ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Всем желающим сообщить дополнительные сведения или внести уточнения просьба писать по адресу: btvt@ukr.net

Автор: С.А. Маев - начальник Главного автобронетанкового управления Министерства обороны Российской Федерации, "Заслуженный военный специалист Российской Федерации", обладатель Премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, кандидат технических наук, генерал-полковник

 

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ВОЕННОЙ ТЕХНИКИ, ВОЕННОЙ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


      
Вероятные угрозы безопасности государства, возможные сценарии боевых действий и особенности боевого применения войск, вооружения и военной техники в первой половине XXI века являются основой для формирования системы требований к совершенствованию и развитию образцов БТВТ. Естественно, что при этом необходимо учитывать факторы развития сухопутных войск и БТВТ в основных странах, определяющих военно-политическую ситуацию в мире
      С
чем нам вероятнее всего предстоит столкнуться в начале 21 века?

      В течение последних десятилетий XX века практически во всех локальных и региональных конфликтах группировки западных стран принимали активное участие. Даже если не было прямого участия стран НАТО, то современные вооружение и техника западного производства в этих противоборствах были определяющим и решающим фактором. При возникновении конфликтных ситуаций в обозримом будущем вблизи границ России вероятность противостояния с воинскими контингентами НАТО или современными образцами БТВТ НАТО близка к абсолютной. Исходя из этого, развитие образцов БТВТ ВС РФ должно обеспечивать адекватный боевой потенциал нашим сухопутным группировкам.
      Сегодня на сухопутные войска НАТО, и в частности США, возлагается задача решительного ведения боевых действий в любом регионе, достижения победы в возможно короткие сроки с минимальными потерями.
      По словам Томаса Ф.Пейджа (начальника штаба командования и научных исследований по строительству СВ) "Устойчивые стратегические потребности сухопутных войск требуют создания целевой силы, которая обладает быстротой реагирования и господством, необходимым для обеспечения национальной стратегии боя и его развития. Сухопутная сила должна иметь возможность выдвижения в любое место мира за считанные часы, а не за дни и недели, и она должна быть решающей силой в любой момент, в любом месте и в любой обстановке. Такая сила, которую уважают и боятся, предотвратит много конфликтов. Если устрашение не сработает, сухопутные войска должны быть способны быстро отреагировать на кризисную ситуацию".

      Бронетанковой компоненте своих сухопутных войск командование НАТО придавало и придает большое значение. Модернизация систем бронетанкового вооружения и модернизация сухопутных войск представляют единый процесс создания "Армии XXI века", причем количество танковых и механизированных дивизий уменьшать не предполагается, однако выдвигаются новые требования к качеству бронетанкового вооружения, что определяется требованиями поля боя будущего.
      В чем же состоит суть новых требований к БТВТ?

      Их можно классифицировать по следующим направлениям:

      а) оперативно-тактические требования:

  • способность к автономным действиям в составе ограниченных тактических групп в любых климатических, погодных и временных условиях;
  • обеспечение оперативно-тактической мобильности, в том числе авиа-транспортабельности, при возможном ограничении общего веса объектов (~ до 40 тонн) без снижения показателей по защищенности;
  • увеличение сроков жизненного цикла образцов до 40-50 лет, в т.ч. за счет заложенного потенциала по модернизации;
  • максимально возможный уровень унификации при создании семейств машин на базовых шасси в рамках единой системы вооружения на континентальных ТВД;
  • обеспечение возможности по одновременному принятию на вооружение гаммы машин как боевых, так и боевого, технического и тылового обеспечения;
  • создание современной эффективной системы МТО и органическая интеграция в нее новых объектов БТВТ.

      б) требования по огневой мощи:

  • повышение поисковых и прицельных возможностей комплексов вооружения за счет введения в их состав каналов технического зрения и увеличения обзора за счет панаромических наблюдательно-прицельных систем;
  • обеспечение автоматического обнаружения, распознавания и сопровождения цели до ее гарантированного поражения;
  • наличие кинетических средств поражения повышенного могущества и современных артсистем, в т.ч. на новых физических принципах;
  • рациональное сочетание в боекомплекте различных средств поражения, в т.ч. за счет введения в состав новых видов боеприпасов (наряду с БПС, ТУР, КС и ОФС таких типов как ОШС с дистанционным подрывом на траектории);
  • обеспечение способности высокоточной стрельбы за пределами прямой видимости;
  • обеспечение дублирования при управлении комплексом вооружения, как минимум с двух рабочих мест экипажа.

