ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




УСТАРЕЛА ЛИ БАШНЯ?

Робин Флетчер

 

Командир танка времен первой мировой вой­ны размещался рядом с механиком-водителем в передней части машины, а наводчики шестифунтового орудия и пулемета обстреливали цели справа и слева при ограниченной горизонтальной наводке. Командир имел то, что стадо известно как "обзор сверху", то есть он мог вести наблюдение из-за укрытия.

Танки времен второй мировой войны были оснащены башней, которая позволяла осуществлять горизонтальную наводку основного вооружения и спаренного пулемета на 360°. На них устанавливались телескопические или в некоторых случаях перископические системы прицеливания, что означало, что наводчик должен был поворачиваться вместе с пушкой, которая заряжалась вручную другим членом экипажа, стоящим на другой стороне орудийной установки. Эта компоновка была вполне приемлемой для наводчика, так как он не занимался круговым обзором, а был ответственным лишь за уточнение наводки на цель.

Для обеспечения командиру танка непрерываемого кругового обзора с самого высокого места машины он должен был размещаться в башне, обычно сзади наводчика, и поворачивался таким образом непосредственно к возможным или опознанным целям, когда поворачи­валась башня. Ни один из трех размещенных в башне членов экипажа не мог тогда вести машину, поэтому необходимо было ввести в сос­тав экипажа четвертого члена, водителя, и разместить его в передней части корпуса. Водитель в этом положении изолировав от остальных трех членов экипажа и командир танка должен руководить им по переговорному устройству. Это особенно относится к случаям, когда ему приказано дать задний ход, так как у него нет прямого обзора назад из-за расположения башни непосредственно за ним.

Введение в состав экипажа размещенного в передней части корпуса водителя означает также, что в случае, когда машина имеет компоновку с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения, он должен будет размещаться рядом с ним. В связи с этим рабочее место водителя отодвигается вглубь корпуса на большее расстояние, чем желательно.

Хотя установка башни удовлетворяет тем, что она обеспечивает командиру танка "обзор сверху", а основному вооружению круговой поворот, экипаж состоит из четырех членов, все из которых выполняют разные задачи.

После второй мировой войны в танках место командира стало оборудоваться дублирующими органами управления поворотом башни и наведением пушки, так что он мог передавать наводчику цель, а в случае крайней необходимости мог сам осуществить наводку и произвести выстрел. Если командир принимает подобное решение, то он сознает, что пока он уделяет все внимание наводке пушки, он вынужден забыть о своем круговом наблюдении, осуществляемом с помощью оптических приборов, установленных в его башенке кругового обзора, и что его машина тогда подвергается риску неожиданного нападения и уничтожения противником.

Введение автоматического заряжания из боеукладки, размещенной либо под рабочими местами членов экипажа, либо в нише башни, позволило в настоящее время исключить из состава экипажа третьего члена (заряжающего) в башне, а двум оставшимся членам экипажа разместиться по одному с каждой стороны орудийной установки. Эта симметричная компоновка позволила создать более аккуратные башни меньших размеров, которые представляют собой меньше цели, особенно когда обстрел ведется по машинам* находящимся за укрытием. В этом случае головка перископического прицела наводчика не будет мешать переднему обзору командира, как это происходит, когда командир и наводчик размещены друг за другом, и появляется возможность обеспечить обоих членов экипажа круговым обзором и системами наводки - фактически разместить двух башенных членов экипажа на идентичных рабочих местах. Это позволит обоим членам экипажа вести наблюдение, по крайней мере, перед машиной, и любому из них обстреливать цель в то время, как другой продолжает круговой обзор.

Фактически эта возможность до сих пор не использована в ос­новном боевом танке (МВТ), вероятно, потому что ее преимущество еще не оценено, а, возможно, и потому что подготовленность чле­нов экипажа в башне недостаточна для ее принятия. Так, в Советской Армии, в которой автоматическое заряжание на танках Т-72 и Т-80 является в настоящее время стандартным, наводчиком может быть новобранец, а командиром танка - военнослужащий с большим сроком выслуги в составе экипажа. В западных танках, где члены экипажа» размещенные в башне, должны быть, вероятно, кадровыми военнослу­жащими, которые способны хорошо использовать идентичные рабочие места, автоматическое заряжание еще не широко распространено, а командир и наводчик все еще размещены друг за другом.

