ГЛАВНАЯ | ПЕРСПЕКТИВЫ | БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ | НОВЕЙШИЕ РАЗРАБОТКИ | НА ВООРУЖЕНИИ | ГАЛЕРЕЯ | ССЫЛКИ | ГОСТЕВАЯ

 

Всем желающим сообщить дополнительные сведения или внести уточнения просьба писать по адресу: btvt@ukr.net

Автор :  Андриан Николаев  Источник:  ЕЖЕДНЕВНАЯ ГАЗЕТА Пятница, 15 сентября 2000 г.

 

ТАНКИ В XXI ВЕКЕ

США. Работы, связанные с перспективным основным боевым танком четвертого поколения ведутся с 1984 года. В рамках принятых программ предусматривалось создание широкого семейства боевых машин шести типов (танк, САУ, боевая машина поддержки и т.д.) на едином шасси. Однако в условиях сокращения бюджетных расходов на военные нужды оказалось невозможным финансировать такую обширную программу. Поэтому Пентагон в 1996 году принял план модернизации танкового парка до 2020 года, имеющий более узкий перечень программ. По этим программам планируются разработка перспективного танка FCS (Future Combat System – перспективная боевая система) и усовершенствование серийных М1Абрамс” до уровня М1 Abrams SEP (System Enhancement Program). Последний представляет собой танк с сокращенным (до трех человек) экипажем, новой 120-мм гладкоствольной пушкой и автоматом заряжания. Разработка танка FCS в настоящее время находится в стадии изучения осуществимости принятых концепций и создания макетных образцов. По данным зарубежной печати, окончательную компоновочную схему намечается утвердить в 2001 году, к 2006-му – определить состав основного вооружения, а к 2009-му – изготовить опытный образец и приступить к испытаниям. Предполагается, что серийное производство малой партии перспективных танков FCS начнется в 2015 году, полномасштабное – после 2020-го. По расчетам экспертов, стоимость одного FCS составит 5-7 млн долларов. Изучаются несколько вариантов FCS боевой массой 40, 55 и 57 тонн. Экипаж (два-три человека) будет располагаться в хорошо защищенном бронированном отсеке в носовой части корпуса (“капсуле”). Необитаемая башня с основным вооружением примет низкопрофильную форму. Для наблюдения за полем боя вместо традиционных перископических приборов разрабатывается интегрированный дисплей, устанавливаемый на шлемофоне (картинка отображается на щитке шлемофона). Это позволит членам экипажа вести наблюдение через бронированные стенки с помощью расположенных снаружи корпуса телекамер. В качестве основного вооружения предлагается установка перспективной пушки калибра 120 или 140 мм с автоматом заряжания. Одновременно рассматривается создание электротермохимической, электротермической и электромагнитной пушки. Их исследования показывают, что энергия выстрела каждой из этих пушек превосходит энергию выстрела из традиционного орудия на 30-40 процентов. Возможна установка и ракетного вооружения (ПТУР). В качестве дополнительного вооружения на FCS намечается установить лазерную пушку, способную поражать низколетящие и воздушные, и наземные цели, а также многоцелевой ракетный комплекс. Система управления огнем будет полностью компьютеризованной. Толщина многослойной брони лобовой части корпуса (с элементами динамической защиты) эквивалентна 1000 мм катаной гомогенной брони. Предусматривается применение активной защиты. В качестве силовой установки разрабатываются два варианта двигателя: газотурбинный и дизельный. При установке дизельного двигателя максимальная скорость движения составит более 70 км/ч, а газотурбинного – 100 км/ч.

Германия. Разработка перспективного танка Leopard-3 велась с 1983 года. Но в 1992 году немцы в целях экономии средств отказались от создания новой боевой машины. В середине 90-х годов работы вновь были возобновлены в рамках программы NGP (Neue Gepanzerte Platforme – новая бронированная платформа). Принятие танка четвертого поколения NGP на вооружение запланировано на 2009 год. Стоимость серийного танка должна составить 7,2 млн долларов. Компоновочная схема немецкого проекта аналогична американской концепции, т.е. весь экипаж располагается в передней части корпуса, силовая установка и трансмиссия – в корме корпуса. Предполагаемый вес танка 50 тонн, экипаж – 2-3 человека. Для NGP изучается возможность применения “бесшовного” несущего броневого корпуса с комплектом модульных броневых плит. Основное вооружение – 140-мм обычная гладкоствольная или электротермохимическая пушка с автоматом заряжания. Планируется установка новых танковой информационно-управляющей системы и тепловизионных прицелов второго поколения. В качестве силовой установки предусматривается использовать дизель мощностью 1800 л.с., либо дизель-генераторную установку, состоящую из двух-четырех автомобильных двигателей, размещенных вдоль кормовой брони. Последняя, как полагают немецкие конструкторы, обеспечит дополнительные преимущества, влияющие на эффективность боевых машин (пониженный уровень шума за счет возможности отключения части двигателей, меньшая вероятность потери машины при боевом повреждении, сокращение финансовых затрат в связи с использованием широко распространенных коммерческих агрегатов и другие).