      в) требования по защищенности и живучести:

  • раздельное размещение экипажа, боекомплекта и топлива при обязательном сохранении жизнеспособности л/с в случае внутренней детонации;
  • реализация мероприятий по повышению живучести при взрыве боекомплекта (изолированные отсеки, в т.ч. "заман", вышибные пластины и т.п.);
  • оптимальное комплексное сочетание электронных, активных, динамических и традиционных систем защиты;
  • эффективная защита верхней полусферы машин.

      г) требования по подвижности:

  • увеличение мощности силовых установок до 1800-2000 л.с. (как дизель-ных, так и ГТД) в сочетании с применением ГМТ с ГОП в едином моноблоке и с использованием современных приводов управления;
  • увеличение динамики и плавности хода для снижения влияния вибрации на работу экипажа;
  • обеспечение повышенных скоростей машин как при движении вперед, так и назад.

      д) требования по командной управляемости:

  • интеграция объектов БТВТ в информационно-управляющее поле единой системы управления тактического звена за счет:
  • обеспечения цифрового информационного (формализованное управление подразделением и оружием) и речевого обмена;
  • использование современных систем навигации, функционирующих в реальном масштабе времени.

      е) технологические требования:

  • обеспечение производства образцов БТВТ в больших количествах, что обусловлено необходимостью:
  • поддержания действенной кооперации при производстве;
  • быстрого внедрения новых решений для поддержания высокой конкурентоспособности на мировом уровне;
  • сохранением возможности обеспечения мобилизационного производства в военное время;
  • снижения затратных показателей при производстве (в первую очередь себестоимости продукции).

      Основой для существенного роста боевых и технических параметров объектов БТВТ являются новые технические и технологические решения. Сегодня во и других странах большое внимание уделяется развитию ключевых технологий и формированию научно-технического задела для последующего развития БТВТ. В частности:

  • исследуется возможность создания электротермической (ЭТП), электро-термохимической (ЭТХП) и электромагнитной (ЭМП) пушек, пушки с жидкими метательными веществами (ЖМВ);
  • совершенствуются по составу и возможностям система управления огнем (тепловизоры 3-го поколения, системы технического зрения), системы навигации, картографии, передачи данных, автоматизации процессов управления боем и оружием;
  • разрабатываются комплексы и элементы активной, оптико-электронной, электромагнитной защиты, наращиваются возможности традиционной защиты за счет применения новых материалов и технологий;
  • активно проводятся работы по совершенствованию силовых установок, ходовой части, применению электротрансмиссий.

      С учетом изложенного, в первой четверти 21 века можно ожидать существенных изменений БТВТ.
      В основе этих изменений в ближайшей перспективе можно выделить два аспекта, определяющих задачи развития парка БТВТ ВС РФ.

      Во-первых, технический и технологический уровень разработок в передовых танкопроизводящих странах мира.
      Во-вторых, безусловное выполнение задач группировками сухопутных войск в возможных военных конфликтах.
      Следует отметить безусловную взаимосвязь этих двух аспектов. Выход на практический уровень новых технических и технологических решений окажет существенное, если не определяющее влияние на второй аспект - эффективное боевое применения БТВТ.
      Сегодня необходим переход от постепенного "эволюционного" пути решения проблем повышения боевых свойств объектов к "революционным" решениям, прорывным технологическим путям выхода на новый уровень и новое качество совокупных характеристик БТВТ. В связи с этим правомерно использование термина "скачка вперед". В чем суть "скачка вперед":

1.       Обеспечение максимальной вероятности попадания снаряда танка в цель, и при этом 100% гарантии потери противником возможности продолжения боя.

2.       Гарантированная защита экипажа танка от гибели при воздействии кинетического или кумулятивного снаряда, в том числе и перспективных огневых средств противника.

