора Л. Карцева.

Т-80УМ

Макет ОБТ четвертого поколения (США)

Макет основного боевого танка (ОБТ) четвертого поколения (США)

Черный орел

Танк "Черный орел" - опытный образец (Россия)

 

В ряду современных танков особое место занял танк Т-80У конструктора Н. Попова. Эта элегантная высокоскоростная машина, не имеющая аналогов в мировом танкостроении, получила целый набор новых качеств благодаря впервые примененному мощному газотурбинному двигателю. Вообще термин "впервые" настолько органически присущ танку Т-80, что уже упомянутая здесь аналогия с самолетом еще раз нашла свое выражение в такой, казалось бы, далекой от танкостроения и такой близкой к авиации науке, как аэродинамика.
Достаточно сказать, что макеты танка (при его разработке) и сам танк (в процессе доводки) неоднократно подвергались исследованиям в аэродинамических трубах, что, вообще говоря, не имело примеров в танкостроении. Продувки в аэродинамических трубах дали возможность конструктору и дизайнеру методами и средствами аэродинамического воздействия придать силуэту танка новые линии с учетом подвижности и скоростных возможностей.
В итоге сформировался низкий силуэт, короткая база с шестикатковой ходовой частью. Стремительность и динамизм машин (эта существенная сторона современного дизайна) придала силуэту танка башня: в ее задней части появилось соизмеримое по форме и силуэту специальное воздухозаборное устройство (ВЗУ). Вместо привычных надрадиаторных решеток - жалюзи, которых сейчас не видно, забор воздуха для "питания" двигателя осуществляется в самой чистой зоне, найденной в процессе аэродинамических исследований. Боковую проекцию танка Т-80 формирует искусственное "удлинение" башни объемной конструкцией воздухозаборного устройства и боковые резинометаллические щитки. Их размеры и форма также явились следствием специальных исследований, позволивших не только уменьшить забросы пылевых конгломератов при движении танка по грунтовым и пылевым трассам, но и повысить броневую защиту борта. Это относится и к экрану лобовой части корпуса машины, к геометрии выхлопного устройства.

С дизайном тесно связана эргономика, суть которой применительно к танкостроению заключается в максимальной приспособленности рабочего места члена экипажа к физиологическим особенностям человека (удобные сиденья, скругленные боковые поверхности приборов, "мягкое освещение", небольшие усилия на рычаги и педали управления и др.).
Характерно, что время диктует смещение некоторых акцентов дизайна. Мы уже упоминали о том, что устрашающим фактором первых "стальных чудовищ" был ужасный шум двигателей и гусениц приближающегося танка. Этот фактор стал отрицательным и для экипажа, повышая его утомляемость, и демаскирующим - для противника. С этой точки зрения танк Т-80, можно сказать, является идеальным и самым "тихим", ибо газотурбинный двигатель генерирует другую, более "высокую", чем у дизеля, частоту звука, которая фактически не слышна при приближении танка, а резинометаллическая гусеница почти бесшумна.

Следует упомянуть и о таких комфортных услугах, "не присущих" танку, как кондиционирование воздуха, ставшее возможным и очень просто осуществимым благодаря газотурбинному двигателю. Как никогда раньше становится важным получить такую машину, с которой можно найти "общий язык". Это - важнейшая задача проектировщика эстетического облика танка. В общих чертах процесс дизайна включает постановку задачи, определение проблемы, на которую задача ориентируется, выявление ограничений по использованию изобразительных средств для создания наглядных форм. Разумеется, на весь процесс накладывается важнейшее требование целесообразности, не идущей в ущерб тактико-техническим характеристикам. Обобщая сказанное, можно констатировать, что дизайн призван улучшить условия пребывания экипажа в танке, обеспечить комфортную окружающую среду, вселить уверенность в выполнении боевой задачи.