Рис. 1. Традиционное размещение командира боевой бронированной машины (AFV) обеспечивает ему круговой обзор о крыши башни. Будущие конструкции, как танка, так и БМП, вероятно, будут представлять альтернативы» которые уменьшат профиль машины и уязвимость фронтального сектора. На снимке показан танк M-1A1 США

Рис. 1. Традиционное размещение командира боевой бронированной машины (AFV) обеспечивает ему круговой обзор о крыши башни. Будущие конструкции, как танка, так и БМП, вероятно, будут представлять альтернативы» которые уменьшат профиль машины и уязвимость фронтального сектора. На снимке показан танк M-1A1 США

 

 

От основного боевого танка перейдем к рассмотрению БМП (MICV) Эта машина, разработанная на базе "бронированного такси", БТР (АРС), оборудована башней. Первоначально БМП предназначалась для выпол­нения задач простого защищенного транспортного средства повышенной проходимости для пехотного отделения, но установка башни, осна­щенной пушкой, обеспечила возможность ведения поддерживающего огня и обстрела легких бронированных машин (LAV) противника. На обычной БМП. в отличие от обычного основного боевого танка, двигатель размещен впереди, а водитель расположен рядом с ним, чтобы обеспечить пехотному отделению спешивание через кормовой вход.

На голландской машине YPR-765 показаны ограничения, вызываемые использованием одноместной башни на "боевом такси". Размещение командира, несомненно, ограничивает сектор действия пушки, а пушка будет мешать обзору командира во время боевых действий в условиях непосредственного соприкосновения с противником

Рис. 2, На голландской машине YPR-765 показаны ограничения, вызываемые использованием одноместной башни на "боевом такси". Размещение командира, несомненно, ограничивает сектор действия пушки, а пушка будет мешать обзору командира во время боевых действий в условиях непосредственного соприкосновения с противником

 

По мере развития из БТР в БMП машина прошла промежуточную компоновку, которая дала возможность ввести в состав экипажа на­водчика в одноместной башне, но сохранила командиру обзор через смотровое отверстие в крыше корпуса непосредственно за водителем. Эта компоновка не удовлетворяла, так как командиру не мог быть обеспечен "обзор сверху" и большая часть его кругового обзора была закрыта башней, оснащенной пушкой (например, на советской БМП-1). Поэтому командир был перемещен в большую двухместную башню, где он смог подучить крайне необходимый ему "обзор сверху", как в американской БМП М-2 "Брэдли". Но эта большая башня занимала часть пространства, отведенного для десанта, так что ему прихо­дилось тесниться назад. Кроме того, приходилось или сокращать численность десанта, или за счет увеличения габаритов машины ослаблять уровень ее защиты.

При развитии машин из БТР в БМП требование большой двухместной башни с орудием, обслуживаемым экипажем, привело к дебатам относительно управления и количества десанта, который должен вести боевые действия из этого типа машины. На снимке показана БМП М-2 "Брэдли" армии США

Рис. 3. При развитии машин из БТР в БМП требование большой двухместной башни с орудием, обслуживаемым экипажем, привело к дебатам относительно управления и количества десанта, который должен вести боевые действия из этого типа машины. На снимке показана БМП М-2 "Брэдли" армии США

 

Существующая БМП уже имеет компоновку с передним размещением двигателя, ее пушка заряжается автоматически, так что в башне необходимы только два человека, в результате чего широко применяется дублирование функциональных обязанностей членов экипажа, размещенных в башне. В этих отношениях БМП уже опережает танк, но обе машины остаются оснащенными башнями и, следовательно, продолжают нуждаться в водителях, размещенных в корпусе.

Критика башенных машин

Основной боевой танк хорошо защищен пассивным бронированием, так что он может прямо вводиться в бой в первом эшелоне, так как может выдержать удары противника, которые могут быть нанесены неожиданно. Для данной массы уменьшение бронированного объема обеспечит повышение уровня защиты танка, таким образом, что чем компакт­нее может быть сделана машина, тем лучше она будет - особенно для экипажа.

Помимо способности выдерживать повреждения, к танку предъявляется еще одно важное требование: танк должен обладать способ­ностью обстреливать цели быстро и точно - даже те, которые на­ходятся на фланге. Эта способность, которая обычно обеспечивается башней с круговым поворотом, будет иметь возрастающее значение в будущих маневренных боевых действиях.

Третье требование к основному боевому танку заключается в том, что он должен иметь наилучшую возможность выживания, когда обстреливает известную цель из-за укрытия. При защите основной части машины укрытием желательно, чтобы танк представлял собой по возможности самую малую цель для ответного огня противника.

Башня занимает большой объем и, следовательно, тем самым снижает тот уровень броневой защиты, который должен быть обеспечен танку. Кроме того, она увеличивает высоту машины. Все это приводит к тому, что танк представляет собой большую цель для поражения огнем противника, когда сам ведет огонь из-за укрытия, Это вызвано размерами лобовой площади поверхности башни, которая определяется не только габаритами орудийной установки» но и расположением рабочих мест командира и наводчика слева и справа. При изготовлении башни из композитной брони, как сделано большинство башен современных танков, ширина башни - цели становится чрез­мерной.

