ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БОЕМ

 
ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ
 
 




ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БОЕМ

 

М.П. Лапчик, проректор по информатизации, д.п.н., профессор (ОмГПУ)
А.А. Соловьев, завкафедрой, к.ф.-м.н., профессор, чл.-корр. Академии военных наук (ОТИИ)
Ю.И. Михеев, начальник отдела Комитета по делам телевидения, радиовещания и средств массовых коммуникаций Администрации Омской области, к.т.н. (гмск)
Е.В. Демидов, с.н.с. (ОТИИ)

 

      Принята новая концепция боевого использования сухопутных войск и их главной ударной силы - бронетанковых войск. Основное внимание в ней уделяется широкому применению ОБТ и других боевых машин, как в ходе крупно-масштабной войны, так и в локальных конфликтах, самостоятельно и с другими видами вооруженных сил для достижения целей и обеспечения интересов США во всех регионах мира (борьба с терроризмом, наркобизнесом и в миротворческих операциях) бандформированиями.

      Основные боевые танки (ОБТ) в современных условиях - главное ударное средство сухопутных войск на поле боя. В настоящее время такие танки разрабатываются в США (FCS - Future Combat System - перспективная боевая система) и ФРГ (NGP - Neue Gepanzerte Platforme - новая бронированная платформа).
      Автобронетанковое командование министерства обороны США представило план, в котором наряду с разработкой ОБТ FCS предусматривается создание перспективных БМП FIV (Future Infantry Vehicle), БРМ FSCV (Future Scout Combat Vehicle), а также модернизация серийных ОБТ Ml "Абрамс" с целью доведения их до уровня М1А2 SEP (System Enhancement Program).

      Огневая мощь танка FCS должна иметь комплекс вооружения и систему управления огнем (СУО), которые будут способны обнаруживать, "захватывать" и идентифицировать цель, обеспечивать точное попадание снаряда и поражение цели, причем на таких дальностях, на которых противник не сможет поразить ОБТ. Вероятность поражения бронированных целей при стрельбе прямой наводкой на дальностях до 5000 м должна быть близкой к 100%. Этот танк, будет способен вести борьбу с наземными и воздушными целями по всем направлениям и в различных условиях обстановки, в том числе в любое время суток при неблаго-приятных погодных условиях, наличии помех, а также в случае применения противником ядерного, биологического и химического оружия. Вооружение танка FCS должно обеспечивать точное поражение целей на дальностях до 10000 м и возможность ведения борьбы против вертолетов и других воздушных целей.
      Предполагается, что в конструкции танка FCS будут использованы перспективные технологии в области снижения возможности обнаружения, попадания в него и поражения любыми противотанковыми средствами противника.
      Танк FCS будет способен вести бой на пересеченной местности при скорости движения по 65 км/ч . Проведение ремонта и технического обслуживания намечается облегчить за счет использования средств диагностики.
      Танк FCS должен быть универсальным, работать на различных марках топлива, в том числе производимых в других странах. Необходимо, чтобы танк FCS мог транспортироваться самолетами, железнодорожным транспортом, автомобилями и другими средствами, состоящими на вооружении.

      Танк планируется оснастить встроенной системой, предназначенной для обучения и тренировки экипажа. По расчетам западных экспертов, это позволит вдвое сократить время и стоимость подготовки членов экипажа и других специалистов. Система обучения сделает возможным отработку комплексных задач, решаемых в ходе боя.
      Командир танка FCS будет находиться не в башне, а внутри корпуса, где в его распоряжении будут стереоскопические средства кругового обзора поля боя, действующие при любых погодных условиях, освещенности и задымленности.

      Наблюдаемая командиром танка картина поля боя будет отображаться на щитке шлемофона. Кроме того, устройство связи, встроенное в шлемофон, позволит выводить на экран формализованные бланки боевых донесений, схемы и карты боевой обстановки, а также разведывательную информацию. Боевые донесения и ответы на запросы автоматически будут передаваться видеосигналами. Новая технология позволит также объединить функции экипажа с помощью компьютера, что ускорит принятие решения. В боевую систему будет введена технология, обеспечивающая идентификацию "свой - чужой" для боевых машин на поле боя и автоматический запрос объектов неизвестной принадлежности. Система выбора наиболее опасных целей и возможность их автоматического сопровождения позволят заменить наводчика.

      Боевые действия танка FCS будут представлять быстрое определение целей, наведение орудия и производство выстрела, выполняемых исключительно командиром танка. При этом в компьютере будут заранее заложены возможности передачи целей артиллерийским и ракетным подразделениям поддержки, а также авиации.