Великобритания. В настоящее время начаты работы по созданию перспективного основного боевого танка MODIFIER (Mobile Direct Fire Equipment Requirement – требования к системе для ведения огня прямой наводки с ходу), который должен заменить состоящий на вооружении в сухопутных войсках “Челленджер”. Серийное производство нового танка намечается в 2015-2020 годы. По данным зарубежной печати, танк боевой массой 45-50 тонн будет иметь 140-мм электромагнитную пушку, отличаться высокой живучестью и способностью вести бой в любое время суток и в различных метеоусловиях. Экипаж — два человека.

Франция. По имеющимся сведениям, будут вестись работы в рамках модернизации танка “Леклерк”. На новом варианте, условно названном Leclerc-2, предусматривается установить лишь новую 140-мм гладкоствольную пушку с автоматом заряжания в башне больших габаритов. Другие основные узлы и агрегаты будут заимствованы у базового “Леклерка”. Начать серийное производство планируется в 2010-2015 годы.

Россия. Несмотря на тяжелое финансовое положение, отечественные танкостроители ведут разработку танка четвертого поколения. Причем двух типов. Первыми танк будущего представили конструкторы Омского КБ транспортного машиностроения. Первая публичная демонстрация перспективного основного боевого танка с экстравагантным названием “Черный орел” (“объект 640”) была проведена в сентябре 1997 года. Ходовой макет танка демонстрировался на удалении 150 метров от посетителей выставки. Корпус “Черного орла” внешне мало чем отличается от корпуса серийного Т-80У: то же расположение катков, модулей активной защиты. Применение шасси “восьмидесятки”, надо полагать, вызвано стремлением облегчить серийное производство нового танка и упростить эксплуатацию в войсках. Наиболее существенным отличием “Черного орла” от Т-80 является башня принципиально нового типа (для соблюдения режима секретности, во время демонстрации она была закутана маскировочной сетью). Отмечают, что башня обладает высоким уровнем защиты и имеет сварную конструкцию. Автомат заряжания и часть боекомплекта помещаются в обширной нише, расположенной в задней части обитаемой башни (учтен печальный опыт чеченской кампании). Автоматизированная боеукладка отделена от экипажа, а ниша снабжена вышибными экранами аналогично западным танкам. Принятое компоновочное решение позволило уменьшить высоту “Черного орла” по сранению с Т-80 на 400 мм, сделав его, пожалуй, самым низким танком в своем классе. В отечественной печати отмечалось, что на танке возможна установка 152-мм пушки. Однако, по оценкам западных специалистов, калибр орудия будет иметь 135-140 мм. Вес “Черного орла”, предположительно, 50 тонн. В качестве силовой установки рассматривается газотурбинный двигатель мощностью 1500 л.с. Второй тип российского перспективного танка “Объект 95” разрабатывается Нижнетагильским КБ “Уралвагонзавода”. Первая официальная информация о новой боевой машине появилась в марте этого года во время посещения главой военного ведомства Игорем Сергеевым оборонных предприятий в Нижнем Тагиле и Екатеринбурге. Машина создается также на шасси Т-80, но компоновочная концепция аналогична американскому проекту FCS. Пушка располагается в небольшой по размерам необитаемой башне. Рабочие места экипажа из трех человек помещены в специальную капсулу, отгороженную броневой переборкой от автомата заряжания и башни. Возможный калибр орудия – 135 мм. Масса “Объекта 95” около 50 тонн. Рассматривается возможность установки дизельного двигателя мощностью 1200 л.с., испытания которого подходят к завершению. Не исключено, что танк будет оснащен системой активной защиты, созданной на базе существующей “Арены”.