Высота башни в танке определяется положением казенной части пушки при максимальном угле склонения. Она может быть уменьшена, если задней части пушки можно будет обеспечить подъем через щель в крыше башни, как это предусмотрено в германской плоской башне. Компромиссным решением является предоставление возможности под­нимать казенную часть пушки при склонении в выемку во внутренней центральной части крыши башни (примером является французский танк "Леклерк"). Это будет возможным только при расположении рабочих мест членов экипажа с каждой стороны башни, но при сохранении командиру возможности набивать над выпуклой частью башни при использовании перископических приборов.

Длина башни в настоящее время также становится чрезмерной из-за установки механизма заряжания в ниве башни (например, аме­риканская опытная машина САТТ-В), но это. по крайней мере, предох­раняет экипаж от взрывной волны разорвавшихся боеприпасов, направляемой через вышибные окна в крыше башни наружу.

Критике может подвергаться также конструкция башни с далеко вынесенным стволом пушки, что может привести к ее наталкиванию на препятствия на закрытой местности или в населенных пунктах и фактически помешать танку обстрелять неожиданно появляющиеся цели. Массы башен в 20 т в настоящее время общеприняты, но даже большее значение имеет высокая инерция вращения башни, которая увеличи­вается из-за навешивания снаружи ее дополнительной композитной брони. Следовательно, необходима значительная мощность поворотного механизма для быстрого обстрела целей на флангах.

Во многих отношениях установка башни является положительным фактором из-за того, что в ней обеспечен ручной доступ членов экипажа к казенной части пушки и к системе автоматического заряжания, но с другой стороны, тот факт, что снарядами манипулиру­ют в боевом отделении, как это происходит в настоящее время, представляет реальную опасность членам экипажа в случае пораже­ния снарядом противника.

Если БМП предназначается для борьбы с легкими бронирован­ными машинами противника, то она должна быть защищена достаточ­ной броней, чтобы выдерживать их ответный огонь. Если боевая мас­са должна быть ограничена - что может быть вызвано требованиями по авиатранспортабельности - тогда БМП должна будет иметь умень­шенные габариты, чтобы иметь возможность лучшего бронирования. Таким образом, БМП уже находится в тисках таких же ограничений, которые определяют разработку основного боевого танка, и обе ма­шины можно будет лучше защитить, если их смогут сделать меньше. Следовательно, уменьшение объема является ключевой позицией для разработки лучших машин, и устранение башни является важной частью этого процесса.

Показанная на снимке БМП, находящаяся на вооружении финских СВ, представляет собой и БМП ( MICV) и боевую машину огневой поддержки

Рис. 4. Показанная на снимке БМП, находящаяся на вооружении финских СВ, представляет собой и БМП ( MICV) и боевую машину огневой поддержки

 

Альтернативные компоновки

 

Если собираются снять башню с танка и БМП в угоду альтерна­тивным методам установки танковой пушки, следует позаботиться о сохранении двух лучших особенностей, обеспечиваемых башней, а именно "обзора сверху" для командира, чтобы он мог осуществлять круговое наблюдение, и кругового поворота вооружения машины для быстрого обстрела внезапно появляющихся целей. Кроме того, должны быть приняты определенные меры по уменьшению размеров цели, представляемой противнику, когда машина (это особенно относится, конечно, к танку) ведет обстрел из-за укрытия.

Первой мерой, которая должна быть принята при перекомпоновке основного боевого танка, будет монтаж танковой пушки в положение вдоль центральной оси корпуса машины. Если пушку нужно повернуть, то поворот будет осуществляться относительно центра тяжести, который находится значительно ближе к казенной части, чем к дуль­ному срезу пушки. Следовательно, не только дульным срезом пушки будет описываться при повороте меньший круг, но и его проекция над передней частью корпуса будет значительно меньше.

Перемещение двигателя и трансмиссии в переднюю часть корпуса обеспечит повышенную защиту экипажу, размещенному сзади и, что более важно, сделает всю кормовую часть машины пригодной для укладки боеприпасов. Боеукладка магазинного типа будет размещена в самом безопасном месте в машине, но если случится взрыв боепри­пасов, то взрывная волна будет направлена вверх и назад через вышибные окна. как это предусмотрено в настоящее время в конструк­циях ниш некоторых башен.

Автоматическое заряжание будет облег­чаться близостью казенной части танковой пушки к этой боеукладке магазинного типа, а пополнение боеприпасов сможет осуществляться через корму машины - при необходимости вручную.