      На танке предполагается установить интегрированную информационно-управляющую систему IVIS (Inter Vehicle Information System), которая включает круговую автоматическую многодатчиковую систему обнаружения целей и управления огнем. Автоматическое обнаружение наземных и воздушных целей должно осуществляться с помощью тепловизионных приборов, радиолокационной станции миллиметровых волн и оптических прицелов. Они обеспечат распознавание и идентификацию целей, ранжирование по степени опасности и автоматическое слежение за ними на поле боя. Кроме того, приборный комплекс будет включать: индикатор химических боевых отравляющих веществ, блок контроля климатических условий, инфракрасный подавитель, индикатор предупреждения о ракетной атаке и лазерной подсветке, а также генератор ложных целей.
      Круговое наблюдение днем и ночью будет обеспечиваться с помощью телевизионной и тепловизионной камер и процессорных блоков, позволяющих экипажу "видеть" через броню боевого отделения с помощью дисплеев, вмонтированных в шлемофоны.

      Повышению уровня защищенности будут способствовать системы предупреждения о лазерном облучении, обнаружения танка в ИК диапазоне, пуска дымовых гранат и другие. Эти системы могут привести к автоматическому инициированию бортовых средств противодействия, нацеленных на срыв работы систем наведения подлетающих боеприпасов, или прямому поражению их боеприпасами, выстреливаемыми из танка.
      Подвижность танка FCS будет определяться мощностью установленного на нем двигателя: дизельного мощностью 680 кВт ( 925 л . с.) или газотурбинного - 925 кВт ( 1250 л . с.). Двигатель соединен с генератором, который подает электроэнергию на бортовые электромоторы, вращающие ведущие колеса. Бортовые электромоторы выполняют функции трансмиссии и значительно сокращают размеры силового отделения. Предполагается, что на танке силовая установка будет расположена сзади, а электротрансмиссия - в передней части корпуса. При установке газотурбинного двигателя максимальная скорость движения составит - 100 км/ч .
      В ФРГ ведутся работы по созданию перспективного ОБТ на базе танка NGP, который в соответствии с планом развития сухопутных войск должен заменить ОБТ "Леопард-2".

      На базе NGP намечается создать ОБТ, боевую машину поддержки танков (БМПТ), ЗСУ, подвижный наблюдательный пункт артиллерии, саперный танк и танковый тягач.

      Военные специалисты рассматривают возможность увеличения огневой мощи боевых бронированных машин за счет повышения управляемости танков и БМП в составе общевойскового формирования. С этой целью ведутся разработки по стыковке систем управления войсковыми частями и системами управления боевыми средствами. При этом предполагается получить существенный выигрыш в эффективном использовании танков и БМП в составе подразделения, как единой боевой системы. Одним из направлений совершенствования систем управления подразделением и боевой машиной (танком или БМП) является интегрирование их различных систем в единый комплекс, обеспечивающий решение боевой задачи. Реализация этой концепции осуществляется на основе создания информационно-управляющих систем (ИУС).
      ИУС для танков базируются на автоматизации операций, выполняемых членами экипажа. К ним относятся управление огнем танка, средствами защиты, движением танка, взаимодействием объектов в подразделении (получение информации о противнике и своих войсках, получение задачи и доведение ее до объектов подразделения, наличие и расходование боезапаса и эксплуатационных материалов, контроль технического состояния и передача данных старшему командиру и т.д.


      Одним из первых танков, на котором внедрены элементы интегрированной системы информации и управления является французский танк "Леклерк". В ИУС танка "Леклерк" включены две ЭВМ, каналы связи между ними и управляемыми подсистемами танка, устройство технической диагностики, дисплеи отображения информации, панели управления и средства связи. Все необходимые данные по управлению системой выводятся на экраны дисплеев, установленных на рабочих местах командира и наводчика. Это снимает информационную нагрузку с членов экипажа и позволяет иметь больше времени на принятие обоснованного решения. Система управления подразделением танков "Леклерк" (известная под названием "SIR-LECLERC") позволяет лучше организовать взаимодействие. Командир подразделения постоянно имеет информацию о местонахождении танков подразделения, о количестве боеприпасов, топлива и неисправностях на каждой из его машин, об обнаружении и сопровождении целей, о подготовке данных для стрельб, о получении информации от внешних источников. Возможность получения информации о местонахождении соседних танков позволяет в определенной мере решить вопрос распознавания своих машин.

 

 





 



ГЛАВНАЯ НА ВООРУЖЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫЕ
РАЗРАБОТКИ
ОГНЕВАЯ МОЩЬ
ЗАЩИТА ПОДВИЖНОСТЬ 

ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ  БИБЛИОТЕКА ФОТООБЗОРЫ