3.       Внедрение информационно-управляющих систем с целью:

·         информационно-разведывательного обзора поля боя на всю глубину;

·         обеспечение анализа состояния обстановки;

·         управление вооружением, в т.ч. за пределами прямой видимости;

·         обеспечение многофункциональности комплекта электронного оборудования для решения необходимых разноплановых задач.

4.       Высокая эргономичность боевых машин и обеспечение максимальных эксплуатационных параметров на все время жизненного цикла.

      В этом плане необходимо ориентироваться:
      * в части повышения огневой мощи на:

  • разработку новых комплексов вооружения с использованием, как нетрадиционных способов метания снарядов, так и за счет совершенствования боекомплектов объектов БТВТ (в т.ч. создание новых типов боеприпасов - осколочно-шрапнельных, с управляемым подрывом на траектории и "интеллектуальных" по принципу "выстрелил-забыл");
  • совершенствование СУО за счет обязательного расширения поисковых и точностных показателей (установка панорамы, равновозможных комплексов управления оружием у командира и наводчика для реализации принципа "охотник-стрелок", усовершенствованных прицельно-наблюдательных комплексов с использованием тепловизоров 3-го поколения, системы опознавания "свой-чужой" и аппаратуры, обеспечивающей автоматическое обнаружение и сопровождение целей);

      * в части повышения защищенности и живучести на:

  • оснащение БТВТ комплексами активных средств защиты, объединяющих:
  • средства обнаружения (датчики работающие в ультрафиолетовом диа-пазоне электромагнитного спектра);
  • средства сопровождения (лазерные дальномеры и РЛС миллиметрового диапазона);
  • средства поражения атакующих боеприпасов;
  • средства постановки пассивных (дымовые гранаты) и активных помех (передатчики помех);
  • использование модульной комбинированной брони в комплекте с динамической защитой;

      * в части повышения параметров подвижности на:

  • обеспечение удельной мощности свыше 30 лс/т - для танков и БМП, 23-26 лс/т - для БТР за счет установки экономичных дизельных двигателей;
  • совершенствование гидромеханических трансмиссий и ГОП;
  • внедрение гидропневматических подвесок с динамическим управлением при помощи бортовой ЭВМ;
  • дальнейшее совершенствование показателей подвижности за счет разработки приемлемых схем электрических силовых установок и электротрансмиссий для объектов БТВТ.

      В области подвижности цель проводимых мероприятий - не только повышение характеристик, но и выход на уровень, обеспечивающий дистанционное управление машиной в боевых условиях.

      Отдельным направлением является повышение уровня командной управляемости объектов БТВТ. Необходимо учитывать, что выполнение задач системой БТВТ в современных условиях связывается с использованием "технологий цифрового поля боя". На модернизированных зарубежных образцах БТВТ уже сейчас установлены информационно-управляющие системы, в которых интегрированы средства связи, управления, диагностики, компьютерной обработки информации и разведки. Информационно-управляющие системы отдельных боевых машин должны объединяться в единую автоматизированную систему управления боем и оружием. Данное направление сегодня актуально как никогда в свете Указа Президента РФ "О создании единой системы управления тактического звена (ЕСУ ТЗ)".
      Сопоставительный анализ развития боевых свойств основных танков в нашей стране и за рубежом показывает, что основной характер происходящих в мировом танкостроении процессов нами понят правильно. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что добиваясь постоянного эволюционного повышения уровня основных боевых свойств путём проведения ОКР по модернизации находящихся в войсках образцов, мы закладываем в конструкцию вновь создаваемой техники требования поля боя будущего, то есть "революционные" изменения.
      Таким образом, в области обеспечения военно-технического паритета на ближнесрочную (до 2005 года), среднесрочную (до 2015 года) и долгосрочную (до 2025 года) перспективу в развитии БТВТ необходимо сосредоточение усилий на решении трёх основных задач:

  • модернизация существующего парка БТВТ до уровня серийных машин парка стран НАТО;
  • создание, постановка на производство и освоение перспективных образцов БТВТ;
  • разработка концепции и программы создания БТВТ нового "послезавтрашнего" поколения, формирование необходимого научно-технического задела для перевода его в конкретные разработки в будущем.

      Организация взаимодействия и совместного решение вышеуказанных задач должна стать предметом самого пристального внимания всех участвующих в деле развития отечественного бронетанкового вооружения.