Вторым способом переоборудования основного боевого танка будет перемещение двух основных членов экипажа (командира танка и наводчика) на идентичные фиксированные рабочие места, размещен­ные по одному с каждого борта машины, а ствол пушки проходит между ними либо ниже, либо выше крыши корпуса. Боевое отделение будет тогда размещаться непосредственно за муторно-трансмиссионным отделением и перед боеукладкой магазинного типа и члены эки­пажа смогут меняться местами» проходя под пушкой. Возможно, что через пространство, занятое боеприпасами, будет проход из боевого отделения к кормовому входу и десантному люку, хотя это, конечно, увеличит габариты машины и приведет к некоторому снижению защиты.

Так как эти два члена экипажа больше не будут размещаться в башне, они могут быть обеспечены комплектами органов управления вождением и любой из них может управлять машиной. Это будет означать, что третий член экипажа (водитель) больше не нужен, а его исключение позволит расположить моторно-трансмиссионное отделение поперек корпуса от борта до борта, как на советских машинах и увеличить объем боевого отделения.

Большинство этих особенностей уже имеется в существующем шведском танке "S" с неподвижной пушкой, разработанном в 1960-е годы и находящемся еще на вооружении. Такую особенность» которой нет в танке "S", как кормовой аварийный проход, мож­но увидеть в израильском башенном танке "Меркава". Читатели могут обратиться также к книге Рольфа Хилмеса "Основные боевые танки - разработка конструкции с 1945 г ., которая была позже переведена с немецкого языка Ричардом Симпкиным и, особенно, к его более поздней статье "Перспективы разработки основного боевого танка", опубликованной в журнале NATO'S sixteen Nations в апреле 1987 г ., в которой он рассматривает преобразование основного боевого танка в безбашенную конструкцию.

Если такой же подход применить к машине, сопровождающей танк, БМП (MICV), то устранение башни и перемещение двух членов экипажа из башни на фиксированные рабочие места в корпусе сразу же увеличит пространство для размещения пехотного отделения или, альтернативно, позволит уменьшить габариты БМП. так что может быть повышен уровень ее защиты. Командир отделения в этом случае не будет больше отделен от своих пехотинцев, как в настоящее вре­мя, когда он размещен в башне, сможет видеть их и инструктировать перед десантированием через кормовой вход для ведения боевых действий в пешем порядке. Кроме того, при эксплуатации БМП только двумя членами экипажа, а не тремя, как в настоящее время, для действий в пешем строю будет на одного человека больше.

Существует множество разных установок пушек, которые могут быть приняты и каждая из них будет иметь свои собственные осо­бенности - свои собственные преимущества и недостатки. Они будут рассмотрены одна за другой, но прежде следует рассмотреть башню низкого профиля фирмы "Теледайн континентал моторз" (ТСМ).

На машине установлена пушка на лафете над совершенно плоской башней. Но так как башня имеет круговое вращение, необходим тре­тий член экипажа (водитель), размещенный рядом с двигателем, рас­положенным впереди. Преимуществами является то, что члены экипажа в башне хорошо защищены из-за переднего размещения двигателя и боеукладки в кормовой части и потому, что они размещены скорее низко в корпусе, чем высоко в башне. Когда машина ведет огонь из-за укрытия, лишь открытая узкая передняя часть орудийной уста­новки может быть поражена ответным огнем противника. Выстрелы подаются вперед из кормовой боеукладки в корпусе до положения между двумя размещенными в башне членами экипажа и оттуда назад для посылания из кормовой части башни вперед в казенную часть ствола. Это достойно критики за перемещение потенциально опасных выстрелов через боевое отделение - что действительно является обычной практикой в обычных башенных танках, но имеет преиму­щество. заключающееся в том, что члены экипажа могут наблюдать за работой системы автоматического заряжания.

Но хотя эта конструкция обеспечивает круговой поворот пушки, "обзор сверху" командира машины должен быть принесен в жертву, так что он будет опасаться, что противник может обнаружить пушку на лафете над ним раньше, чем он будет на месте для наблюдения за противником.

 

Предложение TCUIGD для программы AGS США предусматривает пушку на лафете, установленную на машине, которая обеспечивает лучшую защиту экипажа (благодаря переднему размещению двигателя), хотя командир и наводчик продолжают поворачиваться вместе с пушкой

Рис. 5. Предложение TCUIGD для программы AGS США предусматривает пушку на лафете, установленную на машине, которая обеспечивает лучшую защиту экипажа (благодаря переднему размещению двигателя), хотя командир и наводчик продолжают поворачиваться вместе с пушкой

 

Фирма "Дженерал дайнэмикс ленд системз" (GDLS) объеди­нилась с фирмой ТСМ, предлагая эту компоновку на проходящий кон­курс по бронированной пушечной системе, на котором эта легкобронированная авиатранспортабельная машина, вероятно, должна будет вести огонь с защищенной позиции за укрытием, незащищенной будет только пушка.

Возвращаясь к рассмотрению подлинно безбашенных машин с экипажем, размещенным на фиксированных рабочих местах, первой следует рассмотреть компоновку существующего шведского танка "s". В противоположность компоновке танка фирмы ТСМ эта компоновка обеспечивает командиру необходимый "обзор сверху", но так как пушка находится в неподвижной установке, для обстрела цели вся машина должна поворачиваться на гусеницах и наклоняться назад или вперед на регулируемой системе подвески. Поэтому. вероятно, танк находится в невыгодном положении, если цель появ­ляется внезапно на фланге, хотя его способность получать повреж­дения при стрельбе в положении "корпус вне укрытия" на открытой местности, конечно, не вызывает сомнения. Фактически, если танк должен обслуживаться лишь двумя членами экипажа, то танк "S" должен представлять самую малую и самую компактную компоновку, возможную для основного боевого танка, и, следовательно, компо­новку, которая может быть лучше всего защищена при данной боевой массе.

Следует также сравнить компоновку танка "s" без башни с компоновкой танка с башней фирмы ТСМ во время ведения огня из-за укрытия: последняя представляет собой очень малую цель, тогда как танк "s" должен выставлять переднюю часть своего корпуса во всю ширину. Она может быть по ширине такой же, как башня обычного танка, особенно та, которая оснащена композиционной броней, но его высота может быть меньше, так как пушка танка "s" установлена под крышей корпуса, причем его подвеска обеспечивает ее склонение и возвышение.

Если установка неподвижной пушки танка "s" считается неприемлемой, то могут быть применены некоторые другие способы придания пушке углов склонения и возвышения, а также поворота относительно корпуса для обеспечения возможности сопровождения движущихся целей и ведения огня во время движения. В этом случае возвышение и поворот будут осуществляться около центра, находя­щегося между двумя членами экипажа, а не в передней плите корпуса, как было принято во время второй мировой войны (например, германские самоходные противотанковые установки "Ягдпантера" и "Хетцер"), и, вероятно, пушка будет перемещаться до положения 12 часов и для пере заряжания будет придаваться фиксированный угол возвышения.

Но эта компоновка с ограниченным поворотом сделает мало для улучшения возможности танка обстреливать внезапно появляющиеся на фланге цели и вся машина должна будет все же поворачиваться на своих гусеницах. Не будет уменьшена и цель, подставляемая противнику при стрельбе из-за укрытия, так как она будет повернута к противнику лобовой частью корпуса - большой, как любая башня.

Альтернативной компоновкой основного боевого танка будет компоновка с установкой пушки на лафете, но, в отличие от случая с башней фирмы ТСМ, два основных члена экипажа будут теперь раз­мещены на идентичных Фиксированных рабочих местах в корпусе. Тогда будет осуществляться круговой поворот пушки, и лишь малая цель будет выставляться при стрельбе из-за укрытия, но "обзор сверху" командира танка снова будет принесен в жертву. Установку пушки на лафете можно также критиковать за то, что она очень "заметная" и, вероятно, должна привлекать внимание противника при движении по местности. В постоянно поднятом положении над крышей машины будет также трудно производить заряжание и она будет уязвимой, пока не будет обеспечена своей собственной броневой защитой.

Еще одной альтернативной компоновкой, предложенной Хилмесом в его книге "Основные боевые танки - разработка конструкции с 1945г.", является компоновка машины, подобной танку "s", на которой пушка обычно установлена в выемке или "щели", проходящей вдоль крыши корпуса машины, но пушка также может поднимать­ся для придания ей угла склонения иди возвышения и обстрела целей прямо вперед. Хотя можно считать, что эта возможность обеспечена для того, чтобы пушка была хорошо защищена и перезаряжалась, в то же время в опущенном положении она обеспечивает также пол­ностью новые преимущества при использовании на танке для стрель­бы из-за укрытия. Коротко говоря, это значит, что не только размеры цели, выставляемой противнику, будут малыми, но и цель будет выставляться на короткое время, пока установка остается поднятой. "Обзор сверху" у командира танка остается, когда пуш­ка находится в опущенном положении, и будет лишь прерываться и то на короткое время, когда пушка будет в поднятом положении. Кроме того, танк не нужно будет передвигать вперед за укрытием для приведения пушки в действие и затем отходить назад, он будет оставаться неподвижным, поднимать свою пушку, производить выстрел и затем снова опускать ее.

Если бы эта поднимаемая установка танковой пушки должна была разрабатываться дальше, так чтобы обеспечить круговой пово­рот в поднятом положении, такая установка "подъема-и-поворота" не только обеспечила бы "обзор сверху", поворот пушки и малую цель, которые считаются такими желательными, но, кроме того. предложила бы тактические преимущества: короткое время незащи­щенного положения и отсутствие необходимости в передвижении ма­шины. Фактически такая установка "подъема-и-поворота" была выд­винута в шведском предложении UDBS-17 и Хилмес рассмотрел ее в своей книге и привел иллюстрацию.

Если вышеуказанные альтернативные системы установки пушки предлагались как способы установки пушки на БМП, то тот факт, что, как могут посчитать, этой машине не требуется такой быстрый обстрел фланговых целей, может повлиять на выбор. Вероятно, мож­но считать установку с ограниченным поворотом, размещенную между двумя членами экипажа приемлемой, хотя теоретически более сложная установка "подъема-и-поворота" может быть более подходящей. Тогда как большая танковая пушка будет, почти несомненно, воз­вращаться в опущенное положение (казенная часть ствола будет близко от боеукладки магазинного типа) для перезаряжания после того, как будет произведен каждый выстрел, наличие ленточной подачи патронов автоматической пушки БМП позволит ей оставаться поднятой, повернутой и направленной на цель в течение всего обстрела.

Конструкция UDES-20 еще раз демонстрирует оригинальность шведов в области башен боевых бронированных машин (АFV). Она предлагала пушку большого калибра, установленную на лафете, которая могла поворачиваться независимо от экипажа машины, который ведет бой с размещенных рядом идентичных рабочих мест

Рис. 6. Конструкция UDES-20 еще раз демонстрирует оригинальность шведов в области башен боевых бронированных машин (АFV). Она предлагала пушку большого калибра, установленную на лафете, которая могла поворачиваться независимо от экипажа машины, который ведет бой с размещенных рядом идентичных рабочих мест

 

До последнего времени шведы демонстрировали традицию создания конструкций танков, которые отличались низким профилем, или безбашенных конструкций. На снимке показан предлагаемый танк Strv-2000 от которого отказались в пользу зарубежного варианта

Рис. 7. До последнего времени шведы демонстрировали традицию создания конструкций танков, которые отличались низким профилем, или безбашенных конструкций. На снимке показан предлагаемый танк Strv-2000 от которого отказались в пользу зарубежного варианта

Безбашенные конструкции основного боевого танка и БМП будут осуществимы лишь в том случае, если будет готова лучшая схема пушечной установки и размещения экипажа. Следовательно, необходимо осуществление ряда демонстрационных макетов концеп­ции.

Может возникнуть вопрос, смогут ли лишь два члена экипажа, перемещенные теперь на фиксированные рабочие места с дублирован­ными органами управления в корпусе, управлять всей работой танка. Это должно быть, конечно, возможным, если выбрана неподвижная или с ограниченным поворотом установка пушки, особенно когда оба члена экипажа будут иметь круговой обзор, включая возможность видеть сзади. Они смогут выполнять три отдельные задачи (круго­вой обзор, наведение пушки и вождение) вместе, передавая их один другому, как того требует боевая обстановка. Фактически два человека, вероятно, могут вести бой на танке с более высоким тем­пом и эффективностью, чем обычный экипаж из трех человек, так как требуется взаимодействие с меньшим составом экипажа и будет меньшая вероятность неправильного понимания. Если будет установ­лена поднимаемая пушка, у них будет дополнительное преимущество в том, что машина будет представлять собой малую цель, видимую, лишь короткое время, и не будет необходимости в ее перемещении, когда им посчастливится вести огонь из укрытия.

Установка вынесенной или поднимаемой пушки приведет к допол­нительным сложностям, хотя первая из них не может быть рекомендо­вана, так как будучи постоянно поднятой, она является "заметной", незащищенной и, следовательно, уязвимой, ее трудно перезаряжать и она лишает командира необходимого "обзора сверху". Если коман­дир танка, оснащенного пушечной установкой типа "подъема-и-пово-рота", обнаруживает цель с помощью смотровых приборов, установлен­ных в его башенке на крыше корпуса или панорамного прибора и решает сам обстрелять ее, то второй член экипажа принимает на себя управление машиной, пользуясь своей собственной башенкой для кругового наблюдения и его собственным комплектом органов управ­ления вождением для маневрирования.

На машине LOSAT США предлагается поднимаемая установка, которая включает оптические системы прицеливания, установленные над пусковой установкой для ракет кинетического действия. Еще не ясно, как будет экипаж машины приспосабливаться к этой "дистанционной" компоновке

Рис. 8. На машине LOSAT США предлагается поднимаемая установка, которая включает оптические системы прицеливания, установленные над пусковой установкой для ракет кинетического действия. Еще не ясно, как будет экипаж машины приспосабливаться к этой "дистанционной" компоновке

 

У члена экипажа будет система наблюдения и прицеливания в виде обычного панорамного прибора на крыше корпуса» которой он будет пользоваться для опознавания цели до того, как будет поднята и повернута пушка. Точность наводки будет обеспечиваться установкой тепловизионной головки прицела или ТВ головки при­цела для низких уровней освещенности непосредственно на пушку и дистанционным наблюдением за ней из боевого отделения. Изображе­ние от прицела может отображаться на экране перед членами экипа­жа или, альтернативно, в панорамном приборе наблюдения.

Последний, вероятно, должен использоваться для наблюдения за целью на короткое время, когда пушка повернута в положение 12 часов и опущена для перезаряжания, то есть головка прицела должна быть отсоединена от пушки и оставаться наведенной на цель. Если окажется необходимым вести наблюдение, по крайней мере, впереди машины, то направление пушки может указываться члену экипажа положением его органов управления горизонтальной наводкой или даже может быть повернут экран дисплея.

При нахождении пушки в опущенном защищенном положении танк не будет "заметным" (не будет привлекать внимание) и будет спосо­бен противостоять массированному удару. При передвижении по пере­сеченной местности пушка должна быть поднята и стабилизирована для ведения огня и для предотвращения утыкания в грунт. В послед­нем случае "заметность" танка будет обусловлена движением маши­ны, а не поднятой установкой пушки, а тот факт, что пушка не будет временно защищена, будет приемлемым риском.

При обстреле целей перед машиной пушка обычно будет поднята, чтобы можно было придать ей угол склонения или возвышения и за­тем повернуть ее, как требуется, но, возможно, стоит сохранить системы гидростатического поворота и контролируемой подвески, установленные уже в танке "S", так чтобы обеспечить возмож­ность пушке оставаться в опущенном и защищенном положении при стрельбе "с корпусом вне укрытия" на открытой местности. Эти системы будут также пригодны для использования при наводке пушки, если установка "подъема-и-поворота" повреждена и пушка остается опущенной.

При обстреле целей с фланга пушка должна быть возвращена в положение 12 часов после выстрела и опущена в выемку на крыше корпуса, а затем поднята и повторно наведена на цель. если необ­ходимы еще выстрелы. Эти повороты пушки на установке "подъема-и-поворота" будут привлекать внимание противника, а также представлять большую цель для его огня» но к таким фланговым обстрелам не обращаются преднамеренно, они предпринимаются только в слу­чаях крайней необходимости, когда появляются внезапные цели, угрожающие живучести танка.

Безбашенный танк с экипажем 2 человека будет самых малых возможных габаритов и, следовательно, может быть обеспечен по возможности лучшей защитой, но экипаж из 2 человек будет постоянно при исполнении служебных обязанностей и в итоге будет утомляться. Одним из решений этой проблемы является перевозка еще двух чело­век в отдельной легкой бронированной машине (LAV) и при необ­ходимости замена утомленного экипажа дополнительным экипажем. Когда эти машины вместе, будет четыре члена экипажа для работы по дозаправке и обслуживанию.

Но чтобы избежать трудностей, с которыми сталкивается лег­кая бронированная машина при сближении с танком и которые, вероят­но, не всегда может преодолеть, альтернативой будет вполне соз­нательное восстановление третьего члена экипажа, даже несмотря на то, что это может вызвать создание большей и, следовательно, менее защищенной машины. Третий член экипажа будет отдыхать и даже спать, пока не потребуется, чтобы он занял место одного из двух других членов экипажа. Место для отдыха экипажа, вероятно, займет проход между боевым отделением и кормовым входом, что приведет к хорошему использованию заброневого объема, который иначе может остаться неиспользованным.

Три члена экипажа могут работать вместе непрерывно в тече­ние многих суток с использованием приборов ночного видения по системе "двое на дежурстве, один отдыхает". Это будет требовать одинаковой подготовки всех членов экипажа, и командир машины должен будет принимать участие в плановом чередовании экипажа. Дублирование рабочих мест двух членов экипажа будет означать, что члены экипажа, заступающие на дежурство, будут занимать эти места поочередно и член экипажа, который закончил половину своего дежурства, всегда будет полезен для инструктажа отдохнувшего чле­на экипажа, перемещаясь на другое место.

Принятие двух идентичных фиксированных рабочих мест в корпусе БМП будет означать, что все члены отделения смогут видеть друг друга, что будет большим преимуществом по сравнению с современ­ной башенной компоновкой, при которой командир отделения не мо­жет видеть своих пехотинцев в кормовой части или водителя впереди рядом с двигателем.

Необходимость дополнять третьего члена экипажа на БМП для увеличения выносливости экипажа возникать не будет, так как имеется целое отделение, из которого можно выбрать сменного чле­на экипажа. Фактически, вероятно, должен быть конкурс для подго­товки к этим обязанностям и в любом случае человек должен будет быть готовым занять одно из рабочих мест, когда командир покинет его, чтобы руководить своими людьми в спешенном бою.

В качестве перспективы следует рассмотреть установку с ограниченным поворотом для пушки БМП, а это означало бы, что доступ к орудию будет обеспечен внутри машины для устранения задержек. Приведение в действие пушки снаружи (например, цепная пушка фирмы "Хьюз" и пушка Rh. 503 Фирмы "Рейнметалл") повысит надежность и позволит использовать установку "подъема-и-поворота" для обеспечения кругового поворота.

 

Выводы

Преимущества башни танка в обеспечении командира "обзором сверху" и пушки круговым поворотом в настоящее время высоко оцениваются, меньше слышно о большой цели, которую она из себя представляет при ведении огня из-за укрытия, и о том, что для вождения в корпусе приходится размещать дополнительно одного члена экипажа. Тоже самое верно для башни БМП, но она, кроме того, вклинивается в десантное отделение, увеличивая таким обра­зом габариты машины и ухудшая ее защиту.

Автоматическое заряжание и рабочие места членов экипажа с дублированными органами управления могут быть установлены в баш­не танка - они, можно сказать, уже имеются в БМП. Но рано или поздно башню придется убрать в целях замены ее новыми компоновками корпуса, орудийными установками и размещением экипажа.

Вместо ряда альтернативных орудийных установок, приводящих к множеству компоновок корпуса и систем размещения экипажа, мо­жет быть установлен общий тип компоновки корпуса основного боевого танка с расположенным впереди, во всю ширину корпуса, моторно-трансмиссионным отделением, боеукладкой в кормовой части и кормовым входом. Орудийная установка может обслуживаться двумя членами экипажа на идентичных фиксированных рабочих местах в корпусе - и, возможно, третьим членом экипажа, добавленным для увеличения выносливости экипажа. На этом общем корпусе потом может быть установлен ряд разных орудийных установок, начиная от уста­новки танка "s", контролируемой подвеской, до совершенной установки "подъема-и-поворота", которая обеспечит танк новыми тактическими преимуществами.

Если это так, то практический подход к введению новой 140-мм танковой пушки, вероятно, следует начинать с установки ее на танк типа танка "s" для поддержки башенных танков, которые уже находятся на вооружении, и затем удлинения ее и оснащения системой "подъема-и-поворота" для создания будущего танка МВТ-2000. Автомат заряжания этого танка "S" будет разрабаты­ваться на базе автоматов заряжания, устанавливаемых в нише башни, которые поступают в настоящее время на вооружение и останутся фактически неизмененными при введении поднимаемых установок, которые будут подводить к ним казенную часть ствола для перезаряжания. Управляемая подвеска, разработанная для базового танка "S", останется в уменьшенной форме, как резервная система в более поздних удлиненных машинах, вооруженных более совершен­ными орудийными установками.

В башне преднамеренно объединены пушка и ее расчет и обеспе­чен круговой поворот как одно целое. В будущем пушка и ее расчет, возможно, в равной степени преднамеренно будут разделены, причем последний переместится на фиксированные рабочие места в корпусе. Вряд ли членам экипажа в будущем будет обеспечен доступ к казенной части ствола пушки, - за исключением аварийных случаев - а она будет подводиться для перезаряжания к фиксированному автомату заряжания в кормовой части корпуса. В интересах безопасности экипажа потенциально опасные боеприпасы не будут поступать в боевое отделение и, если произойдет воспламенение зарядов, его продукты будут выпускаться в кормовую часть машины.

В корпусе безбашенной БМП десант не должен будет больше страдать от частичного внедрения башни в десантное отделение и необходимости тесниться в кормовой части. Для ведения боевых действий в машине необходимо оставить только два человека и машина будет меньше и. таким образом, может быть лучше защищена. В БМП можно последовать примеру основного боевого танка и отде­лить десант от боеприпасов и боевых зарядов, возможно, десантники должны будут выбирать свое оружие из внешней укладки при спешивании.

Если должны быть созданы лучшие боевые машины, то башня должна быть убрана с танка и БМП как основное средство сниже­ния заброневого объема и, следовательно, более высоких уровней защиты. Не только башня должна быть заменена другими системами орудийной установки, но еще большее значение будет иметь принятие компоновки с передним размещением двигателя и кормовым размеще­нием боеукладки, обслуживаемой двумя членами экипажа с фиксиро­ванных рабочих мест в корпусе.


 

ROBIN FLETCHER

HAS THE TURRET HAD ITS DAY?

MILITARY TECHOLOGY, 1992, N 6

